Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Кириенко Валентина Петровна

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:

  • формирование системы знаний о рельефе,
  • закономерностях его формирования и размещения, 
  • знакомство с геологической и тектонической картами,
  • раскрытие взаимосвязей между строением поверхности и недр земли и жизнью, деятельностью человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Геологическое строение и рельеф России»

                                                                                          Учитель географии

                                                                                        МБОУ СОШ №96

                                                                                     Кириенко В.П.

«Геологическое строение и рельеф России»

Образовательные задачи:

        формирование системы знаний о рельефе, закономерностях его формирования и размещения, знакомство с геологической и тектонической картами, раскрытие взаимосвязей между строением поверхности и недр земли и жизнью, деятельностью человека.

Оборудование: тектонические карты, карты-атласы на столах учащихся, таблицы.

I. Организационный момент:

Повторение домашнего задания по следующим вопросам:

        1. Игра «Географическая цепочка». Назвать все пограничные государства России (фронтально).

        2. По каким рекам проходит путь из «варяг» в «греки».

        3. Назовите крупнейших путешественников 17 века.

        4. Назовите участников Великой северной экспедиции.

II. Изучение нового материала по следующему плану (самостоятельно с помощью вопросов):

  1. Что называется рельефом? (неровности земной поверхности).

2. Как определить строение поверхности? (по физической карте с помощью шкалы высот).

3. Рассмотрите физическую карту России. Какие особенности рельефа заметны и проявляются сразу? (разнообразие рельефа, но в то же время преобладание крупных форм).

4. Какие формы рельефа занимают наибольшие площади? Какой облик они придают территории? (наиболее обширны - равнины. Они огромны - от северных границ России до южных. Создают впечатление простора, величавости, необъятности!).

5. Определите крупные равнины на территории России, подсчитайте приблизительно, какую часть территории они занимают. Укажите тип равнин, запомните их название и местоположение.

(установлены местоположение и тип равнин: Восточно-Европейская-холмистая; Западно-Сибирская-плоская; Прикаспийская - плоская; Северо-Сибирская - плоская; Средне - Сибирская - плоскогорье).

Равнины занимают 70% территории России.

6. Определите местоположение основных горных систем, хребтов, определите их высоту, вершины, запомните местоположение.

(Урал – г. Народная, 1895м., Алтай – г.Белуха, Зап. и Восточного Саяна, Кавказских гор. Хребтов – Верхоянского, Черского).

Вывод о главных чертах рельефа: разнообразие, преобладание равнин различных типов, горном обрамлении с юга.

Дальше предлагаются следующие задания: (Работа по таблице)

1. Какую форму в целом имеет поверхность России? Какое это имеет значение для ее природы? (поверхность открыта к холодному Северному Ледовитому океану, на западе – влияние  Атлантического океана).

2. Какое влияние оказывают горы на природу? (препятствуют проникновению теплого воздуха с юга и его распространение в северные районы).

3. Мысленно «уберите» горы с юга. Представьте, какой была бы природа России. Какое влияние оказали бы горы, если бы они окаймляли северное побережье? (ели бы не было гор на юге, то климат был бы намного теплее, но неизвестно, как далеко на север продвинулись бы пустыни, полупустыни и засушливые области. Если бы горы с севера прикрывали территорию страны и не пропускали холодный воздух, климат был бы теплее, природа богатая и не такая суровая, без льдов и вечных снегов).

4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на природу России (огромно, оно выражается во влиянии на климат, размещении рек, природных зон, т.е. на всю природу).

Далее фронтальная беседа: как влияет строение поверхности на жизнь человека? (где легче строить, обеспечить надежность эксплуатации путей сообщения, линий связи, оросительных и осушительных каналов, нефтепроводов и газопроводов).

Как влияет строение поверхности, окружающий рельеф на внутренний, духовный мир человека, на его творчество (восприятие Кавказа А.С.Пушкиным, Ю.М. Лермонтовым, воспевание народом простор равнин, красоты гор, какие прекрасные чувства они вызывают! Простор, величавость равнин и стремительный взлет гор можно узнать в песнях, танцах, декоративном искусстве).

Задание №1

Для закрепления учащиеся выполняют следующее (недостающие формы рельефа):

  1. _____________________  равнина
  2. _____________________  горы
  3. _____________________  кряж
  4. _____________________  хребет
  5. _____________________  плато
  6. _____________________  нагорье
  7. _____________________  возвышенность

Задание №2

Из данных названий исключите то, которое не соответствует всем остальным (искл.4):

  1. Алтай
  2. Урал
  3. Западные Саяны
  4. Тиманский кряж
  5. Джугжур

Наглядные представления о различных геологических событиях, происходивших в разных районах земного шара или нашей страны, дают геологические и тектонические карты.

III. Геологическое строение

        

На геологических картах цветом показывается возраст горных пород, слагающих горы или равнины, а условными значками – полезные ископаемые, которыми они богаты.

На геологических картах (карта 6) показано распространение горных пород различного возраста выходящих на поверхность. По достаточно детальной карте можно проследить залегание горных пород и получить представление о геологических структурах, имеющихся на территории.

На основе определения геологического возраста горных пород ученые составляют геохронологические таблицы. В таблице обязательно указаны эры и периоды (читать нужно снизу вверх).

Тектоническое строение

Территория России – часть древнего материка Лавразии, расположена на Евразийской плите, состоящей из платформ и складчатых областей разного возраста.

На тектонических картах показывается строение тех или иных участков земной коры и возраст основных тектонических образований (платформ, складчатых областей), разломы и краевые прогибы.

IV. Далее организовать самостоятельную работу учащихся по изучению тектонической карты.

БЕСЕДА:

1. Какой источник знаний мы используем, чтобы узнать о внутреннем строении земной коры (тектонические карты, на которых показано строение недр).

2. Определите, какое содержание отражено на тектонической карте (показаны древние платформы, молодые плиты, складчатые области, их возраст, разломы в земной коре, вулканы, эпицентры землетрясений, условными знаками показано размещение полезных ископаемых).

3. Определите, какие структуры земной коры имеют наибольшее распространение (древними платформами и молодыми)

4. Как размещаются складчатые области (на стыке плит и платформ).

5. Укажите наиболее древние участки суши. Как они называются? (Балтийский, Алданский, Анабарский щиты).

6. Сравните карты физическую и тектоническую. Какая связь проявляется между структурами земной коры и формами рельефа (структуры платформ в рельефе выражены равнинами, молодых плит – плоскими низменностями, складчатые области соответствуют горам).

ВЫВОД: Таким образом, строение земной коры оказывает влияние на размещение форм рельефа.

V. Вопросы к учащимся:

  1. Влияет ли на жизнь человека строение недр?

2. Имеют ли знания о тектоническом строении только теоретическое значение, или они нужны в практической жизни?

Людям надо изучать внутреннее строение недр. Нельзя строить АЭС, химическое производство по выпуску ядовитых, взрывчатых и др. опасных веществ в местах, подверженных землетрясению. При строительстве, при добыче полезных ископаемых.

VI. Итог урока

Домашнее задание.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...

Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.

Разработка урока географии  для 8 класса,  по учебнику:«География  России. Природа.  Население. Хозяйство»   8 класс, под редакцией В.П. Дронова....

Зачёт по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и природные ресурсы"

зачёт состоит из 15 вопросов с выбором ответа, на соответствие, с полным развёрнутым ответом...

Тест "Геологическое строение и рельеф России" 8 класс

Тест содержит задания частиА, В и С...

Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)...

Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс...

Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России

Цели:Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, р...