Конспект урока "У природы нет плохой погоды!"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

Конспект урока географии для 8 класса по теме: "Атмосферные фронты. Циклон и антициклон".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfernye_fronty._ciklon_i_anticiklon..rar32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «У природы нет плохой погоды!»

Цель урока: 

Образовательные: 1) продолжить формировать знания об особенностях и  главных чертах климата России; 2) дать ученикам представление об атмосферных фронтах – переходных зонах между воздушными массами; 3) познакомить с крупными атмосферными вихрями – циклонами и антициклонами и их влиянием на погоду;

Развивающие: 1) продолжить развивать умение работать с картами, таблицами, учебником; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;

Воспитывающие: 1) воспитывать любовь к природе; 2) гордость за Отечество; 3) воспитание чувства само- и взаимоуважения у школьников

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал (стихотворения  и рисунки о погоде, индивидуальные карточки для учащихся), учебник В.П. Дронова, И.И. Бариновой «География России. Природа. Население. Хозяйство», цветные жетоны

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Каждый урок принято начинать с объявления его темы, но сегодня мы поступим иначе. Я хочу, чтобы вы определили ее, по тем подсказкам, которые я вам дам. Слайд 1

Готовятся  к уроку

Слушают учителя

  1. Актуализация знаний

Рассказ: Итак, сегодня мы будем говорить о том, с чем сталкиваемся каждый день. Ее мир очень богат, ее гармония, красота раскрываются в произведениях многих  музыкантов,  художников, писателей и поэтов.  Слайды 2-4

Работа со стихотворениями:  У вас на партах лежат отрывки из произведений известных вам людей и рисунки совсем незнакомых вам – учеников моей школы, но и те, и другие хотели отразить то, о чем мы будем говорить сегодня.  Рассмотрите (по вариантам) рисунки,  прочитайте стихи, подумайте, о чем они и сделайте вывод о теме нашего урока.

Беседа: О чем же пойдет речь на нашем уроке?

(о погоде)

Беседа: А какая погода описывается в стихотворениях 1 и 2 вариантов? (плохая, пасмурная, дождливая осень, снежная зима;  Солнечная, морозная зимой, хорошая, теплая летом) Слайды 5-8

Рассказ: Погода такая разная, но в своих произведениях авторы восхищаются ей. Так что же получается, у природы нет плохой погоды? На этот вопрос  мы постараемся ответить сегодня. Запишите тему урока в своих карточках. Слайд 9

Беседа: А как вы считаете,  нет плохой погоды или есть? Все стихотворения говорят нам о хорошей погоде?

(нет, только летняя хорошая)

Слайд 10

Рассказ: Я бы согласилась с вами, но вот по дороги к вам в школу, я нашла газету.  Я вам сейчас зачитаю заголовок одной из статей «Нынешнее лето – сущее наказание. Для одних – засухой и пожарами, для других – водной стихией. Лес горит не только у нас, но и на юге Европы. В двадцати американских штатах – экстремальная жара. Тем временем Польша, Чехия, Германия, Австрия захлебываются от наводнений.»  

Слайды 11-12

Что же получается, и жарко - плохо, и дождливо -  тоже плохо?

Давайте разберемся, в чем же причина такой различной погоды.

И ответим на проблемные для всех вопросы:

  1. Какова причина такой жаркой и сухой погоды в Европейской части России этим летом?
  2. Какова причина пасмурной и дождливой погоды в странах Зарубежной Европы?

Слайд 13

Слушают учителя, думают над темой

Читают стихотворения, обсуждают тему урока

Называют тему

Отвечают на вопросы

Слушают,

записывают тему урока

Обсуждают типы погоды

Слушают учителя

  1. Изучение нового материала

Работа со схемой: Вспомните, какие факторы оказывают влияние на климат?

(географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность) Слайд 14

Беседа: А какой из этих факторов влияет на смену погоды? (циркуляция воздушных масс)

Работа с рисунком: Проанализируйте  рисунок в ваших карточках «Закономерности циркуляции воздушных масс»  и ответьте на вопрос: Как происходит движение?

( зимой воздух движется с суши на океан, а летом, наоборот, с океана на сушу)

В чем заключается причина возникновения циркуляции (движения) воздушных масс?

Объяснение: Это связано с физическими свойствами суши и океанов, т.е. неодинакового их нагревания и охлаждения.  Океан медленно нагревается и медленно отдает тепло, а суша быстро прогревается, но и также быстро отдает тепло. В результате чего формируются центры высокого и низкого давления.

