Развитие быстроты на уроках по лёгкой атлетике.
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)

Татьяна Владимировна Кривцова

Упражнения, задания, которые можно применять на уроках по легкой атлетике, способствуют развитию быстроты у обучающихся.

      Способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в быстром беге, подвижных игр и упражнений с отягощениями для того, чтобы учащиеся в дальнейшем овладели разными видами легкой атлетики.

      Главная задача при развитии быстроты состоит в том, чтобы ученик преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения, что необходимо для развития скоростных способностей. Поэтому столь важно, чтобы упражнения на быстроту применялись, возможно, чаще в форме состязания или игры.

      В программу занятий должны входить в значительном объеме такие упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_bystroty_na_urokah_po_lyogkoy_atletike.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие быстроты на уроках по лёгкой атлетике.

               Характеристика быстроты.

        Быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат.

         Физиологический механизм проявления быстроты  связан прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов.

       Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

         Наиболее благоприятными периодами для развития быстроты как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей.

          Половые различия в уровне развития быстроты невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий.

       Быстрота – это сложный нервно-мышечный процесс, обеспечивающий скоротечность двигательного действия, она довольно трудно поддается развитию и раньше подвержена возрастным изменениям, особенно при пассивном двигательном режиме, т. е. без занятий физической культурой.

       Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью.  Как только развивается способность контроля  за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений. Наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии – 80–85 % от максимальных возможностей.

Упражнения для развития быстроты в легкой атлетике.

1. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: 5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха, 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).

2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз 1-3 серии. Отдых до полного восстановления.

3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.

4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз 1-2 серии.

5. Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью. Это упражнение обычно выполняется по ступенькам лестницы на стадионе. Дозировка: 10-20 м 5-6 раз.

6. Однократные прыжки в длину с места, с подхода или с разбега. Дозировка: 5-6 прыжков 2-4 серии.

7. Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или двумя ногами. Дозировка: 3-4 прыжка 2-3 серии.

8. Прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры: 5-6 барьеров высотой 76-100 см 5-10 раз. Выполнять с установкой на «мгновенное» отталкивание.

10. Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Это упражнение требует достаточно хорошей скоростно-силовой подготовленности. Поэтому выполнять его надо после предварительной тренировки в прыжковых и спринтерских упражнениях. Дозировка: 5-8 прыжков 1-3 серии.

11. Беговое упражнение с переменой темпа и усилий. От 6 до 10 беговых шагов быстрого активного перемещений, от 6 до 10 шагов бега по инерции на отрезке дистанции 80-120 м. Упражнение повторяется 4-6 раз. Бег с ходу на расстояние 20-40 м за определённое количество беговых шагов или на точное время. Одна тренировка должна включать в себя от 3 до 4 специальных упражнений.

12. Упражнения с партнёром. Партнёр оказывает наибольшее сопротивление при изменении движения. В начале опускания или выноса ноги. На каждую ногу - 8-12 раз. От 3 до 4 серий, чередующихся с небольшими ускорениями на дистанции 40-60 м.

13. Упражнения с отягощением (10% - 30% от максимального). Приседания со штангой на время 5-10 раз.

14. Выход из низкого и высокого старта с набивным мячом.

15. Выпрыгивания из низкого и высокого старта по сигналу. Определять дальность прыжка и первого кто начал движение после сигнала.

          Основная задача, которая должна решаться на уроках – это упражнения в быстром начале движения, умения реагировать действием на сигнал (звуковой или словесный).

Учитель должен уметь заинтересовать учащихся в решении поставленных задач.

          Важным фактором в повышении интереса учеников является то, что занятие не должно быть стандартным и «шаблонным». Этот факт всем давно известен. И по этому поводу было сделано много предложений, с целью разнообразить занятия по физической культуре.

           Развивая физические качества, мы привыкли опираться на старые и стандартные средства: отжимания, подтягивания, прыжки и ускорения. Бесспорно, под влиянием времени, это сложившиеся и наиболее эффективные средства развития двигательных качеств. Но приевшиеся упражнения не вызывают интереса у ребят.

            Занятия физической культуры необходимо «украшать» эмоциями за счет нестандартных заданий.

Используя игровой метод в ходе занятия, мы часто видим, как растет интерес ребят к двигательному заданию, при условии, что задания новые и нестандартные. И тот будет не прав, кто скажет, что игры способствуют шуму и баловству на занятии.

