Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Худяева Наталья Владимировна.
учитель физической культуры
ГОКУ «СКШ № 25 г. Братск»
Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках физической культуры
На уроках физического воспитания в силу специфики самого предмета дети постоянно имеют дело с физическими нагрузками. В связи с этим, учителю физической культуры необходимо знать особенности физического развития, моторики, двигательных способностей, учитывать состояние нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма детей с нарушениями интеллекта, наличие у них попутных заболеваний и мн.др.
Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
В становлении и коррекции состояния здоровья школьников с проблемами в развитии существенная роль принадлежит разработке программно – методического обеспечения физического воспитания обучающихся на основе учета региональных особенностей проживания и, особенно в неблагоприятных климатогеографических условиях. Таким образом, физическое воспитание обучающихся специальной коррекционной школы со специальными потребностями с учетом региональных особенностей проживания в Северных регионах, имеет важное социально – педагогическое значение. Дети с нарушениями интеллекта имеют низкую двигательную активность, так как дефекты в умственной деятельности не стимулируют и не развивают двигательную сферу у детей.
Реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с помощью физических упражнений является важной актуальной задачей физической культуры. Игровые упражнения предъявляют определенные требования к координации движений, которую необходимо предварительно развивать и стимулировать у школьников с проблемами в развитии.
В настоящее время общепризнанным становится факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.
Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника. Практика показывает, что многие обучающиеся не могут выполнить контрольные тесты, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, играх не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом из-за недостаточного развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Учителя физического воспитания должны не только обучать учащихся двигательным действиям, то есть формировать умения и навыки, но и целенаправленно, систематически совершенствовать их.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы. Объект исследования – урок физической культуры. Предмет - процесс воспитания физических качеств на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях. Цель: определить динамику развития основных физических качеств посредством уроков физической культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -изучение особенностей развития физических качеств; -выявление методов и средств развития физических качеств на уроках физической культуры; -формирование интереса обучающихся к занятиям физической культуры; -организация учебно-воспитательной работы на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических требований.
Процесс воспитания физических качеств. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Учителю физической культуры рекомендуется ориентироваться на него и, исходя из имеющихся в школе условий, выделять на каждом уроке в 3 – 9 классах от 8 до 20 минут времени на данную работу. Этим подчеркивается не только значимость общей физической подготовки обучающихся, но и необходимость специального воспитания физических качеств, применительно к тем умениям и навыкам, которые подлежат усвоению на уроке.
Физические качества и их характеристика:
- Сила. Заключается в способности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
- Ловкость. Способность выполнять сложные координации движения или быстро изменить положение тела.
- Гибкость. Способность человека выполнять физические упражнения с большой амплитудой.
- Быстрота. Способность человека выполнять максимальное число движений за минимальный отрезок времени.
- Выносливость. Способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.
- Координация движений. Умение согласовывать движения различных частей тела.
Мониторинг физических качеств (тестирование)
№ п\п | Фамилия, имя | Год рождения | Бег 30м (сек) | Бег 60 м (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Прыжки на скакалке 30 сек (кол-во раз) | Метание набивного мяча 1 кг (см) | Поднимание туловиша из положени лежа 30 сек (кол-во раз) | Челночный бег 4Х9м (сек) |
Такой мониторинг выполняется два раза в год в 1 – ой и 4 – ой четверти (осень, весна). Данные нормативов заносятся в таблицу и делается анализ. В результате учителю видно, какие физические качества развиты на высоком уровне, а какие необходимо развивать и совершенствовать.
Упражнения для развития выносливости:
- Плавание на длинные дистанции;
- Бег на месте в спокойном темпе;
- Прыжки со скакалкой;
- Равномерный бег на длинные дистанции;
- Бег по пересеченной местности;
- Передвижения на лыжах
Упражнения для развития быстроты:
- Максимальный бег по наклонной и ровной плоскости;
- Бег с максимальной скоростью на дистанции 30, 60, 100, 200 метров;
- Челночный бег;
- Бег из различных исходных положений;
- Плавание на 25, 50, 100 метров;
- Беговые эстафеты
Упражнения для развития ловкости:
- Подвижные игры, эстафеты;
- Бег спиной вперед;
- Прохождение полосы препятствий;
- Кувырок вперед, назад;
- Бег по скамейке;
- Упражнения с мячами;
Упражнения для развития силы:
- Упражнения в парах;
- Отжимания;
- Подтягивание на перекладине;
- Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов;
- Упражнения с гантелями;
- Прыжок в длину;
- Броски набивного мяча;
- Поднимание туловища из положения лежа
Упражнения для развития гибкости:
- Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой;
- Наклоны в положении сидя;
- Упражнения с гимнастической палкой;
- Упражнения у гимнастической стенки4
- Махи ногами;
- Упражнения со скакалкой
Список литературы
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2011.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003.
Погадаев, Г.И. Физическая культура: метод. Пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Г.И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-397881-1391495599.jpg)
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.
За последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-277699-1376922530.jpg)
СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...
Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»
Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...
Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»
Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-688540-1444881068.jpg)
Исследование «Развитие физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся лыжными гонками в годичном цикле»
Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта - пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние го...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-568064-1480356938.jpg)
Методика развития физических качеств у детей, занимающихся легкой атлетикой на основе применения подвижных игр.
методика развития физических качеств...