Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии
статья по географии по теме

Ролле Наталия Владимировна

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rollenv_metod._satya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Ролле, учитель географии

ГБОУ ШКОЛА  № 523

 Санкт-Петербурга

Использование системно-деятельностного подхода в обучении.

Можно накормить голодного рыбой,

а  можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

1. Введение.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

2. Структура системно-деятельностного подхода.

Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:  учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.                                                                                                                          

3. Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

АМО начала урока «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д.(на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов».

 На этапе вхождения в тему учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения как учителя, так и учащихся.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.

АМО презентации учебного материала.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такая технология, как  «Инфо-угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Задачи технологии: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все обучающиеся.                                                                                                     Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, какие вопросы, возможно, будут затронуты в теме. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу работы. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель спрашивает, не осталось ли каких-то не упомянутых им аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМО подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут.

Участники: все обучающиеся.    

Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цель урока достигнута, если  красный, то есть над чем поработать.  

Перечисленные АМО составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

5. Заключение.              

Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Литература:

1. Л.Е. Перлов «Изучайте географию по-новому» Москва, 2006

2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

Интернет-ресурсы:

www.moi-universitet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении географии.

Системно - деятельностный  подход в обучении географии....

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

системно-деятельностный подход в обучении географии

статья из опыта работы по системно -деятельностному подходу в обучении....

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...

Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке

Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов дейс...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении географии.

В данной статье рассматривается развитие молодого поколения в системе преобразований в  экономике и педагогике нашей страны. Показано сравнение старых и новых методов и приемов при переходе на ФГ...

Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...