Курсовая работа Тема: Физическая подготовка бегунов на средние дистанции
материал по физкультуре

Курсовая работа

Тема: Физическая подготовка бегунов на средние дистанции

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip141.17 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: Физическая подготовка бегунов на средние дистанции

                                                                                 


План

Ведение

Глава I.             Теоретические основы физической подготовки бегунов на средние дистанции

             1.1.           Физическая подготовка в беге на средние дистанции

             1.2.           Характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции

   1.3.         Контроль уровня физической подготовки бегунов на средние дистанции

Выводы по I главе

Глава II.       Характеристика бега на средние дистанции

             2.1.    Краткая характеристика бега на средние дистанции

          2.2.    Техника и тактика бега на средние дистанции

          2.3.    Методика обучения бегу на средние дистанции

          2.4.    Тренировка в беге на средние дистанции

Выводы по II главе

Заключение


Введение

Актуальность темы: Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.

Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается, эффективность прогнозирования падает.

На первом и втором годах обучения отдельные спортсмены по экспертным оценкам уже могут быть довольно точно ориентирования на определенные виды легкой атлетики. Однако на протяжении всего этапа начальной подготовки 2-3 раза в год для всех занимающихся должны проводиться прикидки по следующим тестам: бег на 60м, бег 800м, тройной прыжок с места, метание ядра снизу двумя руками. Выборочно применяются и другие упражнения. Дело в том, что определение перспективности занимающихся только по спортивным результатам в этом возрасте недостаточно эффективно. В ходе соревнований более целесообразно оценивать их «бойцовские» качества, способность вести спортивную борьбу.

Данные зарубежной статистики показывают, что только 10% юных бегунов в 13 лет, входящих в списки лучших этого возраста, остаются к юношескому периоду в списках ведущих. Поэтому при определении перспективности юных легкоатлетов должны учитываться сумма оценок тестов, физического развития, технической подготовленности и другие факторы.

В 13-14 лет заканчивается этап начальной подготовки и главной задачей тренера и преподавателя становится определение перспективности юного спортсмена для занятий тем или иным видом легкой атлетики. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготовленность занимающихся, спортивные результаты и темпы их прироста за 2-3 года, динамика морфологических и функциональных показателей по данным врачебно-педагогических исследований помогают тренеру при определенной интуиции правильно определить начальную специализацию своих воспитанников. Юных бегунов этого возраста пока еще не рекомендуется делить на средневиков, стайеров и марафонцев, целесообразно вести подготовку по всему диапазону бега на выносливость. На этапе начальной спортивной специализации для юных спортсменов 13-17 лет сохраняются общие тесты и, кроме того, специфические контрольные упражнения (длительный бег).

Однако следует подчеркнуть, что наиболее эффективными будет отбор только по всему комплексу критериев педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера на протяжении продолжительного периода времени.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.

Предмет исследования: физическая подготовка  бегунов на средние дистанции.

Цель работы: изучить особенности физической подготовки бегунов на средние дистанции.

Задачи работы:

1. Раскрыть физическую подготовку бегунов на средние дистанции.

2. Рассмотреть контроль уровня физической подготовки бегунов на средние дистанции.

3. Дать характеристику бега на средние дистанции.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников.

2. Анализ документальных источников.

3. Педагогическое наблюдение.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, и списка литературы из 25 источников.


Глава I. Теоретические основы физической подготовки бегунов на средние дистанции

1.1. Физическая подготовка в беге на средние дистанции

Физические возможности являются важнейшим фактором подготовки бегунов на средние дистанции. Они характеризуются уровнем развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости и гибкости, неразрывно связанных с возможностями функциональных систем и преобразования энергии.

Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

Общая подготовленность находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние дистанции, но так или иначе обусловливают спортивный результат. Эта сторона физической подготовленности обеспечивается за счет использования широкого круга подготовительных упражнений, тренировочный эффект которых может оказывать влияние на результативность соревновательного упражнения.

Поэтому общая подготовленность бегунов на средние дистанции не просто разностороннее физическое развитие, но главным образом совершенствование качеств, оказывающих положительное влияние на уровень спортивных достижений и эффективность протекания тренировочного процесса. Это предопределяет состав используемых средств общей физической подготовки и методику их применения.

Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обусловливают результат в беге на средние дистанции. Говоря об общей и специальной подготовленности бегунов, следует учитывать, что соотношение работы, направленной на повышение этих качеств, меняется в процессе многолетней тренировки. При этом основная тенденция состоит в постепенном увеличении удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена [11, 33].

1.2. Характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции

Бег широко представлен в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и включен в уроки для овладения техникой спринтерского и длительного бега, развития выносливости, скоростных и координационных способностей.

Учащиеся VIII – IX классов продолжают совершенствоваться в беге в равномерном темпе до 20 мин. (юноши) и до 15 мин. (девушки). Этот бег проводят обычно на школьном стадионе или во дворе школы.

Подходы к обучению технике длительного бега традиционны: сначала длина дистанции и скорость бега незначительны, затем постепенно возрастают, и время бега доводится до 15 – 20 мин. Учитель, в зависимости от подготовленности школьников, регулирует скорость бега, добивается, чтобы школьники выполняли бег в равномерном темпе.

Кроме бега в равномерном темпе в VIII классе программой рекомендовано обучать школьников бегу на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки). В V – VII классах школьники уже изучали бег на 1000 – 2000 м и знакомы с техникой бега по прямой и по повороту.

Основы техники бега, заложенные в V – VII классах, на дистанции 1000 – 2000 м совершенствуются в VIII – IX классах. Школьники более основательно изучают технику старта и стартового разгона, бега по дистанции, соблюдения ритма бега и ритма дыхания. Особое внимание следует уделять работе с девушками, для них дистанция 2000 м – серьезное испытание. После достаточной подготовки проводят прием контрольных нормативов в беге на 2000 – 3000 м.

Выносливость развивают на протяжении всего школьного возраста. Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты и круговая тренировка, с которыми знакомятся школьники в V – VII классах, продолжают использовать и в VIII – IX классах [1, 40].

Учитывая возросшие в этом возрасте функциональные возможности школьников, увеличивают продолжительность длительного бега с умеренной интенсивностью до 15-20 мин., усложняют бег с препятствиями, которые становятся более сложными, увеличивается их количество на дистанции, особенно при занятиях с юношами в VIII – IX классах. Для девушек не рекомендуется чрезмерно усложнять такие трассы. В тех школах, где это позволяют условия, целесообразно построить полосу препятствий.

Хорошим средством развития скоростной и общей выносливости являются круговые и обычные эстафеты. На уроках легкой атлетики в VIII – IX классах в состав обычных эстафет можно включать различные варианты бега на дистанции до 30 – 40 м.

