Рабочая программа Физическая культура СПО 1 курс
методическая разработка по физкультуре
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», направлена на освоение содержания среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Специальность | 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ | ||||||||||
Квалификация выпускника | ТЕХНИК-ПРОГРАММИСТ | ||||||||||
Форма обучения | очная | ||||||||||
| |||||||||||
Семестр | Макси-мальная учебная нагрузка, час. | Лек-ций/ уро-ков, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./диф.зачет/зачет) | |||||
1 | 85 | 4 | 53 | 0 | 28 | - | |||||
2 | 90 | 1 | 59 | 0 | 30 | дифференцированный зачет | |||||
Итого | 175 | 5 | 112 | 0 | 58 |
Санкт-Петербург
201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
- Цели освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП СПО)
- Структура и содержание дисциплины
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Организация образовательного процесса
- Фонд оценочных средств. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», направлена на освоение содержания среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
Программу разработали:
Факультет СПО
____________________/___________________/преподаватель
Декан факультета СПО:
_____________________/___________________/
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики (У1);
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации (У2)
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения (У3);
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки (У4);
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой (У5);
знать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек (З1);
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности (З2);
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности (З3).
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
- приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
- готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
• метапредметных:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
• предметных:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПО
Дисциплина «Физическая культура» относится к общеобразовательному учебному циклу.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях студентами дисциплины «Физическая культура» по программе основного общего образования. Дисциплина «Физическая культура» служит основой для освоения дисциплин ОГСЭ.04 «Физическая культура» и ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности».
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Максимальная учебная нагрузка студента составляет 175 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 117 часов;
самостоятельная работа студента 58 часов.
Вид учебной работы | Объем часов | Семестр | |
1 | 2 | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 | 85 | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 | 57 | 60 |
в том числе: | |||
лекции/уроки | 5 | 4 | 1 |
практические занятия | 112 | 53 | 59 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 58 | 28 | 30 |
в том числе: | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление и выполнение утренних специализированных гимнастик. Написание реферата. Составление и выполнение индивидуальных комплексов физических упражнений. | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
В соответствии со структурой учебной дисциплины ниже приведена содержательная характеристика дисциплины по всем видам учебной деятельности обучающегося.
Наименование разделов и тем | Содержание (дидактика) учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, | Всего часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 4 | 5 | |
Раздел 1. Введение | 5 | 1 | ||
Тема1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья | 1. 2. | Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств. | 1 | |
Тема 1.2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | 2. | Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, те- лосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. | 2 | |
Тема 1.3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | 3. | Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности. | 1 | |
Тема 1.4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | 4. | Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования. | 1 | |
Раздел 2. Легкая атлетика | 39 | 2 | ||
Тема 2.1. Бег на короткие дистанции | Практические занятия | 17 | ||
1. | Изучение техники бега с низкого старта и стартового разгона. | 3 | ||
2. | Изучение техники бега по дистанции и финиширования. | 3 | ||
3. | Изучение бега техники бега на короткие дистанции в целом. | 3 | ||
4. | Эстафетный бег и передача эстафетной палочки. | 4 | ||
5. | Сдача контрольного норматива в беге на короткие дистанции. | 4 | ||
Тема 2.2. Бег на средние и длинные дистанции. | Практические занятия | 22 | ||
1. | Изучение техники бега с высокого старта и стартового разбега. | 4 | ||
2. | Изучение техники бега по дистанции и финиширование. | 4 | ||
3. | Изучение техники бега в целом. | 4 | ||
Кроссовая подготовка. | 4 | |||
5. | Сдача контрольного норматива на длинные и средние дистанции. | 6 | ||
Раздел 3. Волейбол. | 32 | |||
Тема 3.1. Перемещение стойки. Верхняя и нижняя передача мяча двумя руками | Практические занятия. | 8 | ||
1. | Изучение техникой перемещения и стоек. | 2 | ||
2. | Изучение техники верхней передачи мяча двумя руками. | 2 | ||
3. | Изучение техники нижней передачи мяча двумя руками. | 2 | ||
4. | Изучение техники верхней и нижней передачи мяча двумя руками в учебной игре. | 2 | ||
Сдача контрольных нормативов. | 2 | |||
Тема 3.2. Техника нижней и верхней подачи и прием после нее. | Практические занятия. | 8 | ||
1. | Изучение техникой перемещения и стоек. | 2 | ||
2. | Изучение техники верхней передачи мяча двумя руками. | 2 | ||
3. | Изучение техники нижней передачи мяча двумя руками. | 1 | ||
4. | Изучение техники верхней и нижней передачи мяча двумя руками в учебной игре. | 2 | ||
5. | Сдача контрольных нормативов. | 2 | ||
Тема 3.3. Техника нападающего удара. | Практические занятия. | 8 | ||
1. | Изучение технике прямого нападающего удара. | 2 | ||
2. | Закрепление техники специальных подводящих упражнений. | 2 | ||
3. | Изучение техники нападающего удара в учебной игре. | 4 | ||
Тема 3.4. Тактика игры | Практические занятия. | 8 | ||
1. | Индивидуальные тактические действия в нападении. | 2 | ||
2. | Групповые и командные действия в нападении. | 2 | ||
3. | Индивидуальные тактические действия в защите. | 2 | ||
4. | Групповые и командные действия в защите. | 2 | ||
Раздел 4. Баскетбол. | 24 | 2 | ||
Тема 4.1. Техника передвижений, остановок, поворотов. Техника ловли и передачи мяча. | Практические занятия | 8 | ||
1. | Изучение техники передвижений, остановок, поворотов. | 2 | ||
2. | Изучение техники ловли и передачи мяча на месте. | 2 | ||
3. | Изучение техники ловли и передачи мяча при встречном движении. | 2 | ||
4. | Изучение техники ловли и передачи мяча в сочетании с остановки и поворотом. | 2 | ||
Тема 4.2. Техника ведения мяча. | Практические занятия. | 8 | ||
1. | Изучение техникой ведения мяча на месте, вокруг себя по переменно правой и левой рукой. | 2 | ||
2. | Изучение техники ведения мяча с изменением направления передвижения. | 2 | ||
3. | Изучение техники ведения мяча с изменением направления, скорости, высоты отскока. | 2 | ||
4. | Сдача контрольного норматива. | 2 | ||
Тема 4.3. Техника броска. | Практические задания. | 8 | ||
1. | Изучение техники броска мяча в корзину одной рукой с места. | 2 | ||
2. | Изучение техники броска с места после ведения. | 2 | ||
3. | Изучение техники броска одной рукой от плеча в движении на 2 шага. | 2 | ||
4. | Изучение техники броска в движении на 2 шага под разными углами атаки кольца (45 градусов, 90 градусов). | 2 | ||
5. | Сдача контрольного норматива. | 2 | ||
Тема 4.4. Тактика игры. | Практические занятия. | 7 | ||
1. | Индивидуальные тактические действия в нападении. | 2 | ||
2. | Групповые тактические действия в нападении. | 2 | ||
3. | Индивидуальные тактические действия в защите. | 2 | ||
4. | Командные действия в защите. | 1 | ||
Раздел 5. Общая физическая подготовка | 13 | 2 | ||
Тема 5.1. Развитие основных физических качеств : силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. | Практические занятия | 13 | ||
1. | Развитие силовых качеств на тренажерах. | 3 | ||
2. | Развитие ловкости и быстроты в комбинированных эстафетах. | 5 | ||
3. | Развитие общей выносливости в беге. | 5 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа студента по разделам дисциплины: Подготовка рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий. Составление и выполнение утренних специализированных гимнастик. Составление и выполнение индивидуальных комплексов физических упражнений. | 58 | 2 | ||
Всего: | 175 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
При реализации дисциплины используются следующие интерактивные формы (методы, технологии) обучения: игровые технологии, работа в команде, информационные технологии.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для студента:
- основная литература:
- Муллер А.Б. Физическая культура : учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2017. 424 с. Доступ из ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/E97C2A3C-8BE2-46E8-8F7A-66694FBA438E#page/2
- Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие для СПО. 2-е изд, испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 188 с. Доступ из ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/D07C2800-1494-45DB-8578-2C0F58585C26#page/2
- Аллянов Ю.Н. Физическая культура : учебник для СПО. 3-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2017. 493 с. Доступ из ЭБС «Юрайт». URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/0A9E8424-6C55-45EF-8FBB-08A6A705ECD9#page/2
b) дополнительная литература:
- Григорьев С.А., Косачев А.А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела. Учебно-методическое пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 41с. Доступ из ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71159
- Князев В.М., Прокопчук С.С. Физическая культура в высших учебных заведениях России. Учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 167с. Доступ из ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71158
- Удин Е.Г., Платонова Е.А., Зефирова Е.В., Прокопчук С.С. Комплексы физических упражнений для студентов специальной группы здоровья. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 84с. Доступ из ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70876
- Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студентов: учебное пособие. М.: Альфа, 2013.352 с.
- Князев В.М., Прокопчук С.С. Обеспечение мер безопасности на практических занятиях по физической культуре со студентами вузов. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 76с. Доступ из ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/view/book/70930/
с) литература для преподавателя:
- Князев В.М., Прокопчук С.С. Обеспечение мер безопасности на практических занятиях по физической культуре со студентами вузов. СПб: НИУ ИТМО, 2013. 76с. Доступ из ЭБС «Лань». URL: http://e.lanbook.com/view/book/70930/
d) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронные ресурсы (в том числе электронные библиотечные системы):
№ | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
ЭБС на платформе «Лань». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Лань» и др. | Индивидуальный неограниченный доступ | ||
ЭБС на платформе «Юрайт». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Юрайт» и др. | Индивидуальный неограниченный доступ |
e) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем):
- лицензионное ПО общего назначения.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены |
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровье сберегающих технологий при работе за компьютером. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4´ 100 м, 4´ 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов |
2. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации |
Виды спорта по выбору | Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений |
1. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики. Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой. Заполнение дневника самоконтроля |
2. Дыхательная гимнастика | Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы. Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой. Умение осуществлять самоконтроль. Участие в соревнованиях |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного и тренажерного зала (тренажеров).
Кабинет для проведения лекционных, оснащенный мультимедийным оборудованием (проектор, экран). Рабочее место преподавателя оборудовано персональным компьютером с выходом в Интернет.
Открытый стадион.
Спортивный зал для проведения практических занятий со следующим оборудованием: баскетбольные щиты с кольцами, волейбольные стойки с сеткой, цифровым табло, гимнастические скамейки, велотренажеры, скамейки, столы, шведские стенки, инвентарная комната с дополнительным инвентарем: гири, мячи для баскетбола, волейбола, регби, скакалки, боксерские перчатки, гимнастические коврики, маты.
Оборудование тренажерного зала: тренажеры общефизической подготовки, гири, гантели, штанги, помост.
Специальные технические средства для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Кабинет для самостоятельной работы студентов с выходом в Интернет – компьютерный класс.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;
2) спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной
подготовкой;
3) введением в профессиональную деятельность специалиста.
П е р в а я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
В т о р а я содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Т р е т ь я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в роцессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами:
теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты проходят медицинский осмотр (диспансеризацию) и компьютерное тестирование. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты. Темой реферата, например, может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО.
- ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оценивание уровня учебных достижений обучающихся по дисциплине осуществляется в виде текущего и промежуточного контроля.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, сдача нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Соответствие результатов обучения формам и методам их контроля и оценки приведены в таблице. В качестве форм и методов контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины могут быть использованы:
- сдача контрольных нормативов;
- внеаудиторная самостоятельная работа;
- практическое занятие;
- реферат.
Знания, умения и навыки обучающихся при текущем контроле определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Текущая аттестация студентов производится один раз в месяц преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в форме сдачи нормативов. Защита реферата проводится в форме устного собеседования.
Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачёта (2 семестр).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
| Сдача контрольных нормативов по каждому разделу программу |
знать:
| Написание рефератов по заданной тематике |
Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств включает оценочные средства для текущего и промежуточного контроля и приведен в «Фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОУД.06 Физическая культура».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» для 5-11 классов
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.) Настоящая...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-407093-1480779225.jpg)
Рабочая программа «Физическая культура» (базовый уровень СПО) 257 часов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура»(базовый уровень среднего профессионального образования) Профессия 190631.01 «Автомеханик»Профессия 190631.01 Автомеханик/ 190631 Техник»Про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-407093-1480779225.jpg)
Рабочая программа «Физическая культура» (3 курс, 252 ч)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура» Специальность 230414«Информационные системы (по отраслям)» 252 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-407093-1480779225.jpg)
Рабочая программа «Физическая культура» (4 курс, 213 ч.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура» Специальность 230103«Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»213 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-489198-1412003150.jpg)
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-381597-1389968334.jpg)
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...