Опорные конспекты по теме "Литосфера и рельеф" (6 класс)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Огурцова Анна Львовна

Большинство обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют нестабильные графомоторные навыки. Задача учителя - минимизировать временные затраты на выполнение письменных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 1: «Земля и ее строение»

Литосфера

 (греч. «литос» - камень)– 

верхняя твердая оболочка Земли

Внутреннее строение Земли

Особенности

Ядро

Два слоя: внутреннее ядро (твёрдое) и внешнее ядро (жидкое).

Температура - до 6000 градусов.

Состоит из железа и никеля.

Мантия –

«покрывало»

 Температура – до 2000 градусов. Находится в твёрдом состоянии, за исключением небольшого слоя в верхней части. Расплавленное вещество мантии – магма.

Земная кора –

верхняя часть литосферы

Толщина от 5 до 70км. Материковая и океаническая.

Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности.

Строение земной коры

         материковая                                                                                         океаническая

средняя толщина – 30-40км                                                      средняя толщина – 3-7км

под горами – до 70км

Слои: осадочный, гранитный, базальтовый                           Слои: осадочный, базальтовый

Урок № 2: «Горные породы и минералы»

                                     минерал                                                   горная порода

(однородное по составу вещество)                          (состоит из 1 или нескольких минералов)

кварц                                                                                     гранит                  глина

слюда                                                                                     песок                    торф

полевой шпат                                                                     известняк             каменный уголь

Горные породы разнообразны по цвету, блеску, прочности и другим свойствам.

Горные породы и минералы, используемые человеком, называются полезными ископаемыми.

Группы горных пород

Группы

Определение

Примеры

Магматические

- это породы, образовавшиеся _____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Бывают:

_____________________________

_____________________________

Осадочные

- это породы, которые

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Бывают:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Метаморфические

- это породы, образовавшиеся в результате ___________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Урок № 3: «Движения земной коры»

(технология опережающего обучения)

Причины изменения: внутренние (эндогенные) процессы

Неотектонические движения

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Землетрясения

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Вулканизм

___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

Причины изменения: внешние (экзогенные) процессы

Древние оледенения

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Деятельность моря

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность текучих вод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Процессы под действием силы тяжести

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность человека

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уроки № 5,6: «Формы рельефа земной коры»

(рельеф – все неровности земной поверхности)

ГОРЫ

РАВНИНЫ

  1. Определение

Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот

Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью

2. Строение

* ______________________________

* ______________________________

* ______________________________

2. Виды

  1. если совсем нет понижений и возвышений, то равнина – ___________________
  2. если встречаются холмы, то равнина -  ____________________

  1. Различие по высоте

*низкие – высота до ________  м

*средние – высота от ___ до___м

*высокие – высота более ____  м

*низменности – от ______ до _______ м над уровнем моря

*возвышенности – от ______  до ______ м над уровнем моря

*плоскогорья – более _____ м  над уровнем моря

*впадины – ниже уровня моря

  1. Примеры: найти на карте, запомнить расположение

Анды (Ю.Америка) – самые длинные на Земле

Уральские (Евразия) – самые длинные в России

Гималаи (Евразия) – самые высокие на Земле, с вершиной - Джомолунгма – самой высокой на Земле

Кавказские (Евразия) – самые высокие в России, с вершиной – Эльбрус – самой высокой в России

Западносибирская (Евразия) – самая большая плоская равнина на Земле

Восточно-Европейская (Евразия) – холмистая равнина, почти в центре находится Москва

Амазонская (Ю.Америка) – самая большая низменность на Земле

Аравийское  (Африка) – самое большое плоскогорье на Земле

Среднесибирское  (Евразия) – самое большое плоскогорье в России

Прикаспийская низменность (Евразия) – самая большая впадина в России

  1. Другие определения, которые надо знать

*горы, расположенные  в ряд, образуют ___________________

*понижения, разделяющие соседние горные хребты, называются ____________________

*обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов, называется ______________________

*большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий называется ___________________________

*низменности

*возвышенности

*плоскогорья

*впадины

Уроки № 5,6: «Формы рельефа земной коры. Значение гор и равнин для человека»

(вариант 2)

ГОРЫ

РАВНИНЫ

Изменяются под действием ___________________________________

___________________________________

Изменяются под действием ___________________________________

___________________________________

В результате деятельности внешних сил

____________________________________

____________________________________

____________________________________

В результате деятельности внешних сил

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Использование человеком

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Использование человеком

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Урок №8: Контрольный тест по теме: «Литосфера»

  1. Определи, какая из равнин холмистая:
  1. Западно-Сибирская
  2. Восточно-Европейская
  3. Амазонская
  4. Прикаспийская
  1. Определи, какая из равнин является низменностью
  1. Западно-Сибирская
  2. Восточно-Европейская
  3. Среднесибирская
  4. Прикаспийская
  1. Периодически действующие водные источники – это:
  1. родники
  2. колодцы
  3. гейзеры
  4. фонтаны
  1. Какими бывают горы по высоте? (возможны несколько ответов)
  1. высокие
  2. высочайшие
  3. средние
  4. низкие
  1. Самая верхняя часть горы – это:
  1. склон
  2. подошва
  3. вершина
  4. хребет
  1. По высоте равнины делятся на (возможны несколько ответов):
  1. возвышенности
  2. низменности
  3. впадины
  4. плоскогорья
  1. Основные части дна Мирового океана (возможны несколько ответов):
  1. шельф
  2. склон
  3. ложе
  4. желоб
  1. Самые высокие горы мира:
  1. Гималаи
  2. Уральские
  3. Кавказские
  4. Анды
  1. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется:
  1. очаг
  2. эпицентр
  3. сейсмический пояс
  4. грабен
  1. Основные формы рельефа Земли (возможны несколько ответов):
  1. горы
  2. низменности
  3. хребты
  4. равнины

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме: Списки 8 класс

Списки в Word 2007 бывают нумерованные и маркерованные. Здесь изложен материал урока в зжатом виде....

Опорные конспекты по физике в 7 классе

Опорные конспекты по всем темам к учебнику "ФИзика - 7" автор ГромовС. Родина И....

опорные конспекты по физике для 10 класса

Опорные конспекты по физике для 10 класса  к учебнику физики авторов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Бухевцева, Н.Н. Сотского. Опорные конспекты можно использовать при изложении нового материала, при повторе...

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"...

Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"

В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...