Значительное время отводят кроссовой подготовке, особенно при занятиях с юношами. Дистанция кросса прокладывается по полям, лесам, проселочным дорогам, где могут быть естественные и искусственные препятствия: рвы, канавы, изгороди. Наличие дополнительных препятствий и различного рельефа местности требует от школьников внесения изменений в технику бега, которую они освоили при беге на стадионе. При подъеме в гору, например, увеличивается наклон туловища, делаются короче шаги, чаще работают руки. При беге с горы увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу или пятку с перекатом на носок. Длина дистанции кроссового бега в VIII классе может доходить у девушек до 1 – 1,5 км, у юношей – 1,5 – 2 км и 2 – 3 км соответственно. После завершения кроссовой дистанции важно приучать школьников не останавливаться, а походить до полного восстановления дыхания.

Ведущий метод развития скоростных способностей школьников VIII – IX классов – повторный. Продолжительность выполнения упражнений на скорость не должна превышать в этом возрасте 6 – 8 сек. с интервалами отдыха между повторениями в пределах 1,5 – 2 мин. В качестве средства развития скоростных способностей используют повторный бег на 30 – 40 м в VIII классе, 50 – 60 м – в IX классе, различные ускорения на 20 – 30 и 30 – 40 м, старты из различных исходных положений, бег с ходу на 20 – 30 и 30 – 40 м, бег с максимальной скоростью на 50 – 60 и 60 – 80 м соответственно. Одним из эффективных средств развития скоростных способностей у школьников всех возрастов являются подвижные игры и эстафеты с бегом.

Развитию скоростных способностей способствуют изменения условий выполнения упражнений, которые облегчают (бег под уклон с ходу) или усложняют (бег по песку, в гору) задания [25, 69].

Упражнения на развитие скоростных способностей применяют в начале основной части урока после специальной разминки, направленной на подготовку опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем к выполнению быстрых движений.

В арсенал средств развития координационных способностей в VIII – IX классах включают различные варианты челночного бега (с касанием предметов, с переноской предметов, в парах, в тройках). В VIII классе для девушек используют челночный бег 3х10м, для юношей – 5х10м, в IX – 4х10 и 6х10 м соответственно. Возможны и другие варианты челночного бега.

Широко применяют бег с изменением направления (по сигналу, без сигнала), скорости (быстрее, медленнее), чередования быстрого бега на 10 – 20 м с бегом по инерции на 60 – 80 м в VIII классе и на 20 – 30 и 80 – 100 м – в IX классе, для девушек дистанция может быть уменьшена.

Способствует развитию координационных способностей бег с преодолением препятствий и на местности. В качестве препятствий могут использоваться барьеры разной высоты, натянутые на разной высоте веревки, бревна. Учителю необходимо периодически менять порядок преодоления препятствий, их количество и дистанцию бега, которая может быть постепенно доведена у девушек и юношей в VIII классе до 80 и 100 м, и IX классе – до 100 и 150 м соответственно.

При беге на местности школьников учат преодолевать естественные препятствия: подъемы и спуски, ручьи, пни, канавы. Длина дистанции у девушек VIII класса – 200 –400 м, юношей – 300-600, в IX классе – 300-500 и 400-700 м соответственно [10, 37].

1.3. Контроль уровня физической подготовки бегунов на средние дистанции

Контроль физической подготовленности спортсмена-легкоатлета включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости и физической работоспособности, ловкости, гибкости, равновесия и т.п. Возможны три основных варианта тестирования:

1) комплексная оценка физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов (например, измерение достижений в комплексе ГТО),

2) оценка уровня и структуры какого-либо одного качества (например, выносливости у бегунов),

3) оценка уровня одного из проявлений качества (например, скоростной выносливости у бегунов).

Тесты, используемые для контроля за физической подготовленностью, должны удовлетворять соответствующим требованиям [19, 84].

Дополнительными требованиями к тестам физической подготовленности являются следующие:

а) техника выполнения тестов должна быть сравнительно простой и не оказывать существенного влияния на их результат;

б) тесты должны быть освоены настолько хорошо, чтобы при их выполнении основное внимание было направлено на достижение максимального результата, а не на стремление выполнить задание технически правильно.

В предлагаемой работе остановимся на оценке уровня специальной выносливости бегунов, как качество, которое, главным образом, обусловливает спортивный результат в беге на средние дистанции.

Как известно, общая выносливость является основой для совершенствования специальной выносливости. Однако именно уровень развития последней, в основном, обуславливает результат в беге на средние дистанции. Поэтому тренировка в этом виде лёгкой атлетики должна иметь преимущественную направленность на совершенствование специальной выносливости. Повышение уровня последней осуществляется путём использования широкого круга средств и методов тренировки, обеспечивающих развитие способности бегуна справляться с высокоинтенсивной нагрузкой в условиях изменения постоянства внутренней среды организма, вызванного развитием утомления. В этой связи необходимо отметить, что в процессе утомительной деятельности, какой является бег на средние дистанции, развивающееся утомление проходит две фазы – фазу компенсированного и фазу некомпенсированного утомления.

Компенсированное утомление выражается в том, что через некоторое время после начала напряженной работы, когда появляются субъективные и объективные признаки утомления, включаются компенсаторные механизмы, деятельность которых направлена на преодоление развивающегося утомления и поддержания работоспособности на заданном уровне. Эффективность работы в условиях компенсированного утомления главным образом и определяет уровень специальной выносливости спортсмена.

С педагогической точки зрения методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции должна обеспечивать:

- неуклонное повышение уровня важнейших компонентов специальной выносливости (скоростных и силовых возможностей, энергетического потенциала и др.);

- развитие способностей удерживать необходимую скорость в фазе компенсированного утомления, а также увеличение её продолжительности;

- совершенствование способности к переключению скорости в процессе соревновательной деятельности;

- повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала.

Все перечисленные задачи по развитию специальной выносливости бегунов в большей или меньшей мере решают путём использования средств и методов повышения уровня функциональной подготовленности, в частности аэробных и анаэробных возможностей организма. Те и другие, как известно, являются важнейшими факторами, обусловливающими уровень специальной выносливости, а аэробные источники составляют основу общей выносливости [24, 70].


Выводы по I главе

Физические возможности являются важнейшим фактором подготовки бегунов на средние дистанции. Они характеризуются уровнем развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости и гибкости, неразрывно связанных с возможностями функциональных систем и преобразования энергии. Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

Общая подготовленность находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние дистанции, но так или иначе обусловливают спортивный результат.

Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обусловливают результат в беге на средние дистанции.

Бег широко представлен в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и включен в уроки для овладения техникой спринтерского и длительного бега, развития выносливости, скоростных и координационных способностей.

Контроль физической подготовленности спортсмена-легкоатлета включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости и физической работоспособности, ловкости, гибкости, равновесия и т.п. Возможны три основных варианта тестирования: 1) комплексная оценка физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов (например, измерение достижений в комплексе ГТО), 2) оценка уровня и структуры какого-либо одного качества (например, выносливости у бегунов), 3) оценка уровня одного из проявлений качества (например, скоростной выносливости у бегунов).

Тесты, используемые для контроля за физической подготовленностью, должны удовлетворять соответствующим требованиям.

Дополнительными требованиями к тестам физической подготовленности являются следующие: а) техника выполнения тестов должна быть сравнительно простой и не оказывать существенного влияния на их результат; б) тесты должны быть освоены настолько хорошо, чтобы при их выполнении основное внимание было направлено на достижение максимального результата, а не на стремление выполнить задание технически правильно.


