Подготовка и проведение физкультурно-спортивного праздника
учебно-методический материал по физкультуре

Дмитриева Ольга Юрьевна

Тренировочный процесс - это всегда Тренер --- спортсмен --- родитель. Чтобы эта схема работала эффективно, с отдачей, обязательным пунктом является проведение физкультурно-спортивного праздника. Где происходит сплочение коллектива, укрепление связей, получение колоссальных эмоций, что даёт мощный толчок к дальнейшему развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_meropriyatiyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение физкультурно-спортивного праздника.

 

Одним из важных требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, физкультурно-спортивный праздник может быть организован не только на территории учреждения, но и в парке, на стадионе, в естественных условиях природного окружения — в лесу, сквере, берегу залива, озера, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика подготовительной работы и оформления. 

Составление программы физкультурного мероприятия (праздника).

Подготовка к физкультурному мероприятию начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации — определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок и т. д. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана организаторами вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить цель и задачи мероприятия (и на этой основе проводить всю подготовительную работу); дату и время его проведения, предполагаемую длительность; место проведения физкультурно-спортивного праздника и отдельных номеров программы — парада участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника; указать количество участников, возрастные группы и т.д.

Например, при составлении программы физкультурно-спортивного праздника, который предполагается провести под девизом «Пришла к нам Масленица» (праздник посвящается проводам зимы), целесообразно обозначить следующее:

I.        Цель физкультурного праздника: пропаганда массовости физической культуры и спорта.

II.        Задачи:

  1. развитие у детей интереса к занятиям физической культурой, содействие творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования;
  2. создание благоприятного климата в спортивном коллективе;
  3. популяризация значимости физической культуры и спорта среди родителей и общественности.
  1. Место и время проведения праздника (спортивный кластер, начало в 11.00). Руководство подготовкой праздника. Состав комиссии: тренерский состав учреждения, в том числе врач или медицинская сестра, представители отдела образования, шефствующих предприятий, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии).

V.        Участники праздника:

Состав: дети, тренеры, родители, учащиеся клуба, мастера спорта, приглашенные на праздник.

VI.        Поощрение участников праздника (награждения). Осуществляется по принципу «главное не победа, а участие». По окончании праздника устраивается чаепитие на улице со всеми участниками праздника.

VII.        Предварительная работа:

  1. Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, подготовка необходимого инвентаря и оборудования для чаепития; отработка сценария праздника, его музыкальное оформление; обеспечение травмабезопасности места проведения праздника.
  2. Подготовительная  работа с детьми: регулярное освоение упражнений на развитие дисциплины; регулярное  участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой; оформление мест проведения праздника; ознакомление детей с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг); проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни».
  3. Организация совместной работы тренеров с родителями: распределение обязанностей между родителями; создание команды из числа родителей, участвующих в празднике; проведение консультаций; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника; фотографирование детей.
  4. Подготовка спортивного сооружения (кластера): создание условий для выступлений детей, организации игр, соревнований, аттракционов, работы судейской бригады; обеспечение травмабезопасности оборудования; проверка санитарного состояния трибун, раздевалок; оформление выставки, раскрывающей достижения спортсменов.

Приведенная схема физкультурного праздника является примерной. Ее следует конкретизировать для каждого праздника с учетом задач и условий, в которых намечено его проведение.

Заинтересованному участию родителей, общественности в подготовке праздника служит вся система работы учреждения (родительские собрания, беседы и консультации о физическом воспитании детей, встречи с представительными лицами, проведение открытых занятий по виду спорта с последующим их обсуждением, демонстрация выставок детских работ и т. п.).

Содружество учреждения с представительными лицами — школой, предприятием, заводом, строительным участком, профсоюзной организациями и др. — позволяет придать детскому празднику необходимую торжественность, служит повышению авторитета учреждения среди населения.

 Разработка сценария 

Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурно-спортивному мероприятию является разработка сценария, которая поручается комиссии (группе) из числа сотрудников учреждения (администратор, старший тренер, тренеры-преподаватели). В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких видов спорта, в работе комиссии принимают участие тренеры этих видов спорта. Сценарий физкультурно-спортивного мероприятия строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей школьного возраста.

