Главные вкладки

    Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР
    методическая разработка по географии (8 класс) по теме

    Корвяков Сергей Александрович

      

     

    7782
    Комплект учебных материалов

    Аннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитательный и развивающий потенциал географического краеведения – любовь к малой Родине, своему региону, своей стране. Развивает экологическую культуру и позитивное отношение к окружающей среде. Помогает добиться наибольшей эффективности в изучении географии своего края и своей страны.

    7783
    Электронный учебник "География Кувандыкского района"

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_raboty_1.doc203.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Авторская разработка учебного комплекта

    по краеведению с использованием ЭОР

    Предметная область: естествознание. Участник: учитель географии

    Актуальность: Новые стандарты образования предусматривают «…содержание национально-регионального компонента – изучение географии своего края, области, района, что позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, своему району, своей стране…»

    Проблема:  Несмотря на многообразие литературы по географии Оренбургской области, в которой была разрозненная информация по Кувандыкскому району, назрела острая необходимость ее обобщения, переработки и систематизации. Уникальность и самобытность природы («Оренбургской Швейцарии») заслужили особого внимания и вызвали необходимость разработки данного учебного комплекта.

     Главные цели учебного комплекта:  - обобщить географический материал по Кувандыкскому району и добиться наибольшей эффективности в обучении географии своего края; - сформировать активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является необходимым условием изучения географии своей страны.

    Главные задачи курса «Географии Кувандыкского района» и комплекта:

    - дать  систематические сведения о природе, населении и хозяйстве района;

    - показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических факторов; - раскрыть суть и значение межотраслевых и межрегиональных экономических связей; - вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей, живущих в районе; - познакомить учащихся с культурой и бытом населения района. - оказать методическую помощь работникам образования, мотивированным на совершенствование профессиональной деятельности в области работы с детьми, подростками и молодежью по раскрытию из творческого потенциала.

      Содержание пособия «География Кувандыкского района» состоит из основных географических сведений о территории района, его природе, населении и экономике. Вопросы и задания в конце каждой темы предназначены для того, чтобы помочь самим учащимся и учителю проконтролировать усвоение нового материала урока, применить полученные учащимися знания в новой ситуации, развить мотивацию к исследовательской деятельности.

    Программа курса «География Кувандыкского района» включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце программы приведены требования к уровню подготовки школьников. Результаты изучения курса полностью соответствуют требованиям стандарта и направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Программа и календарно-тематическое планирование предполагает изучение всего курса за 34 часа (1 час в неделю). Содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей.

           Учебное пособие «Рабочая тетрадь по географии Кувандыкского района» – это рабочий блокнот для самостоятельной работы учащихся. После выполнения всех заданий в руках учащихся окажется наглядный справочник по географии малой Родины, выполненный своими руками.

    Учебное пособие «Географическое краеведение. Тесты »  содержит тесты, предназначенные для контроля знаний учащихся 8-9 классов по всем темам курса «География Кувандыкского района». Тесты могут быть использованы не только учителями при проведении опросов на уроках, но и самими учащимися для самоконтроля при выполнении домашних заданий и подготовке к зачетам.

    Аннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитательный и развивающий потенциал географического краеведения – любовь к малой Родине, своему региону, своей стране. Развивает экологическую культуру и позитивное отношение к окружающей среде. Помогает добиться наибольшей эффективности в изучении географии своего края и своей страны.

    Ключевые слова: Практико-ориентированный краеведческий принцип обучения, формирование универсальных учебных действий (УУД), раскрытие творческого потенциала подростков и молодежи.

    Автор: Корвяков Сергей Александрович – учитель географии

    Место работы: Оренбургская область, г. Кувандык, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (СОШ № 1 г. Кувандык). Номинация: №14

    Наибольшей эффективности в обучении географии своего района можно добиться при использовании всего комплекта учебных пособий, хотя они могут использоваться и отдельно друг от друга.

    Электронный образовательный ресурс «География Кувандыкского района» (электронный учебник) разработан с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, на базе  самого низкого уровня владения компьютером, имеет большую доступность использования без дополнительного обучения.

