Система педагогической работы учителя Запеко Марии Григорьевны по предмету «Физическая культура» на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
материал по физкультуре

Запеко Мария Григорьевна

Система педагогической работы по совершенствованию методов обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система педагогической работы учителя Запеко Марии Григорьевны по предмету «Физическая культура» на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

Говоря о развитии физической культуры, я не забываю, что основой физического воспитания является урок. Урок физической культуры способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний. При правильном подходе к развитию физических качеств, происходит укрепление здоровья школьника. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Физиологически доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у детей и подростков. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний. В современной школе высокие и продолжительные учебные нагрузки неблагоприятно сказываются на здоровье школьников и часто приводят к срыву базовых биологических функций.

Актуальность моей педагогической системы очевидна, так как учитель физической культуры – это «Педагог динамичного действия», потому что в процессе его педагогической деятельности наравне с общепедагогическими способностями учитель развивает и совершенствует у обучающихся и двигательные способности. Каким будет результат труда учителя на сегодняшний день – таким будет и современное общество. Насколько грамотно будет выстроена педагогическая система работы учителя физической культуры, настолько здоровым будет наше молодое поколение в будущем.

В своей системе педагогической работы ставлю цели:

  • укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
  • формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности;
  • развитие и совершенствование физических качеств;
  • использование средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни;

Решаю следующие задачи:

  1. Применение наиболее эффективных организационных форм, средств и методов проведения уроков физической культуры.

2. Поиск рациональных подходов к нормированию физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма обучающихся обеспечивающих сохранение и укрепление и профилактику их здоровья.

3. Развитие у обучающихся универсальных умений, позволяющих самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие проблемы.

4. Формирование необходимых в предметной и метапредметной сфере умений и навыков, добывать необходимые для жизни знания из различных источников.

5. Формирование самостоятельной деятельности обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности и способствование достижению высокой результативности в умении справляться с различными физическими и психологическими нагрузками в учебной и трудовой деятельности.

Я выстраиваю свою систему проведения уроков по развитию физических качеств применяя различные методы обучения и воспитания:

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:

1. Фронтальный;

2. Поточный;

3. Игровой;

4. Групповой;

5. Индивидуальный.

При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, его преимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большой нагрузки.

Поточный метод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений, группы меняются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в зачётных уроках, он позволяет учителю после выполнения упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на недостатки и ошибки.

Игровой метод - основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод включает не только комплекс общеразвивающих игр, но и также методы и приемы из вышеперечисленных методов, что позволяет в комплексе развивать физические качества. Я успешно применяю их на своих уроках, но акцент я сделала в пользу игрового метода, потому что в игре и игровых моментах урока обучающиеся наиболее полно раскрывают свои физические возможности и применяют свой накопленный опыт, решают двигательные задачи наиболее эффективно. На мой взгляд, преимущество игрового метода – это наличие активных двигательных действий: прыжки, бег, метание и т.д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.

Я считаю, что развивающее значение подвижных игр не сводится к развитию таких важных качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, реакция на звуковые сигналы, скоростные качества и многое другое. В игре и игровых действиях развиваются и интеллектуальные качества: логическое мышление, наблюдательность, сообразительность и т.п. По своей природе игра ненавязчиво побуждает обучающихся глубже использовать свои знания, умения и навыки. В согласованных действиях с товарищами по команде, развивает решительность, концентрацию внимания. Внимание, мышление, чувство ответственности за команду, взаимовыручка – главные спутники игры.

В связи с этим я подбираю к урокам и специально адаптирую не только подвижные игры, но и задания в игровой форме, которые развивают целый комплекс физических качеств. Общеразвивающие упражнения в игровой форме должны помогать овладению или совершенствованию необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать укреплению костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки, что немаловажно для детского организма.

Игровую деятельность я использую в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела программы;
  • в качестве урока или его части;
  • в качестве обучения и совершенствования технических приемов в игровых видах спорта;
  • в качестве закрепления и совершенствования изученного материала;
  • для развития физических качеств необходимых для успешного освоения программного материала, сдачи норм ГТО;
  • как технология для подготовки к соревнования.

Для повышения общей результативности проводимых уроков, игры и игровые задания, которые я рекомендую, составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно фронтальным и групповым методом, когда одновременно играют все играющие или происходит деление на группы. Фронтальный метод в основном использую для разминки, для развития физических качеств, когда нужно активизировать внимание учащихся перед началом урока. Групповой – для подвижных и спортивных игр.

Всем школьникам независимо от возраста перед началом урока я ставлю задачу – самостоятельно подобрать игру в соответствии с изучаемым материалом, обосновать эффективность игры для развития того или иного физического качества или технического приема. Обучающиеся рассказывают, в каких видах спорта применяется данное физическое качество, для чего необходимо развивать это качество, в каких видах спорта оно имеет существенное значение, как оно повлияет на весь организм в целом. Освобожденные ученики выступают в роли судей, но в обязательной форме перед проведением урока я предлагаю им внимательно ознакомиться с правилами игры и рассказать учащимся. В качестве домашнего задания учащимся предлагается подобрать подвижные игры для младших школьников и в дальнейшем организовать их проведение.

При организации игр я придерживаюсь следующих требований:

  • игра должна давать новые понятия;
  • в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сигнал и на часто меняющуюся обстановку;
  • игра должна развивать несколько физических качеств одновременно и несколько технических приемов из спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок;
  • дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
  • игра должна соответствовать возрастному развитию;
  • степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

Для достижения высокой развивающей результативности игровых заданий я стараюсь соблюдать следующие условия:

  • мотивация обучающихся (для чего нужна игра или игровое задание);
  • формирую систему знаний на основе игровой деятельности (что формирует и какие физические качества развивает, как повлияет игра на дальнейшее развитие, в каких видах деятельности можно будет еще применить приобретенные в игре навыки);
  • независимо от физического развития включение каждого школьника в процесс игры.

При выборе игрового метода я отметила только положительные стороны. Что дает мне как учителю применение данного метода на уроках:

  • занимательность и эмоциональность игр является отличным средством привлечения интереса к моему предмету или процессу обучения;
  • значительно повысить общую и моторную плотность урока;
  • организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся;
  • добиваться поставленных целей и задач через применение разных средств, методов и приемов;
  • создавать ситуацию успеха у учащегося независимо от состояния физического здоровья;
  • получать удовольствие, наблюдая за активной работой обучающихся.

Таким образом, в результате систематической работы по развитию основных физических качеств, применения различных методов обучения учащиеся приобретают различные навыки, которые необходимы применять в различных видах спорта, рекомендованных учебной программой. Приведу несколько видов спорта, где необходимы данные качества и навыки:

-в волейболе при техническом приеме - подача мяча должны развиты такие физические качества как: сила, быстрота, гибкость;

-в баскетболе для успешного овладения техническими элементами учащимся требуются такие качества как: ловкость, сила, быстрота и координация движений для точной передачи, чтобы играть все периоды не уставая, требуется такое физическое качество как, скоростная и общая выносливость;

-в гимнастике гибкость для овладения всеми гимнастическими и акробатическими элементами, сила и координация для выполнения статических упражнений, таких как, сед углом.

Таким образом, применяя выстроенную методическую систему совершенствования методов обучения и воспитания, мои обучающиеся добиваются высоких результатов:

  • в нормативном тестировании, рекомендованном учебной программой;
    в спортивном комплексе «Готов к труду и обороне;
  • на муниципальных и кустовых соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации  и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые  цифровые образовате...

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объедин

Для успешной реализации цели школы и своей педагогической деятельности, важным для меня становится выбор и активное использование в учебном процессе современных педагогических технологий, использовани...