Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии (6 класс) по теме

Горячева Ирина Анатольевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

             «Активизация учебно-познавательной деятельности    учащихся на уроках географии»

                                      Горячева Ирина Анатольевна

        учитель географии

                                 ГБОУ№334 Невского района

                                 города Санкт-Петербурга

                             

                                          Санкт-Петербург

                                                             2012

                       

         

                                 Содержание:

       1.Актуальность  опыта -  стр.2

       2.Ведущая педагогическая идея –  стр.3-4

3.Описание технологии опыта -   стр.4- 20

       4.Результативность -  стр. 20-21

5.Литература –  стр. 21

6.Приложение – стр. 22

Актуальность  опыта.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысления цели и результата образования.    Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций.

Образование, ориентированное на личность обучаемого, не может не быть и социально ориентированным. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении в образовательный процесс личностно-ориентированного обучения.  

Ведущая педагогическая идея.

        Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность,   субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем  согласовывается с содержанием образования. (1)

При этом знания начинают играть вторичную роль, выполняя функцию средства в развитии личности.   В качестве основного результата выступает развитие, прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих способностей личности.  Личностно-ориентированное обучение не столько

задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

В личностно-ориентированном образовании знание всегда личностно окрашено, оно обретает личностный смысл.

Обучаемому сначала нужно понять, зачем ему это знание, как оно связано с его индивидуальными мотивами, принять знание через постановку учебной задачи и только на этой основе освоить его как часть сознания.

В личностно-ориентированном образовании субъективно осваиваемое знание -  целостно и  системно, проблемно и открыто, что предполагает возможность его развития.

В личностно-ориентированном образовании присутствует субъект – субъектный тип взаимодействия, реализуемый в совместной деятельности. Здесь представлены два полноправных участника процесса, имеющие собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности. (2)

В качестве единицы деятельности выступает не отрезок усвоенного учебного материала, а шаг в развитии обучаемого.

Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться  в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний.

Знания, если они понадобятся человеку с такими привычками, он сумеет всегда найти их сам в книгах, справочниках и т.д. В системе личностно-ориентированного образования обучаемый – «человек духовный»; внутренне ориентированная личность.

Ученик в учебном процессе выступает с позиции исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению собственных действий.

 Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьной географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.

Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Географические знания- основа любой профессии. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

Описание технологии опыта.

Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания. Личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учится, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать.

Первый этап урока – ориентировочно-мотивационный – очень важный. Он включает в себя мотивацию учащихся на предстоящую деятельность, процедуру проблематизации, совместной с детьми постановку учебной задачи. На уроках создаю условия для осмысления учебной деятельности. Для этого помогаю им осознать цель предстоящей деятельности, осмыслить и принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом. Цель выполняет функцию направления деятельности и она должна быть четко сформулирована. Четкая цель структурирует всю систему действий, из которых состоит деятельность. Поэтому на уроках я обрабатываю приемы коллективного целеполагания. Внутренне принятие цели на методическом уровне облегчается, если создать положительный психологический настрой на предстоящую работу. Главное – создать у детей педагогическую связку «потребность – цель».

Цель учебной деятельности представляется мне, как стремление изменить степень обученности, воспитанности и развития учащихся.

Стимулирует принятие цели предстоящей деятельности правильно организованные учителем до начала изучения новой темы проблемные ситуации, которые вызывают у детей внутреннюю необходимость разобраться в неизвестном. В основе процедуры проблематизации лежит постижение учеником собственного незнания, а далее формирование психологической позиции для устранения этого незнания. Это означает, что методическое обеспечение процесса должно способствовать возникновению ощущения конфликта между знанием и незнание. Ученик начинает генерировать учебную задачу и поднимается на уровень целеполагающего субъекта.

Например. Урок по теме «Движение воздуха. Ветер». 6 класс.

Урок начинаем с демонстрации опыта: горит свеча, над ней полоски папирусной бумаги, держим над ней; они поднимаются. Задаю вопрос учащимся: ПОЧЕМУ? Предлагаю обсудить. В ходе обсуждения поставленной проблемы школьники приходят к выводу: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги.

