Методика обучения верхней и нижней передачи мяча в волейболе
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9 класс)
В данной материале приведны подводящие упражнения для обучения детей верхней и нижней передаче в волейболе. Так же рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 237.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение верхней и нижней передачи в волейболе
Выполнила учитель по физической культуре
Васильева Лидия Игоревна
Вступление. В волейболе передача мяча является одним из ключевых компонентов игры. Правильно выполненная передача или удобная доводка мяча до атакующего игрока в большинстве случаев приводит к выигрышу для своей команды. На занятиях передаче уделяется большое внимание, поскольку без хорошего паса в волейболе не может пройти ни одна комбинация в атаке. Игроки, специализирующиеся на доводках мяча до атакующих игроков, в волейболе называются связующими.
Верхняя передача мяча
От успешного обучения приему и передаче мяча сверху двумя руками во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий, и совершенствование ее в той или иной форме проводится на всех занятиях, за исключением тех, которые полностью посвящаются общей физической подготовке. При обучении школьников этот элемент рассматривается как вторая передача уже принятого мяча, а не как средство защиты. Вторая передача как правило выполняется после перемещения игрока. Поэтому игрок после перемещения должен занять правильное исходное положение, при котором он располагается лицом (спиной при передаче за голову) в сторону направления передачи. Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях или в зависимости от высоты полета мяча. Носки ног располагаются по одной линии. Руки согнуты в локтях, которые разведены в стороны, кисти над головой в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты образуя воронку (большой палец «смотрит» назад). Основная нагрузка при передаче (собственно передача) падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление.
В выполнении передачи участвуют ноги (вся динамика передачи осуществляется за счет скорости работ ног), туловище и руки (обеспечивают точность направления передачи). Начинает движение ноги, продолжает туловище, а затем руки. Каждое последующее движение происходит с нарастанием скорости. В завершающей стадии передачи ног и руки полностью выпрямляются, кисти расправляются, сохраняя объем диаметра мяча. Характерными ошибками при выполнении верхней передачи являются: передача с впереди стоящей ногой; не полное выпрямление ног и рук; накрывание кистями мяча; разведение рук после передачи.
Подготовительные упражнения для обучения передачи сверху двумя руками.
1. Ловля набивного мяча в средней и низкой стойках. Очень важно, чтобы дети ловили мяч у лица (над головой) по возможности пальцами и в момент ловли слегка приседали (мяч вниз не опускать). Из этого положения, одновременно разгибая ноги и руки, нужно бросить мяч вперед- вверх партнеру. В этом движении главное- заключительное движение кистями и пальцами рук, а также согласованность движений и рук.
2. Бросок и ловля набивного мяча над собой. Ловить мяч на пальцы, после ловли мяч вниз не опускать, при ловле не приседать. Держа мяч у лица и выпрямляя ноги, бросить мяч над собой.
3. Броски набивного мяча назад из положения низкой стойки, мяч перед лицом. Надо следить за тем, чтобы занимающиеся бросали мяч за счет разгибания рук в локтевых суставах, заключительного движения кистями и пальцами рук, а также разгибания ног.
4. Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с бросками мяча вперед- вверх, над собой, назад.
5. И.п.- лежа на спине. Броски и ловля набивного мяча вверху. Руки согнуты как при передаче.
6. Ходьба в приседе, подбрасывая набивной мяч двумя снизу и ловля его двумя сверху.
7. И.п.- кисти на набивном мяче (пальцы вперед). Перекатывание набивного мяча вперед- назад, вправо, влево.
8.И.п.- стоя у стены, мяч вверху. Броски набивного мяча в стену- присед, ловля мяча над головой. 9. В парах. И.п.- средняя стойка. Имитация верхней передачи набивным мячом весом 1 кг. Внимание на движение рук вперед- вверх с одновременным выпрямлением ног. Все упражнения в передачах вначале надо выполнять с набивными мячами и лишь затем с волейбольными.
10. Отжимания от пола на пальцах.
Подводящие упражнения. Детям вначале трудно рассчитать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи. Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема мяча и передачи и предупреждают появление целого ряда ошибок: отбивание мяча прямыми руками, у самой груди или из-за головы, выполнения передачи ладонями, с задержкой и др. На подводящих упражнениях долго задерживаться не следует: как только занимающиеся освоят основу движения, надо переходить к упражнениям по технике. Однако тем занимающимся, которым трудно дается овладение передачей, не нужно спешить с переходом к упражнениям по технике, а надо продолжить выполнение подводящих упражнений. Подводящие упражнения направляют на то, чтобы занимающиеся освоили исходное положение (рабочую позу) и правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче в положении, когда мяч у лица. Это способствует созданию представления о положении рук во время передачи.
