Рабочая программа по учебному предмету "География ЯНАО"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Данная рабочая программа предназначена для преподавания географии своего родного края и содержит, как пояснительную записку, так и календарно-тематическое планирование, систему оценивания, требования к уровню подготовки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_moya.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Надыма

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Гимназия г. Надыма»

__________В. Г. Горняк

«___»__________2011г.

«Согласовано»

Зам.  директора по УВР

__________Ю.В. Пестрикова

«___»_________2011г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«ГЕОГРАФИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

для 8класса

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей естественно - математических дисциплин

Протокол №______

От «____»__________2011г.

Руководитель ПМО

Игнатцова Г. Г.

_____________________

Составитель:

учитель географии

Портнягина С.Н.

на 2011/ 2012 учебный год

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по учебному предмету «География ЯНАО» составлена на основе авторской программы Ускова М.В., Орлова А.Н., Козориз М.М. «География ЯНАО» (Программа Ямало-Ненецкого Окружного Института Усовершенствования учителей, учебная программа, региональный компонент,  География ЯНАО 8-9 кл., Салехард, 2003г). Обучение ведется по учебному пособию География Ямало-Ненецкого автономного округа для учащихся 8-9 классов. - Тюмень: ТГУ, 2001.

Программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю).

Учебный предмет «География Ямало-Ненецкого автономного округа» введен в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия г. Надыма» округа в качестве учебного предмета национально-регионального компонента содержания образования в рамках Целевой окружной образовательной программы «Наш дом - Ямал» в 1997 году.

Программа определяет содержание предмета и отражает требования к географической подготовке учащихся VIII- IX классов.

Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях ЯНАО и является национально - региональным компонентом. Богатейший материал курса географии позволит обучающимся расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.

Цели предмета:

  1. формирование у обучающихся правильных представлений в природных, социальных и экономических системах Ямала;
  2. расширять и углублять знания по географии Ямало - Ненецкого автономного округа;
  3. Совершенствовать картографические умения, навыки наблюдения, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

            Задача учебного предмета:

  1. Общеобразовательные задачи:

- обеспечить личностно - ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социального, культурного самоопределения и саморазвития личности.

- способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социальной  и культурной среде по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

- способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и реализации.

- развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.

     2.    Предметные задачи:

- сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как  о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления.

- развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социальных, культурных, демографических и геоэкологических явлений в природе.

- формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.

Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы,  от местного, окружного до российского. Реализация регионального компонента ориентирует обучающихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности предмета с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Особенности содержания, структуры и методики изучения учебного предмета:

  1. Особенностью содержания учебного предмета География ЯНАО является ориентация на личность обучающегося, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно - деятельного интеграционного подхода.
  2. Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
  3. Личностный принцип проявляется в учете особенностей обучащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.
  4. Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение обучающихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
  5. Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
  6. Принцип историзма дает возможность проследить  основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.

Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается.

 Особенностью содержания  курса является его практическая направленность.

Тематический план учебного предмета «География ЯНАО»

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Введение

1 час

1

2

Природа ЯНАО

15 часов

7

4

3

История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО

2 часа

1

4

Население ЯНАО

3 часа

1

1

5

Экономика и территориальная организация ЯНАО

11 часов

3

1

6

Экология и охрана природы ЯНАО

1 час

1

7

Итоговое обобщение

1 час

1

8

Резервный урок

1 час

ИТОГО

35ч.

14

6

1

    Раздел  «Природа ЯНАО» рассматривается с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности населения и предполагает оценочные суждения. При этом природная среда должна рассматриваться преимущественно как изменения человеком, и, следовательно, необходимо раскрыть происходящие изменения, в свою очередь влияющие на неё. Изучение каждого природного компонента сопровождается обзором его экологических проблем.

В разделе «Население ЯНАО» предусматриваются не только демографические элементы характеристики населения, но и ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры, поэтому включается в содержание вклад населения округа в культуру России, рассматриваются не только экономические, но и культурные функции городов, а также вопрос о трудовых  навыках местного населения, складывающихся на протяжении длительного времени и не потерявших своё значение и в наши дни.

Характеристика экономического облика округа, помимо традиционных элементов, позволяет показать его хозяйственное своеобразие, раскрыть процессы и этапы его становления в прошлом и особенности экономической ситуации в настоящее время. Традиционный отраслевой подход к характеристике хозяйства в современных условиях недостаточен, поэтому ознакомление обучающихся осуществляется через личностно-ориентированную направленность обучения с отдельными предприятиями, т.к. социализация личности предполагает знание местных производств, что  делают характеристику отраслей живой, человечной.