Работа с картой: Мы выяснили, что воздушные массы движутся из области большего давления, в область меньшего давления. Я хотела, рассказать вам о том, какие воздушные массы господствуют над территорией России, но так торопилась на урок, что решила сокращенно написать их названия, а теперь сама забыла как прочитать эти сокращения. Может вы мне поможете? (АВМ – арктические, УВМ – умеренные, ТВМ – тропические) Спасибо.

Беседа: А что для них характерно? Какие они?

(АВМ – холодная и сухая; УВМ – умеренно теплая и умеренно влажная летом, умеренно холодная и умеренно влажная зимой; ТВМ – жаркая и сухая)

Физкультминутка:
Из-за парт мы выйдем дружно,                                                                                                                                             Но  шуметь совсем не нужно.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо (наклоны),

Выпал птенчик из гнезда (наклоны вперёд, руками коснуться пола),

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём (выпрямиться, поднять руки вверх)
Ветерок все тише, тише (приседания),
Деревцо все выше, выше (потягивание).

Ветер стих . Вздохнули дружно.                                                                                                                                                   Нам урок продолжить нужно.                                                                                                                              Подравнялись, тихо сели                                                                                                                                                                  И на доску посмотрели.

Объяснение: Поскольку над территорией России постоянно действуют различные воздушные массы, то они непременно встречаются, сталкиваются и имея обычно разные свойства (температура, влажность, давление), образуют переходные зоны – атмосферные фронты. Слайд 15

Запись: Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по свойствам воздушные массы.

Работа с учебником: Используя картосхему в учебнике (стр. 83) скажите, какие атмосферные фронты чаще всего располагаются над территорией России?

(арктический – взаимодействует АВМ и УВМ, полярный – взаимодействует УВМ и ТВМ)

Работа с картой: Покажите на карте, где образуются атмосферные фронты над территорией России.

Объяснение: В полосе фронта при соприкосновении двух различных по свойствам воздушных масс происходит достаточно быстрое изменение давления, температуры, влажности. Поэтому прохождение фронта через какую-либо местность сопровождается ветрами, облачностью, выпадением осадков, то есть сменой погоды.

Показ видеофрагмента: При перемещении теплых воздушных масс в сторону холодных образуется теплый фронт.  Слайд 16

А при перемещении холодных воздушных масс в сторону теплых – холодный фронт. Слайд 17-18

Объяснение: Полоса атмосферного фронта чрезвычайно подвижна. При взаимодействии воздушных масс, различных по свойствам, возникают волнообразные изгибы линии фронта, а затем завихрения, образующие серию циклонов антициклонов.

Слайд 19

Работа с рисунком и текстом: Рассмотрите схемы циклона и антициклона в вашей индивидуальной карточке и с помощью них,  заполните пропуски в определениях циклона и антициклона

Индивидуальный опрос: Кто может дать пояснения к полученным определениям?

(в циклоне в центре область пониженного атмосферного давления, следовательно, воздух движется от периферии к центру и поднимается вверх, охлаждается, и выпадают осадки. Поэтому зарождение циклона на месте пониженного давления всегда сопровождается выпадением осадков) Слайды 20-25

(В антициклоне в центре высокое давление, следовательно, воздух движется от центра к периферии, вращаясь по часовой стрелке. Воздух опускается вниз, прогревается, удаляется от насыщения, поэтому антициклон приносит сухую, ясную, солнечную погоду. Если он пришел с Арктики, то и похолодание, а если из тропических широт – жару) Слайды 26-31

Вспоминают факторы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос по рисунку

Слушают учителя

Слушают учителя, отвечают, показывают на настенной карте воздушные массы

Называют черты воздушных масс

Выполняют упражнения

Слушают учителя

Записывают определение

Определяют типы атмосферных фронтов по картосхеме  в учебнике

Показывают по карте границы фронтов

Слушают учителя

Смотрят видеофрагмент

Слушают учителя

Составляют определение циклона

Один из учеников объясняет определение циклона

Один из учеников объясняет определение антициклона

  1. Закрепление

Работа со стихотворениями и таблицей: в каком варианте представлены стихотворения о циклоне? (2 вариант)

Выберите из стихотворений признаки циклональной погоды и запишите их в таблицу.

У какого варианта представлены стихотворения об антициклоне? (1 вариант)

Выберите из стихотворений признаки антициклональной погоды  и запишите их в таблицу.

