Динамика показателей скоростно-силовых качеств у школьниц 8-10 классов, занимающихся волейболом
материал по физкультуре (9 класс)

Печерская Светлана Александровна

 

Аннотация - актуальность данного исследования обусловлена тем, что от уровня развития скоростно-силовых качеств человека в процессе занятий физической культурой и спортом в большой степени зависит успешность его физкультурно-спортивной деятельности в целом.

Проблема скоростно-силовых качеств в школьном возрасте является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание быстроты и силы способствует укреплению здоровья подрастающего поколения, что приобретает особую значимость в связи с нередкой гипокинезией у детей этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagruzit.docx147.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы

Динамика показателей скоростно-силовых качеств у школьниц 8-10 классов, занимающихся волейболом

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИЦ 8-10 КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Ключевые слова - физическая подготовленность, техническая скоростно-силовые качества, школьницы

Аннотация - актуальность данного исследования обусловлена тем, что от уровня развития скоростно-силовых качеств человека в процессе занятий физической культурой и спортом в большой степени зависит успешность его физкультурно-спортивной деятельности в целом.

Проблема скоростно-силовых качеств в школьном возрасте является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание быстроты и силы способствует укреплению здоровья подрастающего поколения, что приобретает особую значимость в связи с нередкой гипокинезией у детей этого возраста.

PRACTICING DYNAMICS OF POWER QUALITIES OF SCHOOLGIRLS 8-10 CLASSES INVOLVED IN VOLLEYBALL

Key words - physical preparedness, technical speed-power quality, schoolgirls

Abstracts - the relevance of this study lies in the fact that the level of development of practicing human strength qualities in the process of physical training and sport is greatly affected the success of his sports and sports in General.  The problem of speed-strength qualities at school age is one of the most important in physical education and sports training. Raising speed and strength promotes health of the younger generation, which is of particular importance in connection with the common gipokinezi in children of this age.


Список сокращений

ДА

ЖЕЛ

кг

КС

м

МВЛ

МОД

МОК

МПК

ОГК

ОФП

С

см

СОК

ЦНС

ЧСС

Двигательная активность

Жизненная емкость легких

Килограмм

Координационные способности

Метр

Максимальная вентиляция легких

Минутный объем дыхания

Минутный объем крови

Максимальное потребление кислорода

Окружность грудной клетки

Общая физическая подготовка

Секунда

Сантиметр

Систолический объем крови

Центральная нервная система

Частота сердечных сокращений

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕОАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Характеристика скоростно-силовых качеств

1.2. Возрастные особенности школьниц 8 – 10 классов

1.3. Развитие скоростно-силовых качеств

у школьниц 8 – 10 классов

1.4. Контроль за развитием скоростно-силовых способностей у школьниц 8 – 10 классов

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

2.2.2. Педагогическое тестирование

2.2.3. Методы математической статистики

2.3. Организация исследования

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

стр.

5

7

7

13

14

30

32

32

32

32

32

34

36

38

43

45

49


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что от уровня развития скоростно-силовых качеств человека в процессе занятий физической культурой и спортом в большой степени зависит успешность его физкультурно-спортивной деятельности в целом.

Проблема скоростно-силовых качеств в школьном возрасте является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание быстроты и силы способствует укреплению здоровья подрастающего поколения, что приобретает особую значимость в связи с нередкой гипокинезией у детей этого возраста [7].

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины [14].

В среднем и старшем школьном возрасте особенно необходима регулярная направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребенка закладывается база здоровья организма в целом.

Кроме того, необходимо помнить, что содержание учебно-тренировочного процесса, величина нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. Не только организацию учебно-тренировочного процесса, но и систему мониторинга за развитием физических качеств школьниц 8 – 10 классов нужно строить с учетом половых и анатомо-возрастных особенностей [7].

Цель исследования - исследовать динамику развития скоростно-силовых качеств у школьниц 8-10 классов, занимающихся волейболом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. определить уровень развития скоростно-силовых качеств у школьниц   8 – 10 классов занимающихся волейболом.
  3.  выявить динамику развития скоростно-силовых качеств у школьниц     8 – 10 классов занимающихся волейболом

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • педагогические тестирования;
  • методы математической статистики.

Объект исследования – физическая подготовка школьниц 8-10 классов занимающихся волейболом.

Предмет исследования – развитие скоростно-силовых качеств у школьниц 8 – 10 классов.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении влияния занятий волейболом на развитие скоростно-силовых качеств у школьниц 8 - 10 классов. Материалы данного исследования могут представлять интерес для преподавателей физической культуры, а также для тренеров - преподавателей по волейболу.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Характеристика скоростно-силовых качеств

Одна из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания – это обеспечение разностороннего и гармоничного развития физических качеств человека. Физические качества в теории и методике физического воспитания представляют собой социально-обусловленные, системно-структурированные психобиологические свойства человека, определяющие все разнообразие видов и форм его двигательной активности.

Физические качества – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств [18, c. 42].

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.

Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [20, с. 77].

В теории физического воспитания термином сила выражается одна из качественных характеристик произвольной двигательной активности человека, направленной на решение определенных двигательных задач. В связи с этим разные авторы дают следующие  определения термину «сила».

Сила – это проявление возможностей человека, способствующих преодолению внешнего сопротивления или противодействию ему посредством мышечных напряжений [12, c. 52].

В роли факторов сопротивления выступают силы земного тяготения, которые равны массе тела человека; реакции опоры при взаимном воздействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощения предметов, спортивных орудий; сила инерции собственного тела или его частей; сопротивление другого человека и т.д. Чем больше сопротивления способен преодолеть человек, тем сильнее он является.

 В зависимости от двигательных задач и характера работы опорно-двигательного аппарата, проявляемая мышцами сила получает специфические качества, которые оказываются более выраженными с возрастанием физической подготовленности человека.

