"Мы за чистую энергию"
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

Представленный урок по географии предлагается для учащихся 9 классов, содержит различные задания по ранжированию, систематике, сопоставлению, Может быть использован  как урок  обобщающего повторения по теме "Электроэнергетика" или в качестве мероприятия для предметной недели.  Урок опробирован  и получил положительные отзывы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistaya_energiya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  по теме «  Мы за  чистую энергию»» (география, экология)  9 класс.

Цель: Обобщить и расширить знания  об энергетике.

Задачи: Продолжить формирование у учащихся навыков ранжирования, нахождения соответствий, логического мышления, работы в группах, экологических знаний. Показать приоритетность использования альтернативных источников энергии.

Воспитывать чувство ответственности за сохранение чистоты на планете.

Оборудование: раздаточный материал каждой группе.

Ход урока:

1 Организационный момент.  Вступительное слово учителя  о значимости этой темы.

« Сегодня отечественная энергетика подошла к новому рубежу своего развития, который требует переоценки сделанной работы и выработки стратегии природоохранной деятельности в иных социально-экономических условий, при качественно новом понимании экологических проблем, как основы устойчивого развития мировой цивилизации.  Новая энергетика России будет формироваться под воздействием новой концепции охраны окружающей среды – части государственной политики стран мирового сообщества.  Эта концепция, исходящая из единства и неделимости биосферы, предполагает разумный компромисс социальных, экономических потребностей общества, экологических организаций.

     В области электроэнергетики выработка вырастет почти в два раза до 1,8-2,2 триллиона киловатт.-часов

      13 декабря 2010 года Дмитрий Медведев поручил правительству разработать доктрину энергетической безопасности ( РИА Новости)»

 Объявление целей и задач урока. Знакомство с правилами игры.

     Деление учащихся на группы ( по две парты,  4-5 чел.) На столе маршрутный лист., у каждой команды свой.

Маршрутный лист: Фамилии учащихся ---------------------------------------------

                                                                    ----------------------------------------------

название станции

максимальный балл

полученные баллы

примечания

1. Составьте пары

5

2.  Аббревиатура

6

3. Ранжирование

9

4. Слова по темам

15

5. Карта

10

6.  Сделай сам.

5

У других групп очерёдность станций иная, чтобы не было столкновений. У каждой станции есть начальник, который выставляет баллы, он должен уметь объяснить задание, твёрдо знать ответы. Группы поочерёдно посещают станции, получают баллы, сдают маршрутные листы учителю.

Описание станций.

Станция «Составьте пары»

Оборудование:  1 стол  1) фотография Балаковской АЭС      2) лист календаря « 27 июня 1957 г»  3)  бумажный журавлик (оригами)    4) полынь (гербарий)   5) атомная бомба (макет)

  2 стол    6) книга А.Ярошинской «Чернобыль. Совершенно секретно» 7) надпись «Обнинская АЭС»  8) силуэт Японии  9) фотография реки Волги ( Саратовский мост)

       10) фрагмент карты Казахстана с г.Семипалатинск

       Участники должны соединить эти вещи в пары и объяснить эту связь.

Ответы:  1) Бомба- Семипалатинск (На Семипалатинском полигоне в Казахстане производили испытания ядерных бомб; опытные подземные взрывы.)

               2)  27 июня 1957 г – Обнинская АЭС ( Именно в этот день первый ток дала первая в мире  атомная станция в городе Обнинске. Эта дата – день рождения атомной энергетики)

               3) Волга – Балаковская АЭС ( Балаковская АЭС стоит на берегу Волги)

              4) Бумажный журавлик – Япония (6 сентября 1945 года сброшена атомная бомба на японские города Хиросима и Нагасаки. Погибло много людей, и многие получили лучевую болезнь. Японская девочка Садако верила, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, она выздоровеет. Но она успела сделать только 647….)

