программа "Зарница"
рабочая программа по физкультуре

программа по военно-патриотической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zarnitse_v_shkolu.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рочегодская средняя школа»

        

«Рассмотрено на заседании МО»        «Согласовано»                                                        «Утверждено»

Руководитель МО __________Е.В.Точилов        Заместитель директора по УВР                           Директор   МБОУ

  протокол № ___                                                            ___________ Т.М.Воронина                    «Рочегодская средняя школа»                

от «_____» ________ 2022 г.        «_____» ________ 2022 г.        ______________ С.В.Беккер                                

 Приказ от         г. №

 

      “ЗАРНИЦА”

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Составитель: Т. А. Кожевникова,

Педагог дополнительного образования.

п. Рочегда

2022г.

                                   

Содержание

  1. Содержание                                                                            1
  2. Пояснительная записка                                                       2
  3. Организационно-методические основы обучения         2    
  4. Характеристика программы                                              3
  5. Этапы педагогического контроля                                     3
  6. Содержание тем                                                                     4
  7. Условия реализации программы                                       6
  8. Учебно-тематический план                                                 7
  9. Список литературы                                                               7

     

Пояснительная записка

          На основе государственной программы принятой Правительством Российской Федерации “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”.

           Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно - нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в практике в п. Рочегда и п. Березник осуществляется через проведение соревнований «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности». Программа подготовки учащихся к этим  соревнованиям определяется в соответствии с Положениями об этих соревнованиях.  Соревнования «Зарница», «Зарничка», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях:  туризм, ориентирование, пожарное дело, спортивную, медико-санитарную подготовку, стрельба. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр.  Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку  команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.

Данная программа является  частью комплексной программы, в которую кроме нее входят  образовательная программа «Школа безопасности». Получив знания на уроках ОБЖ и практические навыки на занятиях «Школы безопасности», часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшими: самыми сильными, быстрыми, меткими, умелыми. Это стремление и дает возможность реализовать  программа «Зарница», в которой изначально запланировано участие в таких сложных комплексных соревнованиях, как «Школа безопасности», «Спасатель в природной среде», где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по истории, медицине и т.д. Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки,  спортивно-волевые качества. Программа  направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.

Цель:

- всестороннее развитие и совершенствование личности средствами нравственного,  патриотического и физического воспитания.

Задачи:

-  подготовка команды для участия в соревнованиях военно-спортивной направленности.

-  воспитание гражданственности, любви к родному краю, бережного отношения к традициям   и культуре народов России;

-   воспитание потребности выполнения этических, нравственных норм общества;

- развитие трудолюбия, инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии  решений и настойчивости в их выполнении;

-    воспитание бережного отношения к природе;

- морально-психологическая и физическая закалка, формирование устойчивости в             преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях;

        –  подготовка сборной команды школы для участия в военно-спортивных играх “Зарничка ” и  “Зарница”.

Организационно - методические основы обучения

Программа предназначена для учащихся 1 - 10 классов и предусматривает приобретение ими знаний, умений и навыков для участия в соревнованиях по программе «Зарничка», «Зарница» и «Школа безопасности».

Программа рассчитана на три года обучения.

Количество часов на освоение программы-324 ч.в 1 г.об. и 216 ч. во 2,3 год об., причем, большая их часть  используется на практические занятия, тренировочные и соревновательные старты.Содержание программы предполагает освоение учащимися основ спортивного ориентирования и туризма, военного дела и гражданской обороны, приемов первой медицинской помощи, знание национальных, культурных, географических, исторических и экологических особенностей области, воспитание гражданственности, чувства патриотизма и ответственности за судьбу Отчества, воспитание  движения к ратному труду, готовности защищать Родину.

        Для ряда занятий предполагается привлечение специалистов различного рода деятельности (спасателей, пожарных , медиков и др.)

        Практические занятия проводятся, как правило, в условиях, приближенных к соревновательным, при этом  у ребят вырабатывается  чувство ответственности за судьбу команды, своих товарищей, отрабатываются командные действия в той или иной ситуации, воспитываются физические и морально - психологические качества.

        В течение всех лет обучения планируется участие в соревнованиях по программам «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности», спортивному ориентированию и туристской технике.

        В конце года планируется участие в полевом лагере с отработкой техники и тактики спортивного ориентирования и туризма.

        Рекомендуемый  состав группы -  от 10 до 12 человек.

        Группы разновозрастные.

 Занятия, как правило, проводятся с полным составом группы.

        Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется условиями соревнований и графиком их проведения и в зависимости от этого изменяется место проведения занятий, его цели и задачи.

