Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
статья по географии на тему


Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересовать учащихся, привить любовь к предмету, показать многообразие и красоту нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._gapenkova_l.p.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

Гапенкова  Л.П.,

учитель географии

ГОБОУ  МСКОШИ  

с. Минькино.

   Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересовать учащихся, привить любовь к предмету, показать многообразие и красоту нашей планеты. До появления кабинета технических средств обучения, на уроках я использовала имеющиеся наглядные пособия, но результат был не настолько эффективным. Сейчас, когда компьютер является незаменимым помощником учителю в процессе обучения, работать становится легче и интереснее. Педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Необходимо создавать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать свой  творческий потенциал.  

   Не секрет, что основным средством обучения географии, по-прежнему остаётся учебник с атласом, однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради), так называемый учебно-методический комплекс. Кроме того, можно использовать и другие средства обучения – это интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии, электронные учебники, ГИС, а также возможности Интернета и  т. д). Интерактивные средства обучения позволяют учителю или ученику управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.

    Учителя географии, пожалуй, более других предметников нуждаются в привлечении ресурсов Интернет для актуализации и визуализации фактической информации о России и мире, для восполнения недостатка  печатных карт и космических снимков разных масштабов.

    В своей деятельности я уже давно  активно использую информационные технологии. Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,  что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.  А «технология» от греческого слова techne – искусство, мастерство, умение, навыки, методы и приёмы реализации в какой- либо  области человеческой деятельности. В словаре русского языка технология – это совокупность знаний о способах осуществления каких – либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определённой последовательности, из которых складывается процесс.   Новые информационные технологии вносят в работу разнообразие.  Уроки с использованием ресурсов Интернет  представляют собой связь новых информационных технологий  с новыми педагогическими: меняется  позиция  учителя (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, консультантом  процесса исследования, поиска, подбора и переработки информации, в какой - то степени тьютором).  Осуществляется деятельный подход  взаимодействия «учитель»– «ученик».

   Для результативного  сотрудничества с учениками  на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь  следующих  условий:

- уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика  современный персональный компьютер.  В нашей школе-интернате   классы по количеству учащихся -  небольшие (от 7 до 10 учеников), поэтому есть возможность на уроке каждому поработать за компьютером, либо организую работу в группах;

-предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;

-предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере (максимум 20 минут);

- создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности (более продвинутые ученики,  «компьютерные гении» могут помогать тем, кто  недостаточно хорошо владеет компьютером.

   Оценивая опыт проведения уроков с использованием новых информационных технологий, можно сделать вывод, что при четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания.  Каждый ученик  является важным звеном в структуре урока.  Происходит развитие самообразовательной активности.

 Для демонстрации материала, чаще всего, я использую программы  Power Point и Smart  Notebook. Информацию для презентации беру из книг, с CD-дисков, Интернета.

По объему информации Интернет опережает все известные  источники. Зачастую,  из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно.

   Предлагаю Вашему вниманию один из уроков географии, проведённый с учащимися  10 класса, с использованием ресурсов Интернет.

Тема урока: «Европейский Север» (авторский урок)

Деловая игра – «Совет регионов»

Тип урока: Урок обобщения знаний по теме: «Европейский Север».

Цели урока:

1.   Сформировать целостное представление о современном хозяйстве региона, проблемах и перспективах развития.

2.   Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации. Развитие проектно-исследовательских и  творческих способностей обучающихся.

 Способствовать воспитанию у  учащихся чувства гордости за свой край, уважения к занятиям, традициям и быту населения Севера.

3.    Формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

4.  Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного обучения.

Урок проводится с использованием компьютерной мультимедийной презентации  «Европейский Север».

Задачи урока:

 Дать характеристику крупным городам Европейского Севера. Выделить город, который бы мог претендовать на роль «региональной столицы».  Выявить преимущества и потенциальные возможности этих городов.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый; наглядно-иллюстративный

Технология проблемного обучения, проектная деятельность на уроке и во внеурочное время.

Учебно-методическое обеспечение:

Алексеев А. И. География России.  Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: «Дрофа» - 2007г.

Учебно-наглядный комплекс

  1. Персональные компьютеры , операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор,  интерактивная доска  Smart.                                                                                                            
  2. Экономическая карта России. Карта России: административно-территориальное устройство.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Операционная среда - Windows XP;   Microsoft Office Power Point,  Интернет ресурсы, программа  Smart  Notebook.                                                              
  2. Вид медиапродукта – Наглядные  презентации субъектов Европейского Севера, Microsoft Office PowerPoint.
  3. Буклет

Целесообразность использования медиапродукта – повышение эффективности усвоения  материала; развитие проектно-исследовательской  компетентности обучающихся;  интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Технологическая карта урока. Структура урока:

I. Подготовительный этап.

Опережающее задание группам, консультации. Подготовка группой презентации (c использованием Microsoft Office Power Point)  по теме: « Города, претендующие на звание «региональной столицы» Европейского Севера. Преимущество и потенциальные возможности каждого из этих городов».

(Презентации могут готовиться и на уроках информатики, и в домашних условиях).

II. Организационный этап.   (Мотивационно-целевой)

Дидактическая задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.

   Учитель: Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Европейский Север».  Перед Вами буклеты. Найдите на странице №4 таблицу  «рефлексия». Пожалуйста, отметьте в таблице Ваше настроение в начале урока.

