САМОКОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

По данным Министерства Здравоохранения РФ больше половины школьников к 14 годам имеют хронические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, отмечаются нарушения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, не в состоянии выполнить минимальные нормативы по физической подготовке. Это ставит перед обществом, средней школой и, в первую очередь, перед учителем физической культуры (а через него (учителя физической культуры) и перед учащимися), проблемы по поиску новых дидактических решений проведения занятий физической культуры, направленных на воспитание здорового подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОКОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По данным Министерства Здравоохранения РФ больше половины школьников к 14 годам имеют хронические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, отмечаются нарушения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, не в состоянии выполнить минимальные нормативы по физической подготовке. Это ставит перед обществом, средней школой и, в первую очередь, перед учителем физической культуры (а через него (учителя физической культуры) и перед учащимися), проблемы по поиску новых дидактических решений проведения занятий физической культуры, направленных на воспитание здорового подрастающего поколения. Выполнение в полном объеме, поставленной перед школой, данных целей возможно при решении следующих задач, а именно: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Как показывает практика, переход на новые общественные отношения в современных реалиях, в свете решения и претворения в средней школе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), привел к противоречию между старой нормативно-стандартной системой преподавания физической культуры и необходимостью учета индивидуальных потребностей личности, при которой индивидуум в праве самостоятельно выбирать траекторию физического развития.

Проведенный опрос среди учащихся 8-9 классов показал, что подавляющее большинство респондентов (более 78%) не владеют знаниями и умениями в вопросе самостоятельного определения уровня своей физической и функциональной подготовки, порой путают и подменяют данные понятия. Мы предполагаем, что владея понятийным аппаратом предмета «физическая культура» учащимся будет проще разбираться в вопросах теории и методики физической культуры. Современный учебный процесс характеризуется не только получением готовых знаний от учителя, а предполагает активное участие самих учащихся в образовательном процессе, построении индивидуальных траекторий роста. Одним из таких путей в физическом воспитании, по нашему мнению, может стать, оперативное и объективное оценивание уровня своей физической и функциональной подготовленности, когда, полученные при этом, результаты контрольных упражнений могут стать отправной точкой изменения отношения к своему здоровью, повышения уровня физической подготовленности.

Необходимость разрешения противоречия, когда на уроке физической культуры занимаются все, выполняя одно и то же задание, а в результате – у большинства учеников проблемы со здоровьем, определяет актуальность и цель нашего исследования.

Для подтверждения нашей гипотезы было проведено педагогическое исследование в процессе, которого решались следующие цели и задачи.

Цель нашего исследования – повышение уровня физической подготовленности учащихся 8-9-х классов общеобразовательного учреждения на основе тестовых заданий

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс на уроках физической культуры в МБОУ Одинцовская гимназия № 14.

Предмет исследования – тестовые задания составивших батарею тестов – метод «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности учащихся»

Задачи:

1. Изучение методов оценки уровня психофизических качеств в теории и методике физической культуры. Выявление объективных, оперативных и информативных методов оценки уровня развития двигательных качеств детей 14-15 лет.

2. Формирование батареи тестов, составляющих методику «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности.

Одним из основных критериев отбора контрольных упражнений для разрабатываемой батареи тестов являлось – не требуют дорогостоящего оборудования и много времени на обработку, могут легко проводиться во время урока, при минимуме оборудования (измерительная лента, переносные напольные весы, секундомер). В ходе эмпирического исследования были отобраны и включены в батарею тестов метода «Экспресс-оценка…» следующие контрольные упражнения – определение индекса Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье, определение гибкости. Обработка данных с учетом одного или нескольких тестов (индексов) позволяет составлять общие и индивидуальные программы занятий физической культурой в соответствии с уровнем физического развития и отклонениями в состоянии здоровья учащихся. Например, вычислив по индексу Кетле школьников с дефицитом (мышечной массы) или избытком веса (мышечной массы), при силовой подготовке, задания для таких учащихся при работе с весами (гантелями) будут различаться. Если наблюдается дефицит мышечной массы, то работа в большей степени должна быть направлена на наращивание объема мышечной массы, т.е. вес отягощений должны быть таким, чтобы занимающийся мог сделать 1-3 подхода с таким весом. Если выявлен избыток веса (мышечной массы), то, здесь, количество подходов должно быть увеличено до 15-20 раз, так как это способствует уменьшению подкожной жировой прослойки и повышению выносливости мышц. Статистическая обработка результатов проводилась на базе критерия Стьюдента о существенности различия двух выборочных средних. Это часто встречающаяся процедура в исследовательской работе, применимая при условии достаточно больших объёмов выборок (n≥30). За достоверные принимаются отличия при p < 0,05. Окончательные расчет и построение графиков зависимостей выполняются программой Excel из пакета Microsoft Office. В основу компьютерной программы по оценке и коррекции физического здоровья школьников была положена методика Г.Л. Апанасенко, суть которой заключается в создании формализованной (в баллах) экспресс-оценки уровня здоровья индивида по простейшим антропометрическим и функциональным показателям, имеющим выраженные корреляционные связи с уровнем энергопотенциала индивида. Введение в компьютер полученных данных с использованием разработанной методики «Экспересс-оценка определения уровня функциональной подготовленности» позволяет получать интегральную оценку уровня физической подготовленности. Кроме того, архивирование позволяет сохранять данные исследования в памяти компьютера; проводить их статистическую обработку; выводить на монитор список всех школьников, участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск школьника по фамилии; систематизировать учащихся по различным критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. Полученные в ходе педагогического исследования эмпирические данные свидетельствуют об отставании школьников подготовительной и специальной групп в показателях, характеризующих физическое здоровье. Детей с дисгармоничным телосложением в подготовительной и специальной группе значительно больше, что может быть обусловлено при дефиците веса недостаточным развитием скелетной мускулатуры. Аналогичные данные получены и по другим индексам, что требует внесения в корректив в учебный процесс по физической культуре за счет использования средств направленного воздействия, обеспечения индивидуального подхода. Положительными сторонами описанного метода «Экспресс-оценка…» являются: возможность получения определенного представления об изменениях в физической подготовленности школьников под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий; определение индивидуальных возможностей школьников; выявление отстающих и перспективных для занятия спортом учащихся.

