Проект на тему «Строительство ГЭС на р. Обь».
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дойникова Светлана Вячеславовна

  

Эта работа рассчитана на 14-15 летних школьников (9класс).

Ребятам даётся проблемное задание, касаемо строительства ГЭС. Учащиеся выступают в роле экспертов.

Значение этого проекта заключается в том, что он поможет подвести итог по теме: «Комплексная характеристика Западной Сибири». Эта работа поможет развить у ребят чувство коллектива. Они смогут задуматься о том, что же полезно, а что вредно для нашей страны. С какой-то стороны, эта работа поможет развить чувство патриотизма.

Задача проекта: Западная Сибирь нуждается в электроэнергетике. Нужно выдвинуть решение, можно ли строить ГЭС на реке Обь, не далеко от г. Салехард

Цели проекта:

  1. научить учащихся самостоятельно использовать информацию

  2. научить учащихся работать в группе

  3. научить обмениваться информацией

  4. научить делать выводы и решать проблему задания

Календарные сроки: Проект выполняется во время прохождения темы: «Комплексная характеристика Западной Сибири». Он может являться, как итоговый урок по данному разделу. Проект выполняется одну неделю.

Оборудование, которое используется для выполнения проекта:

  1. Учебник 9 кл. «География России» под ред. В. Я. Рома.

  2. Учебник 8 кл. «География России» под ред.И.И. Бариновой

  3. Справочники, атласы

  4. Компьютерные технологии

  5. Карандаши (цветные), ватман.

Краткая аннотация:

Актуальность этой работы в том, что в наше время многие вещи делают во вред нашей природе, окружающей среде. Поэтому она даёт возможность ребятам представить себя защитниками своей страны, природы, пусть это будет наиграно, но поможет привить чувство ответственности за свои поступки.

Суть работы состоит в том, что учащиеся на какое-то время становятся экспертами в разных областях науки: геологами, биологами, климатологами, почвоведами, гидрологами, энергетики.

Каждая группа должна выяснить, можно ли начать строительство данного проекта, причём они должны обосновать своё решение при помощи условных обозначений на схеме Западной Сибири, которую они нарисуют на ватмане.

Учащиеся помимо схемы, также пишут отчёт по своим вопросам. На итоговом уроке они сдают материал, также доказывают свои решения.

Ребята могут советоваться с преподавателем, обсуждать между собой различные вопросы. Они являются настоящими специалистами в своих областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_geografii_ispravlennaya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

На тему: Постройка ГЭС рядом с г. Салехардом.

Автор работы

учитель географии

Елисеенко Светлана Вячеславовна

Санкт-Петербург 2011

Пояснительная записка.

Проект построен на тему «Строительство ГЭС на р. Обь». Эта работа рассчитана на 14-15 летних школьников (9класс).

Ребятам даётся проблемное задание, касаемо  строительства ГЭС. Учащиеся выступают в роле экспертов.

Значение этого проекта заключается в том, что он поможет подвести итог по теме: «Комплексная характеристика Западной Сибири». Эта работа поможет развить у ребят чувство коллектива. Они смогут задуматься о том, что же полезно, а что вредно для нашей страны. С какой-то стороны, эта работа поможет развить чувство патриотизма.

Задача проекта: Западная Сибирь нуждается в электроэнергетике. Нужно выдвинуть решение, можно ли строить ГЭС на реке Обь, не далеко от г. Салехард

Цели проекта:

  1. научить учащихся самостоятельно использовать информацию
  2. научить учащихся работать в группе
  3. научить обмениваться информацией
  4. научить делать выводы и решать проблему задания

Календарные сроки: Проект выполняется во время прохождения темы: «Комплексная характеристика Западной Сибири». Он может являться, как итоговый урок по данному разделу.  Проект выполняется одну неделю.

                         

Оборудование, которое используется для выполнения проекта:

  1. Учебник 9 кл. «География России» под ред. В. Я. Рома.
  2. Учебник 8 кл. «География России» под ред.И.И. Бариновой
  3. Справочники, атласы
  4. Компьютерные технологии
  5. Карандаши (цветные), ватман.

