Дополнительная предпрофессиональная программа
учебно-методическое пособие по физкультуре

Дмитриева Ольга Юрьевна

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта настольный теннис

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление.

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Нормативная часть программы………………………………………....5
  3. Методическая  часть программы……………………………………….5
  4. Система контроля и зачетные требования…………………………….11
  5. Перечень информационного обеспечения…………………………….17
  6. План физкультурных и спортивных мероприятий……………………18
  7. Приложения……………………………………………………………...19


  1. Пояснительная записка.

Настольный теннис – вид спорта, индивидуальная спортивная игра, в процессе которой соревнуются два спортсмена или две пары спортсменов на специальном столе, высота которого 76 см, ширина — 152,5 см, длина - 274 см, разделенном сеткой высотой 15,25 см, спортсмены стремятся направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на половине стола противника, при этом придавая мячу такое вращение, при приеме которого, соперник допустил бы ошибку. Партия в настольном теннисе ведется до 11 очков, встреча проводится из нечетного количества партий. Важнейшими качествами для спортсменов в настольном теннисе являются реакция, координация, чувство мяча. Настольный теннис — это один из самых технически сложных видов спорта, требующий высокой координации. Настольный теннис включен в мировую систему спортивных соревнований, в том числе программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте.

Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает настольный теннис средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне от дошкольного до пенсионного возраста. Соревнования по настольному теннису проводятся в пределах установленных правил посредством присущих только настольному теннису соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.

Целью каждого соревновательного элемента является доставка мяча в определенное место стола с определенным вращением, которое должно представлять для соперника трудность в приеме и контратаке.

В индивидуальных спортивных играх, таких как настольный теннис, спортивный результат полностью зависит от каждого противодействующего спортсмена (игрока), не смотря на это воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами, желание видеть и понимать коллективные интересы является одной из неотъемлемых частей процесса подготовки спортсмена в настольном теннисе.

Настоящая   программа  по  настольному  теннису  является  модифицированной (адаптированной), она  изменена  с  учётом  особенностей  организации  занятий  в  МАОУ ДО СКК «Малахит», режима  учебно-тренировочной   работы, а  также  наличия  материально-технической  базы  и  специальных  устройств.

В  основу  программы  положены  нормативные требования  по физической  и  технико-тактической  подготовке, современные  научные  методические  разработки  по  настольному  теннису.

Программа  предназначена  для  организации  и  планирования  учебно-тренировочной  работы, определения  наполняемости  и  объёма  занятий  в  различных  возрастных группах, возрастных  критериев  для  допуска  к  занятиям, контрольных  требований  по  периодам  и  годам  обучения.

Программа   предусматривает  последовательность  изучения  и  освоения  материала  по  технической, тактической, специальной  физической, теоретической  подготовке  в  соответствии  с  этапами  и  годами  обучения, что  позволяет  соблюсти  принципы  преемственности  в  построении учебно-тренировочного  процесса.

В  программе  предложен  учебный  материал  с  учётом  индивидуальных  особенностей  теннисистов  и  стилевых  особенностей  современной  игры.

Изложенный  в  программе  материал  объединён  в  целостную  систему  многолетней  спортивной  подготовки  и  предполагает  решение  следующих задач:

  • содействие  гармоничному физическому  и психическому  развитию, разносторонней физической подготовке,  укреплению  здоровья  занимающихся;
  • воспитание  смелых, волевых, дисциплинированных  и  всесторонне  развитых  юных  спортсменов  массовых  разрядов  и  высокой  квалификации  для  пополнения  сборных  команд  города, области;
  • обучение  технике  и  тактике  настольного  тенниса;
  • подготовка  из  числа  занимающихся  инструкторов-общественников  и  судей  по  настольному теннису;
  • оказание  помощи  общеобразовательным  школам  в  организации  спортивно-массовой  работы  по  настольному  теннису;
  • улучшение  состояния  здоровья, включая  физическое  развитие, повышение  уровня  физической  подготовленности, профилактику  вредных  привычек  и правонарушений.
  • Подготовка  спортсменов  в  МАОУ ДО СКК «Малахит»  является  многолетним  процессом, рассчитанным  на  7 лет  работы  и  предусматривает  определённые  требования  к  занимающимся  настольным  теннисом  в  соответствии  с  этапом  подготовки.
  • Учебные  группы  в  отделении  настольного  тенниса  комплектуются  в  соответствии  с  нормативно-правовыми  требованиями, учётом  возраста  и  спортивной подготовленности  занимающихся.
  • Подготовка  игроков  в  настольный  теннис  делится на  несколько  этапов, которые  имеют  свои  особенности:
  • Главным  отличием  является  возраст  и  подготовленность  детей, зачисляемых  в  ту  или  иную  группу  подготовки. После  каждого  года  обучения  учащиеся  сдают  предусмотренные  программой  нормативы. Зачисление  в МАОУ ДО СКК «Малахит» производится  с 6 лет. При  этом  необходимо  учитывать, что  тренировочная  нагрузка  в  течение  дня  и  в  неделю  не  должна  превышать  допустимых  норм (таблицы 1, 2).
  • При  переводе  младших  детей  в  старшие  группы  необходимо  придерживаться  требований  длительности  одного  занятия, что  обусловлено  физиологическими  требованиями. Продолжительность  одного  занятия  в  группах начальной  подготовки  не  должна  превышать  двух  академических  часов, в  учебно-тренировочных  группах - трёх  академических  часов.
  • Основная  цель  программы - "обучающая", заключающаяся  в  реализации  тренировочного  процесса  на  этапах  многолетней  спортивной  подготовки, в стремлении  создать  предпосылки  для  успешного  обучения  детей  и  подростков  широкому  арсеналу  тренировочных  средств,  способствующих  дальнейшему  совершенствованию  в  избранном  виде  спорта, повышению  уровня  физической  подготовленности  и  функциональных  возможностей  от  этапа  к  этапу.
  • Основной  показатель  работы - выполнение  программных  требований  по  физической,  технической,  тактической  и  теоретической  подготовке,  выраженных  в  количественных  (часах)  и  качественных  (нормативные  требования)  показателях.