    Рабочая программа

    курса «География Кувандыкского района»  8-9 классы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебно-методическое пособие: Корвяков С.А. География Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2007. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008. Всего 34 часа, в неделю – 1 час.    Практических работ -  15.  Учебно-методический комплект:  Краеведческий атлас: Кувандыкский район и город Медногорск /Под общ. ред.А.А. Чибилева. – Оренбург, 2007. Рабочая тетрадь по географии Кувандыкского района. Учебное пособие /Сост.: С.А. Корвяков. – Кувандык: Самиздат, 2008.

    Дополнительная литература: География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы /А.А. Чибилев и др. – М.: Изд-во МГУ, 2002. Корвяков С.А. Тесты. Географическое краеведение. 8-9 классы. – Кувандык: Самиздат, 2008. Кувандыкская энциклопедия /Под ред. С.М. Стрельникова. – Кувандык: Изд-во С.М. Стрельникова, 2006. Корвяков С.А. Памятники природы Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2008.

    В программе сохранены достижения отечественного географического образования, все то, что проверено практикой обучения, что позволяет учителю применять уже имеющиеся в его распоряжении средства: «География Кувандыкского района» - Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы С.А Корвякова,  краеведческий атлас: Кувандыкский район и город Медногорск /Под общ. ред. А.А. Чибилева и др.        

    Одна из важных задач современности – повышение востребованности географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабе всего государства, так и в масштабе своей области и района. В основу построения данной программы положены следующие подходы и принципы: - непрерывность школьного географического образования, необходимость межпредметных связей с другими дисциплинами; - необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной географии, методами и средствами географических исследований и простейшими приемами географического прогнозирования.

    Содержание программы

     Раздел. Основные географические сведения о территории (6 ч.)

    Введение (2 ч.) Что изучает геогра фия Кувандыкского района.

    Источники геогра фической информа ции. Герб муниципального образования

    г. Кувандык и Кувандыкский район. [3,7] Слайд №3-4 /Далее только № слайда/

    История заселения и освоения территории района (2 ч.) Основные этапы заселения и освоения территории района. История образования района.[3,7]№5-6

    Географическое положение  (2 ч.) Особенности физи ко-географического положения. Край ние точки Кувандыкского района. Пограничные субъекты: особенности географиче ского положение Кувандыкского района, размеры территории, протяженность границ. Экономико- и транспортно-географиче ское по ложение. Соседи. Выгоды и недостат ки транспортно-географиче ского положения района. Практическая работа: Характеристика географического

    положения Кувандыкского района.[1,3]№7

    Природные условия и их хозяйственная оценка и использование (10 ч.)

    Рельеф (1 ч.) Основные формы рельефа района, их связь со строением земной коры. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего района.[1,3]№8

       Геологическая ис тория и геологиче ское строение тер ритории (1 ч.)

    Основные этапы формирования земной коры на территории района.

    Особенности геологического строения. Практическая работа: Объяснение

    за висимости рас положения крупных форм рельефа и ме сто рожде ний полезных иско паемых от строе ния земной коры на приме ре Кувандыкского района. Анализ геологической и физической карты. Определение состава и возраста горных пород, слагающих крупные формы рельефа.[1,3]№9

    Полезные ископаемые  (1 ч.) Минеральные ресурсы района и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения магматических, осадочных и метаморфических полезных ископаемых на территории района. Характеристика основных месторождений.  Практическая работа: 

    Объяснение за висимости рас положения ме сто рожде ний полезных иско паемых от строе ния земной коры на приме ре Кувандыкского района. [1,3]№10

    Климат (2 ч) Климатообразующие фак торы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Тип климата и его особенности на территории района.  Времена года. Практическая работа: Выявление осо бенностей рас пределения средних темпе ратур января и июля, годового количества осадков. Определение особенностей погоды, оценка основных кли матических по казателей. Комфортность (дис комфортность) кли матических условий. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную дея тельность человека. [1,3]№11

    Поверхностные и подземные воды  (1 ч.) Реки. Озера. Подземные воды.. Особенности их размещения по территории. Практическая работа: Составление характеристики одной из рек. Оценка обеспе ченности вод ными ресурсами территории района  и проблема их рационального использования. [1,3,9]№ 12-13

    Почвы (1 ч.) Закономерности распространения почв. Зональные типы почв, их главные свойства. Примеры мелиорации земель в раз ных зонах района.

