Фитнес в школе
статья по физкультуре (9 класс)

Сторожева Екатерина Васильевна

Фитнес - это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес - это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_fitnes_v_shkole.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №70, Петроградского района, города Санкт-Петербурга


Статья

на тему

«Фитнес в школу»

(возраст 14-17 лет)


Подготовила:

Сторожева Екатерина Васильевна,

учитель физической культуры



Санкт-Петербург

1. Основы занятий фитнесом

Определение понятия, характеристика видов фитнеса

Фитнес - это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес - это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов.

В последнее время принято говорить о двух направлениях в области оздоровительного фитнеса: европейском и восточном. В основе различий в системах физической культуры Востока и Запада лежат различия в менталитете, философии, а также национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской и восточной культур, используются различные механизмы управления движениями. В фитнес бизнесе мы используем в основном западные технологии. Истоками западного искусства движения являлись танцы, пришедшие к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека в познании своей сущности и лечении себя и своих соплеменников, а также рациональный функциональный подход: физические упражнения направлены на совершенствование своего тела и улучшение функционирования сердечнососудистой системы. Принципиальным моментом в европейской системе является эстетика тела - этому вопросу уделяли очень много внимания еще в Древней Греции и Древнем Риме. В этом легко убедиться, если обратиться к скульптуре Древнего мира.

Искусство движения на Востоке - популярная сейчас китайская оздоровительная система ушу, так же, как и другая восточная физическая культура йога - это философия, основанная на древнейших заповедях, наука о жизни в единстве с природой. Любая восточная система физических упражнений в той или иной степени связана с медитацией. Восток щедро делится своими сокровищами - важно уметь распоряжаться ими, учитывая менталитет разных народов, а не механически перенимать лишь внешнюю форму движений.

Фитнес на современном этапе.

Сейчас фитнес разделяется на два вида: in-door (внутри помещений) и out-door (любые виды фитнеса вне закрытых помещений, на открытом воздухе), которые, в свою очередь, подразделяются на групповые и индивидуальные

Групповые программы фитнеса

Основная цель групповых занятий - положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса. К ним относятся кардиореспираторная выносливость (кадиотренировки), (приложение 1) мышечная сила и выносливость, гибкость, координация, коррекция фигуры, регуляция психофизического состояния.

К направлениям, способствующим улучшению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, сгоранию жира, относятся классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды аэробики и др.

Классическая (базовая) аэробика стала развиваться в 80-е гг. прошлого века в США. Ведущие специалисты фитнеса, звезды Голливуда совместными усилиями разрабатывали и пропагандировали программы, улучшающие здоровье, способствующие снижению веса тела, коррекции фигуры. Современная классическая аэробика имеет собственный хореографический «язык» - различные шаги, подскоки, скачки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, организованные в комбинации различной координационной сложности, выполняемые без пауз отдыха. Степ-аэробика появилась в 90-х гг. прошлого века. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы позволяет регулировать высоту, а следовательно, и физическую нагрузку, проводить одновременно занятия с людьми разного уровня подготовленности, т.е. индивидуализировать процесс.

Силовые виды фитнеса. Один из ведущих законов фитнеса - это соблюдение принципа гармоничного сочетания упражнений, направленных на улучшение работы сердечнососудистой системы и развитие силы. Среди групповых программ, предлагаемых спортивно-оздоровительными клубами, до 40-50% составляют различные упражнения для развития силы. Это уроки и упражнения для всех мышц тела, и только для верхней части, и для мышц живота и спины. Для повышения эффективности подобных занятий широко применяются различные свободные веса: гантели, бодибары (гимнастические палки), специальная штанга (памп), набивные мячи, гири.

Для увеличения нагрузки при выполнении силовых упражнений используются различного рода эспандеры, которые часто применяются в сочетании с другим фитнес-оборудованием.

Принципиально, что занятия силовыми упражнениями сохраняют специфику аэробики: проводятся практически без пауз отдыха, под музыку, с соблюдением общей структуры урока (с разминкой, основной частью, заминкой).

Циклическая аэробика. Так можно назвать целую группу аэробических программ, где в основном используются не гимнастические или танцевальные упражнения, а циклические виды физической активности, которые выполняются под музыку с различными гимнастическими добавками (в основном движениями рук, туловища). Они являются прекрасным средством тренировки сердца и сосудов.

Особое место в семействе аэробических программ занимает интервальная аэробика. Урок состоит из нескольких блоков с чередованием упражнений аэробной направленности (классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды) с определенными интервалами отдыха, которые могут быть не только пассивными, но и активными, и включать ряд силовых упражнений, а также упражнения на растягивание. Возможно создание программ для начинающих, подготовленных и хорошо тренированных. Это очень эффективная форма, позволяющая гармонично развивать силу, гибкость и выносливость.

Программы с элементами восточных видов единоборств - прекрасное средство оздоровительной тренировки. Во-первых, все приедается, и людям постоянно хочется чего-то новенького, свежего. А боевые и оздоровительные виды восточных единоборств не могут пожаловаться на однообразие. Во-вторых, многие люди хотят приобрести навыки самообороны, психологически почувствовать себя не только здоровым, но и умеющим постоять за себя в сложных жизненных ситуациях. Большой популярностью у молодежи пользуется аэробика с элементами бокса и кикбоксинга. Особым спросом в последнее время пользуются занятия, в основе которых лежат элементы афро-бразильской борьбы – капоэйра.

В самостоятельный блок также выделились координационные тренировки, способствующие развитию очень нужной каждому способности удерживать равновесие. Особой популярностью эти программы пользуются у детей и людей старше 40-50 лет. Фитнес- индустрия производит различное оборудование для координационных тренировок: специальные резиновые полусферы, подвижные платформы, мягкие поролоновые валики, аэростепы, резиновые модули и др.

Различные резиновые, набивные мячи традиционно использовались в основной гимнастике и лечебной физкультуре, а теперь они пришли и в фитнес. В аэробике особенно популярны программы со специальным пластиковым мячом диаметром от 35 до 65 см. Это вносит некоторый игровой момент в занятия, способствует тщательной проработке отдельных мышечных групп, развивает чувство равновесия, улучшает осанку, совершенствует координацию движений.

Программы на гибкость. Подвижность в суставах, эластичность мышц, связок и сухожилий определяет наше долголетие, отражает общее состояние организма, позволяет избежать таких тяжелых заболеваний, как артрозы, артриты и т.п. Большой популярностью пользуются специальные упражнения на гибкость, которые являются неотъемлемой частью занятий на развитие силы, позволяя избежать перенапряжения, боли в мышцах. Они включены и в разминочную часть других занятий. Прекрасным средством улучшения гибкости является, конечно, и йога.

Комбинированные виды аэробики. Все чаще на практике мы встречаемся с комплексным подходом к созданию программ аэробики, получившим в США название верса-тренинг. Наиболее распространенными их вариантами являются: основная форма: 20 мин. аэробной тренировки, 20 мин. - силовой, 20 мин. - стретчинг. Популярна степ-аэробика в сочетании с упражнениями с гантелями, штангой, резиновым амортизатором.

Комбинированные виды аэробики часто организуются в виде интервальной тренировки, в которой чередуются части аэробной и анаэробной направленности с определенными интервалами отдыха, которые могут быть пассивными и активными. Структурно определяющим принципом интервальной тренировки является организационная форма, сочетающая средства как базовой, так и танцевальной аэробики.

К комбинированным можно отнести и программы круговой аэробики, в основе которых лежит одна из организационных форм физической подготовки, разработанных в спорте, - круговая тренировка.

Международная ассоциация водных упражнений рекомендует использовать для занятий различное специальное снаряжение: оборудование, обеспечивающее лучшую плавучесть - пояса, жилеты, доски, специальные манжеты для рук, ног, различные отягощения, которые можно применять в воде, снаряжение для увеличения сопротивления - специальные ласты для рук, ног, весла, резиновый амортизатор.

1.2 Принципы оздоровительного фитнеса

Основными принципами оздоровительно - развивающей тренировки, разработанные нами, являются: принцип доступности, принцип «не навреди», программно-целевой принцип, принцип половозрастных различий, принцип индивидуализации, принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека, принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека, принцип интеграции, принцип красоты и эстетической целесообразности.

Принцип доступности.

Польза двигательной активности не вызывает сомнения, но вопрос о том, в каком объеме заниматься, какие средства использовать, остается дискуссионным. Большой поток различной литературы у нас в стране и за рубежом подчас приводит к дезориентации, а научных доказательств полезности той или иной гимнастики, аэробики или методики силовой тренировки явно не хватает. В особенности это касается детей и подростков. Часто авторы ориентируются лишь на свой опыт и интуицию. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Как неразумное применение лекарств по советам соседей, родных, знакомых может привести к отрицательным результатам, так и занятия физическими упражнениями при неправильном применении могут нанести вред.

Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма. В настоящее время уделяется большое внимание разработке программы тестирования состояния здоровья, включающей оценку функционального состояния сердечнососудистой системы, методы ортопедического обследования, оценку физических качеств, анкетирование.

Принцип «не навреди».

Завет Гиппократа «не навреди» должны соблюдать не только медики, но и специалисты в области физической культуры: спортивные тренеры, тренеры-инструкторы в области фитнеса, преподаватели этой дисциплины в школах, вузах и т.д. Физические упражнения, применяемые во многих программах фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию. Исходя из важнейшего принципа - «не навреди» - остановимся, в первую очередь, на противопоказаниях. Это могут быть состояния, затрудняющие адаптацию к физическим нагрузкам.

К заболеваниям, при которых противопоказана физическая тренировка, относятся: заболевания в острой стадии, тяжелые органические заболевания центральной нервной системы, болезни сердечнососудистой системы, болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни, заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функций, болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функций, болезни опорно-двигательного аппарата с резко выраженными нарушениями функций и болевым синдромом.

Однако при этом не исключаются занятия лечебной физкультурой.

Программно-целевой принцип.

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.

Учитывая программно-целевой принцип, необходимо: определить цели и задачи, учитывать материально-техническое обеспечение занятий, провести тестирование, мониторинг, разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения, регулярно проводить врачебно-педагогический контроль, проводить коррекцию тренировочных программ.

Наиболее эффективны занятия фитнесом минимум 2-3 раза в неделю продолжительностью 30-45 мин. Такие установки касаются и проведения занятий с детьми и подростками.

Принцип половозрастных различий.

При составлении программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности не только между взрослыми мужчинами и женщинами, но и между детьми и подростками. В особенности это касается периода полового созревания. Половые гормоны - активные вещества, способствующие росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростков возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковый период окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный рост и развитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого - длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо формироваться мускулатура спины и груди - по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышц подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек - грудной тип дыхания. Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14-15 годам масса мышц составляет общей массы тела, а к 15-16 годам - уже около 1/2 (44%). Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня приблизительно через 1,5 года после достижения максимального роста. У девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин. У юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает уровня взрослых мужчин. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела - истинное ожирение - тормозит этот процесс.

Поэтому, как показали проведенные наблюдения, для подростков в возрасте 14-18 лет лучшей формой занятий фитнесом являются тренировки на тренажерах и со свободными отягощениями; у них также пользуются успехом современные танцевальные формы - различные виды хип-хопа, брейка. Для девочек этого же возраста важную роль играет возможность улучшить фигуру, похудеть, научиться красиво двигаться. Поэтому наравне с базовой аэробикой, сжигающей жиры, улучшающей деятельность кардиореспираторной системы, у подростков популярны такие танцевальные формы, как джаз-аэробика, аэробика, латин-аэробика, а также хип-хоп и фанк. Аэробика с элементами боевых видов спорта (каратэ-аэробика, аэробика с элементами кикбоксинга и др.) одинаково популярна у юношей и девушек.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Привлекательность фитнес программ, в особенности среди женщин, заключается в их естественном желании быть красивыми, грациозными, иметь хорошую фигуру. Поэтому одним из критериев отбора средств при создании фитнес - программ и построении комбинаций является эстетика движений.

За 20 лет развития фитнеса в нашей стране произошли отбор и некоторая модернизация в области танцев, гимнастики и других видов спорта, сложилась достаточно стройная система их применения, особенно в классической и степ-аэробике. Система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».

Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом в школе.

Позитивное влияние занятий выражается в следующем: профилактика заболеваний сердечнососудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышение иммунитета детей и подростков, избавление от лишнего веса, улучшение осанки, улучшение двигательных качеств, приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков, выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, - правильного сидения, стояния, подъема тяжестей, возможность предотвращения травм, улучшение телосложения, выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями, развитие двигательной памяти.

Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность проявить себя - участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу - программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса: спортивной аэробикой, фитнес-аэробикой, черлидингом и др.

Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся. Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий - одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий: классическая аэробика для всех возрастных групп, фитбол для учеников младших классов, степ-аэробика для всех возрастных групп, танцевальная аэробика (для девочек - латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, для мальчиков - брейк, хип-хоп), фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами - в виде: (групповых программ, круговых тренировок, функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств), фитнес с использованием тренажеров, outdoor fitness - велосипеды, ролики, силовые виды фитнес-гимнастики.

В связи с этим при планировании оздоровительной тренировки следует учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается именно при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу: при занятиях шесть раз в неделю рекомендуется три раза выполнять кардиопрограмму и три раза - силовую.

2. Особенности проведения занятий аэробикой

Анатомо-физиологические особенности с учащимися старших классов.

Подростковый возраст - период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные - увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения - окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано .

У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11-12 лет может быть первая менструация - у большинства в 13-14 лет, в 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста .

У мальчиков сроки начала, и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12-14 лет, в 14-15 лет - дальнейшее прогрессировать, первые поллюции, в 18-20 лет - завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых скачков роста. В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие скачки наиболее ярко выражены на первом году жизни: 1,5 - кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела в течение года, рост происходит преимущественно за счет удлинения туловища. В возрасте 5-6 лет - так называемый полуростовой скачок, в результате которого длина тела ребенка достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост происходит преимущественно за счет удлинения конечностей. В 13-15 лет - пубертатный скачок роста, как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, характерные для взрослых женщин. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет; у мальчиков он продолжается еще до 18-21 года, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается формирование плечевой кости/

В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную: стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13-15 лет рост колеблется в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков в 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, - примерно 150 см. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52-53 кг .

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес - 53 кг, в то время как у мальчиков - соответственно 167-168 см и 56-57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см и 55-56 кг, а у юношей этого возраста - соответственно 171-172 см и 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых.

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72-80 уд./мин., в 14 лет - уже 72-78 уд./мин., в 15 лет - 70-76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60 -70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт. ст., а для молодого человека 18 лет - 120/70 мм рт. ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений в минуту, а в 14-15 лет - уже 17-18. Их число у старшего школьника - уже как у взрослого человека .

Мышечная система у детей развита хорошо.-Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться с взрослым человеком. Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно - психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность .

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй - на 15-16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей.

Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, ив 16-17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон - они становятся чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.

Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, имеющие более высокий уровень физического развития, обычно массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Районный семинар " Организация и проведение фитнеса в школе"

Итак, что же такое фитнес? Это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если...

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

фитнес в школе

материал для учителей....

Фитнес в школу.

Программа фитнема для школы...

методическая разработка внеклассного занятия по фитнесу в школе

Методическая разработака практического занятия по дисциплине "Физическая культура" с применением фитнес-аэробики. данная методическая работа раскрывает современные фитнес программы и виды дв...