             5) Книга  « Чернобыль» - полынь ( Чернобыльник – вид полыни. С Чернобыльской катастрофой мы связываем откровение святого Иоанна Богослова: « и пала с неба большая звезда на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»;  и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки»

    Станция  «Аббревеатура»

Перед вами – несколько аббревеатур и нужно, прочитав текст, понять – о каком устройстве идёт речь; какая аббревеатура соответствует этому устройству и разложить ответы правильно. За  каждый правильный ответ – 1 балл.

Тексты: 1)   Ветер. Вращая крылья мельниц. Приводил в движение жернова – раньше так мололи зерно. Особенно выгодно установить ветровую энергетическую установку там, куда дорого проводить линии электропередач – в отдалённых сёлах, на летних фермах.

               2)  Вода, входящая в бухту во время морских приливов, заставляет вращаться турбины. Так получают энергию на одном из полуостровов России.

               3)  Часто на крышах устанавливают бочки или баки. Окрашенные в чёрный цвет. Вода в них нагревается на 30-40 градусов больше. Чем температура окружающего воздуха, и ей можно мыть посуду, мыться, стирать. В более сложных устройствах зеркальныё поверхности фокусируют свет Солнца на трубках с синтетическим маслом и они нагреваются почти до 400 Цельсия. Это тепло может быть преобразовано в электроэнергию.

               4)  Шотландский учёный Солтер спроектировал устройство, названное «Кивающая утка». Энергию вырабатывают поплавки, покачиваемые волнами.

               5)  Биомасса – это древесина (дрова), солома, стебли кукурузы, отходы лесной промышленности и т.п. может использоваться различно: от простого сжигания до сложной переработки путём сбраживания и получения  биогаза.

               6)  Подземные горячие воды вблизи вулканов и гейзеры, выходящие на поверхность Земли и особенно пар геотермических источников могут быть использованы для выработки энергии. В России таких источников больше на Камчатке.

 Ответы: 1)ВЭС   2)ПЭС  3)СЭС  4)ПВЭС  5)БЭС  6)ГеоЭС

 Станция «Ранжирование»

Оборудование:1) Большой лист ватмана . На котором написаны степени развития источников энергии – от важнейшего до недопустимого . Под каждой надписью – прозрачный кармашек.

2) Ответы – способы получения энергии – написаны на  отдельных листах  (чтобы можно было вставить в кармашки) – лежат вперемежку.

Солнечная энергетика; плавучие атомные станции; ветровая энергетика; электростанции на угле; атомные электростанции; атомные станции с использованием МОКС – топлива (то есть топливо из урана и плутония извлечённого из атомных бомб),  энергосбережение; электростанции на газе; гидроэлектростанции.

Можно этот  этап игры выполнить мультимедийно.

Расставьте слова (понятия)  по степени их значимости.

                                           Самый важный и эффективный способ

                                                                                                  Кармашек для ответа

               Очень важно развивать

                               Кармашек для ответа

               Очень важно развивать

                               Кармашек для ответа

Можно пользоваться

Кармашек для ответа

                Можно пользоваться

                                Кармашек для ответа

Можно пользоваться

Кармашек для ответа

                      Следует отказаться

                                      Кармашек для ответа

              Следует отказаться

                            Кармашек для ответа

                                                        Совершенно недопустимо!

                                                                                                  Кармашек для ответа

                                            Правильное ранжирование:                          

                                                            Энергосбережение

               Солнечная энергетика

            Ветровая энергетика

Электростанции на   угле

                Электростанции на

                               газе

Гидроэлектростанции

                      Атомные электростанции

              Плавучие атомные электростанции

                               Атомные станции с использованием МОКС - топлива

 

 Станция «Слова по темам»

Оборудование:Три листа бумаги- жёлтый, синий, красный – с заголовками «Солнечная энергетика», «Гидроэнергетика», «Ядерная энергетика»

Слова. На листах: рыбоподъёмник; коллектор; уран; плотина; гелиоустановка; радиоактивные отходы; вечный ресурс энергии; турбина; МАГАТЭ; световой поток; реактор; водохранилище; затопление; зеркала; водоём- охладитель.

 Разложите слова на цветные листы в соответствии с темами.