Сравнительная характеристика циклонов и антициклонов

Циклон

Антициклон

Погода летом

 Изменчивая,

прохладная,

ветреная,

облачная, дождливая

Устойчивая, безветренная, безоблачная, жаркая.

 

Погода зимой

Потепление, осадки в виде снега

Солнечная, морозная, без осадков

Беседа: Какое явление погоды стало причиной такой жаркой погоды летом в нашей стране? (антициклон)

А какое явление принесло в страны Европы сильные дожди? (циклон)

При какой погоде, циклональной или антициклональной, концентрация в воздухе загрязняющих веществ оказывается выше?

(При антициклоне)

Почему? (антициклон  подавлял вертикальную циркуляцию воздуха, прижимая к земле дым от пожаров. Из-за него во многих районах не было ветра, который мог бы разогнать смог.) Слайд 31

Подведение итогов: Вот и подходит к концу наш урок. Вы все сегодня прекрасно работали. Спасибо вам.  Особенно хорошо работали … и заслуживают оценки 5.

Но все-таки, какой же вывод мы сделаем. У природы нет плохой погоды? Или все-таки есть? Слайд 32

Рассказ: Погода бывает разной, но даже в самой хмурой погоде можно найти что-то положительное. И улучшить себе этим настроение. А от нашего настроения в большей степени зависят наши успехи. Я желаю, чтобы  у вас на душе всегда было безоблачно,  ясно, солнечно,  словом так, как это бывает при антициклоне.

Спасибо за внимание!  Слайд 33

Выбирают из стихотворения описание погоды при циклоне и антициклоне, заполняют таблицу

Отвечают на проблемные вопросы

Слушают учителя

Делают вывод о теме урока

Слушают учителя

Приложение к уроку

                 1 вариант  

                        ***

Под      голубыми       небесами

Великолепными         коврами,

Блестя на солнце,  снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И  ель  сквозь  иней   зеленеет,

И речка  подо  льдом  блестит.

                             А. С. Пушкин

                       ***

Спокойно,      небо    голубое;

Одно  в  бездонной    глубине

Сияет       солнце         золотое

Над степью в радужном огне;

Горячий    ветер    наклоняет

Траву  волнистую  к  земле.

       2 вариант

       ***

Льет дождь, холодный, точно лёд,

Кружатся   листья   по    полянам,

И   гуси   длинным       караванам

Над    лесом      держат      перелет.

                                        И. А. Бунин

                                                                       

          ***

Буря    мглою   небо  кроет,

Вихри     снежные     крутя;

То,  как зверь,   она завоет,

 То   заплачет,   как     дитя,

 То  по кровле  обветшалой

 Вдруг  соломой     зашумит

 То, как путник запоздалый

 К нам в  окошко застучит…                                                                                                                                                                       А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка After Rain Comes Fine Weather. У природы нет плохой погоды. (Unit 1. It’s a Wonderful Planet We Live on). 8 класс

Комбинированный урок формирования навыков устной речи по теме «Погода» посредством учебной симуляции с использованием географических сервисов Google.Урок является неотъемлемой частью темы «Природа и к...

Разработка урока английского языка "У природы нет плохой погоды"

Обучающие цели:  1) повторение и актуализация лексико-грамматических навыков учащихся;2) знакомство детей с новым учебником;3) активизация лексического материала по теме погода;4) развитие умения...

Урок "У природы нет плохой погоды" , 6 класс, УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева

Урок  с использованием лингофонного  оборудования, преследует следующие цели: совершенствование лексических навыков  по теме «Weather»...

Внеклассное мероприятие "У природы нет плохой погоды"

В нашей школе оборудована метеоплощадка. На ней мы ведем наблюдения за погодными и природными изменениями в нашей местности. На основе этих наблюдений я провела внеклассное мероприятие "У природы нет ...

Конспект урока по теме "У природы нет плохой погоды"по английскому языку

Пояснительная записка        Урок английского языка в 8в  классе.Тема: «After Rain Comes Fine Weather».У природы нет плохой погоды. (Unit 1.Раз...

Разработка урока. «Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»

laquo;Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»...

План - конспект открытого занятия "У природы нет плохой погоды"

Открытые занятия помогают педагогу систематизировать приобретенные знания, проявить себя, а учащимся полностью раскрыться, в тандеме получается хорошая слаженная работа!...