Далее я обращаюсь к учащимся: «Так о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке». Они дают ответ: «О движении воздуха».

Пример.

Можно столкнуть жизненные представления с научными фактами с помощью фактических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно  допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение  проблемы.

Тема «Зоны тундры» - 8 кл.

Задание:

  1. Не глядя на карту, подумать, где должна находиться граница тундры, нанести простым карандашом на контурную карту.
  2. Сравнить с тематической картой. Провести границу точно. Возникает проблемная ситуация.
  3. Следует проблемный вопрос: «Почему зона тундры на территории России постепенно расширяется к югу до 60° с.ш., в то время как в европейской части на этой широте находится зоны смешанных и широколиственных лесов?»
  4. Пример.

При изучении темы «Северный Ледовитый океан» ставлю проблемный вопрос: «Почему Северный Ледовитый океан, как ни странно, не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши Северного полушария?»

Использование на уроке дидактически обоснованной системы проблемных ситуаций, которые одновременно воздействуют на рациональную и эмоционально-волевую сферу личности школьника, позволяет управлять  мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием  развития умственных способностей, повышением познавательной активности в процессе овладения знаниями. Вырабатываются  навыки умственных операций и действий, формируется способность открывать новые способы действий, путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Цель  развития ориентирую в основном на развитии психических качеств учащихся: интеллект (мышления), познавательных знаний.

После постановки цели урока я часто спрашиваю учащихся: «Зачем нам необходимо знать данную тему?». В процессе обсуждения выясняется значимость ее использования в повседневной жизни.

Когда этап постановки задачи учащимися завершен, мы начинаем планирование учебной деятельности. На этом этапе урока я спрашиваю учащихся: «как мы будем решать поставленные задачи, и  что будет необходимо для их решения?»

После обсуждения моих вопросов в парах, дети предлагают различные способы решения задачи урока, исходя из того, какими средствами обучения мы располагаем на уроке:

        а/ думать самостоятельно над вопросами и заданиями;

        б/  вести диалог в парах, затем коллективный диалог по их обсуждению;

        в/ работать с учебником, картами, схемами, таблицами и т.д.

Важным элементом учебной деятельности учащихся является рефлексивная деятельность. Поэтому следующим моментом урока является обсуждение вопроса: «Что мы будем контролировать?». Намечаем такие формы проведения рефлексии:

а/  самоконтроль по учебнику;

б/  взаимоконтроль во время диалога в паре;

в/ контроль со стороны класса во время коллективного диалога;

г/   контроль со стороны учителя;

д/   поэтапный контроль;

е/   итоговый контроль учителем.

Определив задачи урока и спланировав деятельность по их выполнению, мы приступаем к реализации плана.

Функция моя, как учителя, после вовлечения учащихся в познавательную деятельность на всех этапах их собственной работы осуществляется как организационно-сопровождающая. Работаем точно по намеченному плану, последовательно переходя от одного вопроса к другому.

Организуя включение каждого ученика в процесс принятия цели урока, планирования, реализации плана, осмысления действий плана, которые необходимо каждому проконтролировать и оценить. Создавая благоприятный эмоциональный фон, стараюсь втянуть в обсуждение как можно больше учеников, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят.

Материал к урокам подбираю в соответствии с уровнем развития детей, индивидуальными интересами. Некоторым ученикам даю одно знание, другим предлагаю на выбор несколько. Выделяю 3 уровня заданий. Вопросы 1 уровня направлена на воспроизведение учебной информации, 2-го уровня предполагают применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации. Задания 3-го уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных ситуациях.

Например.

Вопросы I уровня

  1. Что такое кооперирование и специализация?
  2. Назовите центры размещения цветной металлургии в России
  3. Перечислите глобальные проблемы человечества

II Второй блок вопросов – творческо-поискового уровня начинаю со слов «Почему … ?»,  «Сравните …», «С чем связано применение … ?», «Каковы причины возникновения … ?», «Что общего между … ?», «В чем вы видите различия … ?» и т.д.

III Вопросы на проблемном уровне предназначены для учащихся, проявляющих способности, склонности к предмету. Это вопросы для тех, кто будет углубленно изучать предмет.