Ответ:1) Солнечная энергетика» -коллектор; гелиоустановка; световой поток; вечный поток энергии; зеркала;

 2) « Гидроэнергетика» - турбина, затопление, водохранилище; плотина; рыбоподъёмник;

3) «Ядерная энергетика» - реактор; МАГАТЭ, радиоактивные отходы; уран; водоём – охладитель;

Станция «Карта»  

Оборудование:      1)  Карта электроэнергетики России. На которой размещены крупно  написанные названия действующих АЭС России.(или просто пунсоны)

  2)  Картонный лист (альбомный лист). На нём две колонки. В первой – названия АЭС, а во второй – прозрачный кармашки, в которые вставляются ответы – карточки.

 3) ответы(напечатаны на листах, вставляются в кармашки экрана) – лежат вперемежку на столике: г.Волгодонск; г.Нововоронеж; г.Удомля; г.Курчатов; г.Билибино; г.Смоленск; пос.Полярные Зори; г.Сосновый Бор; пос.Заречный; г.Балаково

Можно этот этап выполнить мультимедийно.

Начальник станции: На карте отмечены действующие атомные станции России. Укажите названия населённых пунктов, где они расположены..

Название атомной станции

Город или село, где она расположена

1

Курская АЭС

Курчатов

2

Ленинградская АЭС

Сосновый Бор

3

Белоярская АЭС

Заречный

4

Кольская АЭС

Полярные Зори

5

Балаковская АЭС

Балаково

6

Смоленская АЭС

Смоленск

7

Ростовская АЭС

Волгодонск

8

Билибинская АЭС

Билибино

9

Нововоронежская АЭС

Нововоронеж

10

Тверская АЭС

Удомля

Станция «Сделай сам»

Оборудование: рейки с отверстием, болтики, шайбы, квадратные листы бумаги с отверстием в центре. Демонстрационный шест.

Задание: Сделайте своими руками « ветряки» используя инструкцию:

1)Возьмите квадратный лист и проведите диагонали с угла на угол (по линейке, карандашом)

2)Разрежьте по намеченным линиям, не доходя до центра примерно одну треть.

3) загните углы к центру через один.

4)Приложите к отверстию рейку, используя болты, шайбы, укрепите вертушку к рейке (но только не сильно плотно, а  то  не будет вращаться.

5) Укрепите  ваш «Ветряк» на шесте для демонстрации.

Здесь можно включить вентилятор, ветер заставит вертушки вращаться. Обычно в этот момент дети начинают аплодировать! Пусть себе вертятся!  

Группы сдают маршрутные листы учителю на оценку.

Ребята посещают  станцию «Писательскую».

Напишите мини-сочинение на тему «Моё отношение к энергетике» или  «Перспективы развития энергетики в России»( проклеить окна, купить энергосберегающие лампочки, экономить электроэнергию)

Подведение итогов.

Домашнее задание: Внесите свои предложения по использованию альтернативных источников энергии в нашей области.

 27 июня  1957 год

Обнинская АЭС

Солнечная энергетика

Гидроэнергетика

Атомная энергетика

Ответы: 1) Бомба - Семипалатинск (На Семипалатинском полигоне в Казахстане производили испытания ядерных бомб; опытные подземные взрывы.)

               2)  27 июня 1957 г – Обнинская АЭС ( Именно в этот день первый ток дала первая в мире  атомная станция в городе Обнинске. Эта дата – день рождения атомной энергетики)

               3) Волга – Балаковская АЭС ( Балаковская АЭС стоит на берегу Волги)

              4) Бумажный журавлик – Япония (6 сентября 1945 года сброшена атомная бомба на японские города Хиросима и Нагасаки. Погибло много людей, и многие получили лучевую болезнь. Японская девочка Садако верила, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, она выздоровеет. Но она успела сделать только 647….)

             5) Книга  « Чернобыль» - полынь 

( Чернобыльник – вид полыни. С Чернобыльской катастрофой мы связываем откровение святого Иоанна Богослова: « и пала с неба большая звезда на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»;  и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки»

 1)   Ветер, вращая крылья мельниц, приводил в движение жернова – раньше так мололи зерно. Особенно выгодно установить ветровую энергетическую установку там, куда дорого проводить линии электропередач – в отдалённых сёлах, на летних фермах.