Структура многолетней подготовки.

Этапы:

  • предварительной подготовки (до 2-х лет);
  • начальной специализации (до 2-х лет);
  • углубленной тренировки (свыше 2-х лет).

Уровни:

  • начально-подготовительный;
  • учебно-тренировочный 1-2 года
  • учебно-тренировочный 3-5 годов

Дисциплины:

  • одиночные: мужские, женские;
  • парные: мужские, женские, смешанные, где смешанная пара состоит из 2 спортсменов мужского и женского пола.

  1. Нормативная часть Программы.

        Режимы  учебно-тренировочной  работы

и  требования  по  спортивной  подготовленности.

Таблица  1.

Этап  подготовки.

Год обучения

Минимальный  возраст  зачисления.

Минимальное  число  учащихся в группе

Максимальное количество  часов в неделю

Требования  по  спортивной  подготовке

Начально - подготовительный

до 1 года

6

15

6

Выполнение нормативов  ОФП, юношеских  спортивных  разрядов.

свыше

1 года

8

12

9

Учебно-тренировочный

до  2 лет

9

8

12

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП, судейская категория.

свыше

2 лет

11

4-6

16

Режимы  учебно-тренировочной  работы

Таблица  2.

Этап  подготовки.

Год обучения

Максимальное количество  часов в неделю.

Max продолжительность  одного  занятия (в  академических  часах).

Кол-во занятий  в  неделю.

Минимальное количество учебных  часов в  год.

Начально- подготовительный

1 - 2

6 - 9

2

3 - 5

288 - 405

Учебно-тренировочный

3 - 7

12 - 16

3

4 - 6

576 - 768

  1. Методическая часть Программы.

План-схема  годичного  цикла  подготовки  игроков в  настольный  теннис  по  этапам  подготовки.
План-схема  годичного  цикла  включает:

  • структуру  годичного  цикла (название  и  продолжительность  периодов, этапов);
  • основные  задачи  по  этапам  подготовки;
  • распределение  объёмов  основных  средств  тренировки  по  неделям  (46 недель);
  • сроки   проведения  соревнований (учебные, контрольные, отборочные);
  • комплекс  контрольных  испытаний  по  этапам  подготовки;
  • сроки  проведения  углубленного  обследования;
  • виды  восстановительных  средств, их  направленность  в  отдельные  недели  и  этапы  подготовки.

Годичный макроцикл для групп начальной подготовки и 2-го года обучения, и в учебно-тренировочных группах содержит 3 цикла: подготовительный, соревновательный и переходный.
План-схема  представляет  собой  конкретно  выраженную  и  чётко  просматриваемую  организационно-методическую  концепцию  построения  тренировки  на  определённом  этапе  подготовки (Приложение № 1).

Примерное соотношение нагрузки  и видов  подготовки на разных этапах обучения.

Таблица  3.

п/п.

Разделы

подготовки.

Этапы  подготовки.

Начальной  подготовки.

Учебно-тренировочный.

До года.

Свыше  года.

До 2 лет.

Свыше 2 лет.

Общее  количество  часов в  год.

312

468

624 - 728

720 - 756

Количество  часов в месяц.

26

39

52 - 60

60 - 63

Количество  часов в  неделю.

6  

9

12 - 14

15 - 16

Соотношение  техники - тактики / ОФП / теории  (%).

50 / 45 / 5

60 / 35 / 5

60 / 35 / 5

67 / 25 / 8

Соотношение  технической и тактической  подготовок.

85 / 15

80 / 20

75 / 25  

70 / 30

Соотношение  общей  и  специальной  ФП.