Глава II. Характеристика бега на средние дистанции

2.1. Краткая характеристика бега на средние дистанции

Бег на средние дистанции пользуется широкой популярностью в большинстве стран мира. Ему посвящено и наибольшее, по сравнению с другими видами лёгкой атлетики, количество исследований. Тем не менее, современные достижения белорусских бегунов на средние дистанции существенно уступают результатам ведущих зарубежных спортсменов.

Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) относится к зоне работы субмаксимальной мощности. Одним из показателей, характеризующих эту работу, является кислородный долг, нарастающий во время соревновательного бега и достигающий к концу дистанции значительной величины. Таким образом, ведущим функциональным показателем является кардио-распираторная система. Функция органов дыхания при беге заключается в доставке организму необходимого для выполнения данной работы количества кислорода. Минутный объём дыхания может быть увеличен путём повышения частоты дыхания или возрастания объёма вдоха, причем в начале бега возрастает глубина дыхания, а затем частота дыхательных движений. Говоря о дыхании, необходимо указать на нецелесообразность проведения гипервентиляции, как во время бега, так и на старте перед ним. Бегуну на средние дистанции желательно избегать резких изменений естественного режима дыхания в процессе деятельности.

В конце дистанции сдвиги дыхания приближаются к максимальным величинам. Частота и глубина дыхания возрастают, легочная вентиляция при этом может увеличиться до 150 л/мин и более. Кислородный долг после бега на 800 м достигает 55–68% от кислородного запроса, 1500 м – 45% и больше, а при очень быстром пробегании последних 300 м дистанции может увеличиваться до 52–55%. Дыхательный коэффициент при беге на средние дистанции равен единице или близок к ней [5, 66].

Что касается сердечно-сосудистой системы, то при беге на средние дистанции значительно большим становится кислородный запрос, что обусловливает необходимость максимального напряжения и координированности в деятельности системы кровообращения. Возможности сердечно-сосудистой системы полностью используются лишь во второй половине дистанции. Так, в момент окончания бега может наблюдаться увеличение ЧСС до 200 в 1 мин и более. Причем у хорошо тренированных спортсменов при предельном напряжении ЧСС возрастает в большей мере, чем у менее тренированных. Восстановление ЧСС до исходного уровня после бега может продолжаться 1,5–2 часа и дольше.

Значительно изменяется в процессе бега и артериальное давление. Так, максимальное давление достигает 25,3 кПа и более, а минимальное иногда снижается до 2–2,5 кПа (190 и 15–20 мм рт. ст). Сразу после бега как результат повышенного тонуса мышцы сердца и уменьшения венозного притока при выключении «мышечного насоса» может отмечаться уменьшение размеров сердца на 1–1,5 см.

Повышение кислородного запроса во время бега на средние дистанции приводит к мобилизации функциональных возможностей организма, относящихся к транспорту кислорода, и оказывает стимулирующее влияние на кроветворную функцию. Изменения, возникающие в составе крови, в существенной мере определяются процессами, происходящими в работающих мышцах. Так, активизация анаэробного энергообразования в процессе работы субмаксимальной мощности вызывает резкое повышение концентрации недоокисленных продуктов обмена в крови в результате их диффузии из мышц. Последнее является одним из моментов, создающих такие условия, при которых по истечении определенного срока продолжение работы в том же темпе становится невозможным. В частности, во время бега на 800 м значительно возрастает содержание в крови молочной кислоты, достигая 22 ммоль/л (200 мг%) и более, а на 1500 м – 19 ммоль/л (170 мг%) и выше. Почти параллельно с изменением уровня молочной кислоты в крови изменяется и уровень концентрации пировиноградной кислоты. Поступление в кровь этих веществ сказывается на её реакции: последняя сдвигается в кислую сторону – развивается метаболический ацидоз. Постоянство активной реакции крови – кислотно-основное состояние – регулируется химическим действием буферных систем крови и физиологическими факторами [4, 38].

Одновременно с увеличением в крови недоокисленных продуктов значительно может возрастать содержание сахара, но у недостаточно тренированных бегунов наблюдается и его уменьшение. При этом содержание жира, свободных жирных кислот и кетоновых тел во время бега, как правило, не изменяется.

При беге на средние дистанции достоверные изменения обнаружены и в морфологическом составе крови. В частности, возрастают число эритроцитов и процент содержания гемоглобина за счёт увеличения массы циркулирующей крови, поступающей из депо в сосудистое русло, а также из-за активизации функций органов кроветворения. При этом следует учитывать, что кровь, находящаяся в депо, содержит больше эритроцитов и гемоглобина, чем кровь, циркулирующая в сосудах.

Также одним из важнейших факторов, обусловливающих спортивный результат в беге на средние дистанции, является энергетический потенциал бегуна. Этим объясняется то большое внимание, которое уделяется специалистами различным аспектам проблемы повышения энергетических возможностей и их реализации в процессе соревновательной деятельности. В связи с этим следует подробно остановиться на системе энергообеспечения мышечной работы, в том числе и бега.

Как известно, сокращение мышц сопровождается расщеплением АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты), содержание которой в клетках тела относительно невелико. Мышечная деятельность в зависимости от её интенсивности и продолжительности может не влиять на уровень АТФ в мышцах или приводить к незначительному, а при определенных условиях и к существенному его снижению. Кроме того, уровень АТФ, значительно снизившийся в начале работы, потом может повыситься и стабилизироваться, но останется ниже исходного. Таким образом, в процессе мышечной деятельности происходит непрерывный ресинтез АТФ. В зависимости от интенсивности и продолжительности работы он либо обеспечивает поддержание баланса АТФ, либо восполняет часть расходуемой АТФ.

Ресинтез АТФ обеспечивается двумя процессами энергообеспечения – анаэробным, для которого не нужен кислород, и аэробным (дыхательным), требующим обязательного его наличия.

К первому принадлежат креатинфосфокиназная и миокиназная реакция, гликолитическое фосфорилирование и восстановительное образование сукцината (фермента). Ко вторым – субстратное и медиаторное дыхательное фосфорилирование. Анаэробные и аэробные возможности полностью характеризуют функциональный «потолок» организма – его общий энергетический потенциал, находящийся в тесной зависимости от генетических факторов [17, 44].

2.2. Техника и тактика бега на средние дистанции

К бегу на средние дистанции относят бег на 800 м и 1500 м, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях. Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменялись на протяжении веков. Проводимые исследования в индивидуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения.

В основном определялось влияние различных факторов на технику бега, работа определенных мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические параметры основных характеристик техники бега.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

1) высокой скорости передвижения;

2) сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

3) свободы и естественности в каждом движении.

В каждом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага; в беге на средние дистанции она меньше, чем в беге на короткие дистанции, и больше, чем на длинные и сверхдлинные дистанции.

Одними из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений. Они связаны, с одной стороны, со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, а с другой – с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов. Здесь на первое место выступает способность спортсмена к продолжительной работе оптимальной мощности [22, 78].