Выделяют несколько видов силовых способностей человека.

1.        Собственно силовые способности. Им свойственна максимальная статическая сила, которую способен развить человек. Силовые способности проявляются, в основном, при достаточно медленном сокращении мышц с преодолением околопредельного и предельного сопротивления [18, c. 61].

2.        Скоростно-силовые способности. Представляют собой способность осуществлять динамическую кратковременную работу, длительность которой составляет до 30 секунд, против большого сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, требующих кроме силы стремительности в движениях (например, прыжки, метание и т.д.).

3.        Силовая выносливость (силовой компонент специальной выносливости). Является способностью организма противостоять утомлению в работе максимальной мощности, длительность которой составляет до 3 - 4 минут. Силовая выносливость проявляется в умении противостоять утомлению при достаточно продолжительных и при этом очень значительных по величине действиях мышечного напряжения.

4.        Взрывная сила – способность к проявлению максимальных усилий в кратчайшие сроки.

При педагогической характеристике силовых способностей человека выделяют следующие их виды:

Максимальная изометрическая, или статическая сила является показателем силы, которая проявляется при удержании в течение заданного времени предельного отягощения или сопротивления с максимальным напряжением мышц [8, c. 79].

Медленная динамическая, или жимовая сила проявляется во время перемещения предметов с большой массой, когда скорость не играет существенной роли, а прилагаемые усилия могут достигать максимальных значений.

Амортизационная сила характеризует развитие усилия за короткое время в уступающем режиме деятельности мышц (например, при приземлении на опору в различных прыжках, при преодолении препятствий, в рукопашном бою).

Различные виды силовых способностей находятся в довольно слабой взаимосвязи, что требует применения разных методов, средств и режимов тренировки для развития конкретных силовых способностей. Уровень использования силовых способностей в соревновательных упражнениях обуславливает содержание и особенности силовой подготовки в каждом конкретном виде спорта.

В теории и практике физического образования и воспитания используют также термины «абсолютная сила» и «относительная сила».

Абсолютная сила представляет собой максимальную силу, которую может проявить человек в каком-либо движении, определяемая безотносительно к его собственной массе.

Относительная сила является величиной проявленной силы, приходящейся на 1 кг массы тела человека.

Когда два человека с разным весом обнаруживают одинаковую абсолютную силу, то по показателю относительной силы более подготовленным окажется тот, у кого вес тела будет меньше.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.)

Исследования позволили установить, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо активно осуществлять в юношеском возрасте, поскольку в этот период формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Скоростно-силовая подготовка благоприятно воздействует на физическое развитие.

К факторам, оказывающим влияние на скоростно-силовые качества, относят:

- состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

- морфологические особенности мышечной ткани, ее композиции (от соотношения быстрых и медленных волокон);

- силу мышц;

- способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

- энергетические запасы в мышце (аденозинтрифосфорная кислота и креатинофосфат);

- амплитуда движений (степень подвижности в суставах);

- способность к координации движений при скоростной работе;

- биологический ритм жизни и деятельности организма;

- возраст и пол;

- скоростные природные способности человека [31, c. 58].

При силовой подготовке используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные силовые упражнения, упражнения с преодолением веса собственного тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работы в преодолевающем и уступающем режиме. С юными спортсменами проводится общая силовая подготовка с целью разностороннего развития всех мышечных групп, образования достаточно крепкого мышечного корсета, укрепления дыхательной мускулатуры.

Основное средство отягощения - собственный вес тела и частей тела. Упражнения должны быть динамичными. В силовой подготовке подростков рекомендовано использовать упражнения в лазании и перелазании через различные препятствия, упражнения с футбольными, баскетбольными и набивными мячами в различных исходных положениях, упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями, прыжки и многоскоки [20, c. 114].

По определению многих специалистов быстрота зависит от скорости его реакции, скорости движения и их частоты.

Быстрота – это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на какой-либо раздражитель, которые выполняются без существенного внешнего сопротивления, сложной координации деятельности мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требуют больших энергозатрат.

Физиологический механизм проявления быстроты является многофункциональным свойством, зависящим от состояния нервной системы и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата. Темп – это показатель, характеризующий быстроту как качество, зависит от времени одиночного движения, времени двигательной реакции (реакция на сигнал) и частоты одинаковых движений в отрезок времени.

Выделяют несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты:

  1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции.
  2. Быстрота одиночного движения (темп движения).
  3. Быстрота сложного (многоуровневого) движения, связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т.д.
  4. Частота не нагруженных движений [8, с. 226].

Данные формы относительно независимы и слабо взаимосвязаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают значительные изменения, которые необходимо учитывать при ее развитии в процессе многолетней тренировки.

В соревновательной обстановке они, как правило, проявляются комплексно. Поэтому надо иметь более детальное представление об основных видах скоростных качеств спортсменов. Следует лишь всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления [31, c. 105].

Развитие скоростных качеств  осуществляется в двух направлениях [29]:

1) при аналитическом воздействии на отдельные факторы, обусловливающие скорость движений;

2) за счет тренировочных упражнений целостного законченного характера.

Таким образом, скоростно-силовые качества - это способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, требующих кроме силы стремительности в движениях.


1.2. Возрастные особенности школьниц 8 – 10 классов

В старшем школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требуют направленного физического воздействия. В старшем школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета [6].

Отсутствие в этот период регулярных целенаправленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребенка. Формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузок на стопу не позволяет укрепить мышцы ее свода, что ведет к развитию плоскостопия.

Все это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам даже при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость, головные боли). Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, пищеварительной системы).

Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают у детей школьного возраста большинство внутренних органов и систем. Особенно интенсивно развивается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудимости и тормозных процессов еще не уравновешен.