Специальный раздел « Экология и охрана природы ЯНАО»  включает обзор изменений в природной среде под влиянием деятельности населения, выявления экологических проблем, обзор пути их решения.

Практическая часть программы предусматривает увеличение количества практических работ, усилена их направленность на конечный результат учебно - воспитательного процесса - развитие личности обучающихся, так как они предусматривают собственную оценку полученных результатов учебной деятельности, помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях округа, их оценке для жизни и деятельности человека.

Тематика практических работ

1

Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО.

2

На основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу «Полезные ископаемые округа», провести анализ, выводы.

3

Составление характеристики климатических показателей своей местности

4

Составление характеристики экологического состояния рек округа.

5

Характеристика экологического состояния озер вашей местности.

6

Определение распределяемости земельного фонда в пределах округа, зональной и азональной дифференциации природы. Построение почвенных профилей, круговых диаграмм.

7

Подготовка сообщений о проблемах и мерах по охране животного мира ЯНАО.

8

Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции

9

Подготовка сообщений: изучение истории хозяйственного освоения территории округа.

10

Анализ демографической ситуации в своем регионе.

11

Заполнение таблицы: распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности

12

Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития.

13

Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития.

14

Сбор и обработка информации об экологической ситуации своей местности

Личностно - деятельный интегративный подход к отбору содержания курса географии ЯНАО определяет выбор методов и форм его изучения, ведущее место среди которых отводится методам поискового и исследовательского характера, поэтому на каждом уроке отводится время для самостоятельной работы с различными источниками знаний, включая, помимо учебника, дополнительную и справочную литературу.

Обязательный уровень содержания образования обучающихся по географии ЯНАО

  1. Территория, границы, географическое положение.
  2. Природные условия и ресурсы ЯНАО.

Геологическое строение. Особенности рельефа и его основные формы, полезные ископаемые.

Тип климата, факторы его формирующие, агроклиматические ресурсы. Климат и хозяйственная деятельность человека.

Внутренние воды и водные ресурсы. Крупные реки и озёра. Многолетняя мерзлота. Экологические проблемы рек, озёр и Карского моря.

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных почв округа, мер по сохранению почв. Растительный и животный мир ЯНАО, его охрана. Особо охраняемые территории.

Разнообразие природных комплексов на территории округа. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Тайга. Высотная поясность. Антропогенные факторы.

  1. Население ЯНАО. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографическая ситуация. Национальный состав. Система расселения. Городское и сельское население. Крупные города.
  2. Экономика ЯНАО. Особенности развития хозяйства. Традиционный сектор экономики. Нефтегазовый комплекс. Строительный комплекс. Лесной комплекс. Транспортный комплекс. Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.
  3. Экология и охрана природы ЯНАО. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране недр, растительного покрова и животного мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Знать содержание основных понятий и терминов.
  2. Называть/показывать:
  1. основные объекты рельефа территории округа, гидрографической сети, биосферы;
  2. виды природных ресурсов и природные комплексы;
  3. важнейшие месторождения полезных ископаемых;
  4. пространственное размещение основных физико-географических объектов, явлений, процессов;
  5. основные географические объекты хозяйственной деятельности человека в округе;
  6. основные народы и народности, населяющие территорию округа;
  7. особенности естественного и механического движения населения и его
  8. особенности расселения населения на территории округа;
  9. отрасли хозяйства округа, факторы их размещения по территории округа;
  10. основные внешнеэкономические партнеры округа;
  11. пространственное размещение экономико-географических объектов, процессов и явлений.
  1. Определять:
  1. характеристику территории, пользуясь разными источниками  (карты, статистические материалы, данные многолетних наблюдений);
  2. источники физико-географической  и экономико-географической информации для решения конкретных проблем и задач;
  3. экономико-географическую характеристику территорий по разным источникам (карты, статистические материалы, таблицы, диаграммы);
  1. Описывать: 
  1. физико-географические объекты, явления и процессы;
  2. экономико-географические объекты, явления и процессы
  1. Объяснять:
  1. процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение и ритмику;
  2. зональную и азональную дифференциацию природы округа;
  3. процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности человека и общества, их пространственное распространение по территории округа;
  4. региональные особенности населения округа, пространственные различия в расселении и занятости;
  5. особенности хозяйственной специализации округа и его экономических районов, экономических связей округа с другими регионами России и странами;
  6. особенности экологической ситуации в округе и на его отдельных территориях.
  1. Прогнозировать:
  1. тенденции изменения социально-экономических объектов, явлений и процессов природных комплексов и его составляющих элементов в результате хозяйственной деятельности человека;
  2. тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

Система оценивания

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Критерии оценки устного ответа:

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

 2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 

Требования к работе в контурных картах:

-      Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

-      При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

-     Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно   вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