Бег на средние дистанции начинается со старта. Согласно правилам соревнований в данном случае применяется высокий старт на две команды.

Старт и стартовый разгон. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2–2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40 – 45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впередистоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 3 – 4 м.

После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5 – 7°. Стартовый разгон зависит от длины дистанции. В беге на 800 м, где спортсмен бегут первые 100 м по своим дорожкам, задача бегуна – быстро пробежать этот отрезок, чтобы первым занять место у бровки.

Здесь можно выделить:

1) сам стартовый разгон, который длится примерно 15 – 20 м;

2) активный бег, который длится до выхода спортсмена на общую дорожку, где скорость бега приближается к равномерной. Обычно скорость первых 100 м на дистанции 800 м несколько выше, чем скорость бега на других отрезках, даже при финишировании.

На других дистанциях стартовый разгон меньше, около 10 – 15 м, здесь главное – за счет быстрого разгона занять место у бровки, чтобы не бежать по второй дорожке, увеличивая свой путь, а затем перейти к более равномерному бегу, соответствующему подготовке бегуна.

Бег по дистанции. Техника бега на прямых отрезках дистанции несколько отличается от техники бега на виражах. Хорошая техника бега на дистанции может проявляться следующими основными чертами:

– небольшой наклон туловища (4–5 градусов вперед);

– плечевой пояс расслаблен;

– лопатки немного сведены;

– небольшой естественный прогиб в пояснице;

– голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются. Такая поза способствует оптимальному варианту бега, снимает излишнее напряжение мышц [8, 104].

Руки в беге согнуты в локтевых суставах под 90°, кисти слегка сжаты. Движения рук напоминают движения маятника, но при этом не следует поднимать плечи.

Направления движений рук:

1) вперед–вовнутрь, кисть двигающейся вперед руки достигает примерно середины туловища (до грудины);

2) назад–кнаружи, не отводя руку далеко в сторону.

Вообще, все движения рук должны приближаться к направлению бега, так как излишние движения рук в стороны приводят к раскачиванию туловища в боковых направлениях, что отрицательно сказывается на скорости бега и приводит к лишним энергетическим затратам. Угол движения плечевой кости будет зависеть от скорости бега, т.е. чем выше скорость, тем движения более энергичны и размашисты. Следует помнить, что движения рук высоко вверх, как спереди, так и сзади, являются ошибкой.

Амплитуду колебаний плечевой кости можно определить по движению локтевого сустава: как только он начинает движение больше вверх – это и будет границей амплитуды.

Рассматривать технику движения ног в беге следует с постановки стопы на опору. В беге на средние дистанции стопа ставится с носка на наружный свод стопы, опускаясь к моменту вертикали на всю стопу. Стопы ставятся параллельно друг другу на ширину стопы между ними, большой палец ноги направлен вперед, не следует разворачивать стопы кнаружи. Бегун должен ставить стопу мягко, как кошка, а не ударным способом.

Коленный сустав в момент постановки стопы на грунт слегка согнут. Нога ставится на опору как бы «загребающим» движением, не слишком далеко от проекции ОЦМ. Длина постановки ноги на грунт зависит от скорости бега: чем выше скорость бега, тем дальше бедренном суставах.

Происходит некоторое снижение ОЦМ. Это действие можно сравнить с пружиной, которую слегка сжимают, чтобы потом получить обратный эффект – эффект упругой деформации. Ощущения бегуна – он должен представлять себя пружиной, которая сопротивляется сжатию и противодействуя отталкивает тело от опоры. После прохождения вертикали происходит активное выпрямление ноги сначала в тазобедренном, затем в коленном суставах и только потом сгибается стопа в голеностопном суставе.

Момент отталкивания является главным элементом в технике бега, так как от мощности усилий и угла отталкивания зависит скорость бега.

Естественно, чем острее угол отталкивания, тем больше мощность отталкивания будет приближаться к направлению движения и тем выше будет скорость. В беге на средние дистанции оптимальный угол отталкивания примерно 50 – 55°, на более длинных дистанциях он несколько увеличивается. Отталкивание должно быть направлено вперед и согласовываться с наклоном туловища. В беге наклон туловища меняется в пределах 2 – 3°, увеличиваясь к моменту отталкивания, и уменьшается в фазе полета. Положение головы также оказывает влияние на положение туловища: чрезмерный наклон головы вперед вызывает слишком большой наклон туловища, закрепощение мышц груди и брюшного пресса; отклонение головы назад приводит к отклонению плеч назад, снижению эффективности отталкивания и закрепощению мышц спины [12, 203].

Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед – вверх, который заканчивается в заключительный момент отталкивания. После отрыва от грунта нога сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед к вертикали, голень находится почти параллельно опоре. Угол сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе заднего шага зависит от индивидуальных особенностей и от скорости бега; чем выше скорость бега, тем больше сгибается нога в коленном суставе. В этой фазе мышцы, участвующие в отталкивании, расслаблены. После момента вертикали бедро маховой ноги движется вперед – вверх. Когда толчковая нога полностью выпрямлена, голень маховой ноги параллельна ее бедру. После момента активного сведения бедер (фаза полета) нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, ее голень выводится вперед, и постановка ноги осуществляется с передней части стопы. Нога, находящаяся сзади, активно выносится вперед, помогая быстро приблизиться ОЦМ к месту постановки ноги, тем самым снижая силы торможения. Необходимо помнить, что сгибание ноги в коленном суставе во время ее переноса, позволяет снизить длину маятника (нога – это сложный составной маятник) и сократить период переноса.

Действия бегуна при пробегании поворотов (виражей):

– слегка наклоняется влево (к центру поворота)

– амплитуда движений левой руки несколько меньше, чем правой;

– правое плечо выдвигается немного вперед;

– длина шага левой ноги несколько меньше, чем правой;

– маховое движение правой ноги идет слегка вовнутрь;

– стопа правой ноги ставится с разворотом внутрь.

Увеличение скорости бега на средних дистанциях за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком большой шаг требует и больших энергетических затрат. Длина шага у бегунов составляет примерно 160 – 220 см в зависимости от дистанции и индивидуальных особенностей.

Скорость бега обычно увеличивается за счет частоты шагов при сохранении их длины.

Финиширование. В беге на средние дистанции бегуны обычно в конце выполняют финишный бросок или спурт, длина которого в среднем достигает 150 – 200 м в зависимости от дистанции и потенциальных возможностей бегуна. Техника бега во время финишного броска несколько меняется: увеличивается наклон туловища вперед, наблюдаются более активные движения рук. На последних метрах дистанции техника движений может расстроиться, так как наступает утомление. Влияние утомления, прежде всего, сказывается на скорости бега: снижается частота движений, увеличивается время опоры, снижается эффективность отталкивания и мощность отталкивания.

Техника бега и прежде всего структура бегового шага сохраняется на всех дистанциях, меняются лишь соотношения длины и частоты шагов, кинематические и динамические характеристики (в зависимости от длины дистанции, скорости бега, антропометрических особенностей и физических возможностей каждого спортсмена).

