Главные вкладки

    "Изучение Земли как планеты в курсе географии"
    статья (география) по теме

    Первым систематическим курсом географии в основной школе является землеведение. Учитывая устойчивую тенденцию сближения природной и социально-экономической ветвей в школьной географии, одной из целей изучения данного курса в 6 классе является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_izuchenie_zemli_kak_.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изучение Земли как планеты в курсе географии

    Ф.А. Кайбалдиева, учитель географии

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тумакская средняя общеобразовательная школа» Володарского района

             Первым систематическим курсом географии в основной школе является землеведение. Учитывая устойчивую тенденцию сближения природной и социально-экономической ветвей в школьной географии, одной из целей изучения данного курса в 6 классе является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

            Основные задачи курса предусматривают формирование у шестиклассников среди прочих знаний и знания о Земле как планете Солнечной системы, о сферах Земли, природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли.

            В школьном курсе географии, в рамках изучения раздела  «Земля – планета Солнечной системы» большое внимание уделяется таким темам как «Солнечная система», «Планеты и звёзды», «Солнце-источник жизни на Земле» и другие [1]  .

            Учащимся из курса истории уже известно почитание и поклонение данному небесному телу как богу. С большим интересом шестиклассники воспринимают информацию о том, что думали наши предки о Солнце. Особый интерес вызывает рассказ о громадном каменном кольце Стонхендж в Англии – святилище Солнца и каменном «компьютере» [2].

            В Астрахани и Астраханской области проживают представители свыше ста народов и различных этнических групп. Поэтому немало важно знать о праздниках наших земляков. Древнейший праздник человечества- Пасха- тоже связан с Солнцем, даже само слово «Пасха» в немецком, английском и некоторых других языках имеет один корень со словом «восток». В это время года Солнце на своём пути достигает той точки на востоке, где начинается его весеннее восхождение. Рождество тоже приходится на время, когда полуденная высота Солнца перестаёт уменьшаться и начинает постепенно возрастать. Этот день называют «солнцеворотом» - так как Солнце поворачивает от зимы к лету.

            О возникновении Солнечной системы учащиеся познакомились  ещё в пятом классе на уроках природоведения, поэтому без труда называют гипотезы её возникновения. Обычно эта тема в шестом классе не вызывает затруднений у школьников. Кроме того, ими легко усваивается понимание, почему происходит смена дня и ночи и времён года. Ребята, при изучении данной темы, выполняют следующую самостоятельную работу:

    1. Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:

    …Когда я в комнате моей

    Пишу, читаю без лампады,

    И ясны спящие громады

    Пустынных  улиц и светла

    Адмиралтейская игла.

    И, не пуская тьму ночную

    На золотые небеса,

    Одна заря сменить другую

    Спешит, дав ночи полчаса.

    2. Ответьте на вопросы:

    1) О каком времени суток говорится в этом отрывке? Почему автор читает без лампады?

    2) Какое время года описывается в отрывке?

    3) О каком городе России идёт речь?

           Конечно, любой теоретический вопрос необходимо закреплять работой по карте. С целью формирования представления о годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца, о нагреве и освещении Земли мною на уроке проводится практическая работа. Данная работа состоит из трёх частей:

    1. На контурной карте полушарий обозначьте и надпишите, синим карандашом - полярные круги, красным карандашом – тропики
    2. Ответьте на вопросы:
    1. Почему на Земле происходит смена времён года?
    2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяется неравномерно?
    1. Схематическим рисунком изобразите положение Земли относительно Солнца 22 декабря.

           Данные темы, безусловно, нужно  изучать в курсе географии, так как необходимо создавать у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого  в системе координат всей Вселенной. В ходе обучения можно проводить интегрированные уроки, например, с преподавателями истории.

    Литературные источники:

    1. Сиротин В.И. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11кл./ О.А Климанова, В.В. Климанов; составитель  В.И.Сиротин – М.: Дрофа, 2009.-256с.- ISBN 5-7107-8248-3.
    2. Юбелакер Э. Солнце/ Др. Эрих Юбелакер; редактор Е.Л. Мосина. - М.: Слово, 2000. – 48с.- ISBN 3-7886-0416-6 (Германия), ISBN 5-85050-052-9 (Российская Федерация). 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - игра по теме "Земля-планета Солнечной системы"(география, 5 класс, ФГОС ООО)

    Данная презентация поможет провести обобщающий урок в 5 классе по географии в виде игры по изученному разделу "Земля- планета Солнечной системы" по авторской программе А.А. Летягина в рамках ФГОС ООО...

    Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.

    Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «География. Планета Земля»

    Для основной школы на основе ФГОС, примерной программы по географии УМК «Сферы» 5 класс. Базовый уровень. Срок реализации 2015– 2016 учебный год...

    Географический диктант 7 класс «Введение в курс «География. Земля –планета людей»».

    Географический диктант составлен к учебнику  7 класса «География. Земля –планета людей», авторы И. В. Душина, Т.Ю. Притула, , М.: Баласс ,образовательная система "Школа 2100"...

    Разработка урока по курсу «География. Начальный курс» 6 класс, глава «Строение Земли. Земные оболочки», тема: «Рельеф дна мирового океана»

    Разработка урокапо курсу «География. Начальный курс» 6 класс,глава «Строение Земли. Земные оболочки»,тема:«Рельеф дна мирового океана»...

    Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."

    Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...