Сложным периодом в развитии школьников является возраст 10 - 15 лет у мальчиков и 11 - 14 лет у девочек. Это так называемый препубертатный период (начало полового созревания). В поведении подростков возбуждение преобладает над торможением, четкость двигательных реакций ухудшается. Еще более сложные изменения психики происходят в пубертатный период: у мальчиков – в 15 - 17 лет, у девочек – в 13 - 15 лет. Они становятся психически неуравновешенными, проявляют негативизм, критическое отношение к действиям взрослых.

В эти периоды школьникам особенно необходима регулярная направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребенка закладывается база здоровья организма в целом.

1.3. Развитие скоростно-силовых качеств

у школьниц 8 – 10 классов

Практика свидетельствует: для разных физических упражнений характерна специфическая направленность воздействия на организм спортсмена. Понятно, что и эффект развития скоростно-силовых качеств тесно связан с соотношением применяемых методов, структурой всего комплекса используемых физических упражнений.

Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся средств и методов, направленных на развитие способностей атлетов преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

Для процесса специальной скоростно-силовой подготовки характерно синтетическое, аналитическое и вариативное воздействие на рост силового и скоростного компонентов рассматриваемых физических качеств. При этом основными считаются методы: сопряженный, вариативный, кратковременных усилий, повторный [33].

Необходимо учитывать, что в зависимости от специфики двигательной деятельности удельный вес каждого из них неодинаков. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что в практике их применения в целях развития и совершенствования специальных скоростно-силовых качеств существуют определенные разногласия.

Так, Ю.В. Верхошанский, отмечает,  что при специальной скоростно-силовой подготовке целесообразно использовать комплексную систему средств [5]. В то же время В.А. Стрельников считает, что применение того или иного упражнения с различными отягощениями зависит от задачи развития силового или скоростного компонентов взрывной силы. В тех случаях, когда развитие одного из компонентов отстает, следует делать акцент именно на него [32].

На развитие скоростно-силовых качеств могут воздействовать самые различные упражнения регионального и глобального воздействия. Однако, когда идет о развитии качеств специфических для того или иного вида спорта, то наиболее эффективными является специально подобранные упражнения, которые близки по характеру нервно-мышечных усилий и структуре к движениям в избранном виде спорта. При этом можно направленно воздействовать на развитие специфических качеств и на совершенствование техники избранного вида спорта.

Это положение о необходимости подбора средств тренировки, исходя из двигательной специфики конкретного спортивного упражнения, явилось одним из важнейших завоеваний методики спорта.

Чтобы повысить эффективность целенаправленного воспитания скоростно-силовых качеств волейболисток, тренеру необходимо не только знать конкретные характеристики движения, но и постоянно ориентироваться на них при выборе специальных упражнений. Только в этом случае можно подобрать средства, которые соответствуют специфике проявляемых спортсменов качеств в основном соревновательном упражнении [33].

В настоящее время в научно-методической литературе имеются различные, порой противоречивые мнения и рекомендации относительно методических подходов, используемых для повышения скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Назовем лишь некоторые из них: использование концепции сенситивных периодов в развитии физических качеств, их комплексное развитие, преимущественное развитие отстающих (наименее развитых) физических качеств, приоритетное развитие ведущих или опережающих качеств.

Большой вклад в разработку теории сенситивных периодов применительно к физическому воспитанию внесли такие исследователи, как В. С. Фарфель, З. И. Кузнецова, А. А. Гужаловский. В результате исследований данных авторов и ряда других ученых было выявлено, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций детей и подростков. Было замечено, что в такие периоды детский организм по-разному реагирует на воздействие физических нагрузок [9].

Распространено мнение о том, что если направленное развитие двигательных качеств осуществляется в период их ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период их замедленного роста. В связи с этим делается вывод о том, что целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее высокий естественный возрастной прирост [9].

Раньше всех других достигают практически предельных величин скоростные качества. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений.

По мнению Л.П. Матвеева, наᴎболее благоᴨрᴎяᴛнымᴎ ᴨерᴎодамᴎ развᴎᴛᴎя скоросᴛных сᴨособносᴛей как у мальчᴎков, ᴛак ᴎ у девочек счᴎᴛаеᴛся возрасᴛ оᴛ 7 до 11 леᴛ. Несколько в меньшем ᴛемᴨе росᴛ разлᴎчных ᴨоказаᴛелей бысᴛроᴛы ᴨродолжаеᴛся с 11 до 14-15 леᴛ. К эᴛому возрасᴛу факᴛᴎческᴎ насᴛуᴨаеᴛ сᴛабᴎлᴎзацᴎя резульᴛаᴛов в ᴨоказаᴛелях бысᴛроᴛы ᴨросᴛой реакцᴎᴎ ᴎ максᴎмальной чᴎсᴛоᴛы двᴎженᴎй. Половые разлᴎчᴎя в уровне развᴎᴛᴎя скоросᴛных сᴨособносᴛей невелᴎкᴎ до 12-13- леᴛнего возрасᴛа. Позже мальчᴎкᴎ начᴎнаюᴛ оᴨережаᴛь девочек, особенно в ᴨоказаᴛелях бысᴛроᴛы целосᴛных двᴎгаᴛельных дейсᴛвᴎй бег, ᴨлаванᴎе ᴎ ᴛ.д.

Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов считают, что самымᴎ благоᴨрᴎяᴛнымᴎ ᴨерᴎодамᴎ развᴎᴛᴎя сᴎлы у мальчᴎков ᴎ юношей счᴎᴛаюᴛся возрасᴛ оᴛ 13-14 до 17-18 леᴛ, а у девочек ᴎ девушек – оᴛ 11-12 до 15-16 леᴛ, чему в немалой сᴛеᴨенᴎ сооᴛвеᴛсᴛвуеᴛ доля мышечной массы к общей массе ᴛела (к 10-11 годам она сосᴛавляеᴛ ᴨрᴎмерно 23%, к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%).  Следуеᴛ оᴛмеᴛᴎᴛь, чᴛо в указанные оᴛрезкᴎ временᴎ сᴎловые сᴨособносᴛᴎ в наᴎбольшей сᴛеᴨенᴎ ᴨоддаюᴛся целенаᴨравленным воздейсᴛвᴎям. Прᴎ развᴎᴛᴎᴎ сᴎлы следуеᴛ учᴎᴛываᴛь морфофункцᴎональные возможносᴛᴎ расᴛущего органᴎзма.