75 / 25  

70 / 30

65 / 35

60 / 40

Таблица  15


Этап  начальной  подготовки.

На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых технических элементов и навыков игры. По окончании годичного цикла тренировки юные теннисисты должны выполнить нормативные требования физической подготовленности.

Основная  задача  на  этом  этапе - воспитывать  интерес  к  занятиям  настольным теннисом, формировать целостные двигательные конструкции базовой техники, применять тактические задания  с  использованием освоенных технических элементов.
Основные направления этапа начальной подготовки:
1. Воспитывать интерес к занятиям любимым видом спорта, организованность и дисциплинированность.
2. Научить  правильному  способу  держания  ракетки  и  исходным  положениям при выполнении  различных ударов.
3. Научить  базовой  технике  выполнения  ударов, комбинаций  и  передвижений.
4. Проводить соревнования и тактические упражнения с использованием пройденных технических элементов.

5. Совершенствовать скорость и точность реакции теннисистов на внутренние и внешние раздражители.

  1.  Сформировать у теннисистов правильное представление о роли общей физической подготовки для технического совершенствования  и здоровья. Ознакомить детей с правилами настольного тенниса.

 Этап начальной специализации.
(учебно-тренировочные  группы  до 2-х лет  обучения).
На этапе начальной специализации годичный цикл состоит из подготовительного и соревновательного периодов. Главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включению средств с элементами специальной физической подготовки, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов
. По окончании годичного цикла юные теннисисты обязаны выполнить контрольно-переводные нормативы, участвовать в соревнованиях.

Следует постоянно увеличивать объем заданий по тренировке техники комбинаций, применять упражнения в парной игре. Овладевать теоретическими знаниями, непосредственно связанными со спортивной тренировкой.

Основные направления этапа начальной спортивной специализации:
1. Воспитывать сознательность и дисциплинированность, стремление к идеалу.

2. Совершенствовать технику комбинаций и работы ног. Применять упражнения тактической направленности при игре в паре. К концу этапа овладеть основной техникой индивидуального стиля игры.

  1.  Развивать скоростные  способности (скорость реакции, быстрота движений.
  2. Увеличивать вариативность техники и тактики посредством самоконтроля.  
  3. Ознакомить учащихся с особенностями четырех основных стилей игры, повысить уровень их теоретических знаний по вопросам  парной игры.

Этап углубленной спортивной специализации

(учебно-тренировочные группы от 3-х до 5 лет обучения).
При планировании нагрузки на данном этапе в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, развития специальных физических качеств, овладения техническими навыками.

В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов по сравнению с прошлым сезоном, а также выполнение контрольно-переводных нормативов.

Совершенствовать «коронные» технические навыки и тактическую подготовленность с учетом индивидуального стиля.

На данном этапе общая физическая подготовка является главной, специальная проводится на ее основе.

Основные направления этапа углубленной спортивной специализации
1. При проведении воспитательной работы основное внимание
уделить развитию волевых качеств.

2. Совершенствовать навыки и знания, полученные на предыдущих этапах, а также технико-тактические варианты игры с теннисистами различных стилевых направлений.

  1.  Продолжить работу по изучению и совершенствованию техники передвижений.
  2. Научить занимающихся анализировать выполнение технических элементов.

Примерный учебный план по теоретической подготовке.

Таблица 4.

п/п.

Тема.

Этапы  подготовки.

НП

УТ

УТ

1 год.

2 год.

до

2 лет.

свыше

2 лет.

1.

Физическая культура и спорт в России.

1

1

2.

Состояние и развитие настольного тенниса в России.

1

1

1

1

3.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

1

1

1

1

4.

Влияние физических упражнений  на

организм спортсмена.

1

1

5.

Гигиенические требования к  занимающимся спортом.

1

1

1

6.

Профилактика травматизма в спорте.

1

1

1

7.

Общая характеристика спортивной  подготовки.

1

1

1

1

8.

Планирование и контроль подготовки.

1

1

1

1

9.

Основы техники игры и техническая  подготовка.

1

1

1

1

10.

Основы тактики игры и тактическая  подготовка.

1

1

1

1

11.

Физические качества и физическая  подготовка.

1

1

1

1

12.

Спортивные соревнования.

1

1

1

1

13.

Установка на игру и разбор  результатов игры.

4

12

12

Всего  часов:

10

12

24

24

Воспитательная работа.
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования.

Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурно-массовая работа с учащимися МАОУ ДО СКК «Малахит» осуществляются тренерским составом и родительским комитетом в соответствии с требованиями Устава учреждения.