Конечный результат:

Учащиеся по окончании изучения курса должны получить знания и умения, позволяющие им участвовать в соревнованиях  «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности».

                                      Характеристика программы.

Тип: дополнительная - образовательная

Направленность: военно - патриотическая

Вид: авторская                  

Классификация:по сложности: начальное освоение и совершенствование

                по характеру деятельности: социально - адаптивная

                по возрастному принципу: разновозрастная

                по масштабу действия: учрежденческая

                по времени: 3 года.

                                       Этапы педагогического контроля

Целью педагогического контроля является определение качества освоения программы.

1 год обучения.

Сроки

Содержание

Формы

Критерии

Май

Туристская подготовка

 Соревнования, контрольная тренировка на дистанции полосы препятствий.

Закончить дистанцию без учета времени.

Май

«юные пожарные»

 Тесты, соревнования

Правильно ответить на  все вопросы теста. Закончить дистанцию без учета времени.

 Март

«меткий стрелок»

Соревнования, контрольная тренировка.

Сбивание кубика 5см. Х 5см.  Попадание в мишень№6.

Сентябрь

май

Военно-спортивная подготовка

 Соревнования, контрольная тренировка.

Выполнение  нормативов школьной программы по физкультуре не менее «4».

Февраль

Медико-санитарная подготовка

Зачеты, тесты.

Тесты: 5 вопросов. Правильно ответить на 4 вопроса.  

В течение года

Топография и ориентирова-ние

Топографический диктант, школьный турслет

Правильно определить 70% условных знаков,  выполнить топографическое задание в программе слета.  

                                                                 2 год обучения.

Сроки

Содержание

Формы

Критерии

 Май

Туристская подготовка

Соревнования по туртехнике    

 Техническая дистанция. Полоса препятствий. Пройти дистанцию без учета времени.

март

Пожарная безопасность

 Тесты, соревнования

Правильно  ответить на все вопросы. Закончить дистанцию без учета времени.

 Май

Военно-спортивная подготовка

Соревнования, тесты.

 Выполнение  нормативов школьной программы по физкультуре не менее «4».

 Апрель

«меткий стрелок»

Соревнования, контрольная тренировка.

Сбивание кубика 5см. Х 5см.  Попадание в мишень№8.

 В течение года

Топография и ориентирование

 Соревнования, контрольная тренировка.

  Закончить дистанцию без учёта времени.

Февраль

Медико-санитарная подготовка

Зачеты, тесты.

Тесты: 5 вопросов. Правильно ответить на 4 вопроса.  

                                                                             3 год обучения.

Сроки

Содержание

Формы

Критерии

 Март

Пожарная безопасность

 Тесты, соревнования

 Правильно ответить все вопросы. Закончить дистанцию без учета времени.

В течение года

 Топография и ориентирование

Соревнования на дистанции в заданном направлении

Закончить дистанцию без учёта времени в заданном направлении.

 Октябрь

Май

 Туристская подготовка

 Соревнования «туристическая полоса»

 Закончить  дистанцию без учета времени.

февраль

Медико-санитарная подготовка

Тесты, практическое задание

Правильно ответить на тест и на практическое задание.

Февраль, май

Военно-спортивная подготовка

Зачеты

 сдача нормативов по ОФП.

Апрель

«меткий стрелок»

Соревнования, контрольная тренировка.

Сбивание кубика 5см. Х 5см.  Попадание в мишень№8.

                                                             Содержание тем

                                                             1 год обучения.

I. Топография и ориентирование

Теория: Географические карты: история и современность. Виды карт. Условные знаки спортивной карты. Масштаб.  Дистанция. Ориентирование как вид спорта. Виды ориентирования. Одежда и снаряжение ориентировщика.

Практика: Определение расстояния на местности (шагами) и по карте. Ориентирование по линейным площадным ориентирам. Техника и тактика прохождения дистанции «по выбору». Правила соревнований. Участие в соревнованиях на дистанцию «по выбору».

II. Туристская подготовка

Теория: Узлы, виды узлов, их применение. Личное и групповое туристское  снаряжение. Подбор, подгонка,  ремонт. Туристский быт: правила безопасного поведения в лесу и у воды.

Практика: Техника преодоления естественных препятствий в условиях турпохода и на соревнованиях. Техника преодоления искусственных препятствий без специального снаряжения в зале и на местности. Укладка рюкзака, установка и снятие палатки, разжигание костра и организация питания в походе. Ориентирование по местным признакам. Организация бивака в условиях похода выходного дня. Участие в соревнованиях.

III.  Духовно - патриотические воспитание

Встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн, выпускниками школы отслужившими в рядах Вооруженных сил. Экскурсии по памятным местам.

IV. Военно-спортивная подготовка

Теория:  Типы и устройство противогаза.

Практика: Силовая подготовка: д – упражнения на пресс – 30 сек.; м – подтягивание на перекладине. Беговая подготовка: бег на 60 и 100 м, кросс 1000, 2000, 3000 м (в зависимости  от возраста). Строевая подготовка: ходьба строевым шагом, повороты и перестроения на месте.

Надевание средств защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз) и преодоление зараженного участка. Соревнования по силовым видам, легкой атлетике.

V. Медико-санитарная подготовка

Теория: Характеристика ранений и кровотечений. Средства оказания первой помощи.

Практика: Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов, укусах насекомых, ожогах, обморожениях и переохлаждения организма. Способы переноски пострадавших. Участие в соревнованиях по туртехнике. Изготовление простейших транспортировочных средств.

VI.Меткий стрелок

Теория: Правила безопасности при стрельбе.

Практика: Стрелковая подготовка: обучение и совершенствование стрельбы из пневматического оружия из положения сидя с упора. Соревнования «Меткий стрелок».                                              

VII. Пожарная безопасность

Теория: Опасные факторы и причина пожаров. Правила поведения во время пожара.

Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе соревнований «Юный пожарный».

VIII. Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах

Создание сборных команд, планирование и организация тренировочного процесса и участие в различных мероприятиях и соревнованиях.

IX. ОФП и СФП

Упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической подготовки, умению самостоятельно выполнять разминку перед занятием и соревнованиями по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница», «Зарничка».

                                                      2 год обучения.

I. Топография и ориентирование

Теория: Условные знаки топографических карт. Масштаб карт и определение расстояний. Символьные легенды – дополнительная информация о местоположении контрольных пунктов. Компас. Работа с компасом и картой.

Практика: Определение расстояний на местности и по карте. Азимутальный код. Определение точки стояния, выхода на КП, выбор пути. Степень и надежность ориентирования. Ориентирование на маршрутной трассе. Сбор и анализ предстартовой информации. Выработка тактической установки на длинный старт. Участие в соревнованиях.

II. Туристская подготовка

Теория: Специальное туристское снаряжение: веревки, карабины, страховочные системы. ТБ на тренировках и соревнованиях.

Практика: Преодоление искусственных и естественных препятствий с помощью специального снаряжения. Этапы соревнований по туристской технике на дистанции 1-2 км. Техника и тактика прохождения в зависимости от дистанции соревнований. Преодоление препятствий с использованием  самостраховки и судейской страховки.

Этапы соревнований по виду поисково-спасательные работы: поиск пострадавшего, подача сигналов бедствия (определение аварийных знаков на карточках) транспортировка пострадавшего на носилках и изготовление их. Организация бивака. Ориентирование по легенде. Действия в ЧС в районе аварии с учетом АХОВ и аварий с выбросом радиоактивных веществ.

III. Меткий стрелок

Теория: Правильная стрельба.

Практика: Стрелковая подготовка: обучение и совершенствование стрельбы из пневматического оружия из положения стоя с упора, лёжа. Соревнования «Меткий стрелок».

IV. Духовно - патриотическое воспитание

Теория: Герои войны и  труда. Участие представителей на боевых и трудовых фронтах ВОВ. Их именами названы...

Практика: Экскурсии по г. Сыктывкару. Посещение выставок, музеев.

V. Военно-спортивная подготовка

Практика:  Силовая подготовка: юноши - подтягивание на перекладине; девушки – упражнение на пресс 30 сек.Беговая подготовка: бег на 60 и 100м. Кросс 1000, 2000, 3000м.

Строевая подготовка: ходьба строевым шагом, с песней, повороты и перестроение на месте, подготовка и смотр строя и военно-прикладное обучение по программе военно-спортивной игры «Зарничка», «Зарница».

VI. Медико-санитарная подготовка

Теория: Лекарственные растения, растения Архангельской области.

Практика: Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Наложение повязок. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами при бытовых отравлениях. Травматический шок.  Травмы опорно-двигательной системы.

VII. Пожарная безопасность

Теория: Опасные факторы и причина пожаров. Средства пожаротушения.

Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе соревнований «Юный пожарный» и военно-спортивных игр «Зарничка», «Зарница» (в зависимости от Положений и Условий проведения соревнований).

VIII.Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, туртехнике, , военно-спортивных играх «Зарничка», «Зарница», соревнованиях «Школа безопасности».