-      Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

-      Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

-      В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

        

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Список учебно-методической  литературы:

  1. Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург, 2002г.
  2. Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999г.
  3. Бахарева О.А. Национально - региональный компонент в курсе географии.- Йошкар-Ола, 2002г.
  4. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области, Екатеринбург, Средне-Уральское книж. Из-во, 1996.
  5. Гурулев С.А. Звери и рыбы Сибири: происхождение названий. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1992.
  6. Дудников Н.Ф. Мой дом Север. Москва, 1997г.
  7. Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8-9 класс.- Тюмень, издательство ТГУ. 2001г.
  8. Полякова Т.Ю. Физическая география Ямало-ненцкого автономного округа: Рабочая тетрадь.8 класс. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
  9. Полякова Т.Ю. Учебно-методическое пособие по географии Ямало-Ненецкого автономного округа: Для учителей 8-9 классов. – СПб: «Миралл», 2005.
  10. Рябова А.Б., Шевелева Э.А. География Ямало-Ненецкого автономного округа (Учебно – методичекое пособие).- Надым: Мэрия муниципального образования г. Надым и  Надымского района Управление общим и профессиональным образованием, 2001.
  11. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе (пособие для учителей)- Москва «Просвещение», 2003г.
  12. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994г.
  13. География Ямало-Ненецкого автономного округа для 8-9 классов: Программно-методические материалы. – Салехард: ЯНИОИПКРО. – 2003.
  14. География Ямало-Ненецкого автономного округа. Население. Хозяйство. Рабочая тетрадь для 9 класса. - Надым: Управление общим и профессиональным образованием Администрации муниципального образования Надымский район, 2006.
  1. Учебное пособие Калинина В.М., Козина В.В., Ларина С.И., Осипова В.А., Поповой Т.В., Соромотиной О.В.,
  2. Старкова В.Д. География Ямало-Ненецкого автономного округа.
  3. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. - Тюмень: ТГУ, 2001.
  4. Атлас Притворов А.П. Географический атлас ЯНАО. - М.:ДИК,1999

Электронное сопровождение:

  1. Рисуем карту Ямала. Образоват. Программа, посвященная 100-летию экспедиции Б.Ь. Житкова на п-ов Ямал.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Тема Раздела

Тема 1. Территория, границы, географическое положение округа. (1 час)

№  п/п

1/1

Дата

Тема

урока

Территория, границы, географическое положение ЯНАО.

Практические работы

Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте границ округа, регионов, соседей, столицы, крайних точек территории ЯНАО.

Что должен знать?

 Географическое положение округа, площадь, границы (сухопутных и морских); ЭГП и политическое положение, история освоения округа, его современное административно – территориальное устройство, численность населения, географическая уникальность округа.

Что должен уметь?

Называть  показывать географические объекты, изучаемые в теме, предусмотренные программой (согласно перечню номенклатуры); определять по географическим картам атласа ФГП, ЭГП округа.

Лексическая работа

ЭГП, Арктический совет

Интеграционные связи

История, картография

Вид контроля

практикум

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов)

Тема Раздела

Тема 1. Геологическая история, строение недр и рельефа территории округа. (5 часов)

№  п/п

2/1

3/2

4/3

5/4

6/5

Дата

Тема

урока

Геологическая история и строение недр территории округа.

Рельеф равнинной части округа.

Рельеф горной части округа.

Происхождение рельефа и его формы.

История геологического изучения территории округа. Минеральные полезные ископаемые округа.

Практические работы

Практическая работа № 2. На основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу «Полезные ископаемые округа», провести анализ, выводы.

Что должен знать?

Особенности геологической истории края,  современного строения недр территории, равнинной и горной частей , происхождение и формы рельефа (рельеф, созданный морем, древним ледником, деятельностью рек и озер, человеком, криогенные формы рельефа); взаимосвязь рельефа с тектоникой; минеральные полезные ископаемые: углеводородное   сырье, крупнейшие нефтегазоносные бассейны, месторождения; рудное, минерально – строительное сырье; пространственное размещение полезных ископаемых на территории округа.

Что должен уметь?

называть и показывать основные географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): тектонические структуры; основные формы рельефа; основные месторождения (бассейны) полезных ископаемых; обозначать их на контурной карте; оформлять контурные  карты;  работать с географическими картами и другими источниками географической информации; сопоставлять и анализировать их; устанавливать взаимосвязи между основными тектоническими структурами и объектами рельефа; определять по геохронологической таблице основные этапы развития жизни на Земле и связанные с ними события;  объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории округа.