Специфика воспитательной работы в МАОУ ДО СКК «Малахит»состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно  в спортивно-оздоровительных лагерях.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;
  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;
  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
  • дружный коллектив;
  • система морального стимулирования;
  • наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

  • торжественный прием вновь поступивших в МАОУ ДО СКК «Малахит»;
  • проводы выпускников;
  • просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
  • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
  • проведение тематических праздников;
  • встречи со знаменитыми спортсменами;
  • экскурсии;
  • тематические диспуты и беседы;
  • оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям, этике спортивной борьбы на площадке и вне её. Соревнования могут быть средством контроля над успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод  о сформированности  у  них необходимых качеств.

 Психологическая подготовка.
Настольный теннис - высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом к состоянию покоя.

Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить следующие наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная чувствительность, устойчивость, интенсивность и объем внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, высокая мотивация на достижение спортивных успехов.

На разных этапах подготовки игроков в настольный теннис решаются различные задачи психологической подготовки.

На этапе начальной подготовки  стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

В процессе занятий следует отмечать наиболее дисциплинированных, активных,
быстрых, ловких, с хорошей  координацией движений, внимательных, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть  лидерами.

На  учебно-тренировочном  этапе проводится работа по расширению психологических методов воздействия на занимающихся. При этом решаются следующие задачи: формирование установки на соревновательную деятельность, повышение надежности и устойчивости технико-тактических действий к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:

  • создание ситуаций со сбивающими факторами (физическое утомление, поведение противника, зрителей и т. п.)  в тренировочных занятиях и играх;
  • принятие самостоятельных решений в условиях дефицита времени;
  • формирование выраженных черт характера и свойств личности, типичных для высококвалифицированных игроков.

Восстановительные  средства  и  мероприятия.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановление работоспособности игроков в настольный теннис можно и необходимо проводить с помощью педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических средств.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как восстановление и повышение спортивных результатов возможны только при рациональном построении тренировки и соответствии её объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном занятии, так и на отдельных этапах подготовки. Педагогические средства предусматривают переключение с одного вида деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема.

К гигиеническим средствам восстановления относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, питьевому режиму, закаливанию. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к  местам занятий, инвентарю. Крайне важно проводить  работу по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

Психологические средства, используемые для восстановления, обеспечивают устойчивость психических состояний игроков для подготовки и участия в соревнованиях. Для этого применяются беседы, внушение тренера, самовнушение,   аутогенная и психорегулирующая  тренировки.

 

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок.  

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном построении его.

Чаще всего травмы в настольном теннисе бывают при скоростных ударных движениях и передвижениях, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная  разминка перед скоростными усилиями.

Во избежание травм рекомендуется:

  1.  Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
  2.  Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
  3.  Не бегать продолжительно по асфальту.
  4.  Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
  5.  Применять упражнения на расслабление и массаж.
  6.  Освоить упражнения на растягивание «стретчинг».

Судейская практика.

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий  на учебно-тренировочном  этапе подготовки. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:

  1.  Овладеть терминологией настольного тенниса и применять её  в занятиях.
  2.  Уметь построить группу и подать основные команды на месте  и  в движении.
  3.  Уметь  провести разминку в группе.
  4.  Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники  приёма у товарища по группе.
  5.  Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
  6.  Уметь составить конспект занятия по настольному теннису.
  7.  Уметь организовать и провести индивидуальную работу с младшими товарищами по совершенствованию техники.
  8.  Уметь руководить командой на соревнованиях.

9. Вести дневник самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.  

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки:

  1. Уметь составить положение для проведения первенства школы  по настольному теннису.
  2. Уметь вести протоколы игры и соревнований.
  3. Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи, секретаря, главного судьи.

4. Система контроля и зачетные требования.

МАОУ ДО СКК «Малахит» комплектуется, на первом этапе,  из числа всех желающих и не имеющих медицинских противопоказаний детей от 6 до 18 лет. Отбор  занимающихся  осуществляется  на  протяжении  двух  этапов, каждый  из  которых  решает  определённые  задачи.
Задача  первого этапа - привлечение  как  можно  большего  числа  детей. Важными  критериями  потенциальных  возможностей  поступающего, которые  предъявляет  настольный  теннис, являются  отсутствие  патологических  отклонений  в  состоянии  здоровья, хорошая  координация  движений, показатели  ловкости, быстроты  реакции, внимания, подвижность  в  суставах (особенно  плечевого, локтевого).
Первичный  набор  проводится  в  сентябре. Контингент, набранный  на  данном  этапе,  должен  почти  вдвое  превышать  контрольную  цифру  набора. На этом  этапе  осуществляется  физкультурно-оздоровительная  и  спортивная  работа, направленная  на  разностороннюю  физическую  подготовку, выбор  спортивной  специализации  и  выполнение  контрольных  нормативов  для  зачисления  на  учебно-тренировочный  этап  подготовки.
Задача  второго этапа - тщательное  наблюдение  за  успешностью  обучения  детей. В  ходе  учебно-тренировочного  процесса  тренер  наблюдает  за  развитием  таких  качеств, как  смелость, игровое  мышление, решительность  и  других.
Учебные  группы  комплектуются  с  учётом  возраста  и спортивной  подготовленности  занимающихся. Отдельные спортсмены, не  достигшие  установленного  возраста  для  перевода  в  группу  следующего  года  обучения, но  выполнившие  нормативные  требования  по  уровню  спортивной  подготовки, могут  переводиться  досрочно (в том  числе  и  в  течение  учебного  года)  в группы, соответствующие  уровню  спортивной  подготовки  учащихся. При  этом  они  осваивают  программу  и  сдают  нормативы  по  общей  физической  подготовке  в  соответствии  с  их  возрастом.
Досрочный  перевод  таких  учащихся  осуществляется  приказом  директора  МАОУ ДО СКК «Малахит» на  основании  решения  тренерского совета.
Комплектование МАОУ ДО СКК «Малахит»  производится в сентябре - октябре. В отделение  настольного  тенниса  учащиеся  принимаются  на  основании  заявления  о  приёме  и  договора, заключённого  между МАОУ ДО СКК «Малахит»   и  родителями (законными  представителями).