В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что представленные в работе тестовые задания на определение уровня физической подготовленности учащихся, дают объективную оценку функциональной подготовленности. Данные тесты целесообразно объединять в батарею тестов, что позволит иметь более полное представление о влиянии учебно-тренировочного процесса на функциональное состояние учащихся. Однако, при общей оценке уровня физического здоровья учащегося, необходимо учитывать результаты каждого показателя (теста) в отдельности, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого ученика.

Таким образом, анализ полученных данных при использовании батареи тестовых заданий «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности» позволяет преподавателю физической культуры, ученику, при занятиях физической культурой, подбирать рациональный, индивидуально дозированный, оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма учащегося. Кроме того, систему «экспресс-диагностика определения уровня физической подготовленности учащихся» довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять мониторинг, прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого ученика и на этой основе планировать и выбирать соответствующие мероприятия по их оздоровлению не медикаментозными средствами и подбирать тренировочные программы [11].

Результаты педагогического исследования показали положительную динамику применения разработанной нами методики в условиях выполнения заданий и во вне учебное время (домашнее задание).

Литература

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248с
  2. Караулова Л.К. Физиология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.322 – 325.
  3. Лёвушкин С.П., Балябин В.К., Смыковская Р.М. и др. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. - 28 с.
  4. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М., 1993. - 64 с
  5. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М. : Просвещение, 2010. – 64 с.
  6. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов. – М. :МГСУ, 2011. – 39 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373»
  8. Руненко С.Д. Врачебный контроль в фитнесе / Издательство: Советский спорт// М., 2009. – 192 с.
  9. Сауров Н.А., Балябин В.К., Тиселько А.Д. Стандарты физического развития школьников г. Ульяновска: Пособие для медицинских работников, преподавателей физической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994. - 73 с.
  10. Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников. М., 1995.
  11. Шамонин А.В. Методики контроля и самоконтроля функциональной подготовленности студентов высших учебных заведений на занятиях физической культурой: Метод. пособие. Екатеринбург : Изд-во УралГАХА, 2011. – 21 с.
  12. Электронный ресурс: http://bм Дата обращения
  13. Книга МicrosoftExcel «14 Гимназия.xls», на машинном носителе 55 Кбайт
  14. Bluмe Der sportмotorische test als Untersuchungs – und Кontrollмethode. In: К.Мainel / Schabel. Bewegungslehre: Sportмotoriк. – 1987. – P. 398-449
  15. Gurfinкel The control of posture and locoмotion It Мotor Control / Gurfinкel, МX. Shiк. – New Yorк, 1973. – P. 217-237.
  16. Hirtz P. Zur Schulung Кoordinativcr Fahigкeiten iм Sportunterricht/ P. Hirtz // Theorie und Praxis der Кorperкultur. – 1974. - №1 – P. 89-90.
  17. Slobounov S. Dynaмics of posture in 3- and 5-year-old children as a function of tasк constraints / S Slobounov, КМ. Newell // Huмan Мoveмent Sci. – 1994. - № 13. – P. 861-875.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно  в младшем школьном возрасте отличающим...

«ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Разработан и систематизирован комплекс подвижных игр, направленных на развитие свойств внимания ( переключение, объем, концентрация, распределение и устойчивость внимания), быстроты сложной двигательн...

Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»

Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...

Статья "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

В этой статье кратко рассказывается о подвижных играх как средствах повышения физической подготовленности на уроках физической культуры для обучающихся по адаптивным основным общеобразовательным прогр...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"

В настоящей презентации  расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....