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет [38].

Динамика и наиболее высокие темпы развития различных физических качеств у школьников, как правило, не совпадают по времени и располагаются в своеобразной хронологической последовательности. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников [21].

При организации учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры в 8 – 10 классах методика проведения урока становится похожей на методику занятий со взрослыми. Дозирование нагрузок достигает уровня спортивной тренировки. Однако необходимо помнить, что содержание учебно-тренировочного процесса, величина нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. При занятиях с девочками необходимо с большой осторожностью выбирать упражнения, избегая тех из них, которые вызывают повышенное внутрибрюшное давление: упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, поднимание тяжестей, прыжки в глубину [27].

При развитии силовых способностей рекомендуется применять разнообразные средства, а также следующие методы повторного, максимального и динамического усилий. В подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития скоростно-силовых и силовых качеств. В учебно-тренировочном процессе используют динамические силовые упражнения с малым отягощением, лазание по канату, толкание ядра.

В возрасте 15 - 16 лет идет активный процесс формирования силовой выносливости, возрастает количество упражнений с отягощением, проводятся лазания по канату на скорость, используются различные элементы борьбы. У девушек старших классов силовые упражнения должны ограничиваться из-за относительно малой силы мышц [23].

Выбор средств, способствующих развитию силовых качеств, должен учитывать необходимость гармонического развития мускулатуры и достаточного, соразмерного подростковому возрасту развития мышечной массы. Силовые качества у средних и старших школьников можно развивать, используя упражнения со штангой. Рациональное использование силовых упражнений способствует совершенствованию общей физической подготовленности и успешному воспитанию других двигательных качеств [17].

Исследователи утверждают, что собственно силовые способности необходимо начинать развивать с подросткового возраста, применяя методы повторных и динамических усилий. Также для этого используют упражнения с повышенным сопротивлением (требуется преодолевать тяжесть различных предметов - гантелей, штанги, мешков с песком и т. д., противодействие партнера, сопротивление внешней среды) и упражнения с отягощениями, равными весу собственного тела школьника, а также различные тренажерные устройства.

Быстрота – это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на какой-либо раздражитель, которые выполняются без существенного внешнего сопротивления, сложной координации деятельности мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требуют больших энергозатрат [15].

В возрасте же 13 - 16 лет следует повышать скоростные способности, применяя скоростно-силовые упражнения. Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 секунд. Преподаватель должен добиваться того, чтобы хоть в малых объемах от занятия к занятию повышались скоростные способности, увеличивалось количество движений в единицу времени.

Используемые для воспитания данной способности упражнения не должны носить однообразного характера. Их задача - охватывать различные группы мышц, совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационную способность занимающихся.

Рекомендуется перед выполнением упражнения на быстроту проводить разминку не менее 15-20 мин. Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Наиболее эффективно быстрота у школьников будет развиваться в том случае, если в урок физической культуры вводятся подвижные и спортивные игры [11].

При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых; последующие упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки школьников подросткового возраста являются разнообразные упражнения [29]:

  1. с преодолением веса собственного тела: для развития скоростно-силовых способностей используют быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места или с разбега, прыжки в глубину, высоту, на дальность и в различных сочетаниях;
  2. с различными видами дополнительного отягощения (пояс, жилет), в прыжковых упражнениях, прыжках, метаниях и других упражнениях;
  3. с использованием воздействий окружающей среды: силовые упражнения, а также бег и прыжки в гору, с горы, по ступенькам вверх и вниз, упражнения на различном грунте;
  4. с использованием сопротивления различных упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.д.);
  5. упражнения с противодействием партнера.

Мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.

Соответствие средств, специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в различных упражнениях оценивается по следующим критериям:

  1. амплитуда и направленность движений;
  2. акцентируемый участок рабочей амплитуды движения;
  3. величина динамического усилия;
  4. быстрота развития максимального усилия;
  5. режим работы мышц.

При использовании технических средств скоростно-силовой подготовки школьниц 8-10 классов следует учитывать, что тренирующий эффект всех средств понижается по мере повышения степени специальной физической подготовленности подростка, достигнутого ранее с помощью этого средства. Все используемые методы и средства должны обеспечивать оптимальный тренирующий эффект по отношению к актуальному состоянию организма ребенка [31, c. 19].

К основным средствам развития скоростно-силовых качеств подростков применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [24].

Комплексы скоростно-силовых упражнений, предусматриваемые программами физического воспитания, включают различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д.

К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (бег, прыжки, приседания, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивание, отжимание в упоре и т. д).

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения, эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу». Данные упражнения можно давать учащимся среднего возраста, как в подготовительной, так и в основной части урока.

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую нагрузку. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.), которые можно использовать в основной части урока [24, c. 149].

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей, трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Особенно строгое нормирование необходимо, когда они применяются для усиления требования к скоростно-силовым способностям в скоростных движениях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них. Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются — так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качество действий.

Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь служит, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигает лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха [5].

Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы при условии, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движения.

Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинаются замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторение. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнить их в каждом занятии серийно, используя несколько повторений в каждой серии. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки, отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений - «лучше заниматься чаще, но немного». В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально- подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движения [32].

Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение таких упражнений с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям, оправдано после, завершения возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условий систематической разносторонней подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики. Согласно опытным данным их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии 5-10 движений, число серий в рамках отдельного занятия 2-4.

