Играя, учим правильному питанию
статья по физкультуре

Шаломов Юрий Александрович

Статья о правильном питании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Играя, учим правильному питанию.

Шаломов Юрий Александрович, учитель физической культуры «Средняя школа № 24», г. Красноярск;

    Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, основывается на знаниях о правильном, здоровом питании. В системе поведения человека питание является наиболее значимым для его здоровья. Не зря говорят : мы - то, что мы едим. Чтобы быть ребенку здоровым, необходимо формировать у него умение правильно питаться. Умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, которая основывается на знаниях и навыках.

Знания в области умения правильно питаться ученики получают не только на уроках окружающего мира, но и на уроках физической культуры, при изучении темы «Пища и питательные вещества» (учебник «Физическая культура», 1-4 класс, авт. В.И.Лях, «Просвещение», 2013 год).

   Знания о здоровом питании мы начинаем с «пирамиды питания». Занятие проходит более продуктивно, когда ученики решают: почему продукты показаны в пирамиде, а не в кубе, например. Из кабинета математики приносим пирамиду, ученики рассматривают ее и в беседе делают вывод, что в основании помещается больше продуктов, и, таким образом, они видят, что составляет основу питания. Знакомясь с Пирамидой питания, мы проводим игру «Я люблю кушать…». Ученики на листочках пишут то, что любят. Затем подходят к пирамиде и приклеивают туда, где обозначены эти продукты. В итоге вместе определяем, полезно ли то, что они любят кушать.

    Говоря о витаминах, мы рассказываем, в чем они содержатся и на что оказывают влияние, но беседа будет результативнее, если ученики сами скажут, что они знают о них. Ведь многим мамы дают витамины для профилактики заболеваний. Пусть они расскажут о своем знакомстве с витаминами.  Если рассказ о воде ученикам будет понятен, то разговор о минеральных веществах надо выстраивать с учетом их возраста. При знакомстве с минеральными веществами можно просто сказать, что вы эту тему лучше поймете при изучении химии. После знакомства с продуктами, содержащими минеральные веществ, белки, жиры и в чем они содержатся, мы возвращаемся к Пирамиде питания, находим эти продукты. Ученики видят их значимость для здорового питания.

   Особое внимание необходимо уделить углеводам, поскольку все дети любят продукты, содержащие их большое количество. В Пирамиде – это сладости. В беседе о них говорим, что их избыток провоцирует развитие ожирения и многие заболевания. Ученики узнают, что в Пирамиде питания эти любимые продукты занимают самое малое место вместе с жирами и маслами! Необходимо сказать, что лучшим вариантом среди продуктов, содержащих углеводы, являются натуральные, не переработанные овощи, фрукты и ягоды.

   После того, как  поработали с информационной частью, мы переходим к отработке практического навыка. На уроках физкультуры для этого применяются межпредметные связи: использование знаний  предметов «Окружающий мир», биология.  Кроме  бесед, проводится работа в группах, используются игровые задания. В своей работе по формированию навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни, мы в своей школе используем различные формы проведения уроков.

Групповая работа может проводиться по разным темам.

Вот пример некоторых заданий:

1. Задание «Полезное-неполезное». Ученикам раздаются листочки с названием различных продуктов. Тем из них, кто считает свой продукт написанный на листочке полезным, подходят к указателю «Полезные продукты» и наоборот, ученики с неполезными продуктами подходят к своему указателю. После они обсуждают результаты работы друг друга в своей группе, каждая группа знакомится с результатами деятельности второй группы.

2. «Игра бублик». Ученики подходят к друг другу, встают в круг, переплетаясь руками, называя свой любимый продукт. Определяем, какой из них полезный, какой нет. Затем, ученики, назвавшие «любимые продукты», оказавшиеся полезными, встают в свой «бублик», а неполезными в свой. Причем, когда игра повторилась через продолжительное время, «бублик» из полезных продуктов стал больше.

3. «Правила здорового питания». Еще одна форма групповой работы. Все частники делятся на три группы следующим способом: встают в одну шеренгу и по очереди рассчитываются на «белки, жиры, углеводы». Все «белки» располагаются за одним столом, «жиры» за вторым и «углеводы» за третьим. На каждый стол кладется лист ватмана и маркеры.

Задание группам:

Попробуйте сформулировать «Правила здорового питания» и записать их на лист ватмана. На эту работу отводится до 10 минут. После этого лист вывешивается на обозрение всех участников тренинга и один из членов группы представляет результаты групповой работы. Последующие группы стараются не повторять правила (если они совпали с предыдущей группой), а называть и обосновывать те, которые они также включили в свой список. Если какие-то из важных принципов здорового питания обучающиеся не назовут, то ведущий может дополнить.

 Итогом занятий является разработка правил здорового питания на каждый день, которые могут быть выработаны группой:

  • Разнообразное питание
  • Медленная еда
  • Тщательное пережевывание
  • Ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • Соблюдайте питьевой режим
  • Откажитесь от газировки.
  • Откажитесь от еды в сухомятку
  • Употребляйте кисломолочные продукты
  • Принимайте витамины

     В ходе беседы проводится рефлексия в форме игры: участникам раздаются бланки с незаконченными предложениями, они должны их дописать:

  • Теперь я знаю, что… (конфеты и шоколад неполезные продукты)
  • Я попробую… (чаще есть кашу утром)
  • Моя активность при изучении темы сегодняшнего занятия проявилась в том,
  • Что я…(понял… узнал… определил…)
  • Я надеюсь…(научиться правильно питаться)

Фраза «люблю поесть» достаточно распространена. У каждого проявляется свой интерес к пище. Необходимо говорить ученикам, что сохранение здоровья зависит от качества, разнообразия и ритмичности питания. Вредны и недостаточность питания и излишества в еде.

Нормальный рост и развитие зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами.

               Литература:

1. «Как сохранить и укрепить здоровье детей», авт.Н.Ю.Синягина, И.В.

Кузнецова. , М,: «Владос», 2004.

2. Методическая разработка тренинга Основы здорового питания. «Начни

действовать сегодня»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Красноярска.

Автор-составитель: Шаломов Ю. А. г. Красноярск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольные игры для школьников на тему "Правильное питание"

В работах учеников  представлены методические указание по организации и изготовлению настольных игр для младших и средних школьников. Игры можно использовать на уроках  ОЗОЖ, а так же  ...

Развивающая игра по ЗОЖ для учащихся 5-6 классов "Правильное питание - путь к здоровью человека"

Ресурс будет полезен преподавателям-организаторам ОБЖ и классным руководителям при проведении воспитательных мероприятий по ЗОЖ. Никакой подготовки от учителя не требуется. Задания разработаны в форме...

своя игра по правильному питанию

Цель: -расширение и закрепление знаний о гигиене питания;          - пропаганда здорового образа жизни.Правила игры.В игре встречаются следующие сект...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....

Дидактическая игра о правильном питании

Вопрос правильной организации питания – один из главных во всех детских садах. Потому что правильное питание – это основа длительной жизни, залог здоровья, бодрости, га...