         Физическая  подготовка  слагается  из  общей  и  специальной  подготовки.
Общая  физическая  подготовка направлена  на  развитие  основных  двигательных  качеств  для  определения  исходного  уровня  динамики  общей  физической  подготовленности  занимающихся.
Специальная  физическая  подготовка направлена  на  развитие  физических  качеств  и  способностей, специфических  для  игры  в  настольный  теннис. Задачи  её  непосредственно  связаны  с  обучением  детей  технике  и  тактике  игры. Основным  средством  специальной  физической подготовки  являются  специальные (подготовительные) упражнения. Одни  упражнения  развивают  качества, необходимые  для  овладения  техникой, другие  направлены  на  формирование  тактических  умений.

Методические  рекомендации  по  проведению  тестирования.

Бег по «восьмерке». На  ровной  площадке  обозначается  маршрут  движения  в форме цифры 8  (см. рисунок). Расстояние  от А до В - 2 м., от В до Д - 3 м., от Д до С - 2 м.  и от С до А - 2 м. Схема выполнения теста «Бег по восьмерке»:

                    А                                В

                      С                                 Д

Начиная упражнение, спортсмен становится в точке Д и по сигналу начинает двигаться скользящим шагом по маршруту ДА - АВ -ВС - СД - ДС - СВ - ВА - АД, затем еще раз,

после чего фиксируется суммарное время. Во время движения необходимо наступать

ногой на обозначенные кружочками точки, в противном случае упражнение не

засчитывается.

Бег боком вокруг стола: выполняется от линии, которая является продолжением левой кромки стола, сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки 2 раза,

 т. е. всего четыре круга. В случае умышленного касания стола результат не

засчитывается.

Перенос мячей: выполняется между двумя параллельными линиями с шириной

 коридора 3 м. По краям коридора устанавливается по 1 корзинке для мячей. Высота

установки корзинки такая же, что и  высота стола для соответствующей возрастной

группы. Корзинка должна быть установлена горизонтально, иметь диаметр не более
20 см и высоту бортиков не более 5 см. Начиная упражнение, спортсмен становится у левой корзинки, в которой находится

15 мячей для настольного тенниса. По сигналу тестирующего спортсмен берет мяч

правой рукой и начинает скользящим или иным удобным шагом двигаться в

противоположную сторону, на ходу перекладывая мяч из правой руки в левую.

Достигнув другой корзинки, он кладет в нее мяч и возвращается обратно за новым мячом. И так до тех пор, пока не перенесет все 15 мячей. Фиксируется затраченное время. Если мяч роняется, тестирующий добавляет в корзинку 1 мяч.

Отжимания в упоре от стола: исходное положение - упор в край  стола, при этом четыре пальца лежат на столе, а большой - снизу, руки  разведены на ширину плеч, ноги выпрямлены, между плечом и  телом угол 90°. По сигналу спортсмен начинает отжимания, каждый раз касаясь грудью кромки стола. Считается количество отжиманий  за  I мин. Судья следит за тем, чтобы руки находились на установленной
ширине. Для того чтобы избежать травмы при возможном  падении спортсмена на стол, его кромка закрывается мягким материалом.

Подъём из положения лёжа в положение сидя: исходное положение - лежа на спине, пальцы сцеплены за головой, ноги согнуты в коленях под углом 90°. По сигналу спортсмен начинает подниматься в положение сидя. При каждом подъеме он должен касаться внутренней стороной локтей наружных сторон коленей. Когда один выполняет упражнение, другой придерживает его за стопы. Возвращаясь в исходное положение, необходимо лопатками касаться пола. Упражнение выполняется в течение 1 мин. Движения, выполненные с нарушением правил, не засчитываются.