           Каждое игровое задание должно носить соревновательный характер, за которым строго следит учитель. Очень важно поощрять ребят за победу в задании различными плюсами и баллами, которые положительно влияют на итоговую оценку.

          Активный ученик  – победа учителя!!!

         Развивая быстроту, игровой метод может использоваться уже в подготовительной части урока. Здесь можно использовать следующие задания:

– класс делится на 2-4 команды. Во время бега учитель подает сигнал, по которому каждая из команд бежит в свои ограниченные зоны, обозначенные заранее ограничителями или за лицевую волейбольную линию. Учащийся, который последний прибегает в свою ограниченную зону, проигрывает вместе со своей командой. Команда – победитель зарабатывает балл;

– во время бега преподаватель подает сигнал, по которому команды бегут к своим лицевым линиям волейбольной  площадки. После чего, взявшись за руки, выстраиваются в различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.), которые оговариваются заранее учителем. Какая из команд раньше построит свою фигуру, зарабатывает балл.

         Также вместо «скучного» бега необходимо использовать и различные подвижные игры, которые также способствуют положительным эмоциям.

Более высокой концентрации внимания на занятиях требуется при развитии быстроты реакции, важнейшего компонента быстроты.

          Задания для развития быстроты реакции в подготовительной части занятия:

– во время бега класс делится на 2 команды, каждая из которых  выполняет задания по сигналу учителя. Только теперь по свистку первые номера выполняют упор присев, а вторые номера упор лежа. А по хлопку, наоборот, первые номера выполняют упор лежа, а вторые упор присев. Здесь также оцениваются командные действия. Последний, кто выполнит задание по сигналу, приносит своей команде проигрыш. В данном задании можно использовать различные исходные положения. Оно хорошо повышает внимание учащихся на уроке.

– то же задание на внимание можно использовать и во время ОРУ. Класс, поделенный на команды, во время общеразвивающих упражнений по сигналу учителя принимает и. п. – сед, руки в стороны. Последний, кто выполняет задание, приносит проигрыш своей команде.

Различные задания даются и в основной части урока. В данном случае состязания ведутся на протяжении всего занятия. Учитель подсчитывает баллы и подводит итоги в заключительной части занятия. Поощряет победителей и особо отличившихся на занятии.

Данная методика позволит разнообразить содержание урока  и повысить интерес у занимающихся, а вместе с этим и внимание ребят на занятиях по физической культуре.

Таким образом, стандартные упражнения при нестандартной форме проведения позволяют «украсить» собственное занятие положительными эмоциями учеников.

   

 Заключение.

     Упражнения, задания, которые можно применять на уроках по легкой атлетике, способствуют развитию быстроты у обучающихся.

      Способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в быстром беге, подвижных игр и упражнений с отягощениями для того, чтобы учащиеся в дальнейшем овладели разными видами легкой атлетики.

      Главная задача при развитии быстроты состоит в том, чтобы ученик преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения, что необходимо для развития скоростных способностей. Поэтому столь важно, чтобы упражнения на быстроту применялись, возможно, чаще в форме состязания или игры.

      В программу занятий должны входить в значительном объеме такие упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по лёгкой атлетике 6 класс

План-конспект урока физической культуры в 6 классе по легкой атлетике  "Обучение технике бега на короткие дистанции"...

План-конспект проведения урока по лёгкой атлетике в 6 классе

Конспект урока физической культуры по лёгкой атлетике в 6 классе....

План-конспект уроков по лёгкой атлетике. Изучение и совершенствование элементов техники бега. Развитие двигательных качеств.

Блок уроков по лёгкой атлетике в 4 четверти. Рекомендуется каждый урок проводить 4 раза по схеме: ИЗУЧЕНИЕ-ТРЕНИРОВКА-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ-ЗАЧЁТ.ТАКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИЕ ДВ...

План-конспект урока по лёгкой атлетике в 7 классе. Тема урока: Спринтерский бег.

Обучение технике спринтерского бега – низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции. Совершенствование техники метания мяча на дальность....

Развитие быстроты на уроке легкой атлетики в 8 классе

Развитие быстроты на уроке легкой атлетики в 8 классе...

Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 5 класса, Тема: Легкая атлетика

Цели:     1.Повторение техники выполнения специальных беговых и прыжковых  упражнений. Развитие координационных и скоростных качеств.           ...

Выявление и развитие спортивной одарённости учащихся по лёгкой атлетике

Выявление и развитие спортивной одарённости учащихся по лёгкой атлетике...