Краткая аннотация:

Актуальность этой работы в том, что в наше время многие вещи делают во вред нашей природе, окружающей среде. Поэтому она даёт возможность ребятам представить себя защитниками своей страны, природы, пусть это будет наиграно, но поможет привить чувство ответственности за свои поступки.

Суть работы состоит в том, что учащиеся на какое-то время становятся экспертами в разных областях науки: геологами, биологами, климатологами, почвоведами, гидрологами, энергетики.

Каждая группа должна выяснить, можно ли начать строительство данного проекта, причём они должны обосновать своё решение при помощи условных обозначений на схеме Западной Сибири, которую они нарисуют на ватмане.

Учащиеся помимо схемы, также пишут отчёт по своим вопросам. На итоговом уроке они сдают материал, также доказывают свои решения.

Ребята могут советоваться с преподавателем, обсуждать между собой различные вопросы. Они являются настоящими специалистами в своих областях.

Тип проекта.

1. Содержание.

По содержанию проект является физико-географическим с элементами социально-экономической географии.

2. Уровень интеграции.

Проект относится к монопредметному, так как выполняется на уроке географии.

3. Продолжительность выполнения проекта.

Минипроект, выполняется в течение недели.

4.Кол-во участников.

Групповое выполнение проекта, т.к. класс делится на группы специалистов.

5.По способу преобладаний деятельности.

Данный проект, включает в себя: исследовательский проект, игровой, творческий, направлен на сбор информации о каком-то географическом объекте, имеет чёткую структуру.

6.Использование средств обучения.

Используются классические, традиционные средства обучения, а так же самостоятельно они могут использовать информационные технологии (компьютер, Интернет, телевизор, радио).

7.Включённость проектов в тематический план.

Эта работа относится к итоговому проекту по теме «Комплексная характеристика Западной Сибири», из раздела «Регионы России».

Этапы работы над проектом.

Стадия

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

1.Разработка проектного плана.

1.1.Выбор темы проекта.

Учитель предлагает сделать проектное задание на тему «Строительство ГЭС  на р. Обь», при этом, он уточняет, какая стоит перед ними проблема.

Учащие обсуждают тему проекта и записывают себе в тетрадь тему и проблему задания.

1.2.Выделение под тем в теме проекта.

Учитель уточняет, что в основной теме есть под темы, а именно: физико-географическая, геологическая, биологическая, климатическая, гидрологическая, почвоведческая, энергетика.

Это связано с тем, что каждая группа специалистов будет писать свою часть отчёта по данной под темы.

Преподаватель делит класс на группы, и говорит название группы специалистов.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека, если в классе 28 человек. Записывают название своей группы и под тему.

1.3.Формирование творческой группы.

1.4. Опред-е форм выр-я итогов проектной деятельности.

2.Оформление результатов.

Учитель проводит организационный момент для каждой группы, т.е. объясняет задачу для каждой группы.

Ф-Г группа: должны написать оценку физико-геграфического положения Западной Сибири. Объяснение проходить около картосхемы, которую учащиеся должны сделать на ватмане.  Также должны нанести необходимые условные обозначения.

Группа геологов: анализируют

территорию с геологической точки зрения, нанося на картосхему все геологические особенности, месторождения.

Гидрологи: показывают бассейн р. Обь и все гидрологические особенности данной территории. Решают вопрос, что произойдёт с гидрологией, если будет строительство ГЭС.

Климатологи: наносят средние температуры июля и января, показывают воздушные основные массы, которые приходят на эту территории. Делают вывод на вопрос, как повлияет строительство на климат?

Биологи: наносят заповедники, основные породы деревьев, основных животных. Анализируют, что произойдёт с окружающей средой, при выполнении проекта.

Почвоведы: наносят основные почвы, которые там находятся. И делают вывод о том, возможно ли строительство.

Энергетики: делают вывод из ранние услышанных мнений экспертов, будут ли строить ГЭС.