  Урок будет проходить в форме деловой игры «Совет региона».  Вам будут представлены авторские презентации. По ходу презентаций вы заполняете систематизирующую таблицу  в буклетах стр. №2-3 и готовите вопросы выступающей группе.

II.   Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию материала. ( Процессуально-содержательный)

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Эпиграф: «О город! О сборник задач без ответов

                       О ширь без решенья и шифр без ключа»

                                                                         Б. Пастернак

? Проблемный вопрос

У Европейского Севера нет ярко выраженной «региональной столицы». В ходе нашего урока мы должны выяснить, какие города могли бы претендовать на эту роль?

 В чём преимущества и потенциальные возможности каждого из этих городов?

III Этап обобщения и систематизации материала.

Дидактическая задача этапа: систематизировать знания обучающихся по данной теме, активизировать деятельность в процессе  выполнения заданий.

1)    Повторение. Самостоятельная работа

   Начнём урок мы с небольшого повторения общей характеристики региона.

Задание №1.

  Укажите субъекты федерации, которые входят в состав Европейского Севера:

а)  Ленинградская область;     б)  Мурманская область

в)  Республика Карелия;          г)  Вологодская область

д)  Республика Коми;               е)  Республика Якутия

ж) Псковская область;             з)  Новгородская область

и)  Архангельская область

   (ответы на интерактивной доске - самооценка).

Показать по карте состав.

Задание №2

Выберите правильные утверждения:

а)  Северный район – крупнейший по территории экономический район в Западной зоне.

б)  Северный район занимает выгодное приморское положение.

в)  Северный район обладает развитой транспортной инфраструктурой, связывающей его с Центральной Россией.

г)  Северный район имеет невыгодное соседское положение по отношению к экономически развитым районам европейской части  страны.

д)  Северный район имеет выгодное положение по отношению к внешнеторговым партнёрам России.            

Аргументируют ответы.

2)    Творческие презентации учеников. «Что ни город, то норов!»

Группы  поочередно проводят презентацию своего города с применением компьютера и интерактивной доски. Отвечают на поставленные классом вопросы. Каждой группе на презентацию и вопросы отводится 3 минуты.

  (презентации подготовлены учениками  в Microsoft Office Power Point).

  Обучающиеся по ходу презентации заполняют систематизирующую  таблицу: 

                          «Характеристика городов Европейского Севера».

Название города

Численность населения

Особенность ЭГП

Отрасли специализации

Крупные промышленные предприятия

Наиболее известные памятники архитектуры, культуры и истории

Проблемы

Поиск в Интернете

Учитель:    Так какие же  города могли бы претендовать на роль   «региональной столицы».

 В чём преимущества и потенциальные возможности каждого из этих городов?

 Учитель:  Обратите внимание, мы с вами не рассмотрели один вопрос- это проблемы городов. Давайте, попробуем определить, какие могут быть проблемы у города.

Выполните  задание №3, проверьте ответ и поставьте оценку, а также итоговую за три задания (лист №2-3).

 Задание №3.

Выберите проблемы, которые актуальны для Европейского Севера:

а)  развитие системы автомобильных и железнодорожных дорог;

б) комплексная переработка руд цветных металлов и древесины;

в) борьба с эрозией почв и мелиорацией земель;

г) рекультивация земель в местах добычи полезных ископаемых;

д) ликвидация космодрома Плесецк, как центра экологической опасности;

е) борьба с загрязнением поверхностных вод и Баренцева моря.

Учитель:     Учёные различают следующие группы  экологических проблем:

1.       Антропоэкологические – защита здоровья людей от неблагоприятных воздействий природных условий и хозяйственной деятельности человека.

2.    Ресурсно-хозяйственные – обеспечение населения продовольствием, природными ресурсами для развития производства.

3.    Природноландшафтные – охрана природы от разрушительного природного воздействия.

На примере своих городов покажите проявление этих групп экологических проблем а также других. Наметьте пути их решения.

Найдите информацию в Интернете. Заполните таблицу.

Каждому  ученику был предложен список сайтов  (http://www.gov.karelia.ru,

http://www.ru.wikipedia.org; www.wikipedia.org; www.murman.ru; www.b-port.ru; www. arhangelskobl. ru;  www.Vologda-oblast.ru и д.р), с целью экономии времени.

Д.З   Важнейшая проблема  Европейского Севера - будущее его лесного комплекса.

       В чём сущность проблемы?     Наметьте пути её решения

     *  Найдите информацию используя  Интернет и  дополнительную литературу.

  1.  Оформите  д.з. в виде презентации.    Подготовьте устное сообщение.

    Этот урок наглядно показывает, что реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.

Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются - повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации.

Литература:

1.  Н.Н.Петрова., Д.В. Новенко. География: Примерное поурочное планирование с использованием аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9). – М.: Школа-Пресс. 1990. – с 4.

2.  Н. Угринович.  Информатика и информационные технологии (10-11). – М.: Бином. Лаборатория знаний.2002.  – с 72.

3.  Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов. – М: Мир книги. 2004. – с 368.

4.  Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. -  М: Мир книги. 2003. – с 399.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

       Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно  мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время

Понятие «инновация»  определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.         В качеств...

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

       Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно  мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...