Лексическая работа

Доуралиды, уралиды, рифты; рельеф, низменность, возвышенность, гряда, увал; холмисто – увалистое предгорье, низкогорье, среднегорье; морские, ледниково – морские, ледниковые, водно – ледниковые, озерно – аллювиальные, аллювиальные равнины; трансгрессии (ингрессии), регрессии, абразия, цирки, троги, ригели, морена, озы, камы; эрозионно – аккумулятивный  рельеф; антропогенный рельеф (линейно – транспортный, карьерный, нефтегазопроводный), выработанные формы, насыпные формы, сухоройный карьер, карьер гидроэкскавации, спланированная площадка, яма, земляной амбар, отводная канава, насосная станция, куст скважины, дамба, вал; полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минерально-сырьевые запасы, углеводородное сырье, ископаемые угли, песчано – гравийная смесь, стекольные пески, строительные пески, глинистое сырье, опалиты, агрономическое сырье, камнесамоцветное сырье, гидроминеральные ресурсы.

Интеграционные связи

Историческая геология, геотектоника, гляциология, минералогия, петрография, картография, биология.

Вид контроля

Практическая работа по изучению и чтению геохронологической таблицы

Географический тренинг с физической картой ЯНАО

Географический тренинг с физической картой ЯНАО

Практикум

Самостоятельная работа № 1. «Геологическая история, строение недр и рельефа территории округа».

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов) продолжение

Тема Раздела

Тема 1. Климат и климатические ресурсы. (4 часа)

№  п/п

7/1

8/2

9/3

10/4

Дата

Тема

урока

Особенности климата округа. Климатообразующие факторы.

Характеристика климатообразующих элементов. Наиболее характерные метеорологические явления.

Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы.

Многолетняя мерзлота и ледники. Криогенные явления, микро – и мезо – формы рельефа, образованные ими.

Практические работы

Практическая работа № 3. Составление характеристики климатических показателей своей местности.

Что должен знать?

Особенности климата, климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, влагооборот, подстилающая поверхность, антропогенное воздействие; климатообразующие метеоэлементы: температурный режим, режим увлажнения, ветровой режим; метеорологические элементы: метель, гололед, изморозь, туман; характеристика сезонов года; агроклиматические ресурсы; многолетняя мерзлота и ледники; криогенные явления; микро – и мезо – формы рельефа (термокарст, термоэрозия, термообразия, солифлюкция, аккумулятивные и дефляционные эоловые образования, морозобойное растрескивание, пучение, нивация, наледеобразование,  мерзлотное (криогенное) выветривание), образованные криогенными явлениями.

Что должен уметь?

Называть и показывать климатообразующие факторы, особенности  сезонов года; определять параметры природных явлений по различным источникам географической информации; объяснять влияние географического положения на особенности природы округа, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;  определять параметры природных явлений (закономерности распределения солнечной радиации, радиационного баланса;  по синоптической карте особенности погоды для различных  пунктов округа, составлять прогнозы погод, характеристики климатических показателей округа; выявлять особенности распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории округа,  используя различные источники географической информации; оценивать основные климатические показатели территории округа для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения;  прогнозировать экологическую ситуацию своей местности.

Лексическая работа

Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, альбедо, температурный режим, термический режим, циркуляция воздушных масс, арктические воздушные массы, трансформация, ветровой режим, атмосферный фронт, арктический фронт, полярный фронт, теплый фронт, циклон, антициклон, синоптические карты, карта прогнозов погоды, изотерма, амплитуда, осадки, снежный покров, «полюс холода», испаряемость, испарение, коэффициент увлажнения, увлажнение – избыточное, достаточное, недостаточное, скудное, влагооборот, режим увлажнения, метеоэлементы, метеорологические элементы, климатический пояс, климатическая область, типы климата – арктический, субарктический, умеренный, климатическая диаграмма, естественный фактор, антропогенный фактор, агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические условия, арктический, субарктический, умеренно -  таежный пояс, атмосферные явления: полярное сияние, лентообразное сияние, диффузное сияние, лучистое сияние, многолетняя мерзлота, криогенные явления: термокарст, термоэрозия, термообразия, солифлюкция, аккумулятивные и дефляционные эоловые образования, морозобойное растрескивание, пучение, нивация, наледеобразование,  мерзлотное (криогенное) выветривание, ледники.

Интеграционные связи

Климатология, математика, картография

Вид контроля

Географический тренинг с климатической картой ЯНАО

Практикум

Географический тренинг с климатической картой ЯНАО

Самостоятельная работа № 2. «Климат и климатические ресурсы».

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов) продолжение

Тема Раздела

 Тема3. Внутренние воды и водные ресурсы. (2 часа)

№  п/п

11/1

12/2

Дата

Тема

урока

Своеобразие гидрографической сети округа. Прибрежные воды. Реки округа и особенности их гидрологического режима.

