Методическое пособие "ВФСК ГТО для детей с умственной отсталостью"
методическая разработка по физкультуре

Эргардт Светлана Николаевна

Данное методическое пособие содержит принципы реализации «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов» и особенности физического развития и двигательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Окажет практическую помощь учителям школ, тренерам спортивных школ в целенаправленной работе по работе с детьми с ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_vfsk_gto.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

ВФСК ГТО

для детей с умственной отсталостью

(Методическое пособие)

Киселёвск 2022

Рекомендовано

методическим советом МБУ ДО ДЮСШ

ВФСК ГТО для детей с умственной отсталостью: Методическое пособие / сост. Ю.М.Николаева, С.Н. Эргардт, Т.Ю. Жукова; Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа». – Киселёвск, 2022. – 42 с.

Автор-составитель:

Т.Ю.Жукова, тренер-преподаватель, педагог организатор МБУ ДО ДЮСШ;

Ю.М.Николаева, педагог-психолог МБУ ДО ДЮСШ;

С.Н. Эргардт, тренер-преподаватель, инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ.

Рецензент:

О.А.Тарсукова, заместитель директора УВР МБУ ДО ДЮСШ

Данное методическое пособие содержит принципы реализации «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов» и особенности физического развития и двигательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Окажет практическую помощь учителям школ, тренерам спортивных школ в целенаправленной работе по работе с детьми с ОВЗ.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Содержание   Всероссийского    физкультурно-спортивного    комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с учетом сенсорных, двигательных и ментальных нарушений

II. Принципы реализации «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов».

III. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями

I.        Содержание   Всероссийского    физкультурно-спортивного    комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с учетом ментальных нарушений

Организация и проведение тестирования участников по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляются центрами тестирования, созданными на основании ст. 31.2 Федерального закона.

Для участия в тестировании необходимо пройти обязательную регистрацию на всероссийском интернет-портале комплекса ГТО в информационно- коммуникационной сети Интернет по адресу www.gto.ru. Участник также может зарегистрироваться при содействии сотрудников центра тестирования при личном обращении в центр тестирования. В соответствии с Порядком тестирования допускается направление в центр тестирования как личных, так и коллективных заявок (члены клубов, классы, учебные группы и т.д.). Центр тестирования принимает заявки и формирует единый список участников с учетом нозологической группы тестируемых, график проведения тестирования отдельно по каждому испытанию (тесту) с указанием мест тестирования.

Условиями допуска участника к прохождению тестирования являются:

- регистрация на всероссийском интернет-портале комплекса ГТО по адресу в сети www.gto.ru.;

- наличие уникального идентификационного номера (УИН);

- правильность заполнения персональных данных участника, указанных при регистрации на всероссийском интернет-портале комплекса ГТО;

- наличие заявки на прохождение тестирования;

- удостоверение тождественности участника с изображением на фотографии, загруженной при регистрации;

- предъявление документа, удостоверяющего личность (для лиц, не достигших четырнадцати лет - свидетельства о рождении либо его копии);

- предъявление медицинского заключения о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, выданного в соответствии с Порядком допуска;

- предъявление справки медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ);

- согласие законного представителя несовершеннолетнего участника на прохождение тестирования.

Участник не допускается к прохождению тестирования в следующих случаях:

- не зарегистрирован на всероссийском интернет-портале комплекса ГТО по адресу в сети www.gto.ru;

- отсутствует УИН;

- неправильно заполнены данные участника при регистрации на всероссийском интернет-портале комплекса ГТО по адресу в сети www.gto.ru;

- отсутствует заявка на прохождение тестирования;

- личность участника не соответствует лицу, изображенному на фотографии, загруженной при регистрации;

- отсутствует документ, удостоверяющий личность участника;

- отсутствует медицинское заключение о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в соответствии с Порядком допуска;

- отсутствует либо недействительна справка МСЭ;

- отсутствует согласие законного представителя несовершеннолетнего участника на прохождение тестирования;

- ухудшение физического состояния участника перед началом тестирования;

- отсутствует спортивная форма, необходимая для тестирования;

- недисциплинированное, некорректное поведение или грубость в отношении других лиц (в том числе и судей) при выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

По решению главного судьи место выполнения испытания (теста) может быть огорожено, чтобы участнику никто не мешал в достижении максимального результата. Во время выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО участник не может воспользоваться помощью лиц, находящихся непосредственно в местах проведения испытаний (тестов) комплекса ГТО. При необходимости обеспечения выполнения испытания (теста), оговоренных в методических рекомендациях, главным судьей (судьей), по согласованию с участником, может допускаться (назначаться) помощник (волонтер, судья при участниках).

