Главные вкладки

    Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"
    методическая разработка по географии (8 класс) по теме

    Яковлева Нина Александровна

    Урок по географии в 8 класс

    Цель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».

    Задачи урока:

    1. Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

    2. Сформировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

    3. Вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

    Методы:

    • Деятельностный
    • Наглядно-иллюстрационный
    • Репродуктивный
    • Частично-поисковый
    • ИКТ
    • Виды контроля:

      • Самоконтроль
      • Контроль учителя

      Оборудование:

      • физическая карта России, мира,
      • мультимедио,
      •  учебники, атласы, контурные карты, таблицы,
      • кроссворды,
      •  презентация по животному миру Байкала,  компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.

       

       

      Ход урока.

          1 этап  Мотивационно-актуализационный.

      imageimage Формулирование целей урока учащимися по легенде.

      image

      На доске написана тема урока, но не до конца:

       “………- жемчужина Сибири”.Задача учащихся

       узнать объект изучения по легенде о его

       происхождении. (Приложение №1)

       “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля…

       Как бы не стала она на него обижаться!..

       И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? Какова тема сегодняшнего урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в теме урока./

          Актуализация опорных знаний.

      Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку (Приложение №2)

      Я знаю          

      Хочу знать

      Узнал 

       

       

       

       

       

      Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.

       Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?

          Постановка целей урока учащимися.

       А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.

       Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке

      imageimage

      image

      1. Географическое положение

                                           

       2. Происхождение

       3. Климат

       4. Воды

       5. Живые организмы.

       

      Дети их называют вразброс, не в такой

      последовательности.  Вопрос: “Почему я

      поменяла порядок ваших вопросов?”

      / Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке. (Приложение №3)

      2 этап Операционно – исполнительный.

      1. Особенности Байкала. Сообщение (Приложение №4)

      «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», -говорят сибиряки. «Байкал-далай» -

      называют его буряты – «Байкал – море»

      А. Байкал – великан, богатырь, красавец,

      Б. Глубина 1637., средняя – 730м

      В. Возраст 15-20 млн.лет,

      Г. Длина 620км, ширина от 24-79км

      Д. 1\10 пресных вод всей планеты, смена воды

       происходит за 332 года,

      Е. Впадает 336 рек, вытекает – одна – Ангара

       

      2. История освоения Байкала. Сообщение. (Приложение №5

                                                                         XVIIв, 1640 г. Первые сообщения о Байкале

                                                                         И.Д Черский, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас,

                                                                          В.А. Обручев, Л.С. Берг.

      3. Работа в парах

      1. Климат. Задание: определить показатели температур, осадков, климатический пояс, ветра ( климатическая карта, уч. стр 227.2. Особенности рельефа,

    •  

      3. Воды.  Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?

      Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

      Какой город стоит у берегов озера?

      4. Природная зона

       

      4. Значение Байкала. Сообщение.  (Приложение №6)

       

      3 этап  Контрольно-оценочный.

       

      1. Пользуя текст учебника на стр.226-227 определите, в чем уникальность вод озера? Составьте схему и докажите:

       

      Уникальность вод Байкала

       

      2. Реши кроссворд.

       

      Что обозначают эти цифры?

      А/ 40 м.

       Б/ 1637 м.

       В/ 15-20 млн.лет

       Г/ 332

       Д/ 650 км.

       1. Длина озера Байкал.

       2. Степень прозрачности Байкала.

       3. Возраст Байкала.

       4. Глубина озера.

       5. Время для полной смены воды

       6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.

       7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.

       

      Проверьте правильность своих ответов. Оцените работу.

       0 ош – 5; 2-3ош – 4; 4-5 ош – 3; 6-7 ош – 2.

    • 2. Определите, в чем Байкал является “чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?

      3. Шолохов на одном из съездов писателей

       сказал: “ Мы должны сохранить Байкал для

      будущих поколений”. Для чего?

      Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале.

      Все ли ваши вопросы раскрыты?

      Что нового вы узнали об озере?

      Заполните эту информацию в третьей

      колонке Таблицы. Исправьте неверные

      утверждения в первой колонке, если они есть.

      С помощью каких источников информации

      вы достигли поставленных целей?

       

      Выставление оценок. Д/З

       

       

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - Байкал"

    Презентация к уроку по теме "Жемчужина Сибири - Байкал" знакомит учащихся с географическим положением озера, раскрываются его основные характеристики, животный и растительный мир. Особое внимаени удел...

    План-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 классе Тема: «Жемчужина Сибири - Байкал»

    Урок-конференция «Жемчужина Сибири- Байкал»Цель урока: изучение особенностей Байкала и его окрестностей, показать значимость Байкала  в природе...

    Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"

    Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"....

    Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

    Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

    Урок географии "Байкал - жемчужина Сибири"

    Урок географии построен в соответствии с технологией развития критического мышления школьников....

    урок по теме Байкал-жемчужина Сибири

    Проводится в групповой форме...

    Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

    Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....