При разработке сценария следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.

Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. Так, на празднике в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий — катание на санках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т. п. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах, самокатах, элементов настольного тенниса, веселых аттракционов (бег со связанными ногами в парах, перетягивание  каната и др.)-

При разработке сценария физкультурного мероприятия необходимо придерживаться определенного порядка расположения материала. Этому поможет приведенная ниже примерная схема построения: 1. Открытие праздника, парад участников. 2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения. 3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх-аттракционах. 4.Окончание праздника, подведение итогов, награждения, закрытие праздника.

Открытие праздника (мероприятия) начинается обычно с торжественной части — выхода участников в зал или на спортивную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие директора  или представителя ведомства. В зависимости от темы, девиза праздника приветствовать детей могут представители других организаций (предприятий) - спортсмены, строители, работники транспорта, рабочие завода, фабрики и т. п.

В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников. После торжественной части — показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях — колоннах, двух кругах (один внутри другого), квадратах, колонне или шеренге по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, мячами, обручами.

Выполнение обще-развивающих упражнений группой детей сменяется малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнениях с длинными лентами, разноцветными мячами, булавами и другими предметами). Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.

С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости: теннисисты - бывшие воспитанники клуба, учащиеся спортивных школ, взрослые — сотрудники учреждения, родители. Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Наряду с играми малогрупповыми на празднике организуются и массовые игры, хорошо знакомые всем детям. В них принимают участие целые группы детей, а также гости, родители. Особенно интересны для детей игры-аттракционы, в которых задания выполняются в необычных условиях (бег в мешках, удары по мячу с завязанными глазами, переноска шариков в ложке, ловля детей с закрытыми глазами и др.).

Поддержанию интереса, созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента — неожиданное появление Зимы, Деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Нептуна, Бабы Яги, Красной Шапочки, доктора Айболита и других сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключение подводятся итоги мероприятия (праздника), проводится награждение, общий хоровод, танцы, парад участников.

Представленный комиссией сценарий обсуждается на тренерском совете учреждения. В ходе обсуждения вносятся дополнения, поправки, даются рекомендации по уточнению содержания и оформлению. С содержанием сценария знакомят родителей, которые непосредственно будут заняты в каких-либо номерах праздничной программы, а также людей, занятых подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформлением помещения, спортивного кластера, стадиона, бассейна и других сооружений, приготовлением костюмов, пособий, украшений.

Окончательное утверждение сценария проходит на тренерском совете коллектива клуба примерно за три недели до проведения праздника, когда будут определены количество участников, основные номера, подготовленность детей. Здесь же утверждается ведущий праздника (мероприятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения курсов «Подготовка и реализация физкультурно-спортивного комплекса ГТО в учебно-воспитательном процессе»

ГБОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-как экспериментальная площадка по ГТО...

Сценарий проведения физкультурно-спортивной игры "Папа, мама, я - спортивная семья"

Сценарий  физкультурно-спортивной игры "Папа, мама, я-спортивная семья" для проведения на открытом воздухе...

ПМ 02. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

-контрольные нормативы по физической культуре для обучающихся 1-11 классов;-диагностические карты определения уровня физической подготовленности занимающихся (3 шт.)...

ПМ 03. ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Конспекты занятий представлены в ПМ.02. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населенияПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероп...

ПМ 2 ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

- контрольные нормативы по физической культуредля обучающихся 1-11 классов;- диагностические карты определения уровняфизической подготовленности занимающихся (3 шт.)....

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Конспекты занятий представлены в ПМ.02. Организация физкультурно-спортивной деятельностиразличных возрастных групп населенияПК 2.1. Определять цели, задачи и планироватьфизкультурно-спортивные ме...

Предпрофессиональная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной подготовки. Образовательная направленность – физкультурно-спортивная. Для детей 5-7 лет.

Программа    по настольному теннису    для      групп      спортивно-оздоровительной подготовки разработана в соответств...