программа "Зарница"
рабочая программа по физкультуре
программа по военно-патриотической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рочегодская средняя школа»
«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО __________Е.В.Точилов Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
протокол № ___ ___________ Т.М.Воронина «Рочегодская средняя школа»
от «_____» ________ 2022 г. «_____» ________ 2022 г. ______________ С.В.Беккер
Приказ от г. №
“ЗАРНИЦА”
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Составитель: Т. А. Кожевникова,
Педагог дополнительного образования.
п. Рочегда
2022г.
Содержание
- Содержание 1
- Пояснительная записка 2
- Организационно-методические основы обучения 2
- Характеристика программы 3
- Этапы педагогического контроля 3
- Содержание тем 4
- Условия реализации программы 6
- Учебно-тематический план 7
- Список литературы 7
Пояснительная записка
На основе государственной программы принятой Правительством Российской Федерации “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно - нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в практике в п. Рочегда и п. Березник осуществляется через проведение соревнований «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности». Программа подготовки учащихся к этим соревнованиям определяется в соответствии с Положениями об этих соревнованиях. Соревнования «Зарница», «Зарничка», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, спортивную, медико-санитарную подготовку, стрельба. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Данная программа является частью комплексной программы, в которую кроме нее входят образовательная программа «Школа безопасности». Получив знания на уроках ОБЖ и практические навыки на занятиях «Школы безопасности», часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшими: самыми сильными, быстрыми, меткими, умелыми. Это стремление и дает возможность реализовать программа «Зарница», в которой изначально запланировано участие в таких сложных комплексных соревнованиях, как «Школа безопасности», «Спасатель в природной среде», где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по истории, медицине и т.д. Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Цель:
- всестороннее развитие и совершенствование личности средствами нравственного, патриотического и физического воспитания.
Задачи:
- подготовка команды для участия в соревнованиях военно-спортивной направленности.
- воспитание гражданственности, любви к родному краю, бережного отношения к традициям и культуре народов России;
- воспитание потребности выполнения этических, нравственных норм общества;
- развитие трудолюбия, инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении;
- воспитание бережного отношения к природе;
- морально-психологическая и физическая закалка, формирование устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях;
– подготовка сборной команды школы для участия в военно-спортивных играх “Зарничка ” и “Зарница”.
Организационно - методические основы обучения
Программа предназначена для учащихся 1 - 10 классов и предусматривает приобретение ими знаний, умений и навыков для участия в соревнованиях по программе «Зарничка», «Зарница» и «Школа безопасности».
Программа рассчитана на три года обучения.
Количество часов на освоение программы-324 ч.в 1 г.об. и 216 ч. во 2,3 год об., причем, большая их часть используется на практические занятия, тренировочные и соревновательные старты.Содержание программы предполагает освоение учащимися основ спортивного ориентирования и туризма, военного дела и гражданской обороны, приемов первой медицинской помощи, знание национальных, культурных, географических, исторических и экологических особенностей области, воспитание гражданственности, чувства патриотизма и ответственности за судьбу Отчества, воспитание движения к ратному труду, готовности защищать Родину.
Для ряда занятий предполагается привлечение специалистов различного рода деятельности (спасателей, пожарных , медиков и др.)
Практические занятия проводятся, как правило, в условиях, приближенных к соревновательным, при этом у ребят вырабатывается чувство ответственности за судьбу команды, своих товарищей, отрабатываются командные действия в той или иной ситуации, воспитываются физические и морально - психологические качества.
В течение всех лет обучения планируется участие в соревнованиях по программам «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности», спортивному ориентированию и туристской технике.
В конце года планируется участие в полевом лагере с отработкой техники и тактики спортивного ориентирования и туризма.
Рекомендуемый состав группы - от 10 до 12 человек.
Группы разновозрастные.
Занятия, как правило, проводятся с полным составом группы.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется условиями соревнований и графиком их проведения и в зависимости от этого изменяется место проведения занятий, его цели и задачи.
Конечный результат:
Учащиеся по окончании изучения курса должны получить знания и умения, позволяющие им участвовать в соревнованиях «Зарничка», «Зарница», «Школа безопасности».
Характеристика программы.
Тип: дополнительная - образовательная
Направленность: военно - патриотическая
Вид: авторская
Классификация:по сложности: начальное освоение и совершенствование
по характеру деятельности: социально - адаптивная
по возрастному принципу: разновозрастная
по масштабу действия: учрежденческая
по времени: 3 года.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является определение качества освоения программы.