В соревнованиях любого масштаба часто встречаются равные по силам и спортивным результатам бегуны. Поэтому, чтобы добиться успеха, надо знать тактические приемы соперников и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика бега, прежде всего, зависит от цели, поставленной перед соревнованием.

Обычно различают три цели:

- показ намеченного результата;

- выигрыш соревнования;

- выигрыш соревнования с высоким результатом [13, 62].

В последние годы становится все больше и больше приверженцев тактики бега на выигрыш. При выборе этого варианта необходимо выдержать высокий темп бега, предложенный соперниками, и сохранить силы для решающего рывка на финише. При таком беге спортсмен обычно выбирает место сразу за лидером (отставая на полшага) и внимательно следит за всеми конкурентами, готовясь в любой момент предпринять маневр: усилить темп, выйти из окружения и т. п. Особенно важно следить за тем, чтобы справа всегда было свободное место, необходимое для маневра: даже опытные спортсмены часто попадают в «коробочку» (оказываются у бровки) и лишаются этой возможности. В результате бегун вынужден ждать, пока лидирующая группа растянется, и в ней появятся «окна».

В зависимости от объективных обстоятельств тактические планы и графики бега могут быть различными и определяться несколькими факторами: спортивной формой бегуна, его самочувствием, составом забега, тактикой, применяемой основными соперниками, уровнем их подготовленности.

Большое значение при этом имеют состояние беговой дорожки, климатические условия, формула проведения соревнований (количество забегов, четвертьфиналов, полуфиналов и финалов) и порядок выхода в следующую стадию соревнований.

Важнейший фактор достижения высокого результата – это рациональное распределение сил по дистанции, которое формируется в процессе многолетней соревновательной подготовки спортсмена.

Немалое значение приобретает сегодня и феномен финишного ускорения. При этом спортсмен для заключительного финишного броска на разных дистанциях использует различные расстояния. В беге на 800 м финиш начинается за 200–250 м, и уже на дальней прямой бегун старается выйти на ударную позицию. В беге на 1500 м начинают бросок за 300–500 м (чем сильнее бегуны, тем раньше они могут начать финиш).

Финишные скорости в современном беге растут из года в год, а сам финишный отрезок увеличивается в зависимости от длины дистанции. Способность к финишному ускорению играет решающую роль в достижении победы, и ее необходимо развивать на протяжении всей спортивной деятельности бегуна. На любой тренировке спортсмен должен преодолевать последний отрезок максимально быстро.

Обычно на каждой дистанции есть участки, на которых любому бегуну становится тяжело из-за нарастающего утомления, вызванного высоким кислородным долгом или другими неблагоприятными сдвигами в организме. На таких участках лидер должен по возможности увеличить темп бега и оторваться от противников или попытаться вымотать соперников рывками, снизив их способность к быстрому финишу.

Участки, на которых чаще всего снижается скорость бега, следующие: при беге на 800 м – 400–600 м, на 1500 м – 600–1000 м.

К повышению темпа в критические моменты дистанции бегуны должны долго готовиться на тренировках.

Увеличить темп бега можно за счет более коротких и частых рывков. Однако это под силу только выдающимся бегунам: при недостаточной подготовке к такой тактической борьбе спортсмен сам может стать ее жертвой. Наиболее подходящее время для спурта – момент окончания ускорения соперника, когда у него не хватает сил для повторного рывка.

Однако в забегах, где скорость невелика, все участники должны быть готовы к длинному финишу: на средних дистанциях – сразу же с начала второй половины, а на длинных – с последней четверти дистанции.

Встречаются и другие варианты, когда на первом отрезке дистанции спортсмены развивают очень высокую скорость, чтобы вырваться из большой группы бегунов, затем темп резко падает и снова увеличивается к финишу.

Сравнивая динамику скоростей забегов на 800 и 1500 м, которые проходили в принципиально разных тактических вариантах, можно отметить, что большинство сильнейших спортсменов за 200–300 м до финиша наращивают скорость бега, а на последнем 100-метровом отрезке бегут максимально быстро за счет увеличения частоты шагов [7, 41].

2.3. Методика обучения бегу на средние дистанции

В беге на средние дистанции техника бега очень важна, но еще большее значение (чем длиннее дистанция, тем ярче это проявляется) имеет функциональная подготовка спортсмена, развитие его выносливости общей и специальной. Поэтому на первоначальном этапе обучения необходимо задания на постановку техники бега сочетать с заданиями на развитие выносливости. Немаловажное значение для бегуна на средние дистанции имеет тактическая и психологическая подготовка. Ведь от правильного выбора скорости и тактики бега, умения вести контактную борьбу с соперниками в этих дисциплинах зависит спортивный результат. Поэтому тактическая и психологическая подготовка должна также присутствовать в работе с начинающими спортсменами. Ниже приводится вариант обучения начинающих спортсменов бегу на средние дистанции [14, 45].

Задача 1. Создать правильное представление о беге на средние дистанции. Средства. Рассказ, просмотр, кинограмм, фотографий, видеофильмов, демонстрация бега подготовленным спортсменом или тренером. Методические указания. Дать краткую характеристику бега на средние и длинные дистанции. Ознакомить с историей развития и современным состоянием этих видов легкой атлетики в мире и России, с правилами соревнований. Создать правильное представление о рациональной технике и тактике бега.

Задача 2. Научить бегу по прямой. Средства.

1. Равномерный бег со средней скоростью (3-8 раз по 60-80 м).

2. То же 3-5 раз по 200-250 м. Методические указания. Следить за правильностью бега. Указать на ключевые элементы, выполнение которых улучшит освоение основ техники. Стопа ставится плоско на основании всех пальцев. Своевременно завершать активную фазу отталкивания. Свободное без задержек дыхание с активным выдохом и спокойным вдохом.

Задача 3. Научить бегу по повороту дорожки стадиона. Средства.

1. Бег по повороту дорожки с различной скоростью (4-6 раз 80-120 м). Методические указания. Незначительные изменения в положении туловища должны способствовать поддержанию равновесия в беге по повороту.

Задача 4. Научить высокому старту и стартовому разбегу. Средства.

1. Рассказ об основных стартовых положениях бегуна. Методические указания. Рассказ сопровождается показом.

2. Выполнение занимающимися положения «На старт». Методические указания. Уточнять положение, занятое учеником.

3. Стартовый разгон из положения высокого старта (4-6 раз по 50-70 м). Методические указания. При обучении стартовому разбегу бегуны выполняют это упражнение вначале по одному, без команды.

Задача 5. Совершенствовать бег на средние дистанции. Средства.

1. Равномерный, переменный и повторный бег на различные дистанции.

2. Специальные беговые упражнения на отрезках 50-100 м и более. Методические указания. Постоянно следить за техникой бега и выполнения специальных упражнений занимающихся, а также приучать к осознанному пониманию бега и самоконтролю.

Задача 6. Совершенствовать тактику бега, психологическая подготовка. Средства.

1. Все виды бега с выполнением тактических заданий и приёмов.

2. Отработка финишного набегания на различных по длине отрезках.