«Каковы первопричины возникновения  одной из злободневных проблем человечества – продовольственной».

Вариативные задания стимулируют работу учащихся и создают условия для их выполнения в темпе удобном для детей, с учетом их интересов и возможностей.

Для развития гибкости мышления подбираю задания предлагающие перенос знаний – использовании их в решении задач, в познавательных играх, викторинах.

 Например:

- Какая горная порода оказывается «лишней»?

  1. известняк, песок, гранит, глина
  2. гранит, кварц, базальт

- Где больше действует вулканов - на суше или на дне океана? Обоснуйте свою точку зрения.

- Почему вода в колодце, как правило, чистая, прозрачная, холодная?

На уроках я не исключаю объяснения учителя, но принципы поисковой деятельности преобладают.

Для более полного усвоения учащимися основных понятий, овладения умениями имеет организация познавательной деятельности их с учебником географии.

В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Во время работы с учебником основное внимание уделяю формированию умения ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, схемами, таблицами, самостоятельно оформлять результаты работы.

Самую важную, большую по объему, значительную по смысловой нагрузке часть в учебнике составляет текст.

Овладение умением работать с текстом, проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять  его, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить, составить план прочитанного, подобрать материал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач.

В работе с учебником нацеливаю учащихся на установление причинно-следственных связей.

Пример.

7 класс. Тема: «Климат Африки».

Даю детям задание: установите причинно-следственные связи

Следствие                                         →                         Причина

Африка – самый жаркий материк                                      ?

Прочитать параграф текста, анализировать карту, выписать причины данного следствия.

Благодатный материал для формирования знаний о причинно-следственых связей при изучении темы «Климат»

Пример.

Представьте себе, что надо самостоятельно  изучить параграф учебника. Опиши, как ты это будешь делать. Составь план, заполни таблицу и др. Эта работа позволяет увидеть умеют ли учащиеся выделять главное, разделить материал на части, установить связи между ними.

Уделяю на уроках большое внимание умению сравнивать, находить черты сходства и различия.

Пример.

7 класс. Тема: «Природные комплексы». Задание: «Обсудить варианты различных связей в ПТК и  сообщить итоговый результат».

                                        Климат

Животные                                                Люди

        Растения                                                Вода

                        Почва                Рельеф

Организую работу школьников с диаграммами, таблицами. Такая работа обобщает, систематизирует, конкретизирует знания по теме.

 Пример 1. Используя текст учебника «География» - 10 класс и карту мирового сельского хозяйства в атласе составьте систематизирующую таблицу «Распределение главных отраслей животноводства». Использую данную таблицу при контроле знаний.

Отрасли животноводства

Главные страны распространения

Пример 2. Изучая тему «Ресурсы мирового океана» в 10 классе заполняем таблицу:

Классификация ресурсов

Использование

География

Преимущества

Проблемы

1. Мировая вода

Колоссальные запасы–94%, содержит 70 химических элементов

Малое содержание тех или иных элементов в морской воде и отсутствие технологий для их извлечений, нецелесообразность их добычи

40 стран мира не имеют выхода к морю

При изучении в 7 классе темы «Географическое положение Евразии» заполняем таблицу.

Задание: Найти черты сходства и различия данных материков и определить его влияние на природу и хозяйственную деятельность людей.

Признаки

Северная Америка

Евразия

1. По отношению к экватору

к северу

к северу

2. Начальному меридиану

к западу

к востоку

3. Омывающие океаны

Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый

Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский

4. Климатические пояса

Арктический, Субарктический, Умеренный, Субтропический, Тропический, Субэкваториальный

Арктический, Субарктический, Умеренный, Субтропический, Тропический,

Субэкваториальный,

Экваториальный

Пример 3. При контроле знаний по теме «Природные комплексы» работаем со схемами: «Используя схему, расскажите о связи между компонентами природы на примере болота. Докажите, что изменение одного из компонентов может привести к изменению других. Можно ли считать болото природным комплексом».

Влажный климат

Водоупорные породы

Обилие поверхностной воды

Влаголюбивая растительность (осоки, камыши, пушица и др.)