1. Занимающиеся принимают исходное положение для передачи. Преподавателю следует особое внимание обратить на постановку ног и степень их сгибания, положение туловища, рук и кистей с разведенными пальцами, на оптимальное их напряжение.
2. И.п. тоже. Партнер вкладывает мяч в руки занимающегося, контролируя положение кистей и расположение пальцев на мяче.
3. То же, но в положении удара мяч удерживается на месте, а ученик приседает, отнимая руки от мяча и разгибая ноги, снова располагая руки на мяче.
4. И.п.- глубокий присед, мяч на полу около ног, руки на мяче сверху- сбоку. Охватить мяч пальцами, поднять от пола, задержать, опять положить на пол. То же, но подняв мяч на уровне лица.
5. Занимающийся любым способом подбрасывает мяч вверх и ловит его, принимая и.п. для передачи.
6. Подбросив мяч, учащийся ловит его, сопровождая вперед- вверх и имитируя передачу. При этом надо обратить внимание на правильное положение кистей и пальцев рук на мяче, положение ног и их работе при выполнении движения.
7. Подбросив мяч вверх и несколько вперед или в сторону, занимающиеся перемещается под летящий мяч и ловит его, приняв и.п. для передачи.
8. То же упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру. Следует напомнить, что во время броска руки в плечевых и локтевых суставах нужно разгибать полностью, пальцы и кисти рук должны как можно дольше сопровождать мяч, что после выполнения броска пальцы надо расслабить.
9. 5-6 водящих держат мячи двумя руками перед собой и стоят на скамейке. Игроки друг за другом перемещаясь приставными шагами и через каждого водящего выполняют остановку и имитируют верхнюю передачу, касаясь мяча.
По мере того как занимающиеся научатся правильно располагать пальцы на поверхности мяча при ловле и выполнять перебрасывание, можно перейти к передачам. Первые упражнения выполняют в парах, но в одну сторону.
После освоения исходного положения и правильного расположения рук и кистей при выполнении передачи можно переходить к непосредственному обучению ударному движению в передачах сверху двумя руками.
1. В и.п.- основная стойка, верхняя передача в пол. Туловище вперед, мяч ударять у носка впереди, ноги менять. Самое лучшее упражнение для постановки пальцев.
2. Сидя, ноги врозь. Верхняя передача в пол двумя и одной рукой.
3. Прием и передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Передача выполняется стоя на месте вперед- вверх, над собой и назад. Основная задача- почувствовать положение рук в момент приема. Движения рук- за счет разгибания ног, в плечевых суставах незначительное, в локтевых суставах- отсутствует.
4. Прием и передача подвешенного мяча сверху после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.
5. Один из учащихся набрасывает мяч партнеру в удобное для передачи положение, а тот выполняет верхнюю передачу. Учащийся ловит мяч, имитируя передачу, затем опять набрасывает мяч партнеру. Если мяч наброшен неточно, выполнять передачу не стоит, так как движения при этом могут быть неверными (лучше поймать мяч). После освоения выхода под мяч и выполнения самой передачи упражнение выполняют оба партнера.
6. Один из учащихся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу партнеру. Тот, поймав мяч, выполняет то же движение.
7. Стоя у стены, учащийся с собственного подбрасывания выполняет верхнюю передачу в стену, после чего ловит мяч и повторяет движение. В этом упражнении хорошо проверяется постановка пальцев и кисти на поверхности мяча, работа туловища и ног во время выполнения передачи.
Во всех упражнениях с собственным подбрасыванием мяча осваивается владение мячом левой рукой, что потребуется в дальнейшем при изучении подач, почему на это и необходимо обращать внимание.