Озера округа, их разнообразие. Болота, их формирование и типы. Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры охраны.

Практические работы

Практическая работа № 4. Составление характеристики экологического состояния рек округа.

Практическая работа № 5. Составление характеристики экологического состояния озер округа.

Что должен знать?

Внутренние воды и водные ресурсы округа, своеобразие гидрографической сети, прибрежных вод (губы Байдарацкой, Обской, Тазовской, Гыданской, Юрацкой);  реки округа и особенности их гидрологического режима; озера округа, их разнообразие по размерам, форме, генезису; болота, их формирование и типы; подземные воды; источники загрязнения местных вод и меры по сохранению и восстановлению чистой воды.

Что должен уметь?

Называть и показывать географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): основное распределение рек и озер по  территории округа; основные области современного оледенения, крупные ледники; примеры рационально и нерационального использования внутренних вод территории округа; определять особенности влияния на реки рельефа и климата; составлять характеристики экологического состояния одной из рек и озер с использованием тематических карт и климатограмм; возможности их хозяйственного использования; объяснять распределение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных компонентов и освоение территории человеком; особую роль воды в природе и хозяйстве; неравномерность распределения водных ресурсов по территории округа; причины и закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений, их зависимость от рельефа и климата; оценивать и прогнозировать изменения внутренних вод под воздействием природных и антропогенных факторов.

Лексическая работа

Гидрографическая сеть, реки – равнинные и горные, падение, уклон, расход воды, годовой сток, режим реки, половодье, межень, паводок, ледостав, ледоход, твердый сток, наводнение, прибрежные воды, эстуарий, озеро, озерные котловины – тектонические, вулканические, термокарстовые, ледниковые, моренные, запрудные, лианы, сточные и бессточные озера, озеро – сор,  болота – полигональные, плоскобугристые, крупнобугристые, подземные воды, верховодка, артезианские бассейны, минеральные воды, термальные воды, ледники -  покровные и горные; снеговая линия, многолетняя мерзлота, подземный лед, водные ресурсы, мелиорация, искусственные водоемы, водохранилища, каналы, опасные стихийные явления: паводки, наводнения, лавины, сели, водные ресурсы, вековые запасы, водный кадастр, водопотребители, промышленные стоки,  оборотное водопотребление.

Интеграционные связи

Картография, математика, гидрология, экология

Вид контроля

Практикум

Самостоятельная работа № 3. «Внутренние воды и водные ресурсы».

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов) продолжение

Тема Раздела

Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа. (1 час)

№  п/п

13/1

Дата

Тема

урока

Своеобразие почвенного покрова территории округа, типы почв. Земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.

Практические работы

Практическая работа № 6. Определение распределяемости земельного фонда в пределах округа, зональной и азональной дифференциации природы. Построение почвенных профилей, круговых диаграмм.

Что должен знать?

 Своеобразие почвенного покрова территории округа; почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты; почвообразующие процессы: сочетаемость и комплексность,  оглеение и оподзоливание;  типы почв и их агропроизводственная оценка; почвы тундры, лесотундры, северной тайги, горной территории округа; земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.

Что должен уметь?

Называть и показывать основные географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): зональные типы почв, их главные свойства; рациональное и нерациональное использования почв; объяснять почвообразовательные процессы, факторы их формирования, закономерности распространения основных типов почв на территории округа; устанавливать взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью; работать с географическими картами и другими источниками информации; выявлять  условия почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)  и оценивать  их плодородие; определять типы почв своей местности по образцам коллекций; распределяемость земельного фонда в пределах округа, зональную и азональную дифференциацию природы; строить почвенный профиль (разрез), круговые диаграммы; составлять краткую характеристику (по плану) одно из типов почв своей местности; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию  своей местности; изменения почв  под воздействием природных и антропогенных факторов.

Лексическая работа

Почва, перегной (гумус), почвообразующие процессы, почвы – глинистые, суглинистые, супесчаные,  песчаные; почвенные горизонты – гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода; структура почвы, плодородие, типы почв - арктические, тундрово – глеевые, болотно - подзолистые, таежные мерзлотные, аллювиальные болотные, торфяно - болотные, горные арктические, горные луговые, горные подзолистые, бурые грубогумусовые почвы; широтная зональность почв; сочетание и комплексность почв, процесс оглеения, оподзоливания, почвенная карта, почвенный профиль, почвенные ресурсы, земельные ресурсы.

Интеграционные связи

Почвоведение, картография, экология

Вид контроля

Практикум

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов) продолжение

Тема Раздела

 Тема 5. Растительный и животный мир территории округа. (2 часа)

№  п/п

14/1

15/2

Дата

Тема

урока

Своеобразие и разнообразие растительного покрова, характеристика по растительным зонам.

Животный мир территории округа, видовой состав. Хозяйственная деятельность человека.

Практические работы

Практическая работа № 7. Подготовка сообщений о проблемах и мерах по охране животного мира ЯНАО.

Что должен знать?

История развития растительного покрова на территории округа, своеобразие и его разнообразие; характеристика растительного покрова по растительным зонам: тундры, лесотундры, тайги, горной части округа; растительные ресурсы; дикоросы и их значение для человека; видовой состав животного мира территории округа; зональное распределение животных: арктического побережья, тундры, лесотундры, тайги, горной территории округа; хозяйственная деятельность человека: охота, рыболовство.

Что должен уметь?

Называть и показывать основные виды, типичных представителей растительного и животного мира территории округа,  примеры их пространственного размещения, рационального и нерационального использования; работать с географическими картами и другими источниками информации; объяснять особенности растительного и животного мира различных природных зон; составлять  прогнозы изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию своей местности; изменения биологических ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Лексическая работа

Растительные сообщества, тундра, лес,  луг, болото; растительный покров, типы растительности (зональные, азональные, экстразональные), растительность тундры: арктические тундры, субарктические тундры, моховые и мохово – лишайниковые (типичные) тундры, кустарниковые тундры, растительность лесотундры, растительность тайги: подзона северной тайги, светлохвойные лиственничные леса, светлохвойные сосновые леса, темнохвойные леса, растительность гор, животный мир, ярусное распределение животных, травоядные, водоплавающие, копытные, грызуны, птичий базар, животные арктического побережья, животные тундры, животные лесотундры, животные тайги, животные гор, биологические ресурсы, растительные ресурсы, лесные ресурсы, лекарственное сырье, охотничье – промысловые ресурсы, охрана природы, заповедник, заказник, национальный парк, «Красная книга».

Интеграционные связи

Биология, экология, картография

Вид контроля

Практикум

Самостоятельная работа № 4. «Растительный и животный мир территории округа».

Примечание

Раздел

Раздел 1. Природа ЯНАО. (15 часов) продолжение

Тема Раздела

Тема 6. Природные комплексы.  (1 час)

№  п/п

16/1

Дата

Тема

урока

Типологические ландшафтные комплексы территории округа.

Практические работы

Практическая работа № 8. Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции.

Что должен знать?

 Типологические ландшафтные комплексы территории округа: тип ландшафтов, класс ландшафтов, подкласс ландшафтов, тип местности;  региональные ландшафтные комплексы: области, провинции, подпровинции их характеристика, структура, размещение, отличия друг от друга по генезису, морфологии, времени формирования.

Что должен уметь?

Называть и показывать типологические ландшафтные комплексы территории округа; составлять  комплексные характеристики ландшафтных провинций; оценивать и прогнозировать тенденции изменения природных ландшафтов и природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.

Лексическая работа

Природные комплексы (ландшафты), ландшафтная (физико – географическая) страна, ландшафтная зона, ландшафтная область, ландшафтная провинция, тип ландшафта, класс и подкласс ландшафта, типы местности: группа дренированных возвышенных равнин, группа дренированных низменных равнин, группа полугидроморфных, гидроморфных заторфованных низменных равнин, группа  заторфованных гидроморфных и криоморфных низин, группа гидроморфных ландшафтов затапливаемых низин; региональные ландшафтные комплексы.

Интеграционные связи

Ландшафтоведение, картография, биология, экология.

Вид контроля

практикум

Примечание

Раздел

Раздел  2. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО.  (2 часа)

Тема Раздела

 Тема 7. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО. (2 часа)

№  п/п

17/1

18/2

Дата

Тема

урока

Формирование современного коренного населения. Освоение территории округа.

Нефтегазовое освоение Ямала. Современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Практические работы

Практическая работа № 9. Подготовка сообщений: изучение истории хозяйственного освоения территории округа.

Что должен знать?

Особенности формирования современного коренного населения; освоение территории Севера новгородцами, московитами, поморами; «златокипящей»  Мангазеи; освоение ямальской земли в досоветский и советский периоды; нефтегазовое освоение Ямала в 50 – 80 годах; позитивные и негативные последствия индустриального периода; современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Что должен уметь?

Называть и показывать народы, типы этнических контактов, этапы формирование современного коренного населения округа; составлять характеристику истории хозяйственного освоения территории округа; выявлять положительные стороны и недостатки нефтегазового освоения территории округа; оценивать и прогнозировать современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Лексическая работа

Этнос, самодийцы, ненцы, нганасанцы, селькупы, самодийская языковая группа, ханты, угорская языковая группа, симбиоз, геноцид, этногенез, адаптация, химера, ксения,  Мангазея, Обдорск,  менталитет, стереотип поведения, магистральный путь.