Влаголюбивые животные (лягушки, тритоны)

Образование торфа

В настоящее время использование компьютерных технологий позволяет представлять схемы, графики, диаграммы на слайдах электронной презентации. Это позволяет перерабатывать, осмыслять и оценивать  большие потоки  современной информации, и развивает умения пользоваться и управлять ей  для различных практических целей.

  Большое внимание на каждом уроке географии отвожу работе с географической картой. Карта – второй язык географии. Карту как средство наглядности использую в нескольких основных формах. Во-первых, как иллюстрация знаний об объектах и явлениях. Во-вторых, как источник знаний об изображаемом объекте или явлении. В-третьих, как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображенных. Основная цель – умение свободно пользоваться информацией карт.

В 9-10 классах предлагаю творческие задания по картам.

Пример:

  1. Используя информацию экономической карты, составьте список импортируемой в Западную Европу продукции и продукции идущей на экспорт. Сравните их состав, выделите наиболее характерные статьи экспорта и импорта. Какие регионы мира поставляют сырье?
  2. По карте «Мирового машиностроения» составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран. Подумайте, какую информацию можно извлечь из этой таблицы.
  3. Составьте план проведения двухнедельных каникул в Зарубежной Европе. Определите территории, которые вы бы хотели  посетить и время пребывания. Нанесите на карту маршрут.
  4. Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, посчитайте, на сколько сокращается расстояние между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала?

Фрагмент урока. Тема: «Химико-лесной комплекс».

Учитель: «Откройте карту химической промышленности. Подумайте, можем ли мы глядя на карту подчеркнуть значимость химической промышленности в экономике страны?»

Ученики дают утвердительный ответ

- Почему?

Учащиеся объясняют: «Она  размещается по всей территории страны».

- В чем конкретно ее значимость? …

Обсуждение в парах, коллективный диалог. Делают вывод.  Спрашиваю нескольких учеников.

- Создает новые материалы, которых нет в природе.

- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база.

- Химические технологии очень разнообразны.

На уроках, где требуется несколько карт, карты сканирую и представляю на слайдах, это позволяет использовать на уроке большое количество карт, экономить время. Применение слайдов способствует формированию у детей информационной грамотности, образных представлений, а на их основе понятий.

Проверку географической номенклатуры осуществляю при помощи контурных карт. Наряду с заданиями типа «Нанесите следующую номенклатуру…» предлагаю учащимся выписать на отдельном листе названия географических объектов, обозначенных соответствующими номерами на контурной карте.

В начальном курсе географии встречается много географических понятий, терминов, слов, которые необходимо запомнить. Поэтому на уроках работаю со словами, понятиями.  В каждом понятии определяем главное родовое слово, а затем слова его определяющие.

Понятие                                                                        Признаки

Географическая карта

Изображение земной поверхности или ее части

-

+

На плоскости, в масштабе, с помощью условных знаков

или

Понятие                                                                        Признаки

План местности

Чертеж земной поверхности

-

+

Сверху, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков

Например «климат» - означает «наклон». Именно с углом наклона солнечных лучей по отношению к Земле связали древние греки различные погоды на разных широтах.

Не придется зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если в начале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека. Великий Леонардо да Винчи оставил изречение: «пойми разумное обоснование, и тебе не понадобится опыта». Важно чтобы  учащийся проник в суть слова.

Таким образом у школьника развивается образное мышление. Чем лучше развито образное мышление, тем лучше его память.

Умение классифицировать относиться к общепринятым интеллектуальным умениям. Для формирования умения классифицировать богатыми возможностями обладает курс 6-7 классов. Работу провожу со всеми учащимися. Качество усвоения определятся как возрастными, так и индивидуальными особенностями учащихся. Одни усваивают сразу, другим требуется время.

Пример 1. Пользуясь картой Африки, сгруппируйте страны этого континента на основании их географического положения.

Пример 2. Составьте классификационную схему, используя следующие понятия: литосфера, оболочки Земли, гидросфера, биосфера, атмосфера, земная кора, стратосфера, верхний слой мантии, тропосфера, верхний слой атмосферы.

Ответ:

Оболочка Земли

литосфера

гидросфера

атмосфера

биосфера

земная кора

верхний слой магмы

тропосфера

стратосфера

верхние слои атмосферы

При изучении материала провожу промежуточный контроль.