1 год обучения.
Сроки | Содержание | Формы | Критерии |
Май | Туристская подготовка | Соревнования, контрольная тренировка на дистанции полосы препятствий. | Закончить дистанцию без учета времени. |
Май | «юные пожарные» | Тесты, соревнования | Правильно ответить на все вопросы теста. Закончить дистанцию без учета времени. |
Март | «меткий стрелок» | Соревнования, контрольная тренировка. | Сбивание кубика 5см. Х 5см. Попадание в мишень№6. |
Сентябрь май | Военно-спортивная подготовка | Соревнования, контрольная тренировка. | Выполнение нормативов школьной программы по физкультуре не менее «4». |
Февраль | Медико-санитарная подготовка | Зачеты, тесты. | Тесты: 5 вопросов. Правильно ответить на 4 вопроса. |
В течение года | Топография и ориентирова-ние | Топографический диктант, школьный турслет | Правильно определить 70% условных знаков, выполнить топографическое задание в программе слета. |
2 год обучения.
Сроки | Содержание | Формы | Критерии |
Май | Туристская подготовка | Соревнования по туртехнике | Техническая дистанция. Полоса препятствий. Пройти дистанцию без учета времени. |
март | Пожарная безопасность | Тесты, соревнования | Правильно ответить на все вопросы. Закончить дистанцию без учета времени. |
Май | Военно-спортивная подготовка | Соревнования, тесты. | Выполнение нормативов школьной программы по физкультуре не менее «4». |
Апрель | «меткий стрелок» | Соревнования, контрольная тренировка. | Сбивание кубика 5см. Х 5см. Попадание в мишень№8. |
В течение года | Топография и ориентирование | Соревнования, контрольная тренировка. | Закончить дистанцию без учёта времени. |
Февраль | Медико-санитарная подготовка | Зачеты, тесты. | Тесты: 5 вопросов. Правильно ответить на 4 вопроса. |
3 год обучения.
Сроки | Содержание | Формы | Критерии |
Март | Пожарная безопасность | Тесты, соревнования | Правильно ответить все вопросы. Закончить дистанцию без учета времени. |
В течение года | Топография и ориентирование | Соревнования на дистанции в заданном направлении | Закончить дистанцию без учёта времени в заданном направлении. |
Октябрь Май | Туристская подготовка | Соревнования «туристическая полоса» | Закончить дистанцию без учета времени. |
февраль | Медико-санитарная подготовка | Тесты, практическое задание | Правильно ответить на тест и на практическое задание. |
Февраль, май | Военно-спортивная подготовка | Зачеты | сдача нормативов по ОФП. |
Апрель | «меткий стрелок» | Соревнования, контрольная тренировка. | Сбивание кубика 5см. Х 5см. Попадание в мишень№8. |
Содержание тем
1 год обучения.
I. Топография и ориентирование
Теория: Географические карты: история и современность. Виды карт. Условные знаки спортивной карты. Масштаб. Дистанция. Ориентирование как вид спорта. Виды ориентирования. Одежда и снаряжение ориентировщика.
Практика: Определение расстояния на местности (шагами) и по карте. Ориентирование по линейным площадным ориентирам. Техника и тактика прохождения дистанции «по выбору». Правила соревнований. Участие в соревнованиях на дистанцию «по выбору».
II. Туристская подготовка
Теория: Узлы, виды узлов, их применение. Личное и групповое туристское снаряжение. Подбор, подгонка, ремонт. Туристский быт: правила безопасного поведения в лесу и у воды.
Практика: Техника преодоления естественных препятствий в условиях турпохода и на соревнованиях. Техника преодоления искусственных препятствий без специального снаряжения в зале и на местности. Укладка рюкзака, установка и снятие палатки, разжигание костра и организация питания в походе. Ориентирование по местным признакам. Организация бивака в условиях похода выходного дня. Участие в соревнованиях.
III. Духовно - патриотические воспитание
Встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн, выпускниками школы отслужившими в рядах Вооруженных сил. Экскурсии по памятным местам.
IV. Военно-спортивная подготовка
Теория: Типы и устройство противогаза.
Практика: Силовая подготовка: д – упражнения на пресс – 30 сек.; м – подтягивание на перекладине. Беговая подготовка: бег на 60 и 100 м, кросс 1000, 2000, 3000 м (в зависимости от возраста). Строевая подготовка: ходьба строевым шагом, повороты и перестроения на месте.
Надевание средств защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз) и преодоление зараженного участка. Соревнования по силовым видам, легкой атлетике.