Интервалы активного отдыха между сериями 10-15 мин, число занятий, включающих также нагрузки в недельном цикле 1-2. Существует несколько вариантов развития скоростной силы.

1. Вес отягощения 30-70 %: от максимума. Движения выполняются 6-8 раз в спокойном темпе, позволяющем сконцентрироваться на высокоскоростном начале каждого повторения, с предельной скоростью. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии 2-4 серии повторений с активным отдыхом между сериями в 5-7 мин.

2. В качестве основы применяется упражнение статодинамического характера, в котором после 2-3-х изометрических напряжений в пределах 60-80 % от максимального следует быстрое движение с преодолением отягощения, равного 30 % от максимального. Для выполнения изометрического напряжения используется груз, который удерживается блочным устройством со специальным упором. В одном подходе- 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин.

3. Упражнения направленно на развитие преимущественно стартовой скорости, в частности стартовой силы мышц. Отягощение 60-65 % от максимального. Выполняется короткое сконцентрированное взрывное усилие, сообщающее только стартовое движение отягощению и только на начальном отрезке его пути. В одном подходе-4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятия от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин [5].

При развитии скоростной силы важным, условием успехом является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы.

Прыжки - наиболее простое и распространенной средство развития скоростной силы. В процессе их применения необходимо делать акцент на быстроту отталкивания и не стремиться к развитию мощности движения. При развитии скоростной силы максимального и, тем более, взрывного характера следует знать: упражнения с сопредельным тренирующим воздействием следует подбирать с учетом исходного уровня физической и скоростно-силовой подготовленности; после высокоскоростной, реактивной, взрывной нагрузки мышц должны обязательно освобождаться от специфической усталости, оперативно готовиться к очередной нагрузке. Для этого надо целенаправленно применять упражнения на гибкость, маховые движения в промежутках между повторениями и во время отведенного специального отдыха [32].

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.

Если в процессе начальной тренировки большинство средств силовой подготовки положительно воздействуют на многие компоненты силовых возможностей, то с ростом квалификаций положение меняется: становится необходимым ориентироваться на особенности соревновательной деятельности. Соответствие средств специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в соревновательных упражнениях оценивается по следующим критериям: амплитуде и направленности движений; акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму работы мышц [24].

При использовании технических средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:

-Тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого этим средством;

-применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма спортсмена;

-в качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно- силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [32].

Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, в него входят различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (поднимание штанги, преодоление противодействия партнера, бег, прыжки и приседания с отягощениями, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре, поднимание со штангой на плечах) [24].

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения, эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу».

Для развития специальных скоростно-силовых способностей используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую нагрузку. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания, и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.) [32].

Таким образом, при организации учебно-тренировочного процесса необходимо помнить, что для успешного воспитания скоростно-силовых качеств школьников нельзя использовать только какой-либо один метод. Определенного эффекта можно достичь лишь в том случае, если в тренировочном процессе найдут применение все перечисленные методы в их разумном сочетании.

1.4. Контроль за развитием скоростно-силовых способностей у школьниц 8 – 10 классов

Мониторинг (контроль) – это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом.

По мнению Б.А. Ашмарина, отличительной особенностью педагогического мониторинга является [1]:

  1. мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении

1, 3, 5 лет;

  1. мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В.Ю. Давыдов выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга [10]:

  1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней.
  2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их.
  3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования.
  4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.
  5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования [13]:

  1. Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени.
  2. Показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования.
  3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
  4. Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Необходимость контроля за развитием скоростно-силовых качеств обусловлена неравномерностью их развития в различные периоды жизни ребенка, анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и некоторыми особенностями их психики.

Для контроля за развитием скоростно-силовых качеств у школьниц 8 - 10 классов применяют специальные испытания - тесты, помогающие установить уровень развития той или иной способности. Тест-проба – это качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого. Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические кондиции учащихся. Однако, чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, учителю физкультуры надо выполнять следующие требования [20]:

  1. Максимально точно измерять параметры и правильно вводить их в компьютер.
  2. Комплексное тестирование проводить не реже 2-х раз в учебном году (сентябрь и май), так как организм школьника постоянно растет и физические качества развиваются неравномерно.
  3. Тест по возможности проводить всегда в одно и то же время, натощак.

Тестовые задания для определения уровня физической подготовленности достаточно просты и информативны. Учителю физической культуры следует предварительно подготовиться к их проведению.

В число общепринятых тестов для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности входят [17,18]:

1) прыжок в длину с места,

2) пятерной прыжок,

3) челночный бег 3 х 10 м,

4) метания мяча весом 1кг из положения сидя, из положения стоя.

5) прыжок высоту с разбега, см

6) подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 с (в исходном положении ноги согнуты в коленях).

7) подъем на скамейку определенной высоты в определенном темпе за определенное время.

8) выпрыгивания.

9) отжимания от пола, скамейки.

При выполнении прыжка в высоту значение скоростных возможностей несколько снижается, а способности к «взрывному характеру» отталкиванию - возрастает.

В прыжке в длину с места результативность зависит исключительно от способности мышц ног к проявлению силы в кратчайшее время. Результат этих упражнениях зависит и от скоростных и силовых возможностей. Однако, традиционно легкоатлетические прыжковые упражнения определяют как разновидность проявления быстроты и объединяют их в группу скоростно-силовых упражнений, к которым относят и бег на короткие дистанции.


ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования - исследовать динамику показателей скоростно-силовых качеств у школьниц 8-10 классов, занимающихся волейболом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. определить уровень развития скоростно-силовых качеств у школьниц 8 – 10 классов занимающихся волейболом.
  3. выявить динамику развития скоростно-силовых качеств у школьниц 8 – 10 классов занимающихся волейболом

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • педагогические тестирования;
  • методы математической статистики.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы позволил выяснить состояние вопроса, определить цель и конкретные задачи исследования.

