Здоровый образ жизни современного студента
классный час по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Светлана Сергеевна Кириленко

Цель разработки дать понятия о ЗОЖ , воспитать ценностное отношение к своему здоровью студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirilenko_s.s.metod_razrabotka_zozh_-_kopiya.docx448.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

D:\КУРАТОРСТВО 2021-2022\Классные часы\NATURAL-MEDICINE.jpg

Разработал

Преподаватель 1 категории

Кириленко Светлана Сергеевна

2021

Цель: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося.

Задачи:

1.Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни. 

2.Повышение  мотивации на сохранение здоровья обучающихся.

3.Научить беречь свое здоровье и заботится о нем. 

4.Помочь обучающимся в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков. 

5.Расширение знаний обучающихся о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. 

Оборудование: презентация, на доске пословицы и поговорки:

1)Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон

2)Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Шопенгауэр А.

3)Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций

4)Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой. Платон

Вступительное слово преподавателя:  Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

СЛАЙД 2

И ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи. Почему со школьной скамьи? Давайте разберёмся. Забота о здоровье маленьких детей целиком и полностью лежит на их родителях. Именно они решают, что есть и пить их чадам, сколько гулять, как одеваться и так далее. Как только студент поступает в колледж, техникум, начинается его постепенное взросление, появляются карманные деньги и то, что совсем недавно было полностью запрещено или покупалось редко или по великим праздникам, становится доступным. Жевательные резинки, чипсы, сухарики, кола, фастфуды, энергетические напитки, алкоголь, табакокурение. Добавим сюда телевизор, телефон и  компьютер, которые заменили некогда популярные подвижные игры и в результате получим, сидящего большую часть  дня, жующего, стучащего по клавиатуре хомосапиенса, то есть человека разумного, которого разумным и назвать-то сложно. 

И сегодня мы попробуем разобраться, как в современном мире не потерять, сохранить и приумножить своё здоровье. Какие факторы влияют на здоровье современного студента.

СЛАЙД 3

Итак для начала, давайте продолжим суждение ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО…

Примерные высказывания обучающихся:

· «оно является основой жизни»,

· «быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,

· «для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,

· «здоровые родители - здоровые дети»,

· «здоровый организм - залог жизни»,

· «оно самое ценное, что есть у меня»,

· «от здоровья зависит будущее».

Некоторые молодые люди говорили, что БЕСПОКОИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, ПОТОМУ ЧТО:

· «его и так нет»,

· «если заболеешь, то вылечишься»,

· «об этом беспокоится моя мама»,

· «это не главное в жизни»,

· «я здоров».

Итак, те, кто считают, что от образа жизни зависит здоровье человека, сегодня получат несколько важных советов, как остаться здоровым на долгие годы. А те, кто уверен, что для этого ничего не надо делать и человеческому организму в современном мире ничего не угрожает, убедятся, я надеюсь, в обратном.

СЛАЙД 4 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА:

В студенческой среде употребление спиртных напитков распространено даже несколько меньше, чем в других группах этого возраста. С первых дней учебы. И действительно, с виду студенческая среда выглядит вполне благополучной, но прием алкоголя для большинства вчерашних абитуриентов начинается с первых дней учебы. Психологи считают, что в первую очередь алкоголь — это «социальная смазка», позволяющая легче влиться в студенческий социум.

Попадая в организм, спирт в первую очередь воздействует на мозг человека. Появляющиеся в процессе употребления горячительных напитков провалы в памяти являются «первым звоночком» разрушения мозга, ведь, согласно исследованиям, каждый выпитый стакан отнимает примерно 1000–2000 мозговых клеток. Однако мозговыми тканями влияние спиртного на организм не ограничивается -симптомы регулярного употребления алкоголя затрагивают весь организм.

Наибольший вред курение наносит дыхательной системе. Токсичный смог оседает на лёгких и постепенно вызывает необратимые деструктивные процессы в лёгочной ткани. Это может стать причиной или усугубить уже имеющуюся бронхиальную астму, обструктивные заболевания и другие проблемы с дыхательной системой. У курильщиков в разы чаще встречаются онкологические заболевания трахеи, гортани, лёгких и пищевода, заканчивающиеся летальным исходом.