V. Медико-санитарная подготовка
Теория: Характеристика ранений и кровотечений. Средства оказания первой помощи.
Практика: Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов, укусах насекомых, ожогах, обморожениях и переохлаждения организма. Способы переноски пострадавших. Участие в соревнованиях по туртехнике. Изготовление простейших транспортировочных средств.
VI.Меткий стрелок
Теория: Правила безопасности при стрельбе.
Практика: Стрелковая подготовка: обучение и совершенствование стрельбы из пневматического оружия из положения сидя с упора. Соревнования «Меткий стрелок».
VII. Пожарная безопасность
Теория: Опасные факторы и причина пожаров. Правила поведения во время пожара.
Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе соревнований «Юный пожарный».
VIII. Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах
Создание сборных команд, планирование и организация тренировочного процесса и участие в различных мероприятиях и соревнованиях.
IX. ОФП и СФП
Упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической подготовки, умению самостоятельно выполнять разминку перед занятием и соревнованиями по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница», «Зарничка».
2 год обучения.
I. Топография и ориентирование
Теория: Условные знаки топографических карт. Масштаб карт и определение расстояний. Символьные легенды – дополнительная информация о местоположении контрольных пунктов. Компас. Работа с компасом и картой.
Практика: Определение расстояний на местности и по карте. Азимутальный код. Определение точки стояния, выхода на КП, выбор пути. Степень и надежность ориентирования. Ориентирование на маршрутной трассе. Сбор и анализ предстартовой информации. Выработка тактической установки на длинный старт. Участие в соревнованиях.
II. Туристская подготовка
Теория: Специальное туристское снаряжение: веревки, карабины, страховочные системы. ТБ на тренировках и соревнованиях.
Практика: Преодоление искусственных и естественных препятствий с помощью специального снаряжения. Этапы соревнований по туристской технике на дистанции 1-2 км. Техника и тактика прохождения в зависимости от дистанции соревнований. Преодоление препятствий с использованием самостраховки и судейской страховки.
Этапы соревнований по виду поисково-спасательные работы: поиск пострадавшего, подача сигналов бедствия (определение аварийных знаков на карточках) транспортировка пострадавшего на носилках и изготовление их. Организация бивака. Ориентирование по легенде. Действия в ЧС в районе аварии с учетом АХОВ и аварий с выбросом радиоактивных веществ.
III. Меткий стрелок
Теория: Правильная стрельба.
Практика: Стрелковая подготовка: обучение и совершенствование стрельбы из пневматического оружия из положения стоя с упора, лёжа. Соревнования «Меткий стрелок».
IV. Духовно - патриотическое воспитание
Теория: Герои войны и труда. Участие представителей на боевых и трудовых фронтах ВОВ. Их именами названы...
Практика: Экскурсии по г. Сыктывкару. Посещение выставок, музеев.
V. Военно-спортивная подготовка
Практика: Силовая подготовка: юноши - подтягивание на перекладине; девушки – упражнение на пресс 30 сек.Беговая подготовка: бег на 60 и 100м. Кросс 1000, 2000, 3000м.
Строевая подготовка: ходьба строевым шагом, с песней, повороты и перестроение на месте, подготовка и смотр строя и военно-прикладное обучение по программе военно-спортивной игры «Зарничка», «Зарница».
VI. Медико-санитарная подготовка
Теория: Лекарственные растения, растения Архангельской области.
Практика: Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Наложение повязок. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами при бытовых отравлениях. Травматический шок. Травмы опорно-двигательной системы.
VII. Пожарная безопасность
Теория: Опасные факторы и причина пожаров. Средства пожаротушения.
Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе соревнований «Юный пожарный» и военно-спортивных игр «Зарничка», «Зарница» (в зависимости от Положений и Условий проведения соревнований).
VIII.Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, туртехнике, , военно-спортивных играх «Зарничка», «Зарница», соревнованиях «Школа безопасности».
IX . ОФП и СФП
Общеразвивающие и специальные упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической и специальной силовой и беговой подготовки, для успешного участия в соревнованиях по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница».
3 год обучения.
I. Топография и ориентирование
Теория: Компас и работы с ним.
Практика: Определение азимута на карте и на местности. Азимутальный код. Ориентирование по рельефу. Выбор оптимального пути движения. Техника и тактика ориентирования в заданном направлении. Участие в соревнованиях и контрольных стартах.
II. Туристская подготовка.
Теория: Специальное туристское снаряжение, средства транспортировки пострадавшего.
Практика: Прохождение препятствий с самостраховкой, самонаведением и командной страховкой. Этапы туристских соревнований на дистанциях 3-4 класса. Техника и тактика их прохождения. Этапы соревнований по виду «поисково-спасательных работ» изготовление волокуши, подача аварийных сигналов (на местности), оказание помощи и транспортировка пострадавшего в условиях ЧС. Жизнеобеспечение человека при ЧС в природной среде. Приборы радиационного поиска, средства индивидуальной и коллективной защиты от радиации и ОВ. Дегазация. Дезактивация. Дезинфекция.
III. Военно-спортивная подготовка.
Теория: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дни воинской славы России.Символы воинской чести.
Практика: Силовая подготовка: юноши - подтягивание на перекладине; девушки – упражнение на пресс 1 мин.Беговая подготовка: бег на 100м. Кросс 2000 и 3000м.
Строевая подготовка: ходьба строевым шагом с песней, повороты и перестроение на месте и в движении, подготовка и смотр строя.
IV. Меткий стрелок.
Стрелковая подготовка: стрельба из пневматического оружия из положения стоя, стрельба из пневматического оружия из положения «лежа», «дуэльная стрельба», сборка и разборка автомата АК.
V. Медико-санитарная подготовка.
Практика: Оказание первой помощи утопающему, экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания), первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника, груди, живота и области таза, острой сердечной недостаточности.
VI. Пожарная безопасность
Практика: Виды пожарно-прикладного спорта в программе военно-спортивной игры «Зарничка» и соревнований «Школа безопасности» (в зависимости от Положений и Условий проведения соревнований). Пользование средствами пожаротушения.
VII. Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах
Практика:Создание сборных команд, планирование и организация подготовки к соревнованиям и играм.
VIII. ОФП и СФП
Общеразвивающие и специальные упражнения и игры, способствующие повышению уровня общефизической и специальной силовой и беговой подготовки, развитию скоростно-силовой подготовки, воспитанию волевых качеств и умения быстро реагировать на изменение обстановки для успешного участия в соревнованиях по различным видам спорта, входящим в программу игр «Зарница», «Зарничка».
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходима следующая материальная база:
- малый спортивный зал, оборудованный для проведения занятий на туристской полосе препятствий и обучению приемам;
- оборудованный кабинет с видеотекой, подбором специальной литературы, телевизором, видеомагнитофоном и др. техническими средствами;
- место для стрельбы из малокалиберного и пневматического оружия;
- инвентарь и оборудование для занятий и соревнований по программе ГО;
- пожарная полоса препятствий;
- туристское снаряжение (спальные мешки, туристские коврики, палатки, рюкзаки, компасы, веревки, страховочные системы, рукавицы, каски, карабины, жумары).
Учебно-тематический план
(36 недель, 6 часов в неделю).
П/П | Наименование тем. | Количество часов | |||||||||
1 г. обучения | 2 г. обучения | 3 г. обучения | |||||||||
Т. | Практ | Всего | Т. | Практ | Всего | Т. | Практ | Всего | |||
1. | Топография и ориентирование | 15 | 15 | 30 | 1 | 4 | 5 | - | - | - | |
2. | Туристская подготовка | 4 | 16 | 20 | 3 | 20 | 23 | 5 | 20 | 25 | |
3. | Духовно-патриотическое воспитание | за сеткой часов | |||||||||
4. | Военно-спортивная подготовка | 10 | 35 | 45 | 5 | 20 | 25 | 5 | 20 | 25 | |
5. | Медико-санитарная подготовка | 20 | 20 | 40 | 10 | 10 | 20 | 10 | 10 | 20 | |
6. | Меткий стрелок | 5 | 10 | 15 | 5 | 10 | 15 | 5 | 15 | 20 | |
7. | Пожарная безопасность | 15 | 20 | 35 | 5 | 15 | 20 | 5 | 15 | 20 | |
8. | Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах | - | 20 | 20 | - | 18 | 18 | - | 20 | 20 | |
9. | ОФП и СФП | - | 119 | 119 | - | 90 | 90 | - | 86 | 86 | |
Итого часов в год: | 69 | 255 | 324 | 29 | 187 | 216 | 30 | 186 | 216 |
Список литературы:
1. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России,- Вологда.: ВИРО,2004 г.
2. Хромов Н.А. Основы военной службы, ОБЖ, №8,2005 г.
3. Тупикин Е.А., Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности», 2007 г.