2.2.2. Педагогическое тестирование

Как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследуемый вооружается конкретным фактическим материалом или данными.

Оценка скоростно-силовых способностей на практике осуществляется с использованием комплекса тестов, которые соответствуют основным требованиям спортивной метрологии. Среди них – надежность (постоянство, воспроизводимость результатов в условиях идентичных многократных измерений), избирательность (способность регистрируемого параметра отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования), емкость (способность давать максимум информации) и объективность (независимость результатов от сопутствующих исследованию факторов).

Для определения уровня развития скоростных способностей у школьников были отобраны следующие упражнения:

  1. Прыжок в длину с места толчком 2 ногами.

Перед местом для приземления проводили линию отталкивания и перпендикулярно ей закрепляли рулетку. Учащиеся становились около линии, не касаясь её носками, и выполняли толчком двух ног прыжок в длину с места. Расстояние определяли от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Выполнялось три попытки, лучший результат фиксировали в протоколе с точностью до одного сантиметра.

  1. Бег 30 м с хода

В забеге участвовал один человек. Секундомер включался в момент пересечения испытуемым стартовой линии, и выключался в момент пересечения финишной линии. Время бега определили с точностью до 0,1 секунды.

  1. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы сидя.

      На площадке ставится скамейка и перпендикулярно к ней закрепляют рулетку. Спортсмен садится на пол, так чтобы спина касалась скамейки, расставляя ноги в стороны. По команде: «Можно!», испытуемый сначала поднимает мяч кверху, затем разгибает туловище, отводя мяч назад, а затем выполняет мощный бросок вперед-вверх. Фиксируется рсстояние от линии до точки приземления мяча. Точность измерения – 0,1 м.

  1. Прыжок в вверх с места.

       Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает  стене и поднимает руки вверх (предварительно кончики пальцев намазать мелом) – ставит отметку. Затем из исходного положения – стоя на всей стопе, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и ставит другую отметку. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра,  по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятыми руками ) показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.

  1. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы из положения стоя.

На площадке чертится линия и перпендикулярно к ней закрепляют рулетку. Испытуемый встает к линии в и.п. ноги на ширине плеч. По команде: «Можно!», испытуемый сначала поднимает мяч кверху, затем разгибает туловище, отводя мяч назад, а затем выполняет мощный бросок вперед-вверх. Фиксируется рсстояние от линии до точки приземления мяча.

2.2.3. Методы математической статистики

Вся собранная информация была подвергнута математической обработке. Полученные данные представлены в виде диаграмм отдельных качеств обследуемых групп спортсменов.

При обработке результатов исследования рассчитывалась: средняя арифметическая, статистическая ошибка средней арифметической, среднеквадратическое отклонение. Для определения достоверности различий результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Использовались следующие формулы:

  1. Средняя статистическая величина

где - средняя статистическая величина;

         - сумма варианта;

 - показатели;

n – количество испытуемых;

  1. Среднее квадратическое отклонение

;

где - среднеквадратическое отклонение;

- средняя арифметическая величина;

- сумма варианта;

 - показатели;

n – количество испытуемых.

  1. Ошибка средней статистической – m

;

где n – количество испытуемых;

- среднеквадратическое отклонение;

  1. Критерий достоверности различий Стьюдента

где:

t – Критерий достоверности различий Стьюдента;

- средняя арифметическая величина;

 - показатели;

n – Количество испытуемых;

m - Ошибка средней арифметической.

Сравнивались фактические данные уровня физического развития обследуемых групп.

При числе степеней свободы  по таблице «Граничные значения критерия Стьюдента », установлено, что = 2,13. На основании свойств нормального закона распределения в критерии Стьюдента осуществляется сравнение t и :

Если , то различие между сравниваемыми группами статистически достоверно;

Если t<, то различие статистически недостоверно.

Для исследования в области физической культуры и спорта оценка статистической достоверности является первым шагом в решении конкретной задачи: принципиально или непринципиально различаются между собой сравниваемые группы.

2.3. Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе исследования (2015 г.) проводился обзор и анализ научно-методической литературы  по проблеме исследования. Определялись цель, задачи, методы исследования.

На втором этапе – проводилось педагогическое тестирование школьниц 8 – 10 классов, занимающихся волейболом в количестве 15 человек. Определялся уровень развития скоростно-силовых способностей у спортсменок в начале 2015/16 учебного года.  

Тестирование проводилось на базе МБОУ СОШ 6 г. Киржач. Все обследуемые школьники по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе.

Предварительно была проведена разминка. В тестировании принимали участие 15 девушек 14-17 лет, которые занимались волейболом по программе ДЮСШ по игровым видам спорта для учебно-тренировочных групп. Недельная нагрузка составляет 9 часов в неделю.

В конце учебного 2015/16 учебного года было проведено повторное тестирование с целью сравнения полученных результатов.

На третьем этапе был проведен математический анализ полученных данных на основании которых были основаны результаты и сделано заключение по проблеме исследования.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате тестирования школьниц, были получены результаты, которые позволили составить представление о скоростно-силовой подготовке девушек, учащихся средней общеобразовательной школы № 6 г. Киржач Владимирской области (табл. 1). Для изучения динамики развития скоростно-силовых способностей школьниц было проведено повторное тестирование в конце года. 

