«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры как одна из стратегических задач ФГОС»
статья по физкультуре

Саида Ондар

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры как одна из стратегических задач ФГОС»

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры является одной из стратегических задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Эта задача заключается в том, чтобы помочь учащимся понять важность здорового образа жизни и обучить их правильным привычкам, которые будут способствовать сохранению здоровья и улучшению качества жизни в будущем.

Ученые установили, что здоровье человека во многом зависит от здорового образа жизни, который представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий.

 

Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.

Одной из целей уроков физической культуры является формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и спорту.

Для этого я делаю следующее:
1) Систематически провожу беседы на уроках физической культуры о сохранении и укреплении здоровья;
2) Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно;
3) Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,
4) Воспитываю потребность в движении как образе жизни.

Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологии.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
3. Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. На своих уроках я содействую укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Методика проведения занятий: простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
На каждом уроке, я обязательно использую общеразвивающие упражнения.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы.
Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.
При этом развиваются такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.
Причём, после разучивания очередного комплекса ОРУ, ребята сами рассказывают и показывают правильность выполнения упражнений, а значит смогут самостоятельно выполнять упражнения.

Эффективность проведения прыжков со скакалкой.
На своих уроках, независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой.
 Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в урок, проходящий как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию, ОРУ со скакалкой. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.

 В результате использования прыжков со скакалкой на уроках участвовали во всероссийской акции по роуп скиппингу на спорте.
Формирование осанки на уроках
Систематические разумные занятия физической культурой считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
• Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
• Ходьба на носках, руки в различных положениях.
• Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
• Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
• Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

А также формирование осанки очень эффективно достигается с помощью раздела программы гимнастика с элементами акробатики. В исследовании оздоровительной направленности гимнастических упражнений важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности гимнастических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.

Кроме того, на уроках физической культуры учащиеся учатся работать в команде и уважать других людей. Они также учатся развивать свои лидерские качества и умения принимать решения.

                                                Выводы
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей,  воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности. В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на заранее изученный материал программы. На уроках внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы. Все это позволяет мне эффективно осуществлять профессиональную деятельность по формированию у школьников здорового образа жизни, их ценностного отношения к собственному здоровью.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры является одной из важнейших задач ФГОС. Эта задача помогает учащимся понимать важность здоровья и прививает им правильные привычки, которые будут способствовать сохранению здоровья и улучшению качества жизни в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры как одна из стратегических задач ФГОС»

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры является одной из стратегических задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Эта задача заключается в том, чтобы помочь учащимся понять важность здорового образа жизни и обучить их правильным привычкам, которые будут способствовать сохранению здоровья и улучшению качества жизни в будущем.

Ученые установили, что здоровье человека во многом зависит от здорового образа жизни, который представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий.

Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.

Одной из целей уроков физической культуры является формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и спорту.

Для этого я делаю следующее:
1) Систематически провожу беседы на уроках физической культуры о сохранении и укреплении здоровья;
2) Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно;
3) Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,
4) Воспитываю потребность в движении как образе жизни.

Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологии.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
3. Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. На своих уроках я содействую укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Методика проведения занятий: простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
На каждом уроке, я обязательно использую общеразвивающие упражнения.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы.
Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.
При этом развиваются такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.
Причём, после разучивания очередного комплекса ОРУ, ребята сами рассказывают и показывают правильность выполнения упражнений, а значит смогут самостоятельно выполнять упражнения.

Эффективность проведения прыжков со скакалкой.
На своих уроках, независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой.
Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в урок, проходящий как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию, ОРУ со скакалкой. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.

В результате использования прыжков со скакалкой на уроках участвовали во всероссийской акции по роуп скиппингу на спорте.
Формирование осанки на уроках
Систематические разумные занятия физической культурой считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
• Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
• Ходьба на носках, руки в различных положениях.
• Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
• Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
• Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

А также формирование осанки очень эффективно достигается с помощью раздела программы гимнастика с элементами акробатики. В исследовании оздоровительной направленности гимнастических упражнений важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности гимнастических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.

Кроме того, на уроках физической культуры учащиеся учатся работать в команде и уважать других людей. Они также учатся развивать свои лидерские качества и умения принимать решения.

Выводы
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности. В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на заранее изученный материал программы. На уроках внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы. Все это позволяет мне эффективно осуществлять профессиональную деятельность по формированию у школьников здорового образа жизни, их ценностного отношения к собственному здоровью.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры является одной из важнейших задач ФГОС. Эта задача помогает учащимся понимать важность здоровья и прививает им правильные привычки, которые будут способствовать сохранению здоровья и улучшению качества жизни в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее ну...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник»...

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник»...