Рабочая программа физическая культура 2,3, 4 классы
рабочая программа по физкультуре

Гигиняк Андрей Андреевич

Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физической культуре

для уровня начального общего образования

учитель Гигиняк Андрей Андреевич

(срок реализации 4 года)

2022

Пояснительная записка

Целью реализации основной образовательной программы общего начального образования по учебному предмету «Физическая культура» является усвоение содержания учебного предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного начального общего образования  образовательной организации.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится: 99 часов в 1 классе исходя из условий образовательной организации.

Программа по физической культуре рассчитана на 4 года - 270 часов, со следующим распределением часов:

1 год –66часов на физкультуру

2 год - 68часов на физкультуру

3 год - 68часов на физкультуру

4 год - 68часов на физкультуру

Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-техническойоснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

    Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

     К основной медицинской группе при занятиях ФВ целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе ФВ, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.

     К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель ФВ детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.

Технологии, используемые в обучении:

Здоровьесберегающие  технологии, игровые технологии;

-Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической     подготовленности и группы здоровья;

- Информационно – коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.

Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура образовательный процесс  подразделяются на три типа: с образовательно – познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной направленностью:

  • образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
  • образовательно – предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки;
  • образовательно – тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее влияния на развитие систем организма.

Формы  и методы работы: Основные формы организации образовательной деятельности по предмету – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, знания в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).  индивидуальные, групповые,  работа в парах, в тройках, в четвёрках,  обсуждение результатов.

«Основные направления воспитательной деятельности»

1. Гражданское воспитание;

2. Патриотическое воспитание;

 3. Духовно-нравственное воспитание;

 4. Эстетическое воспитание;

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

6. Трудовое воспитание;

7. Экологическое воспитание.

 8. Ценности научного познания.

Формы промежуточной аттестации:входящий контроль включает в себя тестирование(мониторинг), позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка; промежуточный контроль (соревнование) проводится в середине года, позволяет отследить уровень физической подготовки за полгода; итоговый контроль(соревнование, мониторинг физического развития).

Учебник:

  1. Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 1-2, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.
  2. Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 3-4, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.

Пособие для педагога:

  1. Программа  физического  воспитания  1-11классов. Лях В.И. Зданевич А.А. Москва  «Просвещение» 2008г.
  2. Программа  обучения  детей  плаванию  Воронова Е.К. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003
  3. Здоровьесберегающие технологии.  Ковалько В.И.  2004 Москва
  4. Рабочие программы  ФГОС Физическая культура В.И.Лях М.Я.Виленский «Просвещение» 2014
  5. Программа  физического  воспитания  1-4классов. МатвеевА.П. Москва  «Просвещение» 2008г.
  6. Казакова,Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: Методическое пособие. -Москва: Чистые пруды 2007.
  7. Кошанов,А.И. Начальное обучение плаванию: Библиотечка «Первого сентября».-Москва: Чистые пруды,2006.
  8. Водяницкая,О. Медицинский контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом.-Москва: Здоровье детей, 2014.
  9. Шклярова, О. Важная составляющая образования.- Москва: Здоровье детей,2014.
  10. Наглядные пособия « Способы плавания »

Пособие для обучающегося:

  1. Плавание. Методические  рекомендации. Н.Ж.Булгакова  Москва «Астрель-АСТ»2005
  2. Обучение плаванию младших школьников. Т.А. Протченко Ю.А.Семенов Москва «Айрис-Пресс»2003
  3. Игры у воды, на воде, под водой. Н.Ж.Булгакова Москва »Физкультура и Спорт» 2000
  4. Первые шаги. Плавание. Н.Ж.Булгакова Москва  «Айрис Пресс» 2003
  5. Обучение плаванию дошкольников и школьников. Т.А.Протченко Ю.А.Семенов «Феникс» Ростов-на-Дону 2001

Электронные образовательные ресурсы:

  1. .Сайт «ПроШколу»  http://www.proshkolu.ru/
  2. 2.Сайт  «Открытый урок.рф» www.festival.1september.ru
  3. 3.Сайт «Педсовет» http://pedsovet.alledu.ru/)
  4. 4.Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/

Контрольно-измерительные материалы: В разделе «Приложения» представлены образцы мониторинга, нормативы и функциональные пробы по учебному предмету «Плавание».

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

личностным, метапредметным, предметным.

В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Физическая культура».

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  •  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

  • Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  •  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  •  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  •  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

  • Предметными результатамиосвоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
  •  планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  •  излагать факты истории развития физической культуры,
  • характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  •  представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  •  измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  • — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты

Предметные

Содержание предмета

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1класс / 1год обучения

Знания о физической культуре

Способы физкультурной деятельности

Физическое совершенствование

  •  ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
  •  раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
  •  ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
  •  характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
  •  отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
  •  организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  •  измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
  •  выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  •  выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  •  выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  •  выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
  •  выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
  •  выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
  • деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных
  • занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  •  сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические
  • комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

2класс / 2 год обучения

Содержание предмета

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел «Знания о физической культуре»

«Способы физкультурной деятельности»

«Физическое совершенствование»

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  •  раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

•вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

•        целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

•        выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

•        выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

•        выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;

•        выполнять организующие строевые команды и приемы;

•        выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

•        выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

•        выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);

•        выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

•        вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

•        целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

•        выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

•        сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

•        выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

•        играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;

•        плавать, в том числе спортивными способами;

•        выполнять передвижения на лыжах

3класс / 3 год обучения

Содержание предмета

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел «Знания о физической культуре»

«Способы физкультурной деятельности»

«Физическое совершенствование»

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  •  раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

•        отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

•        организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

•        измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

•        целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

•        выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах

4класс / 4 год обучения

Содержание предмета

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел «Знания о физической культуре»

«Способы физкультурной деятельности»

«Физическое совершенствование»

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  •  раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • плавать, в том числе спортивными способами;

выполнять передвижения на лыжах

Содержание программы

Знания о физической культуре

      Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

      Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики14ч.

Организующие команды и приемы:повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика21ч.

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжные гонки14ч.

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.

Спуски в основной стойке.

Подъем «лесенкой».

Торможение «плугом».

Подвижные игры13ч.

       На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

       На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

       На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

       На материале раздела «Спортивные игры»:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.6ч.

Тематическое планирование по физической культуре с 1-4 класс.

Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Знания о физической культуре (История физической культуры. Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека.)

В процессе урока

Укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование.

Формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов.

Приобщение к ценностям физической культуры. Укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование.

Организация и проведение занятий физической культурой

В процессе урока

Оценка эффективности занятий физической культурой

Легкая атлетика

26

28

28

28

Гимнастика с основами акробатики

12

14

14

14

Лыжные гонки

12

14

14

14

Подвижные игры и спортивные игры

16

12

12

12

Всего часов:

66

68

68

68

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс

        Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...

Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"

Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"...

Рабочая программа "Физическая культура 5-9 класс" 2018-2019

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»  для учащихся    5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» 1-4 классы

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013) и Федерального государственного ...