Ещё одним смертельно опасным последствием курения являются патологии сердечно-сосудистой системы. Каждая выкуренная сигарета провоцирует спазм сосудов и скачок артериального давления, в результате чего развивается ишемия, тромбоэмболия, нарушения кровоснабжения органов, инсульты и десятки других крайне опасных последствий. 

Токсикомания - последствия для организма могут быть непредсказуемые — вплоть до смерти. У наркомана нарушается работа легких, центральной нервной системы, сердца, мозга. Страдают абсолютно все органы, а некоторые процессы необратимы. К примеру, в случае с возникновением таких тяжелых заболеваний, как: цирроз печени, поражение костного мозга, и прочее.

Наркотики- психика, инфекционные заболевания, заболевание всех органов человека. Летальный исход.

СЛАЙД 5 

Какие компоненты, на ваш взгляд включает в себя понятие «здоровый образ жизни студента»? Совершенно верно, это:

·            правильное питание;

·           занятие  физическими упражнениями;

·            соблюдение режима дня;

·            отказ от вредных привычек;

  • Здоровье современного студента, несомненно, зависит от выполнения вышеперечисленных пунктов, но я бы добавила в этот перечень ещё несколько
  • соблюдение режима труда и отдыха
  • соблюдение режима питания и сна
  • соблюдение гигиенических  требований организация  индивидуального целесообразного режима двигательной активности
  • культура межличностного общения
  • содержательный досуг

Давайте немного поговорим о компонентах ЗОЖ-

СЛАЙД 6.

БРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА можно определить как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности.

СЛАЙД 7 

РЕЖИМ ДНЯ

Нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

Преподаватель: Я начинаю пословицу, а вы попробуйте их закончить.

1.  От хорошего сна … (молодеешь)

2.  Сон – лучшее … (лекарство)

3.  Выспался – будто вновь… (родился)

СЛАЙД 8 СОН

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов – 8 часов. Относительно учебной деятельности. необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет  засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. 

СЛАЙД 9 

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Каждый студент должен знать принципы рационального питания. 

Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах:

  • достижение энергетического баланса;
  • установления правильного соотношения между основными веществами – белками, жирами, углеводами;
  • сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не менее 3-4 раз в день.

СЛАЙД 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПИТАНИЮ

СЛАЙД 11

ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам.

Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача – определение оптимальных, а также минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.

СЛАЙД 12 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  запомните- это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек, а так же самое главное это любовь и уважение к себе и своему здоровью.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:


1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

2.Авторские уроки Боденко Л. А. // Педагогика здоровья: Журнал. Т. 6. № 4. 1999.

3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

4. Васильева О. С, Журавлева Е. В. Здоровый образ жизни - стереотипные представления и реальная ситуация // Педагогика здоровья: Журнал. Т. 6. № 2. 1999. С. 23-29.

5.Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению, наркотикам // Воспитание школьников: Журнал. № 4. 2000. С.28-32.

6.Горячев В. Здоровье детей - категория педагогическая // Воспитание школьников: Журнал. № 7. 2001. С. 8.

7.Каков ваш возраст // Личность. Карьера. Успех / Сост. О. А. Никитина. - Ленинград: ТОО «Диамант». С. 376-378.

8.Исследование представлений о здоровом образе жизни // Народное образование: Журнал. № 10. 1999. С. 207.

9. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни // Основы безопасности жизнедеятельности: Журнал. № 1. 2000.

10. Хайвис X. Школы содействия здоровью // Педагогика здоровья: Журнал. Т. 6. № 4. 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

Повышение интереса к здоровому образу жизни у студентов

Формирование потребности у студентов в здоровом образе жизни, его пропаганда, воспитание уважения к здоровью является одной из важнейших задач современного образования. Роль преподавателя физической к...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции,...

Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...