Таблица 1

Показатели уровня развития скоростно-силовых качеств

у девушек 8-10 классов

N

Тесты

В начале эксперимента X±m

В конце эксперимента X±m

t

p

1

Прыжки в длину с места (см)

 183,4±2,15

8,33

189,5±2,65

10,27

1,79

P>0,05

2

Бросок набивного мяча сидя (м)

4,12 ±0,14

0,52

4,65 ±0,12

0,45

2,87

P<0,01

3

Бег 30 м

с хода (с)

4,47±0,05

0,19

4,35±0,05

0,21

1,7

P>0,05

4

Бросок набивного мяча стоя (м)

6,17±0,17

0,64

6,37±0,16

0,6

0,86

P>0,05

5

Прыжок

вверх (см)

34,9±1,28

4,97

37,4±1,43

5,54

1,3

P>0,05

         

  Сравнительная характеристика результатов в прыжках в длину с места у школьниц 14-17 лет.

Результаты сравнения показателей прыжка в длину с места у школьниц 14-17 лет приведены в (табл. 1, рис.1).

Сопоставляя показатели тестирования прыжка в длину с места было установлено, что начале эксперимента среднее значение по данному тесту у школьниц 8-10 классов занимающихся волейболом составило 183,4 см, в конце 189,5 см прирост составил 6,1 см. Однако хоть и произошло увеличение средних значений по данному параметру, но достоверных различий между средними значениями исследуемой характеристики не выявлено, на что указывает найденное низкое значение критерия Стьюдента (t = 1,79; P>0,05).

Рис. 1. Показатели прыжка в длину с места школьниц 8 – 10 классов, занимающихся волейболом

         

       Сравнительная характеристика результатов броска набивного мяча школьниц 14-17 лет.

Результаты сравнения показателей броска набивного мяча у школьниц 14-17 лет приведены в (табл. 1, рис.2).

Рис. 2. Показатели броска набивного мяча сидя из-за головы у учащихся

8 – 10 классов, занимающихся волейболом

Судя по результатам приблизительно равные значения были выявлены для учащихся 8-10 классов в начале и в конце исследуемого периода, можно констатировать, что хоть и произошло улучшение результатов на 0,53 м, однако существенных различий между средними значениями исследуемого параметра не выявлено. Не противоречит этому найденные низкие значение критерия Стьюдента (t = 2,87; P<0,05).

       Сравнительная характеристика результатов в беге на 30 м с хода у школьниц 14-17 лет.

Результаты сравнения показателей в беге на 30 м с хода у школьниц

14-17 лет приведены в (табл. 1, рис.3). 

Анализируя полученные данные в беге на 30 м с ходу, следует отметить, что в исследовании данного параметра прослеживается та же тенденция незначительного улучшения результатов к концу эксперимента, прирост составил 0,12 с. Достоверных различий между средними значениями исследуемой характеристики не выявлено, не противоречит этому и найденное низкое значение критерия Стьюдента (t = 1,7; P>0,05).

Рис. 3. Показатели тестирования в беге на 30 м с хода у учащихся 8 – 10 классов, занимающихся волейболом

       Сравнительная характеристика результатов в броске набивного мяча стоя у школьниц 14-17 лет.

Результаты сравнения показателей броска набивного мяча стоя у школьниц 14-17 лет приведены в (табл. 1, рис.4). 

Анализируя результаты в броске набивного мяча стоя, следует отметить следующее. В начале эксперимента среднее значение по данному тесту составило 6,17 м, в конце 6,37 м прирост составил 0,2 м. Достоверных различий между средними значениями исследуемой характеристики не выявлено, на что указывает найденное значение критерия Стьюдента

(t = 0,86; P>0,05).

Рис. 4. Показатели тестирования броска набивного мяча стоя у учащихся

8 – 10 классов, занимающихся волейболом

       Сравнительная характеристика результатов прыжка в высоту у школьниц 14-17 лет.

Результаты сравнения показателей прыжка в высоту у школьниц 14-17 лет приведены в (табл. 1, рис.5). 

Рассматривая показатели тестирования прыжка в высоту, следует отметить, что, как и в предыдущих исследованиях произошло незначительное улучшение результатов в конце эксперимента, прирост составил 2,5 см. Достоверных различий между средними значениями исследуемой характеристики не выявлено, на что указывает найденное значение критерия Стьюдента (t = 1,3; P>0,05).

Рис. 5. Показатели прыжка в высоту у учащихся 8 – 10 классов, занимающихся волейболом.

Таким образом, по результатам всех тестов учащиеся 8-10 классов, занимающиеся волейболом, в течении года улучшили свои результаты. Это можно объяснить тем, что занятиям волейболом характерен скоростно-силовой режим выполняемых двигательных действий; применяются специальные упражнения для мышц нижних конечностей, которые благоприятно влияют на результаты этих тестов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скоростно-силовые способности – это вид силовых способностей, который выражается в приложении максимального силового напряжения в минимально краткий отрезок времени. В процессе развития скоростно-силовых способностей нужно учитывать анатомо-физиологические основы и факторы, определяющие развитие этих способностей.

Скоростно-силовая подготовка девочек старшего школьного возраста может состоять из разнообразных средств и приемов, направленных на развитие способностей занимающихся к преодолению внешних нагрузок и сопротивления среды. Целенаправленное и высокоэффективное воспитание силовых и скоростных способностей в различных соотношениях достигаются только в том случае, когда имеются определенные четкие требования и характеристики движений, ограничивающие звенья при выполнении того или иного упражнения или комплекса.

Уровень и темпы изменения двигательных качеств у детей различного биологического возраста неодинаков. В то же время, имеющиеся в литературе сведения недостаточно полно отражают уровень показателей скоростно-силовых качеств у подростков различного биологического возраста, занимающихся волейболом. В связи с этим, исследования, посвященные анализу развития двигательных качеств у подростков, а также разработка дифференцированной методики развития двигательных качеств юных волейболисток, являются актуальными направлениями в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.

