Пионербол
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Золотарева Елена Васильевна

Рабочая программа 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_tit.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.;

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644);

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189 (в редакции от 25.12.2013);

4. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, размещена на официальном сайте http: edu.crowdexpert.ru/results-noo).

6. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова с.Старопохвистнево (утверждена приказом №58-од от 31.08.15 г.);

7. Программы общеобразовательных учреждений по Физической культуре к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы программы – В.И.Лях, А.А.Зданевич), Москва, «Просвещение» 2012 г.

Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол. Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности.

При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.

Программа «Игра в пионербол» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 классов под общей редакцией В.И.Ляха.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

При составлении групп обучающихся учитываются их возрастные особенности.

Цели программы: 

- обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;

- создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;

- проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ.

Задачи программы:

- приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;

- укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;

- формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;

- совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре;

- развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;

- использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области пионербола;

- освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;

- привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся.

Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола.

В пятом классе учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме. Они должны понять важность правильного выполнения движений, поэтапно разучивать и осваивать двигательные действия до уровня умений. Совершенствовать двигательные умения до приобретения ими устойчивых навыков. При организации и проведении занятий физической культурой в образовательном учреждении следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.

  1. Содержание программы

Программа состоит из семи разделов:

1. Основы знаний о физической культуре и спорте.

2. Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом.

3. Общая физическая подготовка.

4. Специальная физическая подготовка.

5. Контрольные и тестовые упражнения.

6. Медицинский контроль.

7. Мониторинг.

В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.

 Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.

Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.

В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в футбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.

Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.

В разделе «Медицинский контроль» медицинским учреждением представлен материал для осуществления контроля за здоровьем учащихся. Раздел «Мониторинг» содержит материал, позволяющий учителю иметь возможность следить за физическим состоянием учащихся.

Принципы - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно от класса к классу обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям. Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течение года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.

Главной целью планирования является создание предпосылок для начального обучение пионерболу. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышение физический и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие.

  1. Планируемые результаты

  1. Личностные результаты освоения.

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения спортивной игры «пионербол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. Личностные результаты:

 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

  1. Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания игры «пионербол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты:

 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

 оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

 управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

 организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

 бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

 организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

 находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

 выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

 применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

4.Учебно-тематическое планирование

№ Занятия

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Инструктаж по технике безопасности

1

2-3

Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока (исходные положения)

2

4-5

Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх», «Вызов номеров» Тестирование.

2

6-7

Правила игры

2

8-9

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища.

2

10

Основные знания о физкультуре и спорте

1

11-14

Приемы мяча снизу, сверху, и после перемещения

4

15-20

Подачи мяча. Игра по упрощенным правилам

6

21-26

Передачи мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

6

27

Опрос по правилам игры. Игра по упрощенным правилам

1

28-33

Передача мяча сверху двумя руками (вдоль сетки и через сетку, в парах, в команде). Пионербол.

6

34-39

Передача мяча сверху двумя руками. Пионербол

6

40

Инструктаж по технике безопасности

1

41-42

Турнир по пионерболу

2

43-48

Нижняя прямая подача. Техника атаки. Пионербол.

6

49-54

Приём мяча снизу двумя руками в парах, в тройках. ОФП. Пионербол с блокированием.

6

55-58

Приём мяча сверху двумя руками. Тестирование. Пионербол.

4

59-60

ОФП. Техника быстрой атаки. Пионербол.

2

61

Основы знаний о физкультуре и спорте.

1

62-63

Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол.

2

64-65

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом.

2

66

Учебная игра с заданиями.

1

67-68

Турнир по пионерболу.

2

Всего

68

№ Занятия

Содержание учебного материала

Количество часов

2 год обучения – 6 класс

1

Инструктаж по технике безопасности

1

2-3

Стойка игрока (исходные положения)

2

4-5

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

2

6-7

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

2

8

Правила игры.

1

9

Основы знаний о физкультуре и спорте

1

10-15

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Пионербол

6

16-21

Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Пионербол

6

22-25

Нижняя прямая подача. Пионербол

4

26-29

Приём мяча снизу двумя руками.

4

30

Инструкция по технике безопасности

1

31-32

Турнир по пионерболу

2

33-38

Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Пионербол.

6

39-44

Групповые тактические действия в нападении и защите. Пионербол с блокированием.

6

45-50

Командные тактические действия в нападении и защите. Пионербол

6

51-54

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

4

55

Основы знаний о физкультуре и спорту.

1

56-59

Игры, развивающие физические способности. Пионербол

4

60-63

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Пионербол

4

64-66

Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование.

2

67-68

Турнир по пионерболу.

2

Всего

68

Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям

Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст

Оценка

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подача мяча

1. Подача мяча (из 5 попыток)

10

11

3

4

2

3

1

2

3

4

2

3

1

2

2. Подача мяча по зонам (из 3 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

Прием мяча

1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток)

10

11

4

5

3

3

2

2

3

4

2

2

1

1

2.Прием мяча от сетки (из 3 попыток)

10

11

1

2

-

1

-

-

1

2

-

1

-

-

Нападающий бросок

1.Нападающий бросок с первой линии (из 3 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток)

10

11

1

3

-

2

-

1

1

2

-

1

-

-

Блокирование

Блокирование нападающего броска (из 5 попыток)

10

11

-

2

-

1

-

-

-

2

-

1

-

-

Материально-техническое обеспечение:

• Спортивный зал.

• Волейбольная сетка.

• Мячи волейбольные.

• Мячи набивные.

• Мячи баскетбольные.

• Скакалки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2012.

2. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2011.

3. Пионербол – игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. – 2000. – N 41-42. – С. 5,17.

4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988

5. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв – М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Пионербол"

Программа физкультурно-оздоровительной направленности "Пионербол" для детей 10-11 лет рассчитана на один год,  108 часов, при 3-х разовых занятиях в неделю по 1 часу. Включает в себя теорети...

Положение по пионерболу

Положение по пионерболу между  муниципальными бюджетными учреждениями....

Турнир по пионерболу

Турнир по пионерболу по девизом: " Мы за здоровый образ жизни!"...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)

Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и  составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.1...

конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры пионербол"

Конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры ПИОНЕРБОЛ"...

Конспект урока физической культуры. Пионербол. 2 класс

Тема урока: «пионербол». Ловля и передача мяча.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель урока разучить основу техники ловли и передачи мяча.Задачи урока:1. Разучить по...