Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Худяева Наталья Владимировна

Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_sbornik_hudyaeva_n.v.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Худяева Наталья Владимировна.

учитель физической культуры

ГОКУ «СКШ № 25 г. Братск»

Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках  физической культуры

На уроках физического воспитания в силу специфики самого предмета дети постоянно имеют дело с физическими нагрузками. В связи с этим, учителю физической культуры необходимо знать особенности физического развития, моторики, двигательных способностей, учитывать состояние нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма детей с нарушениями интеллекта, наличие у них попутных заболеваний и мн.др.

        Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

        В становлении и коррекции состояния здоровья школьников с проблемами в развитии существенная роль принадлежит разработке программно – методического обеспечения физического воспитания обучающихся на основе учета региональных особенностей проживания и, особенно в неблагоприятных климатогеографических условиях. Таким образом, физическое воспитание обучающихся специальной коррекционной школы со специальными потребностями с учетом региональных особенностей проживания в Северных регионах, имеет важное социально – педагогическое значение. Дети с нарушениями интеллекта имеют низкую двигательную активность, так как дефекты в умственной деятельности не стимулируют и не развивают двигательную сферу у детей.

        Реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с помощью физических упражнений является важной актуальной задачей физической культуры. Игровые упражнения предъявляют определенные требования к координации движений, которую необходимо предварительно развивать и стимулировать у школьников с проблемами в развитии.

        В настоящее время общепризнанным становится факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.

Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника. Практика показывает, что многие обучающиеся не могут выполнить контрольные тесты, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, играх не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом из-за недостаточного развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Учителя физического воспитания должны не только обучать учащихся двигательным действиям, то есть формировать умения и навыки, но и целенаправленно, систематически совершенствовать их.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы. Объект исследования – урок физической культуры. Предмет - процесс воспитания физических качеств на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях.                                                                                                                       Цель: определить динамику развития основных физических качеств посредством уроков физической культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                                                                                                                                                            -изучение особенностей развития физических качеств;                                                                            -выявление методов и средств развития физических качеств на уроках   физической культуры;                                                                                                                                               -формирование интереса обучающихся к занятиям физической культуры;                                   -организация учебно-воспитательной работы на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических требований.    

Процесс воспитания физических качеств.                                                                                       Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Учителю физической культуры рекомендуется ориентироваться на него и, исходя из имеющихся в школе условий, выделять на каждом уроке в 3 – 9  классах от 8 до 20 минут времени на данную работу. Этим подчеркивается не только значимость общей физической подготовки обучающихся, но и необходимость специального воспитания физических качеств, применительно к тем умениям и навыкам, которые подлежат усвоению на уроке.                        

Физические качества и их характеристика:

  • Сила. Заключается в способности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.  
  • Ловкость. Способность выполнять сложные координации движения или быстро изменить положение тела.
  • Гибкость. Способность человека выполнять физические упражнения с большой амплитудой.
  • Быстрота. Способность человека выполнять максимальное число движений за минимальный отрезок времени.
  • Выносливость. Способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.
  • Координация движений. Умение согласовывать движения различных частей тела.  

Мониторинг физических качеств (тестирование)

№ п\п

Фамилия, имя

Год рождения

Бег 30м (сек)

Бег 60 м (сек)

Прыжки в длину с места (см)

Прыжки на скакалке 30 сек (кол-во раз)

Метание набивного мяча 1 кг (см)

Поднимание туловиша из положени лежа 30 сек (кол-во раз)

Челночный бег 4Х9м (сек)

Такой мониторинг выполняется два раза в год в 1 – ой и 4 – ой четверти (осень, весна). Данные нормативов заносятся в таблицу и делается анализ. В результате учителю видно, какие физические качества развиты на высоком уровне, а какие необходимо развивать и совершенствовать.  

Упражнения для развития выносливости:

  • Плавание на длинные дистанции;
  • Бег на месте в спокойном темпе;
  • Прыжки со скакалкой;
  • Равномерный бег на длинные дистанции;
  • Бег по пересеченной местности;
  • Передвижения на лыжах

Упражнения для развития быстроты:

  • Максимальный бег по наклонной и ровной плоскости;
  • Бег с максимальной скоростью на дистанции 30, 60, 100, 200 метров;
  • Челночный бег;
  • Бег из различных исходных положений;
  •  Плавание на 25, 50, 100 метров;
  • Беговые эстафеты

Упражнения для развития ловкости:

  • Подвижные игры, эстафеты;
  • Бег спиной вперед;
  • Прохождение полосы препятствий;
  • Кувырок вперед, назад;
  • Бег по скамейке;
  • Упражнения с мячами;

Упражнения для развития силы:

  • Упражнения в парах;
  • Отжимания;
  • Подтягивание на перекладине;
  • Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов;
  • Упражнения с гантелями;
  • Прыжок в длину;
  • Броски набивного мяча;
  • Поднимание туловища из положения лежа

Упражнения для развития гибкости:

  • Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой;
  • Наклоны в положении сидя;
  • Упражнения с гимнастической палкой;
  • Упражнения у гимнастической стенки4
  • Махи ногами;
  • Упражнения со скакалкой

Список литературы

Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003.

Погадаев, Г.И. Физическая культура: метод. Пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Г.И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1.  Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе ...

Исследование «Развитие физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся лыжными гонками в годичном цикле»

Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта - пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние го...