Преподаватель принимает участие в беседе о будущем проекте. Отвечает на вопросы ребят.

________//____//____//_______

Пишут оценку физ-географического положение Западной Сибири. Рисуют па картосхеме границу и условные знаки.

Наносят м/р и геологические особенности на картосхему. Пишут, можно ли строить ГЭС.

Наносят границы бассейна реки Обь. пишут своё мнение как эксперты, стоит ли начинать строительство.

Формируют своё решение о строительстве ГЭС. Своё решение доказывают на картосхеме и письменно.

Обосновывают своё решение. Наносят условные знаки на картосхему и делают вывод, что произойдёт с окружающим миром данной территории при строительстве ГЭС.

На картосхему наносят виды почв на данной территории. Также делают вывод, возможно ли строительство при таком составе почв.

Выслушивают мнения специалистов и делают своё решение, будут ли они выполнять проект в реальность.

Задают вопросы на интересующие темы  учителю, ещё раз уточняют свои задания.

Результат  оценивается сначала в группе, а потом и во всём классе за общий отчёт.

Примерный отчёт учащихся.

Группа географов: 

Западно-Сибирская низменность, или равнина, - третья по величине после Русской равнина мира. Её площадь около 2,6 млн кв. км. От побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея – до 1900 км.

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи: на севере – береговая линия Карского моря, на юге – подножья Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау, на западе – восточные предгорья Урала, на востоке – долина р. Енисей.

Группа геологов:

На территории Западной Сибири отсутствуют возвышенности.  Развивалась территория Западной Сибири одинаково с  Уралом до начала Мезозоя, а затем Западная Сибирь прогибалась и была морским бассейном, на дне которого откладывались мощные толщи песчано-глинистых отложений. Кроме того, осадочный чехол настолько мощный, что неровности фундамента на поверхности не видны.

В кайнозое – равнина продолжает опускаться. В четвертичный период на северную часть равнины наступил ледник. Реки несли воду на север, на край ледника образовался большой водоём. Сейчас на месте водоёма – плоская равнина.

Основные проблемы освоения газа и нефти Западной Сибири – это тяжёлые природные условия. Грунты на севере скованы вечной мерзлотой, что осложняет строительство. Но также главная проблема строительства – это огромные площади топких болот. И до си пор северная часть территории неустойчива, она постепенно опускается под уровень моря.

Вывод: мы геологи не разрешаем строить на р. Обь ГЭС.

Группа климатологов:

Климат Западной Сибири – континентальный, определяется несколькими причинами.

  1. Равнина расположена в умеренных широтах, а северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг. На севере равнины климат субарктический с холодной, ветреной зимой и прохладным летом. За полярным кругом мало солнечного тепла и света. Зимой здесь несколько дней и недель – полярная ночь. Континентальность в Западной Сибири возрастает, то есть разница между зимой и летом более резкая, вследствие более низких температур зимы.
  2. Это удалённость от Атлантики, то есть ослабление влияния Атлантического океана, который снабжает влагой.
  3. Западная Сибирь открыта ветрам с Северного Ледовитого океана, и арктический воздух проникает на юг, вызывая летом, понижение температуры до заморозков, также лето продвигается на север сухой и тёплый воздух Казахстана и Средней Азии.

Средние температуры зимой: -240

Средняя температура летом: +80

Вывод: мы климатологи против строительства, так как при стоитлельстве повысится влажность, а значит, начнут изменяться климатические условия.

Группа гидрологи:

Несмотря на то, что осадков на равнине выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской, болота занимают здесь огромную площадь. В чём причины?

  1. Слабо расчленённый рельеф с  малыми относительными высотами приводит к затруднению поверхности стока.
  2. Реки имеют медленное течение и сильное меадрирование.
  3. Торф содержит до 94% воды и способствует ещё большему накоплению воды в болоте, а это приводит к подъёму грунтовых вод на территориях прилежащих к торфянику и их заболачиванию.
  4. Болота создают огромную проблему при освоении территорий равнины, делая её непроходимой и очень тяжёлой для освоения.

