Уроки геграфии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Калашникова Валенитина Алексеевна

Конспекты уроков географии в 7 классе по теме "Зона тундры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_geografii_7klass.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Положение  на  карте. Острова   и  полуострова. Поверхность. Полезные  ископаемые

 Цели: 1.Сформировать  представление  о  географическом  положении зоны  тундры, особенностях  её  поверхности  и  видах  полезных  ископаемых. Научить  показывать  зону  тундры   на  карте  природных  зон  через  закрепление  приёмов  работы   с  картой  

2.Развивать умение  классифицировать  факты, делать  обобщающие  выводы, выдвигать гипотезы, выделять  главное при работе  текстом, распределять  и концентрировать  внимание

Способствовать  коррекции  и развитию  навыков  связного  устного   высказывания  на основе  диалогического  общения, составления  краткого  описательного  рассказа, работы  с  текстом учебника

3.Воспитывать учебное прилежание, культуру  общения.

Словарь: побережье Северного  Ледовитого  океана, тундра, полуостров, северный  полярный круг.

 Оборудование: учебники, физическая  карта  России  и природных  зон, сборник  карт по  природоведению для 3-5классов, словарные слова, фрагмент  учебного  фильма «В  зоне  ледяной  пустыни», иллюстрации, таблицы «Растения тундры», «Животные  тундры».

Ход урока.

I.Оргмомент:

1.Приветствие, доклад  дежурного  о  наличии  обучающихся   на уроке.

2.Оценка  готовности   обучающихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II. Изучение  нового  материала

 1.Вводная  беседа:

-на  каком уроке присутствуете?

- какую  природную  зону   изучаем  на  уроках? (зону  арктических  пустынь)

-что  интересного  вы узнали  при изучении  этой  природной  зоны?

2.Активизация  внимания

Учитель открывает  закрытую  часть  доски, на которой  вывешены  иллюстрации  «Оленьи  бега», «Песнь  северяночки», «Бригадир   оленеводов  Е. Хозяинов», «Добыча  нефти», таблицы «Растения тундры», «Животные  тундры». Все  надписи  закрыты.

Учитель

- рассмотрите  внимательно  иллюстрации  и  таблицы

- что вы видите   на  них?1-3гр.

Более подробно мы будем  работать  с  этими  иллюстрациями  при изучении  новой  природной зоны  на  наших   уроках, а сейчас  они подсказывают  вам, где  на  территории  нашей  страны  она  расположена

-в  каком   климате  проживают  эти люди, обитают  животные   и  растут  растения? ( в холодном)

- почему  в холодном  климате?1-2гр. ( тёплая  одежда на людях, тёплый  мех  животных, слабые растения, олени обитают  на  Севере)

-где на  территории  нашей  страны  очень  холодный  климат? 2гр ( на  севере)

- какую  холодную  природную  зону  нашей  страны  мы уже  изучали  на   уроках? 3гр.(арктическую   пустыню)

-обитают  ли  в  зоне  арктических  пустынь  эти  животные, растут  ли растения, проживают люди? 3гр.

Значит, на  территории  нашей  страны  есть  еще  одна  природная  зона  с  очень холодным  климатом. Откройте  атласы  на стр.14-15  и, пользуясь  картой  природных  зон, попробуйте  её  назвать.

После  паузы  для самостоятельной  работы  обучающихся ( при  работе  допускается  деловое  общение  между  детьми)

-Итак, как, по-вашему, называется  эта  природная  зона? ( тундра)

Учитель  вывешивает  этикетку  с  названием  этой  природной  зоны.

-Почему  вы  решили  что  эта   природная  зона   называется  тундрой? (вторая  после  арктических  пустынь ,рядом   с  арктической пустыней( по  условным цветам), расположена около  Северного Ледовитого  океана, расположена  за полярным  кругом, расположена  на  Севере)

3.Сообщение  темы  и  цели  урока

-Какую  природную  зону  мы будем  изучать на  уроках?3гр.

Сегодня  на  уроке  мы  узнаем   о  географическом   положении  этой  природной  зоны, её  поверхности, полезных ископаемых  и  научимся  показывать её  на  карте.

III. Физминутка.

IV.Продолжение  работы  по теме урока

1.Работа  с  картой  природной  зон  по  уточнению  географического  положения  зоны тундры

-каким  цветом  в  настольных   картах   обозначена  зона  тундры? 3гр.,2гр.

-каким  цветом  обозначена  зона  тундры  на  настенной  карте ?  2гр.( предварительная  подготовка  по  индивидуальному  заданию)

-на  чём  расположена  зона  тундры? 1гр.(на островах, полуостровах)

-почему  зона  тундры  расположена  на  островах  и полуостровах? 1гр.( омывается  морями, рядом  много  морей, острова  и полуострова  среди  морей  и океанов)

Обучающиеся  разбиваются  на  две  группы. Задание: прочитать  название  а)островов,б) полуостровов зоны  тундры  в  настольных  картах  и подготовить  товарища   к  их  показу  на   настенной  карте.

Учитель  вывешивает  этикетки  «острова», «полуострова»  а под  ними,  по  мере  показа   учащимися, названия   островов  и  полуостровов.

Индивидуальное  задание  обучающимся  1,2гр.  работающим  в  паре(отвечать  будет  учащийся 2гр.,другой, при необходимости, дополняет,  исправляет, уточняет): по физической  карте  России  определите, на  какой  поверхности  расположена  зона  тундры (желательно, чтобы  учащиеся назвали  обозначенные  на карте  равнины, плоскогорья, хребты)

-покажите  и  назовите  моря, омывающие   на  севере  зону  тундры? 3гр.

-на  какой  поверхности  расположена  зона  тундры   нам  расскажет…

-чего  больше  в  зоне  тундры: равнин  или  невысоких  гор? 2гр.

Учитель записывает  вывод  учащихся  на доске: равнин > невысоких гор.

2.Просмотр  фрагмента  фильма  «Ледяная  пустыня»

-какую поверