Рекомендации по предупреждению травм на уроках физкультуры
методическая разработка по физкультуре

В образовательных учреждениях на сегодняшний день уделяется серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма учащихся и работников учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travma.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по предупреждению травм на уроках физкультуры

Травмы, как правило, связаны с неправильной организацией учебно-тренировочного процесса, и возникают в результате:

  • недостаточного уровня теоретической и практической подготовки учителя физической культуры;
  • несоблюдение возрастных и физиологических особенностей обучающихся при составлении программы;
  • несоблюдение нагрузки и отдыха во время занятий физической культурой.

Большое значение для профилактики травм на уроках физической культуры учителю необходимо уделять последовательному обучению физическим упражнениям, включая: ознакомление с упражнениями, начинаемое с их показа, демонстрации и объяснения в определенной последовательности; разучивание, совершенствование, предупреждение и исправление ошибок.

Демонстрация упражнений должна осуществляться до тех пор, пока обучаемые не усвоят последовательность и логику их выполнения. Демонстрировать новые упражнения преподаватель может, привлекая обучающихся с хорошей физической подготовкой. Сложный прием сначала показывают целиком, а затем по отдельным частям с одновременным объяснением техники выполнения.

Для обучающихся, которые менее справляются с заданиями должны даваться упражнения облегченного характера и применяться приемы для показа в замедленном темпе его выполнения, на небольшие дистанции, более низкие планки для прыжков. Главное при выполнении упражнений на этапе показа – добиться от обучающихся самостоятельности в выполнении упражнений. Упражнения необходимо разучивать как отдельными фрагментами, так и целиком или по деталям и с помощью подготовительных упражнений.

Совершенствование выполнения упражнения (тренировка) – основной и заключительный этап обучения. Он начинается, когда тот или иной прием разучен, но его надо закрепить, используя многократные и систематические повторения с постепенным повышением физических нагрузок и различные усложнения. Преподаватель контролирует нагрузки, учитывая уровень подготовленности занимающихся, а также дозирует их так, чтобы выполнение упражнений не привело к переутомлению.

Предупреждение и исправление ошибок – важный момент при обучении занимающихся. Ошибки, как правило, возникают из-за несовершенной методики преподавания, низкого уровня развития физических качеств обучаемых, слабой материально-технической базы. Задача преподавателя — облегчить освоение упражнения и предотвратить травматизм. Для предупреждения ошибок преподавателю необходимо показывать упражнения:

  • четко и правильно;
  • используя дополнительные упражнения;
  • оказывая учащимся необходимую помощь и страховку;
  • дозируя физическую нагрузку в зависимости от уровня подготовленности занимающихся;
  • тщательно готовить место для проведения учебных занятий.

При выполнении упражнений преподаватель может осуществлять помощь, если обучаемые не могут самостоятельно выполнить упражнение и нуждаются в обязательной страховке. Зная технику выполнения упражнений, преподаватель должен быть всегда готов помощь учащемуся и следить за тем, чтобы не было срывов, падений со снарядов. А также необходимо развивать у обучаемых навыки самострахования.

Профилактику травматизма нужно проводить, чтобы в результате переутомления обучающихся не произошла травма. Поэтому урок физической культуры должны быть построен на смене нагрузки и отдыха, которые определяют эффективность овладения учащимися физическими упражнениями.

Так, вместо тренировки, улучшающей общую физическую подготовку, учителя по физической культуре порой слишком рано требуют выполнения норм. Травмы могут возникнуть тогда, когда за поведением большого количества обучающихся в группе, учитель просто не успевает уследить. Урок физической культуры не может проходить без учителя.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо соблюдение определенных условий:

  • при правильном планировании учебно-тренировочного процесса и разработке индивидуальных планов, особенно в отношении нагрузок, необходимо учитывать данные медицинского заключения о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности занимающихся;
  • при планировании тренировочного занятия в него нельзя включать технически сложные упражнения сразу же после приема пищи;
  • во время занятий следует обеспечивать надежную страховку учащихся. В то же время нужно воспитывать в учащихся навыки самостраховки, т.е. приемы правильного и безопасного падения, что достигается систематической тренировкой;
  • перед каждым занятием (тренировкой) организовывать выполнение общей разминки, которая позволяет разогреть мышцы и привести их в рабочее состояние;
  • соблюдать в спортивном зале порядок и меры безопасности;
  • использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды. Неисправные тренажеры могут привести к травме.
  • не отвлекаться при выполнении силовых упражнений;
  • применять правильную технику при выполнении упражнений;
  • увеличивание нагрузок должно быть постепенным.
  • не включать такие упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, приводящие к травмам мышц и связок;

Травматизм может возникнуть вследствие метеорологических условий при проведении уроков физической культурой — ослепляющие лучи солнца, дождь, снег, туман, оттепель, сильный ветер (выше 7—8 баллов), не соответствующие установленным нормативам. Поэтому, проводить занятия во время неблагоприятных метеорологических условий — грубейшая ошибка организационного характера.

Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия как фактор риска до настоящего времени занимают одно из ведущих мест. К неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям относятся: неудовлетворительное санитарное состояние спортивных залов и площадок; плохое освещение; недостаточная вентиляция; нарушение установленных норм температуры воздуха в помещении и воды в бассейне; повышенная влажность воздуха (до 80— 90%).

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнением установленных санитарных норм на каждого занимающегося.

Для профилактики травматизма важное значение имеет правильное расположение осветительных приборов и достаточное по силе освещение мест, где происходят тренировочные занятия и соревнования. Коэффициент естественного освещения должен быть равен 1:5, 1:6, коэффициент искусственного — 50—70 лк. При отсутствии хорошего освещения тренировочные занятия в вечернее время проводить не следует.

Травматизм из-за недостаточного материально-технического обеспечения составляет, по данным различных авторов, 5—7% всех спортивных травм. При внедрении нового инвентаря и оборудования крайне важно, чтобы на стадии их проектирования и разработки были продуманы и медицинские аспекты, иначе неизбежно возрастает риск возникновения травм.

Анализ травм, возникших из-за неправильной методики проведения учебно-тренировочных занятий, выявил следующие их причины:

— неправильное комплектование групп учащихся, когда в одной и той же группе находятся лица с различной физической и технической подготовленностью, а план занятий составляется исходя из однородного состава;

— неправильное построение тренировок, выражающееся в отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками, в отсутствии индивидуального подхода к учащемуся;

— недостаточность или отсутствие разминки перед тренировкой и соревнованием или же чрезмерно интенсивная разминка, что может стать причиной возникновения травмы.

Кроме того, рост травматизма обусловливают и такие факторы, как увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок, сложности выполнения тех или иных упражнений и приемов. Среди названных причинных факторов наиболее значимым является резкое увеличение объемов тренировочных нагрузок, на долю которого приходится более половины всех травм.

В последнее время среди учащихся все чаще проявляется жестокость и грубость обучающихся. Это причина 5—8% случаев травм. Они возникают как результат применения запрещенных приемов во время занятий или соревнований (толчок, подножка удар бутсами по ноге, удар ниже пояса и др.).

Таким образом, для профилактики травматизма на уроках физической культуры учителю необходимо:

  • принять меры по усилению контроля за учётом несчастных случаев и травм;
  • разработать комплексный план мероприятий по профилактике и снижению травматизма;
  • обратить особое внимание на состояние благоустройства территорий и спорт зала: своевременное проведение ремонта и восстановление на них спортивных площадок, очистку участков от негабаритного мусора, достаточность искусственного освещения. Благоустройство территорий образовательных учреждений существенно влияет на организацию физкультурно-оздоровительной работы;
  • организовать в образовательных учреждениях своевременную ревизию, ремонт и замену устаревшего спортивного оборудования;
  • организовать работу по систематическому гигиеническому обучению учащихся вопросам профилактики травматизма через специальные образовательные программы или другие различные формы работы;
  • учитывая место проведения занятия, преподавателю следует объяснять ученикам важность соблюдения правил по технике безопасности на уроке физкультуры;
  • не допускать к занятиям тех, у кого нет карты здоровья, и особенно внимательно относится к учащимся со слабым здоровьем;
  • следить за спортивной одеждой, которая не должна стеснять движения, а обувь должна быть удобной и не скользить;
  • контролировать действия по правильному выполнению упражнений;
  • немедленно оказать первую медицинскую помощь и содействовать скорейшему доставлению пострадавшего в медицинское учреждение, если занимающийся все же получил травму.

Подводя итоги, следует отметить, что причины, по которым учащиеся получают травмы, при внимательности и соблюдении всех правил безопасности, можно ликвидировать. Необходимо давать школьникам теоретические сведения в области физической культуры, информировать занимающихся о возможности получения травм, их последствиях и профилактике.

В свою очередь, обучающиеся на уроках физической культуры также должны:

  • придерживаться дисциплины на занятии физической культурой;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры;
  • правильно питаться, избегать вредных привычек;
  • своевременно сообщать преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время занятия;
  • внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя; во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
  • нельзя покидать место проведения занятия без разрешения учителя; толкаться, ставить подножки в строю и в движении; мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений; резко изменять направление своего движения; жевать жевательную резинку;
  • при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; во время бега смотреть на свою дорожку; после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-10 м; возвращаться на старт сбоку от дорожки;
  • выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение; выполнять прыжки поочерёдно; после выполнения прыжка быстро вернуться на своё место с правой или левой стороны дорожки для разбега;
  • запрещается выполнять прыжки на неровной и скользкой поверхности; перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся; приземляться на руки;
  • запрещается метать снаряд в необорудованных для этого местах; производить произвольные метания; передавать снаряд друг другу броском; пересекать зону метания;
  • запрещается толкаться в спину впереди бегущих; резко изменять направление своего движения;
  • учащийся должен соизмерять силу броска мячом в игроков. Запрещается бросать мяч в голову играющим; вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им; падать и ложиться на пол, уворачиваясь от мяча; забегать на скамейки;
  • учащийся должен выполнять эстафету по своей дорожке; после передачи эстафеты встать в конец своей команды; запрещается начинать эстафету без сигнала учителя; во время эстафеты выходить из строя; продолжать эстафету до того, как впереди стоящий игрок передал вам эстафету касанием руки; садиться на пол или залазить на спортивное оборудование;
  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, вызвать врача; при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРАВМЫ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

СТАТИСТИКА ТРАВМИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших клас...

Конспект урока "Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи»

Тема: «Технология изготовления рабочей одежды. Выполнение ручных стежков, строчек и швов» с включением профилактической беседы и демонстрации презентации «Предупреждение травм и оказание помощи». Урок...

Презентация " Предупреждение травм и оказание первой помощи"

Презентация " Предупреждение травм и оказание первой помощи" является дополнением основной темы урока. Просмотр презентации сопровождался беседой и примерами из жизни учеников....

Меры предупреждения травм на занятиях акробатикой

1. Значение страховки.2. Виды страховки и помощи.3.  Причины травматизма и меры профилактики.4. Основные требования к страховке и помощи.5. Роль преподавателя в профилактике травматизма.6. ...

Программа "Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики"

Рабочая программа по работе с мерами предупреждения травм на занятиях  спортивной гимнастики...

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ   В процессе занятия гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике уп...

Презентация "Техника безопасности на уроках физкультуры, первая помощь при травмах"

Урок физической культуры считается самым травмоопасным, поэтому каждый ученик должен знать технику безопасности и правила поведения на уроке физической культуры, а также оказание первой помощи пр...