Главные вкладки

    Методическая разработка по географии (6 класс) по теме:
    Опорные конспекты по теме "Литосфера и рельеф" (6 класс)

    Огурцова Анна Львовна

    Большинство обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют нестабильные графомоторные навыки. Задача учителя - минимизировать временные затраты на выполнение письменных заданий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок № 1: «Земля и ее строение»

    Литосфера

     (греч. «литос» - камень)– 

    верхняя твердая оболочка Земли

    Внутреннее строение Земли

    Особенности

    Ядро

    Два слоя: внутреннее ядро (твёрдое) и внешнее ядро (жидкое).

    Температура - до 6000 градусов.

    Состоит из железа и никеля.

    Мантия –

    «покрывало»

     Температура – до 2000 градусов. Находится в твёрдом состоянии, за исключением небольшого слоя в верхней части. Расплавленное вещество мантии – магма.

    Земная кора –

    верхняя часть литосферы

    Толщина от 5 до 70км. Материковая и океаническая.

    Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности.

    Строение земной коры

             материковая                                                                                         океаническая

    средняя толщина – 30-40км                                                      средняя толщина – 3-7км

    под горами – до 70км

    Слои: осадочный, гранитный, базальтовый                           Слои: осадочный, базальтовый

    Урок № 2: «Горные породы и минералы»

                                         минерал                                                   горная порода

    (однородное по составу вещество)                          (состоит из 1 или нескольких минералов)

    кварц                                                                                     гранит                  глина

    слюда                                                                                     песок                    торф

    полевой шпат                                                                     известняк             каменный уголь

    Горные породы разнообразны по цвету, блеску, прочности и другим свойствам.

    Горные породы и минералы, используемые человеком, называются полезными ископаемыми.

    Группы горных пород

    Группы

    Определение

    Примеры

    Магматические

    - это породы, образовавшиеся _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    Бывают:

    _____________________________

    _____________________________

    Осадочные

    - это породы, которые

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    Бывают:

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    Метаморфические

    - это породы, образовавшиеся в результате ___________________

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    Урок № 3: «Движения земной коры»

    (технология опережающего обучения)

    Причины изменения: внутренние (эндогенные) процессы

    Неотектонические движения

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    Землетрясения

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    Вулканизм

    ___________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________

    Причины изменения: внешние (экзогенные) процессы

    Древние оледенения

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    Деятельность моря

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Деятельность текучих вод

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Процессы под действием силы тяжести

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Деятельность человека

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Уроки № 5,6: «Формы рельефа земной коры»

    (рельеф – все неровности земной поверхности)

    ГОРЫ

    РАВНИНЫ

    1. Определение

    Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот

    Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью

    2. Строение

    * ______________________________

    * ______________________________

    * ______________________________

    2. Виды

    1. если совсем нет понижений и возвышений, то равнина – ___________________
    2. если встречаются холмы, то равнина -  ____________________

    1. Различие по высоте

    *низкие – высота до ________  м

    *средние – высота от ___ до___м

    *высокие – высота более ____  м

    *низменности – от ______ до _______ м над уровнем моря

    *возвышенности – от ______  до ______ м над уровнем моря

    *плоскогорья – более _____ м  над уровнем моря

    *впадины – ниже уровня моря

    1. Примеры: найти на карте, запомнить расположение

    Анды (Ю.Америка) – самые длинные на Земле

    Уральские (Евразия) – самые длинные в России

    Гималаи (Евразия) – самые высокие на Земле, с вершиной - Джомолунгма – самой высокой на Земле

    Кавказские (Евразия) – самые высокие в России, с вершиной – Эльбрус – самой высокой в России

    Западносибирская (Евразия) – самая большая плоская равнина на Земле

    Восточно-Европейская (Евразия) – холмистая равнина, почти в центре находится Москва

    Амазонская (Ю.Америка) – самая большая низменность на Земле

    Аравийское  (Африка) – самое большое плоскогорье на Земле

    Среднесибирское  (Евразия) – самое большое плоскогорье в России

    Прикаспийская низменность (Евразия) – самая большая впадина в России

    1. Другие определения, которые надо знать

    *горы, расположенные  в ряд, образуют ___________________

    *понижения, разделяющие соседние горные хребты, называются ____________________

    *обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов, называется ______________________

    *большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий называется ___________________________

    *низменности

    *возвышенности

    *плоскогорья

    *впадины

    Уроки № 5,6: «Формы рельефа земной коры. Значение гор и равнин для человека»

    (вариант 2)

    ГОРЫ

    РАВНИНЫ

    Изменяются под действием ___________________________________

    ___________________________________

    Изменяются под действием ___________________________________

    ___________________________________

    В результате деятельности внешних сил

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    В результате деятельности внешних сил

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    Использование человеком

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    Использование человеком

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    Урок №8: Контрольный тест по теме: «Литосфера»

    1. Определи, какая из равнин холмистая:
    1. Западно-Сибирская
    2. Восточно-Европейская
    3. Амазонская
    4. Прикаспийская
    1. Определи, какая из равнин является низменностью
    1. Западно-Сибирская
    2. Восточно-Европейская
    3. Среднесибирская
    4. Прикаспийская
    1. Периодически действующие водные источники – это:
    1. родники
    2. колодцы
    3. гейзеры
    4. фонтаны
    1. Какими бывают горы по высоте? (возможны несколько ответов)
    1. высокие
    2. высочайшие
    3. средние
    4. низкие
    1. Самая верхняя часть горы – это:
    1. склон
    2. подошва
    3. вершина
    4. хребет
    1. По высоте равнины делятся на (возможны несколько ответов):
    1. возвышенности
    2. низменности
    3. впадины
    4. плоскогорья
    1. Основные части дна Мирового океана (возможны несколько ответов):
    1. шельф
    2. склон
    3. ложе
    4. желоб
    1. Самые высокие горы мира:
    1. Гималаи
    2. Уральские
    3. Кавказские
    4. Анды
    1. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется:
    1. очаг
    2. эпицентр
    3. сейсмический пояс
    4. грабен
    1. Основные формы рельефа Земли (возможны несколько ответов):
    1. горы
    2. низменности
    3. хребты
    4. равнины

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС

    ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС...

    Опорный конспект по теме "Имя прилагательное" 6 класс

    Данная схема может быть использована как в начале изучения темы, так и в конце, когда идет обобщение материала....

    Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме "Уравнения"

    Опорный конспект содержит объяснение нового материала....

    Опорный конспект по теме "Деепричастие" в 7 классе

    Опорный конспект демонстрируется на интерактивной доске на вводном уроке по теме. Учащиеся переносят его в специальные тетради для ОК, которые ведутся ими с 5 класса....

    Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме "Решение задач с помощью уравнений"

    Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме: Решение задач с помощью уравнений....

    Подготовка к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. Опорный конспект по орфографии и лексике

    Таблицы, помогающие вспомнить основные правила и понятия, которые использованы в тестах ОГЭ....

    Методическое пособие для учителя. Опорные конспекты по теме "Политика" для 9 класса

    Раздел "Политика", изучаемый в 9 классе содержит большой объем материала, который, как правило, вызывает трудности у учащихся. Для более легкого его усвоения имеет смысл представить его в фо...