«Методика развития гибкости у обучающихся 5-7 классов»
статья по физкультуре

Эдильберг Светлана Геннадиевна

Гибкость, как физическое качество. Формы и способы проявления гибкости. Средства и методы развития гибкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_gibkosti_u_uchashchihsya_5-7_klassov.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика развития гибкости у обучающихся 5-7 классов»

Подготовила: Эдильберг С.Г.

Учитель физической культуры

МКОУ «Дубровская СШ №21»

2023г.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутреннее изменение в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, изменениям в походке.

Различают следующие формы проявления гибкости:

- активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям - (махи, рывки, наклоны, вращательные движения с предметами и без);

   - пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при воздействии внешних сил, например, с помощью партнера, отягощения и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на:

   - динамическую (проявленную в движении);

   - статическую (позволяющую  сохранять позу и положение тела).  

Различают также общую и специальную гибкость.

  - общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой;

  - специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов, выполняемые с большой амплитудой; различные виды ходьбы и бега длинными шагами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди; глубокие приседания на всей стопе и др.  

Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнером, с отягощениями, на тренажерах, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками, обручами и т.д.  

Одним из показателей качества гибкости служит амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств.

Если перед нами стоит задача увеличения гибкости, то упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно.

Средства и методы развития гибкости.

Методика развития гибкости основывается на педагогических принципах физического воспитания и, конечно, на физиологических особенностях каждой возрастной группы.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями спортом.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

В этом возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличивается вес тела и мышечная масса.

«Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей 10-14 лет. В этом возрасте работа над развитием гибкости оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем школьном возрасте». (Б.В.Сергеев 1970г.)

Базой для развития активной гибкости в этом возрасте служит приобретенный запас пассивной гибкости в возрасте 7-10 лет, что и отвечает принципам развития физических качеств.

В качестве средств развития гибкости я использую упражнения, которые выполняются с максимальной амплитудой - упражнения на растягивание. Задача - растянуть мышцы, а, препятствующие этому движению, сделать их податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту).

Упражнения для развития суставов рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

 Упражнения на гибкость выполняют во всех частях занятия.  В подготовительной части занятий их применяют в ходе разминки, обычно после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений.

В основной части такие упражнения следует выполнять сериями, чередуя с работой основной направленности, или одновременно с выполнением силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то иногда целесообразно упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.

В заключительной части упражнения на растягивание сочетаются с упражнениями на расслабление.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

- упражнения для верхних конечностей;

- упражнения на мышцы туловища;

- упражнения для нижних конечностей.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление.

При проведении упражнений на развитие гибкости необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимого качества.

  1. Анатомическое строение.
  2. Эластичность мышечно–связочного аппарата.
  3. Уровень силовых способностей человека и его умение своевременно расслабляться при выполнении упражнений с большей амплитудой.
  4. Возраст и пол человека. Естественным путем гибкость увеличивается в среднем до 10-12 лет, затем стабилизируется. Оптимальным возрастом совершенствования гибкости является период с 8 до 14 лет.
  5. Суточная периодика. Утром после сна гибкость минимальна, днем она увеличивается и к вечеру вследствие общего утомления – снижается. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, увеличивается.

Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата формы воздействия неодинаковы:

- для лучезапястного сустава: сгибание, разгибание, вращение;

- для плечевого сустава: вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, висе на гимнастической стенке, приседания в висе стоя сзади, размахивания в висе, наклоны вперед с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, «мост», выкрут с гимнастической палкой;

- для мышц туловища – прогибание, наклоны назад, наклоны вперед, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;

- для голеностопного сустава – оттягивание носков, седы на пятках с оттянутыми носками;

- для тазобедренного сустава – глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперед и в стороны, наклоны вперед в положении ноги врозь, наклоны вперед в положении седа, стоя у опоры – махи ногами вперед, назад, стороны, шпагат поперечный, продольный.

При выполнении заданий на гибкость перед учеником лучше ставить конкретную цель: дотянуться рукой до определенной точки, поднять плоский предмет с пола и т. д. прием позволяет достичь большей амплитуды движений.

Для развития гибкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
      1) развивать гибкость возможно только при ежедневном выполнении упражнений на растяжку. Для поддержания достигнутого уровня развития гибкости достаточно выполнения упражнений на уроках физической культуры;
      2) упражнения на растяжку с целью развития или поддержания гибкости выполнять после тщательной разминки;
      3) количество повторений упражнений на растяжку на этапе поддержания примерно вдвое меньше по отношению к этапу развития;
      4) упражнения выполнять до появления лёгких болевых ощущений в растягиваемых мышцах, связках;
      5) использовать ориентиры, задающие желаемый размах движений;
      6) сочетать упражнения для развития гибкости с упражнениями для развития силы и способности к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется.

В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Детям в подростковом возрасте 10-14 лет в качестве совершенствования гибкости наиболее эффективен соревновательный метод развития гибкости. Он предполагает специально организованную соревновательную деятельность и предъявляет высокие требования к физическим и психологическим возможностям спортсмена. Вызывает высокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма, тем самым обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовки, в частности гибкости.

Помимо занятий в школе, должны заниматься самостоятельно. (Включать упражнения на гибкость в утреннюю гимнастику и выполнять домашнее задание). Важно, при этом, дать учащимся теоретические знания по методике развития и совершенствования гибкости. Вместе с ребятами составить комплекс упражнений для развития и совершенствования гибкости для самостоятельных заданий. Я широко это использую в домашнем задании, с индивидуальным подходом.

Для оценки уровня гибкости можно использовать следующие упражнения:

Контрольные упражнения

Исследуемые суставы

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовл.

Гимнастический мост (из положения лежа на спине).

Суставы позвоночного столба, плечевые и тазобедренные

Руки вертикально к полу, ноги выпрямлены

Руки слегка наклонены, ноги слегка согнуты

Выполнение и удержание моста при любом положении рук и ног

Наклон туловища вперед в седе ноги врозь

Суставы позвоночного столба, тазобедренные

Касание груди, колен

То же с пружинистым движением

То же, но с незначительным сгибанием ног

Выкрут с гимнастической палкой

Плечевые

Руки прямые, узкий хват (30-50 см)

Руки прямые, средний хват (50-70 см)

Руки слегка согнуты, хват любой ширины

Вытягивание носков в седе

Голеностопные

Ноги прямые, коснуться пальцами пола

Ноги прямые, носки в горизонтальном положении

Ноги прямые, носки близко к горизонтальному положению

Постоянный контроль гибкости обеспечивает информацию о

правильности планирования нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика развития гибкости

методика развития гибкости...

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Тренера СДЮСШОР делятся опытом по развитию гибкости...

Педагогический проект "Основы тестирования и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет"

Основы тестирования  и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет...

Развитие гибкости у обучающихся начальной школы на занятиях в объединениях физкультурно-спортивной направленности

Гибкость является одним из важнейших для человек как физических качеств. Разработка различных видов программ на развитие гибкости в основном связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете,...

Методическое пособие "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ", Санкт-Петербург, 2022 год

В методическом пособии представлен материал по основам развития выносливости у обучающихся для подготовки и выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обо...