3. Проведение тренировок в усложнённых условиях (солнце, дождь, ветер, мягкие дорожки, гололёд, сильнопересеченная местность, препятствия).

4. Изучение условий предстоящих соревнований, соперников.

5. Преодоление трудностей тренировки и соревновательной обстановки. Методические указания. Следует обращать внимание на умение спортсмена терпеть, преодолевать утомление, правильно строить тактику бега на каждом тренировочном занятии. Но главное чтобы не допускать состояния переутомления у спортсменов, которое может возникать при излишнем старании перебороть себя.

Учитывая, что спортивные результаты в беге на средние дистанции в большой степени зависят от уровня их выносливости, под которой подразумевается способность к высокому темповому бегу на основной дистанции или на удлинённых отрезках, развитию этого качества должно уделяться значительное внимание на каждом тренировочном занятии. Поэтому перед тренером стоит важная задача в правильном подборе тренировочных средств и дозировке тренировочной нагрузке на каждое занятие [16, 63].

2.4. Тренировка в беге на средние дистанции

Современная система подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом – это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

Спортивная подготовка, являясь многолетним и круглогодичным процессом, решает вопросы, которые, в конечном счете, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта [3, 54].

В связи с этим в спортивной подготовке следует выделить ряд относительно самостоятельных ее сторон, видов, имеющих существенные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, физические, психологические, теоретические и интегральные. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления учебно-тренировочным процессом. Вместе с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни один из этих видов подготовки не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

Следует учитывать, что каждый вид спортивной подготовки зависит от других видов, определяется ими и, в свою очередь, влияет на них. Например, техника спортсмена находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств, т.е. от силы, быстроты, гибкости и других. Уровень проявления физических качеств (например, выносливости) тесно связан с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем тактическая подготовка не может быть осуществлена без высокого уровня технического мастерства, хорошей функциональной подготовленности, развития смелости, решительности, целеустремленности и т.д. [6, 40].

Физическая подготовка легкоатлета

Одной из главнейших частей подготовки легкоатлетов является физическая подготовка, направленная на развитие и воспитание основных двигательных качеств спортсмена. Высших результатов в легкой атлетике добиваются, как правило, те спортсмены, которые всесторонне физически развиты.

Физическая подготовка – это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения (главным образом из общеподготовительных) – с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набивные мячи, мешки с песком, блины от штанги, гантели и т.п.), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.п.

Специальная физическая подготовка легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из упражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечнососудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т.п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество упражнений ОФП уменьшается, и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила определенных групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточна работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем, то используются соответствующие средства и методы физической подготовки.

Время, отводимое на ОФП и СФП, зависит от вида легкой атлетики. Например, у бегунов-стайеров на долю ОФП приходится мало времени, так как большую часть общего объема тренировок занимает бег (до 85%), а вот у прыгунов в высоту на узкоспециализированные тренировки отводится меньше времени. Современные прыгуны выполняют в год до 2000 прыжков в высоту с полного разбега, затрачивая на их выполнение около 6 ч. Зато у них огромный объем упражнений прыжковых, беговых, со штангой, на гибкость, на укрепление отдельных групп мышц и т.п. [15, 80].

Вместе с ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание, а в ряде случаев и на укрепление компонентов физической подготовленности. Среди них есть компоненты общие для всех легкоатлетов. Это, прежде всего работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем, процессы обмена и выделения.

Для повышения функциональных возможностей этих систем следует широко применять продолжительный бег, кроссы, ходьбу на лыжах, плавание и т.п., что позволит улучшить восстановительные способности организма и увеличить объем специальной тренировки.

Большое значение в физической подготовке имеют упражнения для повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации, к избранному виду легкой атлетики. Например, прыгунам и метателям нужно выполнять упражнения для развития силы как можно быстрее, а бегунам на шинные дистанции – медленнее, но дольше. Применяя разнообразные упражнения и другие виды спорта в качестве средств физической подготовки, необходимо точно знать, для каких конкретных задач они используются. Непродуманный выбор упражнений может дать отрицательный эффект.

Тренировочный процесс – это не всегда плавное и равномерное движение вверх по ступеням к поставленной цели. Бывают и неожиданные на первый взгляд взлеты, и совершенно непредусмотренные падения, неудачи.

Иногда наступает стабилизация в уровне спортивных достижений, и проходят месяцы и годы, прежде чем спортсмен накопит силы и знания для новых успехов. Знание теории спортивной подготовки очень важно для легкоатлета. Спортсмен, знающий, какие процессы происходят под влиянием физических упражнений, обретает самостоятельность, без которой больших успехов в спорте достичь невозможно. Самостоятельность в тесном содружестве с тренером и врачом – вот путь движения к вершинам спортивного мастерства.

Физические возможности являются важнейшим фактором подготовленности бегунов на средние дистанции. Они характеризуются уровнем развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости и гибкости, неразрывно связанных с возможностями функциональных систем и преобразования энергии.

Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

Общая подготовленность находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние дистанции, но так или иначе обусловливают спортивный результат. Эта сторона физической подготовленности обеспечивается за счет использования широкого круга подготовительных упражнений, тренировочный эффект которых может оказывать влияние на результативность соревновательного упражнения.

Поэтому общая подготовленность бегунов на средние дистанции не просто разностороннее физическое развитие, но главным образом совершенствование качеств, оказывающих положительное влияние на уровень спортивных достижений и эффективность протекания тренировочного процесса. Это предопределяет состав используемых средств общей физической подготовки и методику их применения [21, 71].

Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обусловливают результат в беге на средние дистанции. Говоря об общей и специальной подготовленности бегунов, следует учитывать, что соотношение работы, направленной на повышение этих качеств, меняется в процессе многолетней тренировки. При этом основная тенденция состоит в постепенном увеличении удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена.

Во время подготовки легкоатлета специализирующегося на длинных дистанциях, необходимо каждый недельный цикл разбить на четыре вида беговых тренировок: тренировку дистанционную, тренировку на уровне порога, тренировку интервальную и тренировку скоростную.

Каждая из тренировок имеет, только ей присущий эффект на организм бегуна. Правильно скоординированные беговые нагрузки в общей программе подготовки помогут выбрать хорошо отлаженный, управляемый механизм регуляции результативности бегуна.

Виды беговых тренировок: Дистанционная тренировка занимает от 70 до 80 процентов общего объема и считается основной для построения тренировочного процесса. Пробежки 30–40 минут в темпе около 70% от максимальной величины пульса. Другими словами, каждый километр пробегается приблизительно на полторы минуты медленнее, чем в соревновательном режиме на дистанции 5000 м. Такой режим скорости оказывает положительное влияние на организм в следующих физиологических аспектах:

– ускоряется прирост капилляров в работающих мышцах, возрастает мощность кровяного потока к клеткам мышц, которые напрямую участвуют в беговом процессе;

– укрепляется сердечная мышца, вследствие чего, возрастает количество крови, «перекачиваемое» в организме в процессе каждого сокращения;

– увеличивается внутриклеточный запас питательных компонентов в виде глюкозы и кислорода, которые участвуют в выработке энергии. Чем больше энергии вырабатывает клетка, тем больше работы она сможет выполнить.

Все эти преимущества позволяют организму потреблять больше кислорода во время тренировки. Максимальный эффект от этой тренировки зависит не от скорости бега, а от затраченного времени на бег. Чересчур высокий темп бега приводит к уменьшению времени для клеточной адаптации, что вызывает преждевременную усталость и снижает эффективность всей тренировки. Тренировка на уровне порога. Основной задачей является повторяющиеся бег на дистанциях от 400 до 1600 м с короткими (до 60 с) промежутками для отдыха, с интенсивностью приблизительно 90% от максимального пульса. Тренировки должны занимать не более 8–10 процентов от общего объема километража, минимум – 5 км в неделю. Такие тренировки улучшают выносливость бегуна за счет повышения уровня лактатного порога [11, 90].

Тренировка на уровне порога и повышения порога до оптимальных границ делают бегуна менее восприимчивым к скапливанию в мышцах молочной кислоты, и содействует развитию скорости и выносливости. Длина повторяющихся отрезков постепенно увеличивается, по мере улучшения степени готовности спортсмена. Повышать интенсивность этих тренировок необходимо раз в 4–6 недель, зависит от степени адаптации спортсмена.

Одним из видов такой тренировки может служить, так называемый темповый бег продолжительностью 15–20 минут, с интенсивностью до 90% от максимального уровня пульса. Такие тренировки, также способствуют концентрации внимания и контролю за своей скоростью по дистанции.

Отдых между отрезками должен быть не менее, времени, потраченного на преодоление отрезка, а к окончанию тренировки еще более увеличиваться во избежание скопления в мышцах излишка молочной кислоты.

Интервальная тренировка значительно увеличивает уровень работоспособности благодаря повышению уровня использования кислорода во время бега. Также, она способствует некоторым позитивным изменениям в буферной системе крови, которые помогает организму работать в около максимальном режиме, даже после того как концентрация молочной кислоты достигает достаточно высокого уровня.

Количество интервальных тренировок в недельном объеме – не более 8–10% от общего объема.

Скоростная тренировка. Основная задача: заключается в преодоление отрезков по 400 метров со скоростью, на 8–10 с быстрее максимальной. Интервалы отдыха увеличиваются до 4–5 мин на каждую минуту бега.

Данный вид тренировок не только развивает скоростные характеристики, но и позитивно влияет на плавность работы мышц. Также он способствует двум крайне значительным физиологическим изменениям в организме. Первое изменение происходит в буферной системе крови, что дает организму способность трудиться на максимальном уровне более длительное время, даже, если концентрация молочной кислоты достигает высокого уровня. Второе – сильная стимуляция быстро сокращающихся мышечных волокон, которые начинают работать при максимальных усилиях, к примеру, финишные рывки по окончанию беговой дистанции.

В каждом человеке генетически заложен определенный набор белых (быстро сокращающихся) и красных (медленно сокращающихся) мышечных волокон. Первые работают в беге на короткие дистанции, в прыжках и т.д.

Вторые «работают» в длительном беге, в лыжных гонках. От соотношения этих волокон зависит тип спортсмена, его склонность к определенной дисциплине. У человека, одаренного способностями бегуна на длинные дистанции, медленно сокращающихся волокон в организме больше.

А для быстро сокращающиеся необходимо постоянное развитие. Для этого и нужна скоростная тренировка. В тренировочном процессе, данный вид тренировок должен составлять не более 5 процентов от общего объема.

Ниже приведены примерные планы тренировок бегунов на средние дистанции (800–1500 м), так называемые микроциклы. Разумеется, они имеют рекомендательный характер, поскольку все тренировочные планы – как недельные, так и длительные – в подготовительный и соревновательный периоды составляются тренерами индивидуально и по своим методикам. Тем не менее, примерные планы микроциклов дают представление о характере и направлении нагрузок и вполне могут использоваться для тренировок.

Каждый день утром выполняются легкие пробежки по 5–7 км (пульс – 140–150 уд/мин) и общеразвивающие упражнения (20 минут). Два раза в неделю обязательно выполняются ускорения и прыжковые упражнения. Всего за недельный микроцикл общей физической подготовки и специальной физической подготовки спортсмен должен выполнить:

- разминка и заминка – 10 км;

- кросс (тренировочный – аэробный режим) – 40–46 км;

- спокойный бег (восстановительный режим) – 35–45 км;

- бег на длинных отрезках (смешанный режим) – 7–8 км;

- бег с ускорением – 2 км. [12, 68].

Таблица 1

Недельный микроцикл ОФП (общефизическая подготовка) и 

СФП (специальная физическая подготовка)

Утром выполняется бег в восстановительном режиме – 4–6 км (частота пульса – 140–150 уд/мин), а также общеразвивающие упражнения —15 минут. Всего за неделю тренировок необходимо выполнить:

- кросс (в аэробном режиме) – 24–30 км;

- прыжковые упражнения – 120–160 отталкиваний;

- общий объем ускорений – 2 км. [22, 87].

Таблица 2

Недельный микроцикл ОФП, втягивающий этап

Утром выполняется кросс в спокойном темпе по 5–6 км, ЧСС должна быть 140–150 уд/мин. Два-три раза в неделю – ускорения и прыжковые упражнения. Всего за этот микроцикл необходимо выполнить:

- кросс (аэробный режим) – 24–28 км;

- бег на отрезках 5–7 км (анаэробный и смешанный режим);

- спокойный бег (восстановительный режим) – 40–50 км;

- ускорения – 2–2,5 км. [13, 41].

Таблица 3

Недельный микроцикл, соревновательный этап

 


Выводы по II главе

Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) относится к зоне работы субмаксимальной мощности. Одним из показателей, характеризующих эту работу, является кислородный долг, нарастающий во время соревновательного бега и достигающий к концу дистанции значительной величины. Таким образом, ведущим функциональным показателем является кардио-распираторная система.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

1) высокой скорости передвижения;

2) сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

3) свободы и естественности в каждом движении.

Тактика бега, прежде всего, зависит от цели, поставленной перед соревнованием. Обычно различают три цели: показ намеченного результата;  выигрыш соревнования; выигрыш соревнования с высоким результатом. В беге на средние дистанции техника бега очень важна, но еще большее значение (чем длиннее дистанция, тем ярче это проявляется) имеет функциональная подготовка спортсмена, развитие его выносливости общей и специальной. Поэтому на первоначальном этапе обучения необходимо задания на постановку техники бега сочетать с заданиями на развитие выносливости. Немаловажное значение для бегуна на средние дистанции имеет тактическая и психологическая подготовка. Ведь от правильного выбора скорости и тактики бега, умения вести контактную борьбу с соперниками в этих дисциплинах зависит спортивный результат. Поэтому тактическая и психологическая подготовка должна также присутствовать в работе с начинающими спортсменами.

Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом – это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

Спортивная подготовка, являясь многолетним и круглогодичным процессом, решает вопросы, которые, в конечном счете, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.


