Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии.
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Стекленёва Светлана Юрьевна

Раскрываются основные направления в методики подготовки учащихся школы к олимпиадам по географии. Из опыта работы в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ig_osnova_steklenyova.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современной подготовки к школьной олимпиаде по географии                                                                                                

Автор работы: Стекленёва Светлана Юрьевна

Место работы:   МОУ «СОШ р.п. Духовницкое

Занимаемая должность в школе:  учитель географии,

                                    Контактный телефон  8(84573)22402

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника исследовательский интерес? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно?

Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности.  Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам,  предлагаю только такие, какие использую в своей практике,  работая в школе учителем географии. Решила поделиться своей находкой и надеюсь, коллегам будет интересно.

Практика работы учителем географии в МОУ «СОШ р.п.Духовницкое  Духовницкого района Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по географии, главное внимание учитель должен уделить подготовки к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Победителем олимпиады может стать только школьник хорошо ориентированный в разных областях географии.

Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендую коллегам проводить консультации, географические вечера, конференции, организовать вместе с учениками уголок «Готовимся к географической олимпиаде», выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций, экскурсии. Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.

Наибольшую помощь в подготовке к олимпиаде оказывают учащиеся 10 – 11 классов. Среди ребят всегда находятся такие, кто без промедления откликается на возможность самим организовать и провести интересные мероприятия, например викторину или конкурс с ИКТ - презентацией. На таких-то ребят следует опереться нам учителям в работе.

Например, для проведения географического конкурса для 6 - 7 классов «Путешествие по географической карте», образуется группа из 3 активистов – старшеклассников. Совместно с учителем, они подбирают вопросы  разной сложности для мероприятия, подготавливают географические карты.

Старшеклассники, проводящие под руководством учителя  внеклассное мероприятие, составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем,  кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы.

Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Обычно приходят ребята 6 – 7 классов на конкурсы попробовать свои силы, просто так – на разведку. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот, привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Составляя задачи для старшеклассников, можно использовать графики и диаграммы. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные.

По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

Сегодня, даже трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам.

Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.  

Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Всё изложенное мною, не является для меня один раз и навсегда данным рецептом, панацеей на тернистом пути географического образования, и всё же успехи моих учеников вселяют в меня оптимизм.

Список литературы.

  1. Андреев В.Н. Предметная неделя географии в школе/В.А. Андреев. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.
  2. Галеева Н.Л.,Мельничук Н.Л.  Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии. – М.: «5 за знания», 2007. – 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по географии ( 6-11 кл.)

Данные задания предназначены для проведения школьного тура олимпиады по географии....

Вопросы школьной олимпиады по географии 11 класс

Представлено задание школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии для учеников 11 класса. Задание представлено в двух турах: первый тур - тестовые задания, второй - задания на размыш...

Материалы для школьной олимпиады по географии

Данная работа содержит материалы для проведения школьной олимпиады по географии. Задания представлены в виде тестов....

Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов

Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов...

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ 7 класс

1. Какой из представленных масштабов самый крупный: 1) 1:25000; 2) 1:50000; 3) 1:100000; 4) 1:1000000? 2. Превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря – это:...

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс

1 задание. Выберите правильный ответ. (1 балл) 1. Бурный грязе-каменный поток, часто возникающий на окончании ледника при сильных ливнях или при интенсивном таянии снега, перемещающийся по склону и ...

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ 9 класс

1 задание. Выберите правильный ответ. (1 балл) 1. Крупные запасы нефти имеются на побережье и шельфе 1. Гудзонова залива 2. Моря Лаптевых 3. Чукотского моря 4. Мексиканского залива ...