Рабочая программа Физическая культура СПО 1 курс
методическая разработка по физкультуре

Денис Николаевич Епифанов

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», направлена на освоение содержания среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizicheskaya_kultura_1_kurs_.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Специальность

09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

Квалификация выпускника

 ТЕХНИК-ПРОГРАММИСТ

Форма обучения

очная

 

Семестр

Макси-мальная учебная нагрузка,  час.

Лек-ций/ уро-ков,

час.

Практич. занятий,

час.

Лаборат. работ,

час.

СРС,

час.

Форма промежуточного  контроля

(экз./диф.зачет/зачет)

1

85

4

53

0

28

-

2

90

1

59

0

30

дифференцированный зачет

Итого

175

5

112

0

58

Санкт-Петербург

201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

  1. Цели освоения дисциплины
  2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП СПО)
  3. Структура и содержание дисциплины
  4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  5. Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий
  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Организация образовательного процесса
  8. Фонд оценочных средств. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», направлена на освоение содержания среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Программу разработали:

Факультет СПО

____________________/___________________/преподаватель

Декан факультета СПО:

_____________________/___________________/  


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики (У1);
  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации (У2)
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения (У3);
  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки (У4);
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой (У5);

знать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек (З1);
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности (З2);
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности (З3).

Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
  • приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
  • готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
  • способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;

метапредметных:

  • способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
  • готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
  • освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
  • формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;

предметных:

  • умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
  • владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
  • владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
  • владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
  • владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПО

Дисциплина «Физическая культура» относится к общеобразовательному учебному циклу.    

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях студентами дисциплины «Физическая культура» по программе основного общего образования. Дисциплина «Физическая культура» служит основой для освоения дисциплин ОГСЭ.04 «Физическая культура» и ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности».

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Максимальная учебная нагрузка студента составляет 175 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 117 часов;

самостоятельная работа студента 58 часов.

Вид учебной работы

Объем часов

Семестр

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

85

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

57

60

в том числе:

лекции/уроки

5

4

1

практические занятия

112

53

59

Самостоятельная работа студента (всего)

58

28

30

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Составление и выполнение утренних специализированных гимнастик. Написание реферата. Составление и выполнение индивидуальных комплексов физических упражнений.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

В соответствии со структурой учебной дисциплины ниже приведена содержательная характеристика дисциплины по всем видам учебной деятельности обучающегося.

Наименование разделов и тем

Содержание (дидактика) учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Всего

часов

Уровень усвоения

1

2

4

5

Раздел 1.  Введение

5

1

Тема1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура

в обеспечении здоровья

1.

2.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.

1

Тема 1.2.  Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

2.

Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм,

функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, те-

лосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

2

Тема 1.3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки

3.

Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности

и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.

Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.

1

Тема 1.4.  Психофизиологические основы учебного и производственного труда.

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

4.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и

психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

1

Раздел 2.  Легкая атлетика

39

2

Тема 2.1.

Бег на короткие дистанции

Практические занятия

17

1.

Изучение  техники бега с низкого старта и стартового разгона.

3

2.

Изучение техники бега по дистанции и финиширования.

3

3.

Изучение бега техники бега на короткие дистанции в целом.

3

4.

Эстафетный бег и передача эстафетной палочки.

4

5.

Сдача контрольного норматива в беге на короткие дистанции.

4

Тема 2.2.

Бег на средние и длинные дистанции.

Практические занятия

22

1.

Изучение техники бега с высокого старта и стартового разбега.

4

2.

Изучение техники бега по дистанции и финиширование.

4

3.

Изучение техники бега в целом.

4

Кроссовая подготовка.

4

5.

Сдача контрольного норматива на длинные и средние дистанции.

6

Раздел 3. Волейбол.

32

Тема 3.1.

Перемещение стойки. Верхняя и нижняя передача мяча двумя руками

Практические занятия.

8

1.

Изучение техникой перемещения и стоек.

2

2.

Изучение  техники верхней передачи мяча двумя руками.

2

3.

Изучение техники нижней передачи мяча двумя руками.

2

4.

Изучение техники верхней и нижней передачи мяча двумя руками в учебной игре.

2

Сдача контрольных нормативов.

2

Тема 3.2.

Техника нижней и верхней подачи и прием после нее.

Практические занятия.

8

1.

Изучение техникой перемещения и стоек.

2

2.

Изучение техники верхней передачи мяча двумя руками.

2

3.

Изучение техники нижней передачи мяча двумя руками.

1

4.

Изучение техники верхней и нижней передачи мяча двумя руками в учебной игре.

2

5.

Сдача контрольных нормативов.

2

Тема 3.3.

Техника нападающего удара.

Практические занятия.

8

1.

Изучение технике прямого нападающего удара.

2

2.

Закрепление техники специальных подводящих упражнений.

2

3.

Изучение техники нападающего удара в учебной игре.

4

Тема 3.4.

Тактика игры

Практические занятия.

8

1.

Индивидуальные тактические действия в нападении.

2

2.

Групповые и командные действия в нападении.

2

3.

Индивидуальные тактические действия в защите.

2

4.

Групповые и командные действия в защите.

2

Раздел 4. Баскетбол.

24

2

Тема 4.1. Техника передвижений, остановок, поворотов. Техника ловли и передачи мяча.

Практические занятия

8

1.

Изучение техники передвижений, остановок, поворотов.

2

2.

Изучение техники ловли и передачи мяча на месте.

2

3.

Изучение техники ловли и передачи мяча при встречном движении.

2

4.

Изучение техники ловли  и передачи мяча в сочетании с остановки и поворотом.

2

Тема 4.2.

Техника ведения мяча.

Практические занятия.

8

1.

Изучение техникой ведения мяча на месте, вокруг себя по переменно правой и левой рукой.

2

2.

Изучение техники ведения мяча с изменением направления передвижения.

2

3.

Изучение техники ведения мяча с изменением направления, скорости, высоты отскока.

2

4.

Сдача контрольного норматива.

2

Тема 4.3.

Техника броска.

Практические задания.

8

1.

Изучение техники броска мяча в корзину одной рукой с места.

2

2.

Изучение техники броска с места после ведения.

2

3.

Изучение техники броска одной рукой от плеча в движении на 2 шага.

2

4.

Изучение техники броска в движении на 2 шага под разными углами атаки кольца (45 градусов, 90 градусов).

2

5.

Сдача контрольного норматива.

2

Тема 4.4.

Тактика игры.

Практические занятия.

7

1.

Индивидуальные тактические действия в нападении.

2

2.

Групповые тактические действия в нападении.

2

3.

Индивидуальные тактические действия в защите.

2

4.

Командные действия в защите.

1

Раздел 5. Общая физическая подготовка

13

2

Тема 5.1.

Развитие основных физических качеств : силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.  

Практические занятия

13

1.

Развитие силовых качеств на тренажерах.

3

2.

Развитие ловкости и быстроты в комбинированных эстафетах.

5

3.

Развитие общей выносливости в беге.

5

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студента по разделам дисциплины:

Подготовка рефератов по заданным  темам с использованием информационных технологий.

Составление и выполнение утренних специализированных гимнастик. 

Составление и выполнение индивидуальных комплексов физических упражнений.

58

2

Всего:

175


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

При реализации дисциплины используются следующие  интерактивные формы (методы, технологии) обучения: игровые технологии, работа в команде, информационные технологии.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для студента:

  1. основная литература:
  1. Муллер А.Б. Физическая культура : учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2017. 424 с. Доступ из  ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/E97C2A3C-8BE2-46E8-8F7A-66694FBA438E#page/2
  2. Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие для СПО. 2-е изд, испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 188 с. Доступ из  ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/D07C2800-1494-45DB-8578-2C0F58585C26#page/2
  3. Аллянов Ю.Н. Физическая культура : учебник для СПО. 3-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2017. 493 с. Доступ из  ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/0A9E8424-6C55-45EF-8FBB-08A6A705ECD9#page/2

b)        дополнительная литература:

  1. Григорьев С.А., Косачев А.А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела. Учебно-методическое пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 41с. Доступ из  ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71159 
  2. Князев В.М., Прокопчук С.С. Физическая культура в высших учебных заведениях России. Учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 167с. Доступ из  ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71158
  3. Удин Е.Г., Платонова Е.А., Зефирова Е.В., Прокопчук С.С. Комплексы физических упражнений для студентов специальной группы здоровья. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 84с. Доступ из  ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70876 
  4. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студентов: учебное пособие. М.: Альфа, 2013.352 с.
  5. Князев В.М., Прокопчук С.С. Обеспечение мер безопасности на практических занятиях по физической культуре со студентами вузов. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 76с. Доступ из  ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/view/book/70930/

с) литература для преподавателя:

  1. Князев В.М., Прокопчук С.С. Обеспечение мер безопасности на практических занятиях по физической культуре со студентами вузов. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 76с. Доступ из  ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/view/book/70930/ 

d)        ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронные ресурсы (в том числе электронные библиотечные системы):

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность

http://e.lanbook.com/

ЭБС на платформе «Лань». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Лань» и др.

Индивидуальный неограниченный доступ

https://www.biblio-online.ru 

ЭБС на платформе «Юрайт». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Юрайт» и др.

Индивидуальный неограниченный доступ

e) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем):

  • лицензионное ПО общего назначения.
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО

Знание современного состояния физической культуры и спорта.

Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний.

Знание оздоровительных систем физического воспитания.

Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям.

Знание форм и содержания физических упражнений.

Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек.

Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены

Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки

Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля

Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности.

Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии.

Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления.

Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности

Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду.

Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.

Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний.

Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно-методические занятия

Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье.

Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний.

Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями.

Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными

приемами неотложной доврачебной помощи.

Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении.

Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем.

Знание методов здоровье сберегающих технологий при работе за компьютером.

Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности

1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4´ 100 м, 4´ 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши).

Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной.

Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов

2. Спортивные игры

Освоение основных игровых элементов.

Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта.

Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения.

Развитие личностно-коммуникативных качеств.

Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений.

Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности.

Умение выполнять технику игровых элементов на оценку.

Участие в соревнованиях по избранному виду спорта.

Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации

Виды спорта по выбору

Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений

1. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах

Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики.

Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья.

Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой.

Заполнение дневника самоконтроля

2. Дыхательная гимнастика

Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы.

Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой.

Умение осуществлять самоконтроль.

Участие в соревнованиях

Внеаудиторная самостоятельная работа

Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта.

Участие в соревнованиях.

Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

Соблюдение техники безопасности

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

        Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного и тренажерного зала (тренажеров).

Кабинет для проведения лекционных, оснащенный  мультимедийным оборудованием (проектор, экран). Рабочее место преподавателя оборудовано персональным компьютером с выходом в Интернет.

Открытый стадион.

Спортивный зал для проведения практических занятий со следующим оборудованием: баскетбольные щиты с кольцами, волейбольные стойки с сеткой, цифровым табло, гимнастические скамейки, велотренажеры, скамейки, столы, шведские стенки, инвентарная комната с дополнительным инвентарем: гири, мячи для баскетбола, волейбола, регби, скакалки, боксерские перчатки,  гимнастические коврики, маты.

Оборудование тренажерного зала: тренажеры общефизической подготовки, гири, гантели, штанги, помост.

Специальные технические средства для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Кабинет для самостоятельной работы студентов с выходом в Интернет – компьютерный класс.

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.

В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:

1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;

2) спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной

подготовкой;

3) введением в профессиональную деятельность специалиста.

П е р в а я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга,  самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.

В т о р а я содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.

Т р е т ь я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в роцессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами:

теоретическая часть и практическая часть.

Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.

Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.

На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.

 Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.

Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.

С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты проходят медицинский осмотр (диспансеризацию) и компьютерное тестирование. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.

К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.

К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.

К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты. Темой реферата, например, может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).

Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО.

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Оценивание уровня учебных достижений обучающихся по дисциплине осуществляется в виде текущего и промежуточного контроля.

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, сдача нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Соответствие результатов обучения формам и методам  их контроля и оценки приведены в таблице. В качестве форм и методов контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины могут быть использованы:

  • сдача контрольных нормативов;
  • внеаудиторная самостоятельная работа;
  • практическое занятие;
  • реферат.

Знания, умения и навыки обучающихся при текущем контроле определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Текущая аттестация студентов производится один раз в месяц преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в форме сдачи нормативов. Защита реферата проводится в форме устного собеседования.

Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачёта (2 семестр).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

Сдача контрольных нормативов по каждому разделу программу

знать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Написание рефератов по заданной тематике

Фонд оценочных средств

Фонд оценочных средств включает оценочные средства для текущего и промежуточного контроля и приведен в «Фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОУД.06 Физическая культура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» для 5-11 классов

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.) Настоящая...

Рабочая программа «Физическая культура» (базовый уровень СПО) 257 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура»(базовый уровень среднего профессионального образования) Профессия 190631.01  «Автомеханик»Профессия 190631.01 Автомеханик/ 190631 Техник»Про...

Рабочая программа «Физическая культура» (3 курс, 252 ч)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура»  Специальность 230414«Информационные системы (по отраслям)» 252 часа...

Рабочая программа «Физическая культура» (4 курс, 213 ч.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура»  Специальность 230103«Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»213 часов...

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

Рабочая программа. Физическая культура 5-9 кл.

Рабочая программа для 5-9 классов.(Общая.)...