Прыжки со скакалкой одинарные: по сигналу судья включает  секундомер, а спортсмен начинает прыжки. Считаются одинарные прыжки (1 оборот скакалки при 1 подскоке). Считается количество  тех  или  иных прыжков за 45 с. Упражнение выполняется максимум  2 раза с перерывом 2 мин. В зачет идет лучший результат. Прыжки в длину с места: прыжки выполняются с линии прыжка по 2 раза. В зачет идет лучший результат. Длина прыжка измеряется от  линии прыжка до ближайшей точки проекции любой части тела на поверхности.

Бег на дистанцию 60 м проводится по легкоатлетическим правилам.

Подсчет очков

На основе индивидуальных показателей каждого спортсмена в разных видах тестирования по специальным таблицам начисляются очки, которые суммируются, и определяется общая суммарная оценка по 8 тестам общей и специальной физической подготовки (Приложение № 2).

Таблица подсчета очков для оценки специальной физической подготовки

 (юноши и девушки)

Таблица  5.

Возраст

Уровень подготовленности, сумма баллов

отлично

хорошо

подготовлен для перевода

ниже среднего

неудовлетворительно

6-8 лет

95

88

70

55

40

9-10 лет

255

224

194

148

122

11-12 лет

410

360

310

245

180

13-14 лет

580

512

475

405

345

15 лет и старше

770

720

590

540

450

Техническая подготовка.

Для оценки уровня технической подготовленности на этапе начальной подготовки до года и для перевода на этап начальной подготовки свыше года используются нормативы, представленные в таблице 6.

Для оценки уровня технической подготовленности на этапе начальной подготовки свыше года и для перевода на учебно-тренировочный этап до 2-х лет используются нормативы, представленные в таблице 7.

Для оценки уровня технической подготовленности на учебно-тренировочном этапе до 2-х лет и для перевода на учебно-тренировочный этап свыше 2-х лет используются нормативы, представленные в таблице 8 и 9.

Нормативы  по  технической  подготовленности.

Этап начальной подготовки до года.

Таблица 6.

№ п/п

Наименование технического приема

Результат

Оценка

1.

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

100

80-65

Хор.

Удовлетв.

2.

Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

100

80-65

Хор.

Удовлетв.

3.

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

100

80-65

Хор.

Удовлетв.

Примечание: в серии засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив спортсменом. В случае, если результат превышает оценку «хорошо», спортсмен получает оценку «отлично». Если результат ниже, чем «удовлетворительно», то спортсмен получает оценку «неудовлетворительно». Такой занимающийся не переводится на следующий этап подготовки, а остается на повторное обучение. Результаты соревнований протоколируются.

Этап начальной подготовки свыше года.

                                                          Таблица  7.

№ п/п

Наименование технического приема

Результат

Оценка

1.

Накат справа по диагонали за 1 мин.

30

20-29

Хор.

Удовлетв.

2.

Накат слева по диагонали за 1 мин.

30

20-29

Хор.

Удовлетв.

3.

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола за 1 мин.

20

15-19

Хор.

Удовлетв.

4.

Сочетание наката справа и слева в левый угол стола за 1 мин.

20

15-19

Хор.

Удовлетв.

5.

Накат справа в правый и левый углы стола за 1 мин.

20

15-19

Хор.

Удовлетв.

6.

Накат слева в правый и левый углы стола за 1 мин.

20

15-19

Хор.

Удовлетв.

5.

Срезка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин).

3-5

6-8

Хор.

Удовлетв.

6.

Подача справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток) без учета времени.

9

7

Хор.

Удовлетв.

7.

Подача слева срезкой в левую половину стола (из 10 попыток) без учета времени.

8

6

Хор.

Удовлетв.

Примечание. Испытания проводятся с партнером или тренером. Для выполнения одного норматива используются 5 мячей. После падения мяч повторно использовать нельзя. Если в течение 1 мин. упущены все 5 мячей, результат определяется по количеству выполненных за это время ударов. В серии засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив спортсменом, вне зависимости от ошибок партнера (тренера). Если ошибку допускает партнер (тренер) – добавляется ещё 1 мяч, при условии, что время не истекло. В случае, если результат превышает оценку «хорошо», спортсмен получает оценку «отлично». Если результат ниже, чем «удовлетворительно», то спортсмен получает оценку «неудовлетворительно». Такой занимающийся не переводится на следующий этап подготовки, а остается на повторное обучение. Результаты соревнований протоколируются.


Учебно-тренировочный этап до 2-х лет.

Таблица 8.

№ п/п

Наименование технического приема

Результат

Оценка

1.

Накат справа по диагонали за 1 мин.

50

40-50

Хор.

Удовлетв.

2.

Накат слева по диагонали за 1 мин.

50

40-50

Хор.

Удовлетв

3.

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола за 1 мин.

35

30-35

Хор.

Удовлетв

4.

Сочетание наката справа и слева в левый угол стола за 1 мин.

35

30-35

Хор.

Удовлетв

5.