Фрагмент урока.

Тема: «Зона степей».

Учащимся дано задание определить приспособление животных к условиям жизни степей. Потом провожу промежуточный контроль знаний.

- Почему животные степей мелкие?

- Почему для сайгаков степей характерна стадность?

- Установите пищевую цепочку

                Сайгаки                                        Лисы

                Суслик                                        Травы

                                        Волк

Тема: «Климат Африки». Промежуточный контроль.

Цель: проверить умение применять теоретические знания и умения работать с картой атласа.

Задание: Почему на берегу Атлантического океана образовалась пустыня Намиб (сопоставьте физическую и климатическую карты). Запишите причины в тетрадь.

В конце урока итоговый контроль. Формы его различны: в виде таблицы, географический диктант, контроль по образцу.

Пример. 9 класс. Тема: Химико-лесной комплекс». Итоговый контроль географический диктант.

Задание: Определить соответствует ли предлагаемое утверждение химической промышленности.

Если да отметить ^. Если нет отметить -.

  1. Химическая промышленность создает новые материалы, лучше по качеству, чем природные;
  2. Способствует экологической чистоте;
  3. Имеет обширную сырьевую базу;
  4. слабые связи с другими отраслями;
  5. Основная химия включает производство пластмасс;
  6. Основная химия включает: производство удобрений;
  7.                                                   синтетических волокон;
  8.                                                     кислот и щелочей;

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по образцу

^                _        ^        _        _        ^        _        ^

1                2        3        4        5        6        7        8

При оценке знаний и умений учащихся использую разноуровневый подход, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Например: оценка практической работы.

7 класс.

  1. Охарактеризуйте географическое положение Антарктиды.

Ответ оценивается:

  1. на «3» - на контурную карту нанесены элементы, характеризующие физико-географическое положение Антарктиды;
  2. на «4» и «5» - сделаны выводы о влиянии физико-географического положения на особенности природы материка.

10 класс.

  1. Дайте характеристику ресурсообеспеченности территории.

Ответ оценивается:

  1. на «3» - дана оценка ресурсообеспеченности одной из стран мира;
  2. на «4» - составлена характеристика ресурсообеспеченности двух стран мира;
  3. на «5» - сформулированы выводы о влиянии ресурсообеспеченности на развитие и размещение хозяйства.
  1. Составьте характеристику мирового хозяйства.

Ответ оценивается:

  1. на «3» - охарактеризована одна отрасль мирового хозяйства, оценено ее значение, география основных производств, выделены факторы и принципы их размещения;
  2. на «4» - кроме изложенного выше, показано влияние НТП на отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
  3. на «5» -  в дополнение к указанным требованиям выявлены региональные различия в уровне развития, раскрыты проблемы и перспективы.

   Методы контроля и оценивания знаний учащихся способствуют сохранению их психического здоровья, не нарушая психологическую целостность ребенка.

Каждый урок завершаю рефлексией. Учащимся предлагаю ответить на вопросы.

Пример 1.

  1. Что я ожидал от сегодняшнего занятия?
  2. С каким настроением я ожидал данный материал по сравнению с другими уроками? ( интересно, очень, не очень, так себе).
  3. При изучении данного материала я помогал другим, мне помогали другие, мне помогал учитель  (нужное подчеркнуть).
  4. Что вызвало наибольшую трудность:
  1. Первичное исследование материала учебника
  2. Исследование тематических карт
  3. Обобщение и систематизация полученных результатов
  1. Как я оцениванию свою работу:
  1. Удовлетворительно
  2. Недостаточно
  3. Неудовлетворительно
  4. Глубоко
  5. Осознанно

Уделяю большое внимание домашнему заданию. При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Используя дифференцированный подход, даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска правильных способов решения; для слабоуспевающих школьников предусматриваю меры помощи. Дифференцированные домашние задания способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие работы позволяют испытать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья , как физического состояния, так и душевного благополучия.

Пример. 6 класс. Тема: «План местности».

По рисунку местности составьте чертеж, используя топографические знаки:

  1. на «3» -  использованы не менее 8 топографических знаков.
  2. на «4» - использованы все топографические знаки
  3. на «5» - использованы все топографические знаки и их цифровые характеристики.

