Анализ современного урока
статья по географии по теме

Карпов Александр Владимирович

Текст выступления на методическом объединении учителей г.Волжского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_analiz_sovremennogo_uroka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ современного урока

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требованиям образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достичь все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это - совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуются средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В связи с этим, цель данного пособия состоит в практическом решении нерешенной до сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности их использования в различных образовательных парадигмах. Впервые обобщается имеющийся материал по данной теме, разработанный в исследованиях отечественных педагогов и психологов. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Педагогический аспект анализа урока в 6 классе по теме

«Решение практических задач на определение изменений  температуры и давления воздуха с высотой, влажности»

I. Место урока в системе уроков, поставленные цели.

Данный урок изучается в теме « Атмосфера»  

Ученик должен знать: основные понятия темы  « Погода»;

Уметь: определять закономерности изменения температуры, атмосферного

давления, влажности, решать практические задачи на определение изменения

температуры и давления воздуха, влажности.

II. Организация урока.

 а) Тип урока: Практическая работа

 б) структура урока:

1. Орг. момент 1-2 мин. (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, совмещенная с фронтальным опросом.)

2. Практическая работа – 35 минут.

Первый этап.

В начале урока ученики под руководством учителя решают практические задачи ( рабочая тетрадь страницы 52-55.):

а) на определение изменения температуры;

б) …изменения атмосферного давления.

Второй этап.

Учащиеся самостоятельно решают задачи в тетради с комментариями хода решения.

а) на определение изменения температуры

б)…атмосферного давления

в)…влажности

г) комбинированная задача.

Третий этап.

 Для закрепления полученных знаний и навыков учащимся раздаются материал с заданиями для выполнения в тетрадях по вариантам.

Четвертый этап (возможно построение графиков на доске при проверке  заданий №2 1-го варианта и  №1 2-го  варианта.

Домашнее задание № 6 стр. 55 в рабочей тетради «разгадай кроссворд».

в) Подготовленность класса к уроку.

Для выполнения практической работы класс полностью обеспечен рабочими тетрадями: «География Волгоградской области. Практикум.», линейками, простыми  и цветными карандашами.

г) Для организации активной работы на уроке сочетаются фронтальная коллективная и групповая форма работы.

д) Высокая плотность урока, строгий учет времени.

III. Содержание урока:

а) Материал рассчитан на знание обучающимися ряда понятий по математике: десятичные дроби, отрицательный модуль, положительный модуль, правила сложения и вычитания модулей, построение графиков; по географии: закономерности изменения температуры с высотой, определение относительной влажности, закономерности изменения давления с высотой.

б) Подбор материала для решения практических задач в соответствии рекомендаций Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.

в) Урок полностью соответствует требованиям программы.

г) Воспитательная задача состоит в формировании понятий практической значимости при изучении данной темы.

д) Обучающиеся применяют теоретические знания, полученные при изучении темы «Атмосфера» (изменение температуры с высотой, факторы, влияющие на изменения давления, определение относительной влажности) при решении практических задач на определение изменения температуры и давления воздуха с высотой, определение  влажности.

е) Урок связан с ранее пройденным материалом: «Нагревание воздуха и его температура», «Влага в атмосфере», «Атмосферные осадки», «Давление атмосферы». На уроке, во время фронтального опроса, закрепляются такие понятия и закономерности как изменение температуры с высотой, давление воздуха, изменение давления воздуха с высотой, относительная и абсолютная влажность.

ж) На уроке в первую очередь используются знания, полученные на уроках географии при прохождении темы «Атмосферы» и математики: понятия десятичные дроби, отрицательный модуль, положительный модуль, правила сложения и вычитания модулей, построение графиков.

з) Учитель должен грамотно использовать лексическое богатство не только своего предмета, но и правильно применять математические понятия и термины.

и) Качество знаний обучающихся  хорошее. Более 2/3 класса правильно применяет теоретические знания  на практике при решении расчетных задач.

к) Речь обучающихся находится в процессе формирования: обладая знаниями материала, они не могут сформулировать свой ответ четко и грамотно.

IV. Методика проведения урока.

а) Оборудование:

Раздаточный материал с задачами (возможно применение интерактивной доски).

б) Применяется фронтальная и коллективная формы работы.

в) Методы проведения урока соответствуют содержанию и целям урока, возрасту  и уровню подготовки учащихся. Наиболее эффективно применение постоянного закрепления пройденного этапа урока и групповой формы обучения при решении задач.

г) Перед обучающимися обязательно ставятся цели урока, которые записываются на доске или выводятся на интерактивную доску. Подводятся итоги урока, как  групповой, так и самостоятельной работы.

е) На данном уроке целесообразно применять методы активного обучения в виде фронтального опроса, где обучающиеся за каждый ответ получают определённую сумму баллов, так и при работе в группе более «сильного» ученика с более «слабым».

ж) Применяется рейтинговая оценка знаний при фронтальном опросе и индивидуальная при выполнении практической работы.

V. Общение на уроке.

Стиль отношений – деловой, манера общения – ровная.

VI. Работа и поведение учащихся.

Высокая работоспособность, хорошая дисциплина и организованность.

VII. Общие выводы к уроку.

Класс в целом теоретические знания по данной теме усвоил, что выяснилось при фронтальном опросе. Хорошо решались задачи, данные учителем по образцу (репродуктивное мышление), но при решении задач по карточкам 25%, 6 человек из 24, не справились с заданием (не имеют навыков аналитического мышления).

  1. Как будет учтен опыт урока в дальнейшей работе.