Вывод: мы гидрологи против строительства ГЭС, так как это будет причиной затопления территории и повышением уровня грунтовых вод и увеличение заболоченной территории.

Группа почвоведов:

На территории Западной Сибири располагаются почвы Арктические и тундровые глеевые, подзолистые тайги, пойменные. Все эти почвы используются в хозяйстве того населения, который поживает на данной территории. Так же используется в сельском хозяйстве. А при строительстве ГЭС большая часть земель будет уничтожена и многие поселения потеряют один из способов для выживания.

Вывод: мы почвоведы против. Постройка лишит людей земли, питания.

Группа биологов:

Западная Сибирь лежит в следующих природных зонах: тундра, лесотундра, тайга. Здесь находятся тёмнохвойные таёжные леса (ель, кедр, пихта), лиственничные таёжные леса. Из животных: песец, норка, бобр, лось, соболь. Из рыбы: щука, осетровые, налим, сиговые.

Важнейшим заповедником, который занимается восстановлением, охраной и изучением ценных, редких и исчезающих животных является Малая Сосьва.

Территория обладает большим запасом древесины, и если строить ГЭС, то эту древесину надо рубить, но для этого нужно много денег, и дешевле оставить его так, а когда придёт время, деревья начнут всплывать или тонуть. Что может привести к катастрофе и на станции и для воды.

Вывод: мы биологи против,  так как  может привести к уничтожению всего живого.

Группа энергетиков:

Мы решили не строить ГЭС на р. Обь не далеко от г. Салехард. Послушав мнения экспертов и посмотрев к чему это, может привести, мы передумали. Решили оставить этот проект в закрытом виде. Тем более этот проект окажется и очень дорогим, если его реализовать, то много денег уйдёт на предотвращение всех тех проблем, которые могут возникнуть.

Поэтому та энергия, которая есть на данный момент намного дешевле выходит для потребителя и для производителя, чем та, которая бы производилась при постройки ГЭС.

Общий вывод: строительство ГЭС на р. Обь не стоит реализовывать. Это может принести к большим катастрофическим ситуациям для природы и для человека.

 Литература для учащихся

3. Учебники для 8 кл. «Георгафия России» под ред. И.И.Бариновой, В.П.Сухова;

4. Учебники для 9 кл. «Георгафия России» под ред.В.Я.Рома, А.В.Даринского, К.Ф.Строева;

5. Учебники для 10 кл. «Экономическая и социальная география мира» под ред. В.П.Максаковского, Ю.Н.Гладкого.

6. Атласы, справочники по географии;

7.   Поурочные разработки по географии для 8 кл. «Природа России» Жижина Е.А. –     М. «ВАКО», 2004.

8.Поурочные разработки по географии 9 кл. «Население и хозяйство» » Жижина Е.А. – М. «ВАКО», 2005.

9.География России. 8 кл. «Природа» Баринова И.И.

10.Готовимся к экзамену по географии «Физическая и экономическая география мира» Максаковский В.П. и Петрова Н.Н.

11.Готовимся к экзамену по географии «Физическая и экономическая география России» Баринова И.И., Дронов В.П, Ром В.Я.

Информационные технологии: телевизор, радио, компьютерные учебные программы, Интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Тема: Строительство, строительные профессии.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи, связной речи, совершенствованию навыков звукобуквенного анализа.  Тема: Строительство, строитель...

Кроссворд по теме Строительство и архитектура

Творческая работа студентки. Возможно использование во внеклассной работе, а также на уроке на этапах контроля домашнего задания, закрепления знания лексики, а также с целью активизазии мыслительной д...

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...

Тест по истории на тему: "Строительство новой Европы".

Задания предназначены для проверки знаний по истории в 9 классе....

Сборник текстов и заданий по теме "Строительство" для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Представленное пособие составлено для студентов средних специальных учебных заведений строительного профиля в качестве дополнения к основному учебнику. Оно должно помочь преподавателю приблизить обуче...

Проект по теме Математика в строительстве

Проект по теме математика в строительстве...