Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 8-9 класс к учебнику Алексеева А.И.
    рабочая программа (география, 8 класс) по теме

    Холкина Наталья Викторовна

     

    Используемые программы:  Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «ГеографияРоссии. Отечествоведение» 8-9 классы

    Количество часов:всего 136 ч., в неделю – 2 часа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnaya_programma_po_geografii_rossii_8-9.docx60.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 8-9 КЛАСС

         

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


    «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ» 8-9 КЛАСС  


    2 ступень обучения

    Учитель: Холкина Н.В.

         


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Используемые программы:  Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классы 

    Количество часов: всего 136 ч., в неделю – 2 часа

    Образовательная область: естествознание

    Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

    Образ России, формируемый у школьников, дол жен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообраз ным.

    Представление о целостности нашей страны выра батывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историче ском развитии.

    Представление о разнообразии России формирует ся как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосфе ры, так и через усвоение образов мест разного мас штаба (крупных районов, городов, отдельных замеча тельных мест России).

    Учащиеся должны осознать, прочувствовать край нюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через раз нообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разно образие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

    Осознание своей включенности в жизнь своей стра ны формируется у учащихся путем привязки содер жания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, ка залось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

    Одна из задач курса — подготовка учащихся к ори ентации в российском пространстве, к умению адап тироваться к окружающей среде (не только природ ной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный че ловек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс по казывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходи мости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как на селение России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

    Особенностью курса является гуманизация его со держания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позво ляет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения террито рии России, преобразования ее природы и хозяйства.

    География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 ч в неделю.

    В 8 классе изучается первая часть курса «Геогра фия России» — «Природа и население», которая со стоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рас сматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяй ства, как среда жизнедеятельности населения, усло вие его физического и нравственного здоровья. Содер жание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

    Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

    1. показать интегрирующую роль населения в систе ме «природа — люди — хозяйство»;
    2. сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории на шей страны;
    3. подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его исторически ми судьбами и культурными традициями.

    В 9 классе изучается вторая часть курса «Геогра фия России» — «Хозяйство и географические райо ны», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

    Содержание программы включает ряд новых под ходов.

    При изучении раздела I «Хозяйство России» пока зывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характерис тике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими стра нами и регионами.

    Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших измене ний в хозяйственной и социальной жизни России.

    Раздел II «Районы России» включает темы: «Евро пейская часть России» и «Азиатская часть России».

    Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

    1. формирование образов отдельных территорий, рас крытие их специфических черт за счет комплекс ной (физико-, экономико-, социально- и культур но-географической) характеристики;
    2. углубление и расширение знаний об отраслях хо зяйства в каждом районе. Дается более полная ха рактеристика отраслей специализации данной тер ритории. Это позволяет широко проводить анало гии, сравнения при изучении других районов.

    В заключительной части учебника «Россия в ми ре» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспек тивные хозяйственные и социальные связи.

    Ставится также цель обобщить изученный матери ал на более высоком мировоззренческом уровне и под готовить учащихся к восприятию нового курса 10 клас са «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География Рос сии».

    Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания гео графии, раскрытия методов географического позна ния (картографического, исторического, сравнитель ного, статистического и др.), широкого использова ния источников географической информации (карто графических, графических, статистических, тексто вых и др.).

    Межпредметные и внутрипредметные связи:

    Биология: среда обитания животных и растений, приспособленность живых организмов к внешним воздействиям

    История: миграции людей, связанных с войнами, путешествиями, географическими открытиями

    Химия: получение продукции химической промышленности, негативные последствия химической промышленности

    Экология: загрязнение окружающей среды и ее охрана, взаимодействие природы и общества

    Математика: решение задач на поясное время

    Физика: внутренние процессы, движение вещества мантии, тектонические движения, вулканизм, землетрясения

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    В результате изучения географии ученик должен

    знать/понимать

    1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
    2. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
    3. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
    4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
    5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
    3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
    4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
    5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
    6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
    2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
    4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    Критерии и нормы оценки ЗУН

    Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

    Нормы оценки знаний и умений по географии

    Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

    - правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

    - самостоятельность ответа;

    - логичность, доказательность в изложении материала;

    - степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

    Примерные нормы оценок

    «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

    «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

    основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

    «3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

    затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

    ошибки в использовании карт при ответе

    «2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

    Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

    «5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

    «4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

    «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

    «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

    Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

    «5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

    «4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

    «3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

    «2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

    ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОГРАММЕ

    8 КЛАСС

    раздела

    Название раздела

    Краткое содержание раздела

    Кол-во часов

    Введение

    2

    Пространства России

    Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества

    6

    

    Природа  

    Особенности геологического строения. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Опасные природные явления.

    Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Погода. Прогнозы погоды.

    погоды. Опасные климатические явления.

    Моря, окружающие территорию России. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Мелиорация. Почва, её состав, строение, свойства. Почвенные ресурсы России.

    Природные комплексы и природно-территориальные комплексы.

    Природная зона – как природный комплекс. Влияние природы на человека., и человека на природу.

    43

    

    Население  

    Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее дина мика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Плотность населения. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

    Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации

    субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские

    агломерации.

    Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы.

    Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на

    территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

    9 КЛАСС

    раздела

    Название раздела

    Краткое содержание раздела

    Кол-во часов

    V

    Хозяйство  

    Национальная экономика.

    Отрасли хозяйства. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

    Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промы шленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростан ции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

    Металлургический комплекс. Черная металлургия. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

    Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

    Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промы шленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и фак торы их размещения.

    Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка,

    деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесо промышленные комплексы.

    Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их разме щения.

    Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта.. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее эле менты.

    Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

    19

    V

    Районы России

    Экономические районы: географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.

    45

    V

    Экология

    3

    Количество оценочных практических занятий:

    8 класс – 10

    9 класс - 12

    Количество контрольных работ:

    8 класс – 2

    9 класс - 2

    РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    УМК:

    1. Для изучения географии по данной программе используется учебник для 8-9 класса «География России» в 2 частях, под редакцией А.В. Алексеева, допущен Министерством образования Р.Ф., М.: «Дрофа», 2008.
    2. Географический атлас 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
    3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 8 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009.
    4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009.
    5. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009
    6. Л.П. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 8 кл., М.: Экзамен, 2010
    7. Полякова  Л.П.. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 9 кл., М.: Экзамен, 2010
    8. Курашева Е.М. География России 8-9 кл. Схемы, таблицы, диаграммы./ Е.М. Курашева.- М.: Экзамен, 2010
    9. Малиновская С.А. география 9 класс поурочные планы к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной/ С.А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2004
    10. Малиновская С.А. география 8 класс поурочные планы к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной/ С.А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Физическая география»

    Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/.Пояснительная запискаП...

    Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

    Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

    Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение

    Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....

    Рабочая программа по геграфии для 9 класса по учебнику Алексеева А.И., География. Россия. Хозяйство и географические районы.9кл.-М.:Дрофа,2010г.

    Данная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  «География России» (7-9  классы) / Сборник нормативных документов: География: Федера...

    Учебная программа по географии для 7 класса по учебнику Алексеева А.И.

    Данная программа по географии за 7 класс по учебнику Алексеева А.И помогает организовать учебный процесс и организацию урока...

    Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...