Работа учителя по выявлению и развитию способностей учащихся по ФК
статья по физкультуре

Кобылкина Анна Ивановна

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию  способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание  оптимальных  условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uchashchihsya_at.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

учителя физической культуры Физико-математической

школы № 56 г. Улан-Удэ Кобылкиной А.И.

    В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию  способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание  оптимальных  условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.   Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.  Однако, нередко одаренный ребенок опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.   Поэтому  моя задача как учителя  состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
     В своей работе я  использую следующие признаки  развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с   детьми я  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

 Так, для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь  включать   детей в соревнования с   более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками   часть детей   старается брать  на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Стараюсь    детей   привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, таеквон-до, футбол, легкая атлетика.
Так как в развитии и формировании  способностей учащихся  большое значение имеет и участие родителей, то в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например, регулярно проводим в школе совместные спортивные мероприятия, соревнования, в том числе и с Советом отцов.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации подростка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, Днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся цель которого определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование(ГТО) учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  Важным фактором, влияющим на выявление и развитие   учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.   Для развития способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных
ежегодных мероприятий.   В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство  школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, для 2-8 классов, военизированная эстафета  к 23 февраля для 1-4  классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов к 8 марта, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов,  легкоатлетический пробег к 9 мая,  участие в городской спартакиаде школьников.  Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает мне  в работе с детьми.  Кроме этого, большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.

нетрадиционные уроки:

  • интегрированные уроки. Например: физическая культура и ОБЖ; 
  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.
  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные спортивные соревнования школы
  • предметные недели
  • Дни здоровья

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Смотры конкурсы по видам спорта
  4. Медицинское обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико –биологическое обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа учителя по выявлению и развитию способностей учащихся

Выступление на ШМО учителей истории. Доклад...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя  физической культуры...

Описана работа учителя по выявлению и развитию способностей учащихся по ФК

Описана работа учителя по выявлению и развитию способностей учащихся по ФК...