Накаты по «восьмерке» за 1 мин. (направление определяется по жребию)

30

25-30

Хор.

Удовлетв

6.

Срезка со всего стола (кол-во ошибок за 3 мин.)

5

6-8

Хор.

Удовлетв

7.

Короткая подача справа с нижним вращением (из 10 попыток).

9

7

Хор.

Удовлетв

8.

Короткая подача слева с нижним вращением (из 10 попыток).

9

7

Хор.

Удовлетв

Примечание. Испытания проводятся с партнером или тренером. Для выполнения одного норматива используются 5 мячей. После падения мяч повторно использовать нельзя. Если в течение 1 мин. упущены все 5 мячей, результат определяется по количеству выполненных за это время ударов. В серии засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив спортсменом, вне зависимости от ошибок партнера (тренера). Если ошибку допускает партнер (тренер) – добавляется ещё 1 мяч, при условии, что время не истекло. В случае, если результат превышает оценку «хорошо», спортсмен получает оценку «отлично». Если результат ниже, чем «удовлетворительно», то спортсмен получает оценку «неудовлетворительно». Такой занимающийся не переводится на следующий этап подготовки, а остается на повторное обучение. Результаты соревнований протоколируются.


Учебно-тренировочный этап свыше 2-х лет.

Таблица 9.

№ п/п

Наименование технического приема

Результат

Оценка

1.

Сочетание наката справа и топ-спина справа по диагонали за 1 мин.

30

20-29

Хор.

Удовлетв.

2.

Сочетание наката слева и топ-спина слева по диагонали за 1 мин.

30

20-29

Хор.

Удовлетв

3.

Сочетание топ-спина справа и наката слева в правый угол стола за 1 мин.

35

30-35

Хор.

Удовлетв

4.

Сочетание наката справа и топ-спина слева в левый угол стола за 1 мин.

35

30-35

Хор.

Удовлетв

5.

Накаты по «восьмерке» за 1 мин. (направление определяется по жребию)

35

30-35

Хор.

Удовлетв

6.

Срезка со всего стола (кол-во ошибок за 3 мин.)

3

4-6

Хор.

Удовлетв

7.

Подача с боковым вращением справа «топорик» (из 10 попыток).

8

6

Хор.

Удовлетв

8.

Подача с боковым вращением слева «маятник» (из 10 попыток).

8

6

Хор.

Удовлетв

Примечание. Испытания проводятся с партнером или тренером. Для выполнения одного норматива используются 5 мячей. После падения мяч повторно использовать нельзя. Если в течение 1 мин. упущены все 5 мячей, результат определяется по количеству выполненных за это время ударов. В серии засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив спортсменом, вне зависимости от ошибок партнера (тренера). Если ошибку допускает партнер (тренер) – добавляется ещё 1 мяч, при условии, что время не истекло. В случае, если результат превышает оценку «хорошо», спортсмен получает оценку «отлично». Если результат ниже, чем «удовлетворительно», то спортсмен получает оценку «неудовлетворительно». Такой занимающийся не переводится на следующий этап подготовки, а остается на повторное обучение. Результаты соревнований протоколируются.

6. Перечень информационного обеспечения.

  1. Амелин А.Н.  Современный  настольный  теннис. - М.: ФиС, 1982 г.
  2. Байгулов А.П., Романин А.Н.  Основы  настольного  тенниса. - М.: ФиС, 1979 г.
  3. Барчукова Г.В.  Настольный  теннис (Спорт  для  всех). - М.: ФиС, 1990 г.
  4. Богушас М. - В.М. Играем  в настольный  теннис: Книга  для  учащихся. - М.: Просвещение, 1987 г.
  5. Матицын О.В.  Многолетняя  подготовка  юных  спортсменов  в  настольном  теннисе. - М.: "Теория  и  практика  физической  культуры", 2001 г.
  6. Настольный  теннис. Учебная  программа  для  детско-юношеских  спортивных  школ  (Методическая  часть). - М.: Советский  спорт, 1990 г.
  7. Настольный  теннис. Примерные  программы  спортивной  подготовки  для  детско-юношеских  спортивных  школ, специализированных  детско-юношеских   школ  олимпийского  резерва. - М.: Советский  спорт, 2004 г.
  8. Команов В. В. Тренировочный процесс в настольном теннисе. – М.: Советский спорт, 2014 г.

  1. План физкультурных и спортивных мероприятий на 2022 год.

Январь: Рождественский турнир.

Март: семейные старты.

Апрель: праздник, посвященный Всемирному Дню настольного тенниса; Первенство города среди школьников.

Май: турнир по настольному теннису в честь Победы в ВОВ.

Июнь: детский праздник «День защиты детей».

Июль: турнир по настольному теннису «Мемориал Ораниенбаумского плацдарма».

Август: турнир по настольному теннису, посвященный Дню физкультурника.