    Практическая работа:    Выявление ус ловий почвооб разования и оценка их

    пло дородия   Зна комство с об разцами почв. [1,3,9]№14-15
     
    Растительность  (1 ч.)  Основные виды раститель ности и закономерности их распространения по территории района. Растения района, занесенные в «Красную книгу Оренбургской области». [1,3,6]№16-17

    Животный мир (1 ч.) Основные виды животных и закономерности их распространения по территории района. Виды животных района, занесенные в «Красную книгу Оренбургской области».  Практическая работа: Составление прогноза изменений растительного и животного мира. [1,3,6]№18-19

    Ландшафты  (1 ч.) Природное районирование. Ландшафтные провинции района.  Типы местности. [1,9]

    Раздел.   Население (3 ч.)

    Численность, размещение, естественное и механиче ское движение населения, демографические пробле мы. Народы, проживающие на территории Кувандыкского района.   Основные языковые группы. Религии. Городское и сельское население.  Трудовые ресурсы. Особенности заня тости населения. [1,2,7]№20-23

    Раздел.   Общая характеристика хозяйства (2 ч.)

    Особенности отраслевой и территориальной структу ры хозяйства района. Занятость населения в отраслях экономики. Структура производства товаров и услуг.

    Анализ социально-экономических показателей и уровня жизни населения в районе. Практическая работа: Характеристика  уровня жизни населения  в городах и сельских населенных пунктах Кувандыкского района. [1,2,3]№24-25

    Раздел.   Промышленность. (4 ч.)

    Цветная металлургия. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Прогнозирование возможных сдвигов в гео графии цветной металлургии. Отрасли машиностроительного ком плекса. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Определение закономерно стей в размеще нии отраслей машинострое ния. Химическая промышлен ность. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. Практическая работа: Определение различий в спе циализации хи мической про мышленности.  Легкая промышленность. Состав отрасли, размещение, проблемы и перспективы развития. [1,2,3,7]№26-32

    Раздел.  Агропромышленный комплекс  (3 ч.)

    Значение АПК в хозяйстве района его структура и проблемы развития.

    Земледелие. Структура посевных площадей, отраслевой  состав,
    география выращивания зерновых и технических культур в районе.

    Животноводство. Отраслевой состав, факторы, определяющие географию животноводства, проблемы и перспективы развития отрасли. Научные методы развития сельскохозяйственного производства в районе. №33-43

    Пищевая промышленность. (1 ч.) Отраслевая структура. География размещения. Проблемы и перспективы развития.

    Практическая работа: Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности. Прогнозирование тенденций изменения. [2,3,7]

    Раздел.  Инфраструктура (2 ч.)

    Транспорт и связь. (1 ч.)  Роль и значение транспорта для хозяйства района. Анализ качества и протяженности транспортных магистралей, направлений грузопотоков, новейших средств связи и передачи информации. Практическая работа: Характеристика одной из транс портных маги стралей. № 44-48

    Сфера обслуживания. (1 ч.) Основные виды услуг и особенности их развития на территории района Проблемы и перспективы развития. [2,3] №49-59

    Раздел.  Экономические связи (1 ч.)

    Формы экономического сотрудничества предприятий района, их внешнеторговые связи с зарубежными партнерами. Проблемы и перспективы.

    Практическая работа: Определение товарной структуры экспорта и импорта одного из предприятий города и района. [1237] №60-64

    Раздел.  Антропогенное воздействие на окружающую среду. Проблемы сохранения природного наследия  (2 ч.)

    Современное состояние окружающей среды и антропогенные причины возникновения экологических проблем, меры по сохранению природы.

    Практическая работа: Разработка природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в районе. Охраняемые территории и памятники природы. Экскурсионные объекты. Обобщающее повторение. Защита исследовательских работ и проектов. [3,4,6]№65-75

    1. ведущий компонент ФГОС – требования к  результатам, портрет выпускника

                                                           ТРЕБОВАНИЯ

    К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ШКОЛЬНИКОВ

             В результате изучения географии Кувандыкского района ученик должен

             знать/понимать:

    1.   основные географические понятия и термины;
    2.  географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность Кувандыкского района;
    3. географические особенности природы Кувандыкского района, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством;
    4. специфику географического положения и административного устройства района; особенности его природы, особенности населения; различия в хозяйственном освоении разных частей района; особенности основных отраслей хозяйства;  
    1. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;  

             меры по  сохранению природы и защите людей от стихийных природных и   

             техногенных явлений.