В соответствии с Порядком тестирования в случае, если участник не выполнил норматив испытания (теста) комплекса ГТО на соответствующий знак отличия (участник показал результат ниже результата на бронзовый знак отличия), он имеет право один раз в отчетный период по данному испытанию (тесту) пройти повторное тестирование, но не ранее чем через 45 календарных дней со дня совершения первой попытки выполнения норматива соответствующего испытания (теста). График проведения повторного тестирования определяется центром тестирования.

В случае повторного невыполнения испытания (теста), участник в текущем отчетном периоде может выполнить другое испытание, относящееся к той же группе физических качеств (при наличии). В случае невыполнения повторно соответствующих испытаний (тестов) участник может быть допущен к тестированию в следующем отчетном периоде.

По завершении выполнения каждого испытания (теста) комплекса ГТО судья или сотрудник центра тестирования сообщает участникам их результаты. Дополнительно рекомендуется выдавать на бумажном носителе информацию (копию протокола тестирования или выписку из него), в котором документально зафиксированы результаты выполнения участником нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, заверенные подписью главного судьи либо ответственного сотрудника центра тестирования и печатью центра тестирования (при наличии). Протоколы формируются по нозологическим группам и вносятся в электронную базу данных, относящихся к комплексу ГТО. В протоколы выполнения государственных требований комплекса ГТО вносятся все результаты тестирования участника, в том числе результаты ниже уровня бронзового знака отличия, с последующей загрузкой протоколов в электронную базу данных, относящихся к комплексу ГТО.

Содержание ВФСК «ГТО» для инвалидов можно скачать по ссылке https://spolvladimir.ru/ready-labour-defence/intellectual-disorders-norms/

II. Принципы реализации «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов»

Данные принципы сформулированы на основе анализа литературы, законодательных, нормативно-правовых актов, данных анкетирования и экспертных оценок, в том числе эмпирических данных по использованию здоровыми гражданами нашей страны Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Первым установочным положением (принципом) определения государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов различных гендерных и возрастных групп является ориентация на нормативы и требования действующего комплекса ГТО для здоровых граждан нашей страны.

Этот принцип прямо вытекает из Конвенции ООН о правах инвалидов, Стандартных правил ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов, идей инклюзии и социальной интеграции данной категории граждан, пронизывающих федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся их жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что этот принцип определяет и алгоритм измерения и оценки нормативов, которые не могут быть выполнены лицами с инвалидностью по объективным причинам - отсутствие верхних или нижних конечностей, поражения спинного мозга, заболевание церебральным параличом и другие. Для такой категории граждан, согласно данному принципу, должны быть подобраны другие, доступные для них физические упражнения, способы выполнения двигательных действий и соответствующих заданий, позволяющие осуществлять измерение и оценку тех же качеств или навыков, которые предусмотрены в комплексе для здоровых лиц - силы, выносливости, гибкости, скоростных и скоростно-силовых возможностей, координационных способностей; прикладных навыков - плавание, бег и передвижение на лыжах, стрельба из пневматического или электронного оружия, метание мяча или спортивного снаряда на дальность, смешанное передвижение с учетом использования дополнительных технических средств, приспособлений и тренажеров.

Этот принцип позволяет сформулировать важное правило - необходимость обязательной коррекции норм и требований комплекса для инвалидов при изменении норм и требований ВФСК ГТО для здоровых граждан, обязательного приведения их в соответствие и во взаимосвязь.

Второй принцип, определяющий главный вектор всей идеологии Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов, состоит в формировании установок на активный образ жизни, добровольное принятие ими активной жизненной позиции, направленной на преодоление психологических комплексов неполноценности, зависимости, отчужденности, на мобилизацию своих усилий, волевых проявлений на выполнение адаптированной к особенностям заболевания программы двигательной деятельности, комплексов физических упражнений во всех жизненных ситуациях - во время болезни и лечения, физической, медицинской и социальной реабилитации, профессиональной деятельности.

Данный принцип выдвигает важное правило - ориентации на самого себя, на свою активность, на обязательность выполнения ежедневного двигательного режима, согласованного с врачами и специалистами по адаптивной физической культуре, а не только на высокотехнологичную медицинскую помощь, «чудодейственные» лекарства, биологические активные добавки к пище, безусловно играющие важную, но, отнюдь, не решающую роль в жизни человека с инвалидностью.

Реализация этого принципа позволяет удовлетворить потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих возможностей, сопоставлении их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Занятия по подготовке к сдаче нормативов физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов оказывают положительное влияние на воспитание его психической культуры, выступают как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера» (Л. П. Матвеев. 1991, 1997 и др.).

Цели и задачи, используемые занимающимися при подготовке к сдаче нормативов физической подготовленности, полностью удовлетворяют требованиям педагогики по формулировке (постановке) целей и задач.

Во-первых, они имеют явно положительную направленность и отвечают на вопрос - чего я хочу достичь (прыгнуть дальше, «отжаться» большее количество раз и т. п.), а не концентрируют свое внимание на том, чего я не хочу.

 Во-вторых, достижение целей здесь зависит, прежде всего, от самого человека (его трудолюбия, целеустремленности, умение преодолевать лень и т. п.).

В-третьих, достижения целей, решение задач имеет сенсорные критерии очевидности.

В-четвертых, цели и задачи в этом случае не имеют конфликта с другими ценностями человека, они помогают, а не мешают ему.

Третий принцип состоит в определении таких адаптированных к особенностям инвалидов требований к уровню их физической подготовленности, которые бы учитывали влияние на результат испытаний (тестов) именно особенностей болезни (дефекта), а нс показателей реального или актуального состояния инвалидов. Поскольку на значения последних показателей сказывается влияние не только имеющегося заболевания (дефекта), но и недостаточное внимание со стороны педагогов и самих занимающихся к необходимости активного развития их физических способностей или, по-другому, данное реальное отставание обусловлено как самим заболеванием (дефектом). так и отсутствием должной двигательной активности из-за этого заболевания (дефекта).

Из данного принципа вытекает важное правило - определение коэффициентов уменьшения нормативов здоровых спортсменов, количественных показателей своеобразного «гандикапа» для расчета государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов с сохранными структурой и функциями опорно-двигательного аппарата при выполнении нормативов ВФСК ГТО должно осуществляться на основе сравнительного анализа нс только эмпирических данных измерения возможностей здоровых лиц и самих инвалидов, имеющих, как правило, очень большую вариативность, но и, прежде всего, показателей отставания инвалидов, активно занимающихся физической культурой и спортом, от показателей здоровых спортсменов. К таким показателям необходимого сравнительного анализа относятся результаты олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев на уровне их высших достижений - мировых рекордов: спортсменов и спортсменов-инвалидов, активно тренирующихся и выполняющих нормы и требования Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССГ) по видам спорта и адаптивного спорта.

Нетрудно видеть, что в этом случае сравнительному анализу подвергаются результаты здоровых лиц и лиц с инвалидностью, активно занимающихся развитием и совершенствованием своих физических качеств и способностей.

Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с сохранной телесностью, но с болезнями внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) для стимулирования их активности предлагается правило «на ступень ниже», когда, например. инвалид, выполняя нормативы на серебряный знак отличия для здоровых граждан, может претендовать на свой золотой знак в связи с наличием у него инвалидности.

Для инвалидов с нарушенными структурами и функциями опорно- двигательного аппарата нормативы рассчитываются на основе учета соревновательной практики, норм и требований ЕВСК, ФССП инвалидов. имеющих аналогичные проблемы. но активно занимающихся адаптивным, в данном случае паралимпийским, видом спорта.

Именно такой подход к формированию государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов обеспечит их попадание в. так называемую, зону актуального и ближайшего развития, будет способствовать реальной мотивации и преодолейте своих недостатков и выходу на новый уровень развития физических качеств и способностей.