Интеграционные связи

История, этнография, демография, картография, экология

Вид контроля

Географический тренинг

Защита проектных работ по истории заселения и хозяйственного освоения ЯНАО.

Примечание

Раздел

Раздел  3. Население ЯНАО. (3 часа)

Тема Раздела

Тема 8.  Население ЯНАО. (3 часа)

№  п/п

19/1

20/2

21/3

Дата

Тема

урока

Численность населения округа и его динамика. Структура занятости населения. Городское и сельское население.

Национальный состав населения округа. Коренные народы ЯНАО.

Демографическая ситуация в ЯНАО. Система расселения населения.

Практические работы

Практическая работа № 10. Анализ демографической ситуации в своем регионе.

Что должен знать?

Особенности населения ЯНАО: численность населения округа, его динамика, структура занятости населения, соотношение  городского и сельского населения, молодые города нефтегазового комплекса, национальный состав и его изменение в советский период, коренные народы (ненцы, ханты, селькупы), особенности их обитания, демографическая ситуация: естественное и механическое движение, половозрастная структура, система расселения, история формирования межселенных связей.

Что должен уметь?

Называть и показывать основные народы и народности, особенности естественного и механического движения населения и его расселения, города нефтегазового комплекса;  анализировать демографическую ситуацию в своем регионе и на основе анализа составлять характеристику.

Лексическая работа

Численность населения, динамика населения, структура занятости, национальная структура населения, этнический состав населения, религиозный состав населения, половозрастная структура населения, демографическая ситуация, естественное движение населения, прирост населения, механическое движение населения, миграции, трудоспособный возраст, экономически активное население, демографическая политика, система расселения, городское и сельское расселение.

Интеграционные связи

Демография, этнография, история, картография

Вид контроля

Географический тренинг

Географический топонимический диктант

Самостоятельная работа № 5. «Население ЯНАО».

Примечание

Раздел

Раздел  4. Экономика и территориальная организация ЯНО.  (11 часов)

Тема Раздела

Тема  9. Экономика и территориальная организация ЯНО.  (11 часов)

№  п/п

22/1

23/2

24/3

25/4

26/5

Дата

Тема

урока

Особенности развития хозяйства округа.

Традиционный сектор экономики округа.

Нефтегазовый комплекс и его проблемы.

Строительный комплекс – становление, современное состояние, перспективы развития.

Лесной комплекс ЯНАО.

Практические работы

Что должен знать?

Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип природопользования; традиционный и новый сектор экономики, переходный  период в экономике округа; традиционный сектор экономики: оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития, рыболовство и рыбопереработка, охотничье – промысловое хозяйство и клеточное звероводство; новый уклад в сельском хозяйстве округа; нефтегазовый комплекс и его основные стадии: нефтедобыча, газодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, газохимия; главные месторождения нефти и газа; расстановка сил в нефтегазовом комплексе: РАО «Газпром», АО «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефнегаз» и другие, перспективы развития, проблемы нефтегазового комплекса; экономическая эффективность; создание инфраструктуры, производительности; строительный комплекс – становление, современное состояние, перспективы развития; лесной комплекс: сырьевые базы, состояние лесозаготовок, деревообработка (состояние и тенденции развития), проблемы лесопользования.

Что должен уметь?

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, нефтегазовые, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, газохимические базы,  лесозаготовительные базы, базы деревообработки, рыбопереработки,  базы охотничье – промыслового хозяйства и клеточного звероводства; внешнеэкономические партнеры округа; объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

Лексическая работа

Хозяйство, традиционный сектор экономики, оленеводство, рыболовство, охота, сельское хозяйство, новый сектор экономики, нефтегазовый комплекс, нефтедобыча, газодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, газохимия, строительный комплекс, лесной комплекс, лесозаготовка, деревообработка, товарность, отрасль, предприятие, холдинг, корпорация, специализация, кооперирование, конкуренция,  экономическая эффективность, производительность.

Интеграционные связи

Экономическая и социальная география, экономика, экология

Вид контроля

Географический тренинг

Географический тренинг

Географический тренинг

Географический диктант

Географический тренинг

Примечание

Раздел

Раздел  4. Экономика и территориальная организация ЯНО.  (11 часов) продолжение

Тема Раздела

Тема  9. Экономика и территориальная организация ЯНО.  (11 часов) продолжение

№  п/п

27/6

28/7

29/8

30/9

31/10

32/11

Дата

Тема

урока

Транспортный комплекс ЯНАО.

Социальный комплекс ЯНАО.

Территориальная организация хозяйства. Нижнеобский экономический район.