             уметь:

    1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов;
    2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
    3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; центров производства важнейших видов продукции, основных видов транспорта, внутригосударственных и внешних экономических связей Кувандыкского района.
    4. составлять краткую географическую характеристику Кувандыкского района на основе разнообразных источников географической информации;
    5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  

            повседневной жизни:

    1. для чтения карт различного содержания;
    2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
    4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических,  ресурсов Интернет.

    Литература

         Для учащихся:

    1.  География Оренбургской области: учебник для 8— 9 кл. общеобразовательной школы. /А.А.Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ, 2002.

    2. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ. 2002.

    3. Корвяков С.А. География Кувандыкского района. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.— Кувандык: Самиздат, 2007.

    4. Корвяков С.А. Памятники природы Кувандыкского района. – Кувандык: Самиздат, 2008.

    5. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.

    6. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во. 1993.

    7. Кувандыкская энциклопедия /Под ред. С.М. Стрельникова. – Кувандык: Изд-во С.М Стрельникова, 2006.

    8. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.

    9. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева — М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.

    10. Оренбургская область. Атлас. — ГИК РФ. Омская картографическая фабрика. 2002.

      Для учителя:

    1. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1974.

    2. География Оренбургской области: учебник для 8 — 9 кл. общеобразовательной школы. / А.А. Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ. 2002.

    3. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.

    4. Корвяков С.А. География Кувандыкского района. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.— Кувандык: Самиздат, 2007.

    5. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.

    6. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения, — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1993.

    7. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.

    8. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1987.

    9. Чибилев А.А. Природа Оренбургской области  ч.1. Физико-географический и   историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. — Оренбург, 1995
    10. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева. — М.: Просвещение. ДИ      

         ЭМ БИ, 2003.

            

    Представленная в электронном виде работа является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР, а исследовательская работа «За 50 лет наш климат изменился или нет» - примером творческой деятельности учащихся по данному курсу. (См. презентации в Приложении)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологический подход к разработке учебного курса по проблеме "Историческое краеведение"

    Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук. Описываемые документальные и слайд-фильмы тоже сделаны нами вместе. С...

    Учебный план по проведению трёхдневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений (авторская разработка)

    Учебный план по проведению трёхдневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений (авторская разработка)...

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Иностранный язык». Развивающий курс.Тема "Отдых, туризм, краеведение. Места отдыха людей. Туристические поездки. Выражение будущности в английском языке."

    Аннотация на методические разработки цикла учебных занятий, разработанных преподавателем Коровкиной Т.В.Данный цикл входит в обучающую программу в разделе «Развивающий курс» по теме «Отдых, туризм, кр...

    авторская разработка учебного пособия для учащихся 2 класса (1й год обучения)

    Учебное пособие разработано для учащихся 2 класса, содержит лексический материал по темам "Животные", "Одежда", "Игрушки", "Сказочные персонажи", "Продукты",а также тренировочные упражнения для чтения...

    авторская разработка учебного пособия для учащихся 2 класса (1й год обучения)

    Учебное пособие разработано для учащихся 2 класса, содержит лексический материал по темам "Животные", "Одежда", "Игрушки", "Сказочные персонажи", "Продукты",а также тренировочные упражнения для чтения...

    Авторская разработка учебно-методического пособия по английскому языку для 8–10-х классов "Golden Ring" ("Золотое кольцо")

    Данное учебно-методическое пособие может использоваться на уроках английского языка в 8-10-х классах общеобразовательных школ (в зависимости от подготовленности учеников), а также на факультативных за...

    Методическая разработка учебного занятия по теме «Использование производной в прикладных задачах», 2020 г

    Цель учебного занятияпоказать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мираЗадачи Образовательныеспособствовать развитию у обучающихся исследовательских навыков, умению ...