Четвертый принцип, получивший название - «навстречу природе» - ориентирует на развитие и, особенно, оценку установленных требований к уровню физической подготовленности инвалидов с учетом генетической программы их развития, предрасположенности развития тех или иных качеств, их сильных сторон моторики, а нс на подтягивание «слабых звеньев», «слабых сторон подготовленности».

Этот принцип находится в определенном противоречии с принципом «гармоничности или пропорциональности развития качеств и способностей человека», используемом в комплексе для здоровых граждан, и поэтому нуждается в дополнительном научном исследовании.

И, наконец, пятый принцип установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК ГТО предписывает необходимость разработки специальной для данного комплекса классификации лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, в связи с невозможностью использования для этих целей их разделение на классы, применяющее в нашей стране и мире (инвалиды I, II и III группы: инвалиды по видам заболеваний на основе международной классификации болезней МКБ-10 и др.).

Безусловно, для работы по подготовке инвалидов к сдаче нормативов комплекса и. особенно к самой процедуре соревнований, необходим допуск врача по спортивной медицине, согласованный с лечащим врачом, под наблюдением которого находится инвалид. Итак, первый классифицированный признак разделения инвалидов на классы в связи с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом формулируется так: наличие или отсутствие допуска врача к сдаче соответствующих норм.

Разделение же инвалидов, допущенных к процедуре тестирования, на другие классы пли группы, должно осуществляться таким образом, чтобы предопределять технологию работы по установлению государственных требований к уровню их физической подготовленности.

Поэтому в качестве оснований для разделения инвалидов на группы (классификационных признаков) предлагаются:

-        сохранность структуры и функций опорно-двигательного аппарата инвалида;

-        наличие опыта соревновательной деятельности у представителей той или иной нозологической группы инвалидов.

В частности, первый признак разделяет инвалидов на тех, у кого сохранены структуры и функции опорно-двигательного аппарата (слепые, глухие, лица с интеллектуальными нарушениями, с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения и т. п.) и тех, у кого они повреждены (ампутанты, спинальники. церебральники и др.).

Второй признак позволяет разделить тех, у кого сохранены структура и функции опорно-двигательного аппарата на две подгруппы:

-        тех, кто может участвовать в занятиях и соревнованиях по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, и

-        тех, у кого отсутствует практика соревновательной деятельности (лица с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения и т. п.).

В завершении рассмотрения принципов по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов, сделаем важное обобщение:

Проведенное анкетирование специалистов по адаптивной физической культуре, педагогических и медицинских работников, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также экспертная оценка, базирующаяся на анализе идеологии физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов, представленных и рассмотренных в данной статье принципов, позволяет сделать вывод о целесообразности тщательного изучения следующего наименования и соответствующей аббревиатуры Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов - «Готов к труду и активности».

II.        Особенности физического развития и двигательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына JI.M, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991). Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002). Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. Нарушения в развитии двигательных способностей: 1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия; 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%. Нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; — грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;. — отсутствие ловкости и плавности движений; — излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997). Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников. Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции. Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15—16 годам, т.е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997). Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995). Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям. Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта. В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года. Таблица 4.1 Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8—15 лет (Горская И. Ю., 2001) Координационные способности Девочки Мальчики Дифференцирование пространственных параметров движения 11 —12 лет 10—14 лет Дифференцирование силовых параметров движения 8-10 и 11—12 лет 8-10 и 13—14 лет Реагирующая способность (зрительно- моторная реакция) 10—12 лет 10—12 лет Максимальная частота движений 13 лет 14 лет Сохранение равновесия 9—10 лет 10—14 лет Ориентировка в пространстве 10-11 и 13—14 лет 9-10 и 13—14 лет Кинестетическая способность (точность воспроизведения заданной амплитуды движения) 10—11 лет 10—14 лет Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М.:

2.Официальный сайт ВФСК ГТО https://www.gto.ru/norms#tab_special_group

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.

4. Шакурова Л.Е. Эффективность применения комплексной оздоровительной методики в физическом воспитании умственно отсталых школьников /Л.Е.  Шакуровая: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. – Набережные Челны, 2009.-175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература

Дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература...

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Методическое пособие: «Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью значительно отстает развитие мелкой моторики рук. Считаю необходимым ориентировать родителей детей на развитие мелкой моторики в домашних условиях, взаимодействовать с...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"

Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...