Главные вкладки

    Почвы России.
    презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

    Зиновьева Елена Леонидовна

    Презентация  к  уроку  географии в  8  классе раскрывает  строение  почв, их  изучение, знакомит  со  структурой  и  механическим  составом  почв.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Pochvy_Rossii.zip2.92 МБ

    Подписи к слайдам:


    Презентация к уроку географии в 8 классе.

    Автор: Зиновьева Е.Л., учитель географии ГОУ СОШ № 18 г. Москвы

    Используя диаграмму «Структура земельных ресурсов», расскажите о структуре земельных ресурсов России.

    Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: релье-фом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.

    Почва - особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неоргани-ческой) природы.

    Важнейшее свойство почвы - плодородие.

    Составные части почвы:

    твердая

    жидкая

    газообразная

    живые организмы

    минеральные и гумусовые вещества

    вода с растворенными в ней органическими и минераль-ными соединениями ( почвенный раствор)

    почвенный воздух, заполняет поры и пустоты в почве

    прежде всего микроорганизмы, активно участвуют в формировании почвы

    Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его, прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.

    Выдающийся русский ученый, основатель научного почвоведения, впервые объяснил причины различия почв и пути их происхождения. Назвал почву «зеркалом» природы, подчеркивая тем самым, что она является результатом взаимодействия всех компонентов природы.

    Создал учение о географических зонах и установил совпадение зональности почвенного покрова с зональностью климата, растительности и животного мира.

    горные породы

    грунтовые воды

    климат

    рельеф

    время

    деятельность человека

    животный мир

    растительность

    При изучении почв закладыва-ются почвенные разрезы.

    В формировании почв принима-ют участие процессы:

    выветривание;

    образование гумуса;

    передвижение органических и мине-ральных соединений.

    Это процессы определяют образование в вертикальном разрезе нескольких связанных между собой слоев - почвенных горизонтов.

    А1 – гумусовый горизонт

    А2 - горизонт вымывания

    В - горизонт вмывания

    С - материнская порода

    D - коренная порода

    А1

    А2

    В

    С

    D

    А0 – дернина

    А1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно, а количество его зави-сит от количества и качества растительного опада, от-мерших животных и от интенсивности разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет гороизонта.

    А2 – горизонт вымывания, подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими со-единениями, так как излишки почвенной влаги, проса-чиваясь, вымывают все, что может растворить вода.

    В – горизонт вымывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, - соли, минераль-ные частицы. Обилие солей железа и алюминия прида-ет горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.

    С – материнская порода

    В почвах содержится разное количество песка и глины. В зависимости от их соотношения почва может быть: песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая и торфяная (болото).




    Песчаные и супесчаные почвы отлично пропускают влагу, но зато так же легко ее отдают. Полезная органика в них быстро разлагается, но питательные продукты распада вымываются из верхнего слоя, не поступая к корням растений. Эти почвы хорошо прогреваются и быстро охлаждаются - так что возможны резкие перепады температуры. И обрабатывать их легко (песчаные почвы также называют легкими).

    80-95 % песка

    Если почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпа-ется ("блинчик" не получается) - значит она супесчаная (супесь) 

    Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но зато не так легко отдают воду и полезные минеральные вещества. Суглинки, в свою очередь, делятся на легкие, средние и тяжелые. Что касается обработки, то они считаются средними почвами.

    2  Средний суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части.

    Если почва скатывается в шарик, из нее легко получа-ется "блинчик", края которого растрескиваются, - значит она суглинистая (суглинок).

    1  Легкий суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями.

    Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они чаще всего бывают кислыми, долго не просыхают, плохо прогреваются и покрываются коркой. В них достаточно питательных элементов, но очень мало воздуха; они с трудом пропускают воду и быстро накапливают различные вредные вещества. Обрабатывать такие почвы очень непросто, они считаются тяжелыми.

    Легкие и средние суглинки являются самыми плодородными, но даже с ними садоводу придет-ся работать.

    3  Тяжелый суглинок.

    Раскатанная в шнурок почва плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам.

    Основные типичные структурные элементы почв

    I тип:

    1 - комковатая,

    2- пылеватая,

    3 - ореховатая,

    4 - зернистая,

    5 -порошистая.

    II тип:

    6 - столбовидная, столбчатая,

    7 - призматическая.

    III тип:

    8 - сланцевая,

    9 - пластинчатая,

    10 - листоватая,

    11 - чешуйчатая.

    структурные

    бесструктурные

    Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы, структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием. Почему?

    Домашнее задание.

    § 22, ответить на вопросы после текста.