Нижняя передача
Прием мяча снизу двумя руками - это решающий элемент при переходе от защиты к нападению и возвращению подачи. Насколько хороший прием -часто диктует, как будет идти остальная часть игры. Команда, которая принимает эффективно, может последовательно бросать вызов любому противнику. Нижняя передача применяется только при приеме низких мячей, когда принять мяч сверху невозможно. К изучению приема снизу следует переходить после овладения техникой передачи мяча сверху
Передача мяча снизу двумя руками - часто один из первых легких элементов, который изучают молодые волейболисты, а также первая вещь, которую они забывают. Передача снизу двумя руками кажется неуклюжей новым игрокам. Нет ни одного другого вида спорта, который использует эту часть тела, чтобы войти в контакт с мячом и часто новые игроки пытаются использовать их кисти рук вместо предплечий. В этой работе обращается внимание на некоторые простые шаги обучения эффективному приему.
Первая вещь, которую Вы должны выучить - это выход к мячу. Сразу выходя к мячу, Вы должны принять стойку. Часто игроки пробуют паснуть мяч с первой установки их положения при приеме, заканчивающиеся увеличивающимися ошибками.
Поставьте нош так, чтобы одна была слегка впереди другой, на ширине плеч друг от друга. Кисти рук должны быть соединены вместе с большими пальцами, параллельными друг другу. Колени должны быть согнуты, а руки продлевали ваше тело так, чтобы они были параллельны с бедрами. Когда игроки наклоняются вперед, сохраняя их ноги прямыми, то это обычно заканчивается приемом мяча, который приходит слишком низко и быстро. Сохраняйте руки, параллельными к бедрам, что поможет устранять мячи, контактирующие с вашими руками выше локтей, иногда заканчивающихся двойным касанием или даже хуже - груди. Спина должна быть прямая, Вы должны быть расслаблены и держать ваши глаза на мяче.
Убедитесь, что руки соединенные вместе пытаются принять мяч в необходимом направлении. После контакта с мячом, ноги слегка продлеваю! движение и перемещают ваши руки незначительно в переднее и восходящее движение - "тыкание", попытайтесь использовать ноги, чтобы задать направление мячу, а не руки. Наклоните руки в направлении цели, сохраняя ваши бедра под вашим центром тяжести и наклоненными вперед. Наиболее важная и часто забываемая часть - это умение смотреть на мяч, когда он вступает в контакт с вашими руками. После того, как состоялся контакт с мячом, удостоверьтесь, что Вы держите вместе руки и они следуют за мячом к цели вашего приема. Удостоверитесь, что Вы не поднимаете их слишком высоко. Вы должны держать их всегда ниже уровня плеч при приеме мяча снизу двумя руками. Переместите вес к вашей впередистоящей ноге. Это увеличит способность управлять вашим приемом. Когда игроки " падают назад " при приеме мяча, он направляется выше ожидаемой траектории. Как всегда, приготовьтесь и поддерживайте глазами контакт с мячом.
Прием мяча снизу двумя руками - один из самых легких элементов в волейболе, но не многие игроки владеют им. Если Вы новичок или закаленный игрок, который принимает, но делает это некачественно, то постоянно стремитесь к улучшению приема мяча.
Поставьте нош так, чтобы одна была слегка впереди другой, на ширине плеч друг от друга. Кисти рук должны быть соединены вместе с большими пальцами, параллельными друг другу. Колени должны быть согнуты, а руки продлевали ваше тело так, чтобы они были параллельны с бедрами. Когда игроки наклоняются вперед, сохраняя их ноги прямыми, то это обычно заканчивается приемом мяча, который приходит слишком низко и быстро. Сохраняйте руки, параллельными к бедрам, что поможет устранять мячи, контактирующие с вашими руками выше локтей, иногда заканчивающихся двойным касанием или даже хуже - груди. Спина должна быть прямая, Вы должны быть расслаблены и держать ваши глаза на мяче.
Убедитесь, что руки соединенные вместе пытаются принять мяч в необходимом направлении. После контакта с мячом, ноги слегка продлеваю! движение и перемещают ваши руки незначительно в переднее и восходящее движение - "тыкание", попытайтесь использовать ноги, чтобы задать направление мячу, а не руки. Наклоните руки в направлении цели, сохраняя ваши бедра под вашим центром тяжести и наклоненными вперед. Наиболее важная и часто забываемая часть - это умение смотреть на мяч, когда он вступает в контакт с вашими руками. После того, как состоялся контакт с мячом, удостоверьтесь, что Вы держите вместе руки и они следуют за мячом к цели вашего приема. Удостоверитесь, что Вы не поднимаете их слишком высоко. Вы должны держать их всегда ниже уровня плеч при приеме мяча снизу двумя руками. Переместите вес к вашей впередистоящей ноге. Это увеличит способность управлять вашим приемом. Когда игроки " падают назад " при приеме мяча, он направляется выше ожидаемой траектории. Как всегда, приготовьтесь и поддерживайте глазами контакт с мячом.
Прием мяча снизу двумя руками - один из самых легких элементов в волейболе, но не многие игроки владеют им. Если Вы новичок или закаленный игрок, который принимает, но делает это некачественно, то постоянно стремитесь к улучшению приема мяча.
Пять основных предписаний
Выберите метод приема, который работает лучше всего для Вас. Не беспокойтесь, какой лучше другого. Это действительно персональный выбор для эффективного управления. Какой бы Вы ни выбрали, запомните эти пять пунктов :
- Держите мяч между запястьями и локтями в самой широкой части предплечья.
- Сожмите запястья и кисти рук для того, чтобы лучше вытянуть руки.
- Соедините локти. Это даст мячу большую площадь для контакта и помогает контролировать направление приема.
- Попытайтесь согнуть колени до того, как мяч долетит до Вас так. чтобы Вы обеими коленями смогли амортизировать подачу и переадресуйте передачу.
- Попытайтесь сжать плечи по направлению к цели в моментстолкновения.
Примерные упражнения для обучения.
1. Ознакомление с приемом снизу, значение приема снизу в игровых условиях.
2. Подготовительные упражнения: подбрасывание мяча прямыми руками над собой.
3. Подготовительные упражнения: броски баскетбольных и набивных мячей (1 кг) двумя руками снизу вперед- вверх точно и в выпаде вперед, вправо, влево. Ловить в средней стойке вытянутыми руками впереди. То же, но после перемещения шагом, бегом, после остановок двойным шагом, скачком. В этих упражнениях необходимо обращать внимание на согласованные движения ног, туловища и рук.
4. Имитация приема снизу без мяча из средней и низкой стойки на месте, потом после перемещения. Можно с отяжелением.
5. Ходьба выпадами в стороны (с имитацией приема снизу). Правой вправо, левой влево.
6. Подбросить мяч вперед- вверх- ускорение, ловля мяча в положении передачи снизу- поворот- катнуть мяч вперед по полу- ускорение- остановка.
7. Перемещение в основной стойке с мячами на запястьях по 1-2 шага вперед, назад, в стороны.
8. Подбросить мяч невысоко над собой и принять его на запястья выпрямленных рук в основной стойке. Стараться, чтобы мяч не отскакивал от рук. Можно использовать вместо подброса бросок мяча в пол. (ноги амортизируют).
9. Партнер, сидя на низком стуле, руки вытянуты вперед. Водящий набрасывает мяч точно на предплечья, партнер отбивает мяч, вставая со стула, руки ничего не делают. Руки между ног не опускать.
10. Бросок в стену в средней стойке. Подставить руки под мяч, с амортизировать, не отбивая мяч руками.
11. Ударить мяч в пол, отскочившим мячом сделать нижнюю передачу над собой и поймать мяч. 12. Наброс мяча- прием с касанием пола.
13. Бросить мяч вперед- вверх, делать и выполнить прием снизу над собой после отскока. Обратить внимание на остановку. То же, но выполнить передачу снизу в ориентиры. То же, но сначала прием снизу над собой, потом в ориентиры.
14. Нижняя передача в стену не выше одного метра. Более сложный вариант этого упражнения- прием мяча снизу после удара о стену. Меняя расстояние до стены и силу удара мяча о стену, можно облегчить или усложнить упражнение.
15. Нижняя передача над собой, дать мячу удариться о пол и повторить упражнение непрерывно возможно большее количество раз.
16. Прием снизу над собой на 1-2 м. Принимать на нижнюю часть предплечий, нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема, не должно быть большого встречного движения вперед- вверх .Руки расположены параллельно полу, ноги работают как пружины, движения рук и ног согласованные, синхронные.
17. Комбинированный прием снизу над собой на 2 м, на 1 м. Такое упражнение дает возможность более тонко дифференцировать усилия при движениях рук, ног и туловища при выполнении приема и последующей передачи мяча снизу.
18. Бросок мяча руками из-за спины с последующим приемом снизу.
19. Наброс мяча перед собой и передача снизу двумя руками партнеру. Партнер, поймав мяч, выполняет то же самое.
20. Верхняя передача мяча над собой и нижняя передача партнеру. Партнер ловит мяч и выполняет то же самое.
21. Верхняя передача над собой и после отскока мяча от пола нижняя передача партнеру. Партнер ловит мяч и выполняет то же самое.
22. Занимающиеся выстраиваются парами лицом друг к другу. Один из учащихся набрасывает двумя руками мяч в удобное для приема положение. Партнер возвращает его нижней передачей. Мяч принимать на уровне пояса. Правильным будет отскок мяча под прямым углом при его незначительном вращении.
23. И. п. то же. Водящий набрасывает мяч вправо, влево. Внимание на своевременный выход к мячу лицом, ноги параллельно и на отбивание мыча прямыми руками.
24. Учащийся ударяет мячом в пол от груди, из-за головы. Партнер выполняет перемещение и нижнюю передачу двумя руками.
25. Серия нижних передач мяча перед собой и нижняя передача партнеру. Партнер, поймав мяч, делает то же самое.
26. Выполняя нижнюю передачу над собой, передвигаться к партнеру и отдав ему мяч, вернуться. 27. Учащийся легким ударом выполняет нижнюю передачу на расстояние 3- 4 м. Партнер перемещается скачком и производит передачу двумя руками.
28. Учащийся посылает мяч верхней передачей. Партнер возвращает его, выполняя нижнюю передачу.
29.Учащиеся в парах передают мяч друг другу нижней передачей.
30. То же, но после передачи касание пола руками впереди ног.
31. Упражнение «Настольный теннис». Игрок выполняет любую передачу. Партнер принимает после отскока, игрок не ловя мяч опять выполняет любую передачу. Продержать мяч в игре возможно дольше.
32.Нижние передачи подряд перемещаясь вдоль зала.
После того как учащиеся научаться выполнять нижнюю передачу включают упражнения в сочетании верхних и нижних передач в парах или у стенки.
1. Учащийся посылает мяч верхней передачей, партнер выполняет нижнюю передачу над собой, а затем верхней передачей возвращает мяч.
2. Упражнение у стены. Верхней передачей учащийся посылает мяч в стену, а после отскока выполняет нижнюю передачу двумя руками над собой.
3. Учащийся верхней передачей посылает мяч влево, вправо от партнера. А тот нижней передачей двумя руками возвращает его.
4. Поочередные передачи сверху и снизу над собой.
При начальном обучении приему снизу наиболее типичны следующие ошибки:
при перемещении- несвоевременный выход, при котором игрок не успевает переместиться ближе к далеко летящему мячу, не успевает принять нужное исходное положение;
в исходном положении- неправильное положение туловища (излишний наклон вперед) и рук (согнуты в локтях);
при ударе- мяч попадает на кисти, а не предплечья.
Такие ошибки в технике устраняют индивидуально, используя дополнительный показ и объяснения, подводящие и подготовительные упражнения, а также выполнение приема в упрощенных условиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения верхней и нижней передаче в волейболе.
В данной материале приведны подводящие упражнения для обучения детей верхней и нижней передаче в волейболе. Так же рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки....

"Обучение технике верхней и нижней передачи мяча"
Урок по теме « Волейбол» является началом изучения раздела, последующие темы будут продолжением, например: «Совершенствование технических приемов и тактических действий во взаимоде...

Конспект урока по теме: « Обучение верхней и нижней передаче мяча в волейболе».
Конспект урока по теме: "Обучение верхней и нижней передаче мяча в волейболе" (5 класс)....

Совершенствование техники верхней и нижней передачи мяча в парах (тройках).
Совершенствование техники верхней и нижней передачи мяча в парах (тройках)....

Обучение верхней и нижней передачи в волейболе
- Учащиеся знакомятся с техникой выполнения верхней передачи и нижней передачи двумя руками в волейболе.- Презентация способствует развитию интереса к игре волейбол- Использованы тнформационно-коммуни...

Урок по физической культуре в 9 классе. Тема: Волейбол. Верхняя и нижняя передачи мяча.
Урок по физической культуре в 9 классе. Тема: Волейбол. Верхняя и нижняя передачи мяча....

Урок «Волейбол.Верхняя и нижняя передача мяча на месте и в движении» 7 класс
Цели урока: 1. В направлении личностного развития. Воспитание нравственных качеств личности, формирование мотивированных ценност...



