Формирование универсальных учебных умений при интегрированном подходе
статья по географии по теме

В предложенной статье отражена роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_uchebnye_deystviya_v_integrirovanom_uroke.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании

географии и биологии

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся, сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне  учебных действий. В текстах, относящихся к стандартам второго поколения, речь уже идёт  об универсальных учебных действиях4.

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Работая в средней школе более десяти лет и анализируя результаты мониторингов и ГИА в разных формах,  мы отмечаем,  неумение учащихся переносить знания и умения с одного предмета на другой, т.к. традиционная система обучения имеет дело с множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой.

Организационный принцип традиционной системы - предметоцентризм (функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем), недостаточно влияет на мотивационную сферу в формировании учебной деятельности на уровне учебных действий. 

Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.  Поэтому назрела необходимость в интеграции школьных предметов в частности географии и биологии.

         Кроме того, интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия  в формировании УУД  на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии и т.д.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена  на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно  формировать и развивать  универсальные учебные действия.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественного цикла, что во многом связано с большим объемом содержания учебных программ.  

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет не только восприятие учебного материала, но развитие УУД. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.  

Положительные моменты интегрированного подхода  в формировании УУД:

Во-первых,  интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.

Во-вторых, планировать предметные цели и  результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.

В-третьих, создавать благоприятные условия  в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.

В-четвертых, использовать  высвобождаемое за этот счет учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Наравне с положительными моментами от использования интегрированного подхода есть и определенные трудности: 

  1. не все темы можно интегрировать по данным предметам в рамках одного урока, чаще это могут быть лишь элементы на определенных этапах.
  2. необходимо уделять достаточно много времени  для формирования и развития предметных учебных действий.
  3. обучающиеся должны иметь навыки самостоятельной работы.
  4. большая подготовительная работа  педагогов.

Однако, не смотря на все сложности, мы считаем необходимым продолжить работу по внедрению и освоению интегрированного подхода в формировании УУД. По сравнению с традиционными формами обучения данный подход гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний обучающихся, повышение уровня сформированности ключевых компетентностей, меняется мышление ученика: оно становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат, качественную подготовку к сдаче ЕГЭ.

 Какую же функцию выполняют универсальные учебные действия  в интегрированном уроке:

во-первых,  обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

во-вторых,  создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;

в–третьих,  обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностные.

2.Регулятивные.

3.Познавательные.

4.Коммуникативные.

          Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения интегрированного урока. Отбор и структурирование содержания урока, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

 Условия, обеспечивающие развитие УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:

  1. сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
  2. основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
  3. сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
  4. организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) посредством географического и биологического знания. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием, но на интегрированном уроке значимость УУД более актуальна.

         Овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.   Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

                познавательные и учебные мотивы;

     учебную цель;

     учебную задачу;

     учебные действия и операции;

     контроль и оценка;

     рефлексия.

Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того  чтобы это происходило качественно, чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УД стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, мы считаем  необходимым целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка,  надо учитывать его возрастно-психологические особенности (см. выше).  

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом (биология, история, информатика, химия и др.) В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса формирования УУД, в выборе методов и средств обучения. На своих уроках мы в той или иной степени сталкиваемся с элементами интеграции: фрагментарной и узловой. Но на наш взгляд синтезированная интеграция является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса,   и тем самым  достигаются метапредметные результаты.

 Главной идеей представленного нами опыта работы является раскрытие личности ученика в школе, воспитание потребности в образовании и духовном росте. Налаживание доброжелательной среды в школьном коллективе невозможны без общения учителя с учеником, учениками между собой. Общения вербального и невербального, спонтанного и хорошо спланированного, но главное равноправного, являющегося фактором интеллектуального развития ребенка, становления его личности. Поэтому в системе нашей работы большое место занимает личностно ориентированное взаимодействие, «педагогика сотрудничества», основанная на принципах гуманистического обучения.

Мы не претендуем на концептуальную новизну данной разработки, в основу ее положен традиционный деятельностный подход, но технология реализации является достаточно современной, актуальной и инновационной для достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах и закрепленных в государственных документах в области образования.

 Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и кропотливой работы с дополнительными источниками информации.  Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышая тем самым самооценку и понимание необходимости пополнения своих знаний за пределами материала учебника. Кроме того, при планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К учащемуся при проведении интегрированного урока предъявляются следующие ключевые компетентности: умение выдвигать гипотезу и видеть проблему, умение находить и использовать различную информацию, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание выводы других, выступать публично, литературно выражать свои мысли.

 Соединение разных видов деятельности является продуктивным. Деятельность в своём процессе рождает и внутренние побуждения школьников (мотивы), и отношение их к учению, к общению в коллективе, к учителю, отчего часто зависят и результаты обучения и учения. Она оказывает влияние не только на личность ученика, но и на процесс сплочения и развития ученического коллектива. При этом важны отношения и зависимости между учениками, ведь общение – атрибут всякой деятельности.

Общими рекомендациями по формированию  УУД в ходе образовательного процесса  на интегрированных уроках,  являются следующее:

  1. Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом  психологическими особенностями учащихся.
  2. Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
  3. Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или  сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
  4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия.  
  1. Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по школьным предметам с целью обеспечить формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:

  1. способствуют развитию научного стиля мышления учащихся;
  2. планировать предметные цели и  результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.
  3. создавать благоприятные условия  в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.
  4. формируют комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  5. повышают качество знаний учащихся;
  6. повышают и развивают интерес учащихся к предметам естественного цикла;
  7. позволяют использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  8. расширяют кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  9. приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.

Исходя из анализа проведенных уроков, мы считаем, что критериями эффективности являются:

  1. Высокая мотивация учащихся по предметам;
  2. Овладение  УУД:
  1. умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;
  3. умение взаимодействовать в коллективе, вести себя, представлять себя.

Динамика уровня сформированности  универсальных учебных действий в 7 классе.

Универсальные учебные действия

На начало года 2010 – 2011 у.г

На конец года 2010 – 2011 у.г

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Целеполагание

8 %

20 %

72 %

6 %2

10 %

82  %

Отбор информации

10 %

24 %

66 %

6 %

14 %

80 %

Самооценка

12 %

16 %

72 %

8 %

10 %

82 %

 

  1. Положительная динамика качества обучения;

Результаты положительной динамики качества обучения

Класс

Год

Качество знаний по данной теме по географии

Качество знаний по данной теме по биологии

Качество знаний интегрированного  урока

7 класс

2009-2010

54 %

54 %

-

7 класс

2010-2011

60 %

62 %

78%

8 класс

2009-2010

59 %

64 %

79 %

8 класс

2010-2011

65 %

67 %

82%

9 класс

2009-2010

54 %

53 %

68%

9 класс

2010-2011

61 %

61 %

70 %

 

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.

Интегрированные  уроки – необычны по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому такие уроки следует практиковать всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки  педагогов.

Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация была бы переходом на новый качественный уровень образования, позволяющей активно формировать универсальные учебные действия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство формирования универсальных учебных действий

Интегрированные урокикак средство формирования универсальных учебных действий. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами...

Роль системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий

доклад для Муниципальной научно-практической конференции МКУ «МЦ»...

«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »

Доклад на данную тему актуален в рамках   внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...

Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"

Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Коррекция знаний учащихся и формирование универсальных учебных умений во время анализа контрольной работы

Коррекцию знаний учащихся можно провести посредством работы над ошибками, допущенными в контрольной работе по определенной теме. Правильно организованная работа на таких уроках не только   п...

«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)

В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...