Заключение

1. Физические возможности являются важнейшим фактором подготовки бегунов на средние дистанции. Они характеризуются уровнем развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости и гибкости, неразрывно связанных с возможностями функциональных систем и преобразования энергии. Физическая подготовленность подразделяется на общую и специальную.

Общая подготовленность находит свое выражение в общем уровне развития метаболических и функциональных систем организма, а также различных физических качеств, которые хотя и не относятся к числу специфических применительно к бегу на средние дистанции, но так или иначе обусловливают спортивный результат.

Специальная физическая подготовленность бегунов характеризуется возможностями функциональных систем организма и зависящим от них уровнем развития тех физических качеств, которые обусловливают результат в беге на средние дистанции.

2. Контроль физической подготовленности спортсмена-легкоатлета включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости и физической работоспособности, ловкости, гибкости, равновесия и т.п. Возможны три основных варианта тестирования: комплексная оценка физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов (например, измерение достижений в комплексе ГТО); оценка уровня и структуры какого-либо одного качества (например, выносливости у бегунов); оценка уровня одного из проявлений качества (например, скоростной выносливости у бегунов).

Тесты, используемые для контроля за физической подготовленностью, должны удовлетворять соответствующим требованиям. Дополнительными требованиями к тестам физической подготовленности являются следующие: а) техника выполнения тестов должна быть сравнительно простой и не оказывать существенного влияния на их результат; б) тесты должны быть освоены настолько хорошо, чтобы при их выполнении основное внимание было направлено на достижение максимального результата, а не на стремление выполнить задание технически правильно.

3. Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) относится к зоне работы субмаксимальной мощности. Одним из показателей, характеризующих эту работу, является кислородный долг, нарастающий во время соревновательного бега и достигающий к концу дистанции значительной величины. Таким образом, ведущим функциональным показателем является кардио-распираторная система.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

1) высокой скорости передвижения;

2) сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

3) свободы и естественности в каждом движении.


Список литературы

1. Алексеев Г.А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменения показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: ГЦОЛИФК.-М., 2015. – C. 40.

2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в спорте / И.В. Аулик. — М.: Медицина, 2015.

3. Бондарчук И.Ю. Круглогодичная тренировка юных бегунов на средние дистанции: ГЦОЛИФК.- М., 2016. – С. 54.

4. Вакуров С.А. Бег на средние дистанции / С.А. Вакуров. — М.: ФиС, 2015. – С. 38.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов — М.: Физическая культура, 2015. – С. 66.

6. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов. Теория и практика физической культуры. 2014. – С. 40.

7. Волков Н.И. Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной работоспособности юных бегунов на средние дистанции. Теория и практика физической культуры. 2014. – С. 41.

8. Воробьев А.Н. Принципы управления подготовкой спортсменов: учеб. пособие МОГИФК. - Малаховка, 2015. – С. 104.

9. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: автореф. дис. д-ра пед. наук / Годик Марк Александрович; ГЦОЛИФК. М., 2015.

10. Дедковский С.М. Скорость или выносливость?: Подготовка квалифицированных бегунов на средние дистанции. М.: ФиС, 2016. – С. 37.

11. Евтух А.В. Структура и методическая направленность подготовки высококвалифицированных бегуний на средние дистанции: РГАФК.-М., 2016. – С. 33,90.

12. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – С. 203. – С. 68.

13. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 — Физ. культура: доп. Умо по спец. пед. образования / А.И. Жилкин, B.C. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. 3-е изд., стер. - М.: «Академия», 2016. – С. 62,41.

14. Запорожанов В.А. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / В.А. Запорожанов, В.Н. Платонов. - М: Здоровье, 2015. – С. 45.

15. Зациорский В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов, И.А. Тер-Ованесян // Теория и практика физической культуры. 2016. – С. 80.

16. Зациорский В.М. Двигательные качества спортсменов (исследования по теории и методике воспитания) : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Зациорский Владимир Михайлович; ГЦОЛИФК. М., 2015. – С. 63.

17. Зациорский В.М. Оценка тренировочных нагрузок методом суммационной пульсометрии / В.М. Зациорский, Н.Г. Кулик // Теория и практика физической культуры. 2015. – С. 44.

18. Кароблис П.Б. Основы системы управления тренировочнымпроцессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции: ГЦОЛИФК. М., 2014.

19. Карпман В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Н.А. Гудков. М.: Наука, 2014. – С. 84.

20. Коробов А.В. Бег на средние дистанции. Факторы результативности / А.В. Коробов, Н.И. Волков // Легкая атлетика. 2015.

21. Легкая атлетика: Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / под. общ. ред. В.В. Ивочкина, Ю.Г. Травина, Г.Н. Королева, Г.Н. Семаева. — М.: Советский спорт, 2015. – С. 71.

22. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. Техника, тактика, тренировка / Предисл. Ф. П. Суслова. М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 78,87.

23. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. — 4-е изд, испр.: Лань, 2016.

24. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры : доп. Ком. по физ. культуре и спорту при Сов. Министров СССР / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2014. – С. 70.

25. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции: классификация тренировочных средств / Ф.П. Суслов // Легкая атлетика. - 2015. – С. 69.



Содержание


Ведение

3

Глава I. Теоретические основы физической подготовки бегунов на средние дистанции

6

1.1. Физическая подготовка в беге на средние дистанции

6

1.2. Характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции

7

1.3. Контроль уровня физической подготовки бегунов на средние дистанции

10

Выводы по I главе

13

Глава II. Характеристика бега на средние дистанции

15

2.1. Краткая характеристика бега на средние дистанции

15

2.2. Техника и тактика бега на средние дистанции

18

2.3. Методика обучения бегу на средние дистанции

26

2.4. Тренировка в беге на средние дистанции

28

Выводы по II главе

40

Заключение

42

Список литературы

44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока физической культуры "Бег на средние дистанции"

План –конспектурока физической культуры5 классРаздел учебной программы: Лёгкая атлетикаТема: Бег на средние дистанции Учитель: Сухов К.И....

Научно-исследовательская работа "Применение адаптогенов в качестве восстановительных средств в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции"

   Современная легкая атлетика характеризуется высокими требованиями к физической и технической подготовке спортсменов. В связи с этим необходимо находить такие средства и методы спор...

ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Методическая основа для подготовки юных спортсменов на средние дистанции, Постоановка техники, развитие качеств с помощью упражнений, цикл тренировок для достижения высоких результатов....

Особенности силовой подготовки бегунов на короткие дистанции

Особенности силовой подготовки бегунов на короткие дистанции...

Особенности воспитания скоростно-силовых качеств у бегунов на короткие дистанции в среднем школьном возрасте

Особенности воспитания скоростно-силовых качеств у бегунов на короткие дистанции в среднем школьном возрасте...

Основы спортивной тренировки бегунов на средние дистанции

Основы спортивной тренировки бегунов на средние дистанции...

Особенности воспитания скоростно-силовых качеств у бегунов на короткие дистанции в среднем школьном возрасте

Особенности воспитания скоростно-силовых качеств у бегунов на короткие дистанции в среднем школьном возрасте...