Опыт данного урока в моей дальнейшей работе будет учтен для развития аналитического и творческого мышления учащихся.

Психологический аспект анализа урока в 6 классе по теме

«Решение практических задач на определение изменений  температуры и давления воздуха с высотой, влажности».

  1. Стимулирование интереса учащихся к содержанию урока достигается путем четко поставленных целей и наглядностей (возможно применение интерактивной доски), приведением интересных фактов.
  2. Установка быть внимательным решается с помощью «географической разминки», на которой ученики вспоминают основные понятия и определения, приемы определения изменения температуры, давления и влажности.
  3. Объясняется практическая значимость данной темы в системе науки география при изучении таких тем как: «Климаты Земли», «ПТК Земли», «Высотная поясность»; практическая значимость данных знаний в хозяйственной деятельности человека, влияние изменения данных элементов погоды на организм человека.
  4. Выявление особенностей наглядности материала использованы в виде раздаточного материала, построения графиков с помощью интерактивной доски.
  5. Изложение материала должно быть четким и ясным, с использованием терминов, известных ученикам из уроков географии и математики.
  6. Смена видов деятельности на уроке организована в виде фронтального опроса, решения задач, построения графиков, решения кроссвордов.
  7. Внимание школьников организуется с учетом их возрастных особенностей. На каждый вид работы отводится не более 10-15 минут.
  8. Формирование главной цели – умение школьников решать практические задачи осуществляется путем постановки кратковременных задач, основанных на умении определять закономерности изменения основных элементов погоды.
  9. Темп ведения урока при фронтальном опросе быстрый, при решении задач – средний.
  10. Активность учащихся на уроке организуется с помощью рейтинговой системы оценки знаний. За каждый верный ответ учащийся получает 1-2 балла. За выполнение практической работы с учетом правильности её выполнения выставляется отметка.
  11. -     XII. Учитываются индивидуальные особенности детей для развития внимания на уроке. Для этого возможна работа детей в парах, составление задач с учетом уровня подготовленности школьника.

XIII.    Индивидуальные особенности учителя в организации урока проявляются в четкой, грамотно построенной речи, хорошем знании индивидуальных особенностей каждого ученика, умении поэтапно реализовывать поставленные цели и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
  2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты).// Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.
  3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр иннновационных технологий. 2000.-с. 575-576.
  4. Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Обществоведение в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2,с. 22- 26.
  5. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. М., "Просвещение", 1974, с. 248-249.
  6. Баринова И.И. Современный урок географии. География в школе, 2000, № 6, с. 41- 44, с. 52.
  7. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе. Обществознание в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2, с. 27-32.
  8. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 1998. - 24 с.
  9. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000. - 43 с.
  10. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе.. Литература., 1998, № 8, с. 10.
  11. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, № 6, 2000, с. 130-131.
  12. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
  13. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма. Образование в современной школе. 2000, № 3, с.15-16.
  14. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 - 100.
  15. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001 Центр "Педагогический поиск".
  16. Иванова Т.П,, Волчкова А.А. Опыт системного анализа урока русского языка. Русский язык в школе, 1995, № 3, с. 36-40
  17. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш. пе. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.- 216 с.
  18. Коломинский Я. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников.- Минск: Нар. асвета, 1987.- 239 с.
  19. Коломинский Я. Межичностное взаимодействие на уроке. Сельская школа, 1999, № 5, с. 45-46.
  20. Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. М.ОЦ "Педагогический поиск", 1999.
  21. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможностти и перспективы. Директор школы.Экспресс- опыт. 2000-1, с. 9- 12.
  22. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Сост.: М.Н. Колмакова и В.С. Суров; Под общ.ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова.- М.: Политиздат, 1984. с. 14.
  23. Кулев А.В.Самоанализ урока. Биология в школе. 1999, № 1, с. 46- 48.
  24. Кулемзина А. Аттестация в НОУ: новый механизм. Частная школа., 1996, № 1, с. 64-65.
  25. Маранцман В. Критерии оценки работы учителя литературы. Сельская школа, 1999, № 5, с. 46-47.
  26. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2000, № 1, с. 24-31.
  27. Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7,с. 16.
  28. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.: "Просвещение", 1986, - 208 с.
  29. Пименов А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? Завуч. 2001, № 3, с. 108- 114.
  30. План подготовки и проведения аттестации педагогических и руководящих работников по школе-комплексу № 16 в 1997-98 учебном году. Завуч, 1999, № 8.
  31. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000 -1, с. 60- 61.
  32. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. Специалист., 1994, № 10, с. 24- 29.
  33. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991.
  34. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, № 6, с. 108-117.
  35. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.-М.: "Просвещение", 1980, 419 с.
  36. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.
  37. Филиппова Е. Критерии оценки работы учителя на уроке иностранного языка. Сельская школа, 1999, № 5, с. 47.

Худенко Е, Селиванова Е, Титова В. Планирование работы воспитателя в коррекционной школе, детском доме.//Развитие и коррекция, вып. 5, 1999. - М., Образовательный научно-методический центр "Ра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу : "Анализ современного урока"

В докладе рассматриваются вопросы анализа современного урока и самоанализа урока....

Доклад на тему: "Анализ современного урока"

Доклад на тему: "Анализ современного урока"...

анализ современного урока

Рекомендации анализа современного урокаКомплексное наблюдение за организацией работы учителя и организацией деятельности учащегося...

Анализ современного урока

выступление в рамках методического совета...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Педагогическая практика и обучение студентов системному анализу современного урока

Педагогическая практика и обучение студентов системному анализу современного урока...

Анализ современного урока

схема анализа современного урока...