А так же стараюсь придать творческий характер. Задания могут быть такого типа:

  1. Составьте кроссворд по теме.
  2. Нарисовать зону тундры, отразить характерные признаки этой зоны.
  3. Написать минисочинение.
  4. Написать письмо другу.
  5. Составить электронную презентацию : «Народные промыслы Центральной России», «Долина  гейзеров», « Чудо природы - Байкал» и др.

    Такие творческие задания не только развивают мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, но и познавательный интерес, который выходит за рамки школьной программы.

     Положительными результатами работы по изучению степени дозирования домашнего задания  являются постоянное повышение уровня обученности учащихся, положительная мотивация, эмоциональная и физическая релаксация, что, несомненно, способствует сохранению здоровья.

      Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса считаю внеклассную работу по географии. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка. КВН, географический концерт, викторины,  интеллект- шоу - хорошо организованные  и  интересно проведенные внеклассные мероприятия  помогают обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, формирует умение применять знания, приобретенные на уроках географии, принимать взвешенное решение. Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, картой, Интернетом, документами и т. д.

Результативность.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, нужно отметить, что в процессе обучения происходит кардинальная перестройка внутреннего мира школьника, появляются психологические механизмы регуляции поведения, изменяется его интеллект, сознание, эмоционально-волевая сфера, целостно-смысловые ориентации, формируются общеучебные навыки.

В своей практике использую диагностические таблицы, которые способствуют целенаправленному осуществлению работы над основными умениями и навыками по предмету, помогают выявить проблемы связанные с развитием навыков. В начале учебного года  провожу работы, цель которых не только проверка знаний, но и отслеживание степени сформированности умений и навыков за предыдущий учебный год, их корректировка .

      Школьники независимо от учебных успехов учатся с желанием, которое со временем не угасает, а становиться все более устойчивым, ярким.             Ученик проявляет все возрастающую самостоятельность, не убегает от трудностей, а пытается преодолеть их, докопаться до истины. Дети становятся самостоятельными, рассудительными, коммуникативными.

                                         

                                              Литература:

  1. И. С. Якиманская  «Личностно- ориентированное обучение в современной школе». (М. сентябрь 1996г.)
  2. И. С. Якиманская « Технология личностно- ориентированного образования» ( М. 2000г)
  3. Ю. А. Долженко  « Пути профессионального самоопределения» Барнаул, 2002г.
  4. Е. И. Рогов «Личность учителя: теория и практика»,  Ростов-на-Дону , 1996г.
  5. Настольная книга практического психолога, Москва , 2000г.
  6. Журнал «География в школе»
  7. Приложение к журналу « География в школе»- « Современный урок географии».
  8. Г. Б. Скок  « Как проанализировать собственную педагогическую деятельность», Москва, 2000г.

             Приложение 1.            

                              Анкета

По выявлению уровня сформированности интереса учащихся к предмету географии.                    

                           Отношение

Предмет географии

1.Иногда на уроке бывает интересно

2. Нравится учитель

3.Нравится получать хорошие отметки

4.Родители заставляют

5. Учу потому что интересно

6. Предмет интересен и полезен для будущей профессии

7. Узнаю много нового

8. Предмет заставляет думать

9.Получаю удовольствие, работая на уроке

10.Легко дается

11.С нетерпением жду урока.

12.Стремлюсь узнать больше , чем требует учитель.

13.Если бы можно было самому решать: посещать или не посещать урок, то ты ходил  бы на урок ? Отметить «+» или «-«

   

 Прочтите возможные  варианты ответов и укажите знаком «+» наиболее для вас подходящее отношение к предмету география.

Отмеченные  «+» 1, 2. 3, 4, 8 – ситуативный интерес.

Отмеченные  «+» - 4, 5, 6, 7, 9. –  учит по необходимости

Отмеченные «+» -5, 6, 9. – интересуется предметом

Отмеченные  «+» - 10, 11, 12,13. –  сформирован познавательный интерес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

На протяжении почти 10 лет я занимаюсь проблемой активизации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроках математики. С каждым годом становится все труднее заинтересовать детей к изучению т...

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики...