«Подвижные игры в начальной школе»
методическая разработка по физкультуре
Существует множество разновидностей спортивных игр, но отдельного упоминания заслуживают игры, пришедшие к нам из глубины веков. Наши предки уделяли много внимания физическому развитию молодежи, ведь без этого в те времена было не выжить.
Стоит также упомянуть о культурной ценности этих игр, об их непосредственном отношении к нашей истории и традициям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинск
«Подвижные игры в начальной школе»
Учитель физической культуры
Белокопытова М.Р.
4а класс
Бирюсинск 2022 г.
Подвижные игры.
Цель: Изучение и пропаганда национальной культуры, развитие творческой самостоятельности посредством освоения подвижных игр.
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
Воспитывать правильное отношение к использованию игр для проведения досуга;
Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных чувств;
2. Образовательные задачи:
Расширить знания об играх, их видах, особенностях;
3. Оздоровительные задачи:
Развивать физические качества: Быстроту, ловкость, силу;
Развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость, упорство, выносливость.
Дата, место проведения: г. Спортивная площадка МКОУ СОШ № 16
Оборудование: мяч волейбольный, бита, малый мяч, свисток, секундомер.
Существует множество разновидностей спортивных игр, но отдельного упоминания заслуживают игры, пришедшие к нам из глубины веков. Наши предки уделяли много внимания физическому развитию молодежи, ведь без этого в те времена было не выжить.
Стоит также упомянуть о культурной ценности этих игр, об их непосредственном отношении к нашей истории и традициям.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»
Кроме того, К.Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них отличное и оригинальное воспитательное средство.
Согласно А. П. Усовой, «игры, которые дети заимствуют друг от друга, от старшего поколения к младшему, созданы народом, как часть народного фольклора.» Именно поэтому они и называются народными. На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
В старину особенно часто встречались игрища с оттенком языческого культа, такие, например, как празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся чаще всего шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, и заканчивая глубокой осенью, в русских деревнях при каждом народном празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.
Для примера рассмотрим несколько исконно русских спортивных игр, пришедших к нам из глубины веков.
Лапта.
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она называется защищающейся, вторая – на линии города, она называется атакующей. Цель игроков атакующей команды состоит в следующем: после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Атакующий игрок, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Защищающийся игрок, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Длительность игры составляет четыре тайма по 15 минут. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Снайперы
В игре «Снайпер» площадка разделена на две части. Команды занимают места друг против друга каждая на своей стороне. За лицевыми линиями располагаются капитаны команд противников.
По свистку судьи капитан одной из команд вводит мяч в игру. Он перебрасывает его своим партнёрам через головы противников. Поймав мяч, они пытаются ударом выбить кого-нибудь из противников, т.е. попасть в него с лёта или передать мяч обратно своему капитану, чтобы он смог произвести меткий удар. Если противники перехватили мяч, то они начинают выбивать. Выбитый игрок должен сразу уйти с площадки. однако это не означает выход из игры. Он идёт за лицевую линию противника, где стоит «свой» капитан, и становится его помощником. Выйти на площадку вновь можно лишь в том случае, если он сам выбьет игрока противника или выбьет его капитан и даст возможность войти в игру.
Заступать за линии (капитанскую и среднюю) нельзя. За нарушение команда теряет мяч и попадание не засчитывается.
Игрок, в которого попал мяч, отскочивший от земли, остаётся на поле.
Третий лишний
Вначале выбирают водящего («догонялу»), который будет догонять, и игрока, который будет убегать («третий лишний»). Все играющие разбиваются по двое и становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Таким образом получается, как бы двойной круг игроков. (В другом варианте игры пары берутся за руки и начинают медленно ходить по кругу). Перед началом игры догоняла становится в центр круга, третий-лишний — за кругом. По сигналу водящий начинает погоню. Убегающий должен бегать только за кругом, нельзя пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него. Оба бегущих игрока не должны дотрагиваться до стоящих пар.
В любой момент убегающий игрок может пристроится к любой паре спереди. Об этом он может предупредить криком «беги!» или «лишний!». Есть вариант игры, когда кричат целую фразу: «Много троих, хватит двоих!». В этом случае третий-лишний игрок сзади продолжает убегать вместо него. Таким образом, все игроки должны быть в готовности убегать, потому что ситуация на игровой площадке может поменяться в любой момент. Одновременно могут бежать только два игрока (водящий и убегающий). Когда все участники достаточно натренируются, смена убегающего игрока происходит очень быстро и игра приобретает настоящее напряжение и интерес. Если третий-лишний забегает в круг, то он обязан быстро пристроиться к какой-нибудь паре. А догоняла не может даже забегать между парами. Зато он может салить нового третьего лишнего даже если тот ещё не сдвинулся с места, как только старый убегающий пристроился к паре и крикнул «беги!»
Погоня заканчивается, когда водящий настигает убегающего. Тогда они меняются местами и игра начинается сначала. Игра идёт до полной усталости всех игроков.
Маленькие хитрости:
- Чтобы круг не сжимался при смене убегающих, парам следует не забывать сдвигаться на шаг назад.
- Новому убегающему не запрещено сразу же выходить из игры, занимая место у соседней, а то и у своей собственной пары. Главное при этом — не попасться догоняле!
- Поскольку бывший догоняла после того, как догнал убегающего, уже изрядно устал, ему лучше сразу же пристроиться к какой-нибудь паре и отдохнуть
- Если не набирается 8 человек, а поиграть всё же хочется, можно попробовать поиграть в сокращённый вариант игры: «второй-лишний». В этом случае игроки становятся в круг, но не парами, а поодиночке. В этом случае игрок в кругу, к которому пристроился убегающий, становится новым убегающим.
Есть ещё один старинный вариант игры, называемый «засечки». Он состоит в том, что догоняющий держит в руках ремешок без пряжки (шарф, верёвку, полоску ткани или хворостину). И он должен, догоняя убегающего, легонько (!) стегнуть («засечь») его. После этого он подбрасывает ремешок вверх и сам становится убегающим.
1. Хотели бы вы играть в подвижные игры на уроках физической культуры?
2. Какие старорусские игры вы знаете?
В заключение можно сказать, что традиционные русские подвижные игры имеют большой потенциал для воспитания современной молодежи на фоне возрастающего интереса молодого поколения к собственной истории и культурным корням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в начальных классах
Вводная частьИгрыЗаключительная часть...

Мастер- класс "Подвижные игры в начальной школе как раскрытие творческих способностей личности"
Раскрывается сущность подвижных игр для учащихся начальной школы...
Внеурочные занятия. Подвижные игры в начальной школе.
Тематическое планирование. Подвижные в начальной школе....

Программа кружка "Подвижные игры для начальных классов"
Программа содержит материалы для занятий с детьми начальных классов повижными играми...

Подвижные игры для начальной школы.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменен...

Подвижные игры в начальной школе
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей школьного возраста. В игре дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям....

Эстафеты и подвижные игры для начальных классов
Эстафеты и подвижные игры: Гимнастика,Футбол,Волейбол,Баскетбол,Гандбол,Легкая атлетика,...
