Зоологические забеги
методическая разработка по физкультуре

Бахрова Татьяна Владимировна

Физкультура+биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoologich._zabegi.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физической культуре

5-6 класс

Тема: «Позновательно-развлекательные зоологические забеги»


Учитель физкультуры: Нельзя представить нашу жизнь без движения, без физических нагрузок, без спортзала.

Учитель биологии: Нельзя представить нашу жизнь без биологических знаний, которые применяются во многих отраслях и сферах деятельности человека.

Сегодня у нас зоологические забеги. Что это за наука –зоология? Зоология –это наука, которая изучает животных. Забеги- это значит, будем бегать, подражая разным животным. Но кроме этого, вы ещё познакомитесь с некоторыми фактами из жизни животных, узнаете о некоторых их повадках.

Разнообразен животный мир. Одним животным природа дала лапы, и они передвигаются по земле. Другим- крылья, и они умеют летать. У некоторых животных есть плавники и ласты, чтобы плавать. А есть и такие , которые вовсе не имеют ни лап, ни крыльев, ни плавников. Эти животные ползают по земле, по деревьям, по дну водоёма. Таким образом, все животные приспособились к среде обитания.

Сегодня мы с вами будем вспоминать, как выглядит то или иное животное, как оно передвигается. Вы попробуете освоить способы передвижения некоторых животных.

Принимать участие в игре будут разные звери. А в роли зверей будете сегодня выступать вы, побываете в шкуре какого- либо зверя. ( в каждом конкурсе в роли нового зверя)

В зоологических забегах будут принимать участие две команды:

Словить из букв слова

«Хищники» и «Травоядные».

1. Учитель биологии: Заяц, петляющий по лесу. Все вы, наверное, видели зайца, хотя бы по телевизору. Помните, как он передвигается. Он скачет, опираясь на передние лапы и отталкиваясь от земли задними. Причем задние у него при прыжке, заходят за передние. У зайца есть еще одна особенность. Спасаясь от хищников, он постоянно запутывает следы, то есть бежит не по прямой, с «петлями». Сейчас мы эти петли увидим на эстафете. 

Учитель физкультуры. На линии движения необходимо установить 3 – 4 стула. Это будут деревья в лесу. Участники команд должны передвигаться, подражая бегу зайца. Для этого участники наклоняются, встают, опираясь на руки (причем руки можно сжать в кулаки).Руки это «передние лапы», а ноги – «задние лапы». Передвигаясь вперед, участники должны опираясь на руки, отталкиваться от пола ногами и стараясь при прыжке занести ноги как можно дальше вперед. Нужно при этом петлять, обегать каждый стул-дерево. Добравшись до поворотной отметки «зайцы» возвращаются обратно тем же способом и передают эстафету следующему участнику.

2. Учитель биологии. Пингвин. Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые, изящные птицы, они не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку в развалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с боку на бок. Есть у них ещё одна интересная особенность, они умудряются носить только что вылупившихся детенышей между лапок.

Учитель физкультуры. Для эстафеты понадобится два теннисных мяча. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжками, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее. выигрывает команда вперед выполнившая задание.

 конкурс «Растеряшки»

Командам выдаётся список животных, но в названиях исчезли буквы. Необходимо их добавить, чтобы получилось название животного.

Вор---------------

Газ--------------

------------сук

--------------мот

Ан-------------------

Кор------------

Мар---------------

---------------рок

-----------------чик

Му----------

3.Учитель биологии. Черепаха. Черепаха – это медленное животное. Ну еще бы. Попробуйте двигаться быстро, когда у вас на спине настоящий дом – панцирь. И все же черепаха преодолевает большое расстояние, путешествуя по пустыне. 

Учитель физкультуры. Для этой эстафеты понадобится каждой команде по тазу. Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз дном вверх. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то участник поневоле должен двигаться осторожно, а следовательно, медленно, как черепаха. Терять панцирь нельзя это губительно для черепахи. Когда первый участник доползет до стартовой линии, таз переставляют на другого участника и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.