Анализируя динамику изменения показателей, следует отметить, что по результатам всех тестов спортсменки в течении года улучшили свои результаты, т.к. тренировки игровиков направлены на развитие всех двигательных качеств, в том числе и скоростно-силовых. Однако, достоверных различий по всем исследуемым параметрам не выявлено, что подтверждается найденными низкими значениями критерия Стьюдента

Таким образом, результаты исследования доказывают положительное влияние занятий физической культурой и спортом, в данном случае волейболом, на физическое развитие школьниц 14-17 лет.

Подводя итог исследования можно сделать заключение о том, что для эффективного управления педагогическим процессом целесообразно регулярно проводить оценку двигательной подготовленности, а также определять темпы прироста. Это позволит выявить объективную картину процесса обучения юных спортсменов, а на основании показателей динамики исследований корректировать учебно-тренировочный процесс.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
  2. Барчуков, И.С.  Физическая   культура  и спорт: методология, теория, практика /  И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – М. : Академия, 2010. – 528 с.
  3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /  Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
  4. Васильева, В.В. Физиология человека: Учеб. для ин–тов физ. культуры /  В.В. Васильева, Э.В. Коссовская, Н.А. Степочкина. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 123 с.
  5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /  Ю.В. Верхошанский. – М. : Академия, 2008. – 198 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология /  Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2012. – 617 с.
  7. Губа, В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В. П. Губа // теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 28-31.
  8. Губернский, А.Н. Динамика скоростно-силовых и скоростных способностей у футболистов и школьников 7-9 лет / А.Н.Губернский // Ученые записки университе- та имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4 (62). – С. 34-36.
  9. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебн. для техникумов физ. культ / А.А. Гужаловский. - М.:СпортАкадемПресс, 2011. - 312 с.
  10. Давыдов, В. Ю. Методика проведения общерос. мониторинга физюразвития и физ.подготовленности учащихся общеобразовательных школ: учебное пособие / В.Ю. Давыдов. – М.: ВГАФК 2004. - 92 с.
  11. Жуков, М.А.Подвижные игры / М.А. Жуков. – М. : Физическая культура и спорт, 2000. – 247 с.
  12. Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности школьника / А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 2011. – 219 с.
  13. Зациорский, В. М.Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания ­ [3­е изд.] / В. М. Зациорский. ­ М. : Советский спорт, 2009. ­ 200 с.
  14. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.
  15. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания /  Е.П. Ильин. – М. : Просвещение, 2009. – 263 с.
  16. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ /  В.М. Качашкин. – М. : Просвещение, 2013. – 320 с.
  17. Коротков, И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева. - М.: СпортАкадемПресс, 2009. – 197 с.
  18. Курамшин, Ю.Ф. Теория методика физической культуры. 3–е издание /  Ю.Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2008. – 464 с.
  19. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Б.Х. Ланда. – М. : Академия, 2012. – 192 с.
  20. Матвеев, Л.П. Теория и методика  физической   культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. – СПб. : Лань, 2012. – 160 с.
  21. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры /  Л.П. Матвеев. – М: Академия, 2010. – 217 с.
  22. Мельников, В.С. Физическая культура: учеб. пособие /  В.С. Мельников. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 114 с.
  23. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика /  Ю.В. Менхин. – 2–е изд., перераб. и доп.–М. : АкадемПресс, Физкультура и спорт, 2008. – 312 с.
  24. Никифоров, Ю.Б. Воспитание силовых способностей / Ю.Б. Никифоров. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 150 с.
  25. Ноткина, Н.А. Физическая культура /  Н.А. Ноткина. – СПб. : Питер, 2011. –192 с.
  26. Обухов, С. М. Мониторинг физической подготовленности учащихся / С. М. Обухов, А. Ю. Барабанщиков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 47-52.
  27. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка /  В.Н. Платонов. – СПб. : Питер, 2013. – 214 с.
  28. Рысбаева, С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте /С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3. - С. 148 - 151.
  29. Семенов Л. А. Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга : учеб. пособие / Л. А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2013. - 100 с.
  30. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях /Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2007. - 168 с.
  31. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений  /  Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2008. – 317 с.
  32. Стрельников, В.А. Воспитание силовых способностей /  В.А. Стрельников. – М.: Академия, 2008. – 410 с.
  33. Теория и методика физического воспитания /  Под ред. Т.Ю. Круцевич. – М. : Академия, 2009. – 424 с.
  34. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин–тов физ. культуры /  Под общей ред. Л.П. Матвеева. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 256 с.
  35. Физическая культура /  под ред. Б.И. Загорского. – М. : Высшая школа, 2009. – 383 с.
  36. Физическое воспитание студентов и учащихся /  под ред. Н.Я. Петрова и др.–Мн. : Полымя, 2010. – 256 с.
  37. Филимонов, В.И. Физическая культура /  В.И. Филимонов. – М. : Академия, 2012. – 139 с.
  38. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. – М. : Академия, 2010. – 144 с.
  39. Холодов, Ж.К. Теория и методика Физического воспитания и спорта /  Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2009. – 178 с.
  40. Чернейкин А. С.  Мониторинг физической подготовленности учащихся и возможности использования его результатов в процессе физического воспитания /А.С. Чернейкин // SCIENCE TIME. - 2014. - № 12. - С. 614 — 620.
  41. Шустин, Б.Н. Oбщие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта / Б.Н. Шустин, Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 1. - С. 18 - 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика показателей исходного развития скоростно- силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом

Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом.Таблицы...

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в 10-11 классах.

В данной разработке рассматриваются методы развития силовых и скоростно-силовых качеств учеников старшей школы....

"Развитие скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста занимающихся волейболом"

Содержание Введение……………………………………………………………………......................................................................3Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовк...

Скоростно-силовые качества по волейболу у юных волейболистов

Развитие Скоростно-силовые способностей юных волейболистовОсновная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физически...

Комплексное развитие скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся тхэквондо ВТ.

Динамика роста современного спортивного мастерства требует нахождения новых, еще более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовленности.Анализ специальной литературы и ...