Надым – Пуровский экономический район.

Тазовско  - Гыданский экономический район.

Внешнеэкономические связи округа.

Практические работы

Практическая работа № 11. Заполнение таблицы: распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности.

Практические работы № 12,13. Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития.

Что должен знать?

Особенности развития транспортного комплекса: становление, структура и современное состояние водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, тенденции и перспективы развития; характеристика трубопроводного и электронного транспорта; социальный комплекс: состав (жилищный фонд, коммунальное хозяйство, городской автомобильный транспорт, образование, здравоохранение, культура), особенности  и проблемы его развития; территориальная организация хозяйства; экономические районы: состав, географическое положение, особенности природных условий, специфика экономического развития, становление, тенденции развития, проблемы, административные центры, молодые города, внешнеэкономические связи, становление отраслей специализации; экспортно – импортный баланс округа и его роль в экономике страны; внешнеторговые связи; внешнеэкономический потенциал; международное инвестирование средств округа.

Что должен уметь?

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, виды транспорта, основные транспортные пути,  внешнеэкономические партнеры округа; экономические районы их административные центры, молодые города, внешнеэкономические связи; составлять сравнительную характеристику экономических районов; объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

Лексическая работа

Инфраструктура, транспортный комплекс, виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный,  электронный,  социальный комплекс,  жилой фонд, коммунальное хозяйство, экономический  район, внешнеэкономические связи, экспортно – импортный баланс, внешнеэкономический потенциал, конъюнктура, международное инвестирование средств.

Интеграционные связи

Экономическая и социальная география, экономика, экология

Вид контроля

Географический тренинг

Географический тренинг

Практикум

Практикум

Практикум

Самостоятельная работа № 6. «Экономика и территориальная организация ЯНАО»

Примечание

Раздел

Раздел 5. Экология и охрана природы ЯНАО. (2 часа)

Тема Раздела

 Тема 10. Экология и охрана природы ЯНАО. (2 часа)

№  п/п

33/1

Дата

Тема

урока

Экологическая ситуация в округе. Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов.

Практические работы

Практическая работа № 14. Сбор и обработка информации об экологической ситуации своей местности.

Что должен знать?

Экологическая ситуация в округе: проблемы, связанные с добычей нефти и газа, возможные пути их решения; техногенные воздействия на атмосферу и гидросферу; радиационная обстановка в округе; проблемы землепользования; нарушение многолетне – мерзлотных пород и почвенно – растительного покрова; здоровье населения; мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов: охрана недр, снижение воздействия на земельные ресурсы, охрана растительного покрова, животного мира, мораторий на антропогенную деятельность; особо охраняемые природные территории округа: заповедники, заказники, (государственные, федеральные, окружные), этнические территории, памятники природы.

Что должен уметь?

Выявлять и объяснять  факты негативного и позитивного воздействия человека на природу; прогнозировать тенденции социально – экономических и экологических проблем, созданных в результате хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию своей местности.

Лексическая работа

Экологическая ситуация, техногенные воздействия, радиационная нагрузка, антропогенная нагрузка, очистные сооружения, мораторий,  экологический мониторинг, ПДК (предельно допустимая концентрация вещества), экоцид,  заповедник, заказник, этнические территории, памятники природы.

Интеграционные связи

Экология, геоэкология

Вид контроля

Контрольная работа по предмету «География ЯНАО».

Географический тренинг

Примечание

Раздел

Тема Раздела

№  п/п

34

Дата

Тема

урока

Обобщающий урок по курсу « География ЯНАО».

Практические работы

Что должен знать?

содержание основных понятия и термины по предмету

Что должен уметь?

Называть/показывать: основные объекты рельефа территории округа, гидрографической сети, биосферы; природных ресурсов и природные комплексы; важнейшие месторождения полезных ископаемых; пространственное размещение основных физико-географических объектов, явлений, процессов; основные географические объекты хозяйственной деятельности человека в округе; основные народы и народности, населяющие территорию округа; особенности естественного и механического движения населения и его особенности расселения населения на территории округа; Определять: характеристику территории, пользуясь разными источниками  (карты, статистические материалы, данные многолетних наблюдений);источники физико-географической информации для решения конкретных проблем и задач. Описывать: физико-географические объекты, явления и процессы. Объяснять: процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение и ритмику; зональную и азональную дифференциацию природы округа.

Прогнозировать: тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

Лексическая работа

Интеграционные связи

Вид контроля

Контрольная работа по курсу «География ЯНАО».

Примечание

Раздел

Тема Раздела

№  п/п

35

Дата

Тема

урока

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК

Практические работы

Что должен знать?

Что должен уметь?

Лексическая работа

Интеграционные связи

Вид контроля

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...