IX . ОФП и СФП

Общеразвивающие и специальные упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической и специальной силовой и беговой подготовки, для успешного участия в соревнованиях по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница».

                                                            3 год обучения.

I. Топография и ориентирование

Теория:  Компас и работы с ним.

Практика: Определение азимута на карте и на местности. Азимутальный код. Ориентирование по рельефу. Выбор оптимального пути движения. Техника и тактика ориентирования в заданном направлении. Участие в соревнованиях и контрольных стартах.

II. Туристская подготовка.

Теория: Специальное туристское снаряжение, средства транспортировки пострадавшего.

Практика: Прохождение препятствий с самостраховкой, самонаведением и командной страховкой. Этапы туристских соревнований на дистанциях 3-4 класса. Техника и тактика их прохождения. Этапы соревнований по виду «поисково-спасательных работ» изготовление волокуши, подача аварийных сигналов (на местности), оказание помощи и транспортировка пострадавшего в условиях ЧС. Жизнеобеспечение человека при ЧС в природной среде. Приборы радиационного поиска, средства индивидуальной и коллективной защиты от радиации и ОВ. Дегазация. Дезактивация. Дезинфекция.

III. Военно-спортивная подготовка.

Теория: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дни воинской славы России.Символы воинской чести.

Практика: Силовая подготовка: юноши - подтягивание на перекладине; девушки – упражнение на пресс 1 мин.Беговая подготовка: бег на  100м. Кросс  2000 и 3000м.

Строевая подготовка: ходьба строевым шагом с песней, повороты и перестроение на месте и в движении, подготовка и смотр строя.

IV. Меткий стрелок.

Стрелковая подготовка: стрельба из пневматического оружия из положения стоя, стрельба из пневматического оружия из положения «лежа», «дуэльная стрельба», сборка и разборка автомата АК.

V. Медико-санитарная подготовка.

Практика: Оказание первой помощи утопающему, экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания), первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника, груди, живота и области  таза, острой сердечной недостаточности.

VI. Пожарная безопасность

Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе военно-спортивной игры «Зарничка» и соревнований «Школа безопасности» (в зависимости от Положений и Условий проведения соревнований). Пользование средствами пожаротушения.

VII.  Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах

Практика:Создание сборных команд, планирование и организация подготовки к  соревнованиям и играм.

VIII. ОФП и СФП

Общеразвивающие и специальные упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической и специальной силовой и беговой подготовки, развитию скоростно-силовой подготовки, воспитанию волевых качеств и умения быстро реагировать на изменение обстановки для успешного участия в соревнованиях по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница», «Зарничка».

                                Условия реализации программы.

Для реализации программы необходима следующая материальная база:

  • малый спортивный зал, оборудованный для проведения занятий на туристской полосе препятствий и обучению приемам;
  • оборудованный кабинет с видеотекой, подбором специальной литературы, телевизором, видеомагнитофоном и др. техническими средствами;

  • место для стрельбы из малокалиберного и пневматического оружия;
  •  инвентарь и оборудование для занятий и соревнований по программе ГО;
  • пожарная полоса препятствий;

- туристское снаряжение (спальные мешки, туристские коврики, палатки, рюкзаки, компасы, веревки, страховочные системы, рукавицы, каски, карабины, жумары).

Учебно-тематический план

 (36 недель, 6 часов в неделю).

 

П/П

Наименование тем.

                         Количество часов

1 г. обучения

2 г. обучения

3 г. обучения

Т.

Практ

Всего

Т.

Практ

Всего

Т.

Практ

Всего

1.

Топография и ориентирование

15

15

30

1

4

5

-

-

-

2.

Туристская подготовка

4

16

20

3

20

  23

5

20

25

3.

Духовно-патриотическое воспитание

за сеткой часов

4.

Военно-спортивная подготовка

10

35

45

5

  20

25

5

20

25

5.

Медико-санитарная подготовка

20

20

40

10

10

20

10

10

20

6.

Меткий стрелок

 5

10

15

5

10

15

5

15

20

7.

Пожарная безопасность

15

20

35

5

15

20

5

15

20

8.

Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах

-

20

20

-

18

18

-

20

20

9.

ОФП и СФП

-

119

119

-

90

90

-

86

86

Итого часов в год:

69

255

324

29

187

216

30

186

216

Список литературы:

1. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России,- Вологда.: ВИРО,2004 г.

2. Хромов Н.А. Основы военной службы, ОБЖ, №8,2005 г.

3. Тупикин Е.А., Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности», 2007 г.