Сентябрь: детский физкультурно-спортивный праздник «День Знаний»;

Октябрь: детский турнир «Осень Балтии; открытая тренировка (мастер-класс), турнир в честь Всемирного Дня настольного тенниса.

Ноябрь: командный Чемпионат города по настольному теннису.

Декабрь: семейный турнир по настольному теннису «Вместе с семьей».


Приложения



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Примерный  план-схема  годичного  цикла  подготовки игроков  в  настольный  теннис

в  группах этапа начальной подготовки до одного года обучения.

Виды  подготовки.

Часы

Месяцы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Теоретическая  подготовка.

10

2

2

2

2

2

Практическая  подготовка:

Общая  физическая  подготовка.

74

2

6

5

6

7

5

10

9

6

10

 

2

Специальная  физическая  подготовка.

52

6

6

4

6

7

4

4

5

4

6

 

2

Техническая  подготовка.

66

8

8

8

8

6

6

4

6

4

6

 

2

Тактическая  подготовка.

23

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

 

2

Игровая  подготовка.

23

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

 

2

Соревнования.

14

2

3

2

3

2

2

Контрольные  испытания.

8

2

2

4

Итого  часов:

270

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

 

10


Примерный  план-схема  годичного  цикла  подготовки игроков  в  настольный  теннис

в  группах  этапа начальной  подготовки  свыше  одного  года  обучения.

Виды  подготовки.

Часы

Месяцы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Теоретическая  подготовка.

12

1

2

2

2

1

2

2

Практическая  подготовка:

Общая  физическая  подготовка.

138

11

6

7

13

18

17

9

15

15

15

 

8

Специальная  физическая  подготовка.

65

6

8

8

6

4

4

8

6

6

6

 

3

Техническая  подготовка.

110

10

12

12

12

8

10

10

12

10

12

 

2

Тактическая  подготовка.

29

3

4

4

2

2

4

2

2

2

2

 

2

Игровая  подготовка.

29

4

3

4

2

4

2

4

2

2

2

Соревнования.

14

2

2

2

2

4

2

Контрольные  испытания.

8

4

4

Итого  часов:

405

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

 

15


Примерный  план-схема  годичного  цикла  подготовки игроков  в  настольный  теннис

в  группах  этапа  учебно-тренировочной  подготовки  до  2 лет  обучения.

Виды  подготовки.

Часы

Месяцы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Теоретическая  подготовка.

24

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

Практическая  подготовка:

Общая  физическая  подготовка.

91

6

9

6

10

6

10

10

8

5

16

 

5

Специальная  физическая  подготовка.

94

10

9

10

10

10

7

10

10

10

6

 

2

Техническая  подготовка.

118

9

10

9

14

11

11

6

14

14

18

 

2

Тактическая  подготовка.

70

10

6

10

6

5

6

10

6

5

4

 

2

Игровая  подготовка.

48

6

4

6

4

6

4

6

4

4

2

 

2

Соревнования.

48

6

4

6

4

6

4

6

4

4

2

 

2

Контрольные  испытания.

12

2

2

2

2

2

2

Инструкторская  практика.

8

2

2

2

2

Восстановительные  мероприятия.

23

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

 

1

Медицинское  обследование.

4

2

2

Итого  часов:

540

54

54

54

54

48

48

54

54

48

54

 

18


        Примерный  план-схема  годичного  цикла  подготовки игроков  в  настольный  теннис

в  группах  этапа  учебно-тренировочной  подготовки  свыше  2 лет  обучения.

Виды  подготовки.

Часы

Месяцы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Теоретическая подготовка:

24

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическая  подготовка:

Общая  физическая  подготовка.

130

6

12

4

12

6

12

6

12

6

20

20

14

Специальная  физическая  подготовка.

130

6

10

6

12

6

12

6

12

6

20

20

14

Техническая  подготовка.

141

15

13

14

14

15

13

14

11

14

9

1

8

Тактическая  подготовка.

138

14

11

12

13

13

11

12

11

12

7

12

10

Игровая  подготовка.

67

5

8

6

7

6

6

6

8

6

2

5

2

Соревнования.

66

12

12

12

12

12

 

6

Контрольные  испытания.

12

2

2

2

2

2

2

Инструкторская  практика.

8

2

2

2

2

Медицинское  обследование.

4

2

2

 

Итого  часов:

720

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АККОРДЕОН

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» по учебному предмету «Специальность (аккордеон)» разра...

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта плавание

Программа разработтана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. (А.А. Кашкин, О.И. Попов...

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Бокс"

Программа предназначена для организации работы по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта «Бокс» в МБУ ДО ДЮСШ с. Успенского муниципального образования Успенский район.Раскрывает ...

Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта скалолазание

           Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта скалолазание для специализированной детско-юношеской спортивной школы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «БАСКЕТБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

Баскетбол  - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с се...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

Одним из основных приоритетов государственной политики является идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении в...