4.Учитель биологии. Рак спасающийся от опасности. К сожалению, сейчас рака встретить в наших водорослях становится все труднее. Для жизни ему нужна чистая проточная вода. Но мы надеемся, что вы знаете, как внешне выглядит рак, и поэтому не будем описывать его подробно. Мы обратим внимание только на одно очень интересное обстоятельство в поведении этого животного. Спасаясь от опасности, рак передвигается задом - наперед, бежит очень быстро хвостом вперед и держит клешни готовыми к обороне. 

Учитель физкультуры. Эта эстафета проста, т.к. вам не нужен будет никакой инвентарь и вместе с тем сложна, т.к. участникам предстоит передвигаться задом наперед, подражая действиям рака. Участники эстафеты встают на четвереньки лицом к команде. По сигналу они начинают движение в таком положении, добегают до поворотной отметки, и возвращаются обратно, чтобы «предупредить» следующего «рака» об опасности. Все участники проделывают то же самое. Выигрывает команда, закончившая первой эстафету.

Конкурс «Художники» 

Задание: нарисовать каждой команде несуществующее животное и дать ему название, но используя части тела тех животных, которые у вас есть в списке.

слон 

жираф

петух 

козёл

ёж

носорог


 5.Учитель биологии. Двугорбый верблюд. Верблюд – корабль пустыни. Он может долго обходиться без пищи и воды благодаря своим горбам, в горбах он хранит запасы влаги. Верблюд может бегать довольно быстро, но чаще он степенно вышагивает по песку пустыни. 

Учитель физкультуры. В этой эстафете одновременно бегут два участника. Приготовить 2 волейбольных мяча, для каждой команды. Два участника встают друг за другом, наклоняются, причем второй держится за пояс первой рукой. На спину каждого участника кладется волейбольный мяч. Оба участника одной рукой придерживают их, чтобы мячи – «горбы» не упали на землю. Ведь если у верблюда упал горб, значит, запасы иссякли и он может погибнуть. Придерживая мячи и не расцепляясь, участники должны преодолеть путь до поворота и обратно и передать эстафету следующему «кораблю-пустыни».

6.Учитель биологии. Белочка, несущая орех. Белка – очень шустрый, подвижный и ловкий зверек. Помните, как она здорово прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, орехи или ягоды. 

Учитель физкультуры. Для эстафеты перед каждой командой чертится по 5 – 7 кругов и по одному или два волейбольных мяча. Круги чертятся так, чтобы из одного можно допрыгнуть до другого. Причем их можно расположить не по прямой линии. Задача каждой белочки пронести орех – волейбольный мяч, прыгая с дерева на дерево (из круга в круг, сначала до поворотной отметки и обратно тем же путем). Вернувшись к себе в дупло, игрок передает «орех» следующей «белочке» и т.д. Выигрывает эстафету, чья команда первой закончит переносить «орехи».

Конкурс «Пантомим» 

Задание: команды по- очереди изображают животное так, чтобы можно догадаться, кого изобразили , но только с помощью мимики и жестов.

Учитель биологии. Змея. Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своем пути.

Учитель физкультуры. Для этой эстафеты вам потребуется несколько (5 – 6) стульев заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящего и дружно приседают на корточки. «Змея» готова отправиться в путь. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться и не вставать в полный рост – иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, как вы понимаете, в природе не бывает.

 8.Учитель биологии. Паук, плетущий паутину. Паук ловит свою жертву, плетя для этого замысловатые сети своей паутины. Иногда его паутину сравнивают с кружевами. В отличии от тараканов у паука 8 лап. На своих восьми лапах паук передвигается очень проворно. 

Учитель физкультуры. В этой эстафете одновременно участвуют 4 человека. Они встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. В такой сцепке они превращаются в «паука». Теперь «пауку» необходимо быстрее пройти от старта до поворотной отметки и обратно. Но двигаться придется не по прямой линии, а по «ниточке паутинки». Пусть это будет положенная на землю веревка или начерченная мелом линия. Линия может иметь неожиданные повороты, зигзаги. В этой эстафете нужна согласованность всех участников, паук не должен разрываться на две половинки и «задние лапки» должны двигаться в том же направлении, что и «передние».

Игра со зрителями:         Загадки- обманки.

Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу,

Знаем, нас не проведёшь,

Ну, конечно, это…медведь.

Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко.

Ей не скажешь: «Ну- ка, брысь!»

Ну, конечно, это …лиса.

Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много.

Этот маленький зверёк

Называется…ёж.

Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе.

Мне на месте не сидится.

Потому что я …белка.

-У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Он привык к зиме белеть

Догадались, он…заяц.

-Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем …павлин.

-Дочерей и сыновей учит хрюкать…кабан.

-По сосне, как в барабан

Застучал в лесу…дятел.

-Кто в малине знает толк?  Косолапый, бурый…медведь.

-Длиннее шеи не найдёшь,

Сорвёт любую ветку…жираф. 

-В чаще, голову задрав,

Воет с голоду…волк.

-Все преграды одолев,

Бьёт копытом верный…конь.

-Сено хоботом берёт

Толстокожий…слон.

-Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей…лев.

-Клубком свернулся- ну-ка тронь,

Со всех сторон колючий…ёж.

-На заборе поутру       Кукарекал…петух.

-С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает…обезьяна.

-В тёплой лужице своей

Громко квакал…лягушонок.

-По горной круче проходил

Обросший шерстью…козёл.

Учитель биологии. Трудолюбивые муравьи. Проходя по лесу каждый, наверное, встречал на своем пути муравейник. В нем постоянно идет работа. Недаром муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми. Причем, если трудно одному – на помощь приходят другие. Все вместе муравьи могут перетащить на себе в муравейник даже очень тяжелый предмет. 

Учитель физкультуры. Для этой эстафеты вам понадобится по одной гимнастической палке для каждой команды. Сюжет эстафеты очень прост. Первые участники берут гимнастическую палку и бегут с ней до поворотной линии, а потом возвращаются к себе в «муравейник», чтобы попросить помощи. Когда первый «муравей» вернется к старту, второй берется за первого участника, и они проделывают тот же путь, но уже вдвоем. Затем они возвращаются и зовут на помощь третьего. И так вся команда в конце концов должна ухватиться за «тяжелую ношу» и сообща донести ее до своего «муравейника».

 Заключительная часть    Конкурс «Раненый зверь»

Ах, какая незадача! Бедный зверь сидит и плачет.

Лапу ранил зверь лесной- придётся прыгать на одной. 

Задание: пропрыгать на одной ноге. 

Конкурс «Капкан»

Ох, какой у нас изъян! Зверь лесной попал в капкан.

Как могло это случиться? Надо бы освободиться! 

Задание: первый игрок бежит в обруче вокруг ориентира, потом в обруч влезает второй игрок , бегут уже вдвоём. И т.д. Если в обруч игроки уже не умещаются, то можно держаться за край обруча с внешней стороны.

Последние два конкурса говорят о том, что животные могут оказаться в беде по вине человека. Наше сегодняшнее мероприятие было проведено не только для того, чтобы всем поднять настроение, но ещё раз обратить ваше внимание на то, что животные нуждаются в нашей заботе, охране, внимании.

В заключении хочется сказать словами Бориса Заходера

«Про всё на свете»

Все- все на свете , на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд-

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки- не лучше делишки.

Да! Если мы с кем- то не очень дружны.

Мы всё –таки очень друг другу нужны! 

Жюри подводит итоги, награждаются победители. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зоологические забеги

Смешные конкурсы для любого мероприятия....

"Зоологические забеги" спортивное мероприятие для начальной школы.

Конкурсная программа состоит из не простых эстафет, а зоологических и принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. В соревновании 9 эст...

"Зоологические забеги"

Разработка спортивного мероприятия "Веселые старты"  ...

веселые старты "Зоологические забеги" для недели защиты животных

соревнования рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Предварительно можно подготовить рисунки с изображением животных, которые "задействованы" в конкурсах....

"Зоологические забеги" - спортивно-познавательные эстафеты

Данный материал может применяться в работе с 1-5 классами. Актуален в Год окружающей среды. У детей развивает быстроту, ловкость, познавательные способности, коммуникотивность....

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

Данная разработка предназначена для проведения интегрированного урока физической культуры и биологии в 6 классе....

Зоологические забеги

Познавательно-развлекательная игра для младших школьников....