               2)  Вода, входящая в бухту во время морских приливов, заставляет вращаться турбины. Так получают энергию на Кислогубской     приливной электростанции.

               3)  Часто на крышах устанавливают бочки или баки. Окрашенные в чёрный цвет. Вода в них нагревается на 30-40 градусов больше. Чем температура окружающего воздуха, и ей можно мыть посуду. Мыться, стирать. Это – простейшая гелиоустановка. В более сложных устройствах зеркальныё поверхности фокусируют свет Солнца на трубках с синтетическим маслом и они нагреваются почти до 400 Цельсия. Это тепло может быть преобразовано в электроэнергию.

               4)  Шотландский учёный Солтер спроектировал устройство, названное «Кивающая утка». Энергию вырабатывают поплавки, покачиваемые волнами.

               5)  Биомасса – это древесина (дрова), солома, стебли кукурузы, отходы лесной промышленности и т.п. может использоваться различно: от простого сжигания до сложной переработки путём сбраживания и получения биогаза.

               6)  Подземные горячие воды вблизи вулканов и гейзеры, выходящие на поверхность Земли и особенно пар геотермических источников могут быть использованы для выработки энергии. В России таких источников больше на Камчатке.

 Ответы: 1)ВЭУ   2)ПЭС  3)СЭС  4)ПВЭС  5)БЭУ  6)ГеоЭС

1)ВЭУ   2)ПЭС  3)СЭС  

4)ПВЭС  5)БЭУ  6)ГеоЭС

 рыбоподъёмник

 коллектор

 уран;

 плотина;

 гелиоустановка;

 радиоактивные отходы;

 вечный ресурс энергии;

 турбина;

 МАГАТЭ;

 световой поток

 реактор

 водохранилище

 затопление

 зеркала

 водоём- охладитель.

 

                                           Самый важный и эффективный способ

                                                             Кармашек для ответа

               Очень важно развивать

                               Кармашек для ответа

               Очень важно развивать

                               Кармашек для ответа

Можно пользоваться

Кармашек для ответа

                Можно пользоваться

               Кармашек для ответа

Можно пользоваться

Кармашек для ответа

                      Следует отказаться

                 Кармашек для ответа

              Следует отказаться

                            Кармашек для ответа

                                                        Совершенно недопустимо!

                                                             Кармашек для ответа

                                          Правильное ранжирование:                          

                                   Энергосбережение

               Солнечная энергетика

            Ветровая энергетика

Электростанции   на   угле

         Электростанции на

                     газе

Гидроэлектростанции

                 Атомные электростанции

   Плавучие атомные  электростанции

                               Атомные станции с использованием МОКС - топлива

г.Волгодонск

 г.Нововоронеж

 г.Удомля

 г.Курчатов

 г.Билибино

 г.Смоленск

 пос.Полярные Зори

 г.Сосновый Бор

 пос.Заречный

 г.Балаково

Солнечная энергетика; плавучие атомные станции; ве6тровая энергетика; электростанции на угле; атомные электростанции; атомные станции с использованием МОКС – топлива (то есть топливо из урана и плутония. Извлечённого из атомных бомб) энергосбережение; электростанции на газе; гидроэлектростанции.

Название атомной станции

Город или село, где она расположена

1

Курская АЭС

2

Ленинградская АЭС

3

Белоярская АЭС

4

Кольская АЭС

5

Балаковская АЭС

6

Смоленская АЭС

7

Ростовская АЭС

8

Билибинская АЭС

9

Нововоронежская АЭС

10

Тверская АЭС

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!"

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!" Бвла написана мной в рамках реализации проекта озеленения и благоустройства территории учреждения "По тропинкам сказок", руководжителем которого я явля...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Проект "Чистая улица- чистый двор - чистый город"

Цель работы: привлечь внимание населения  к проблеме мусора в городе Партизанске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.Задачи исследования:1. Изучить материал по теме.2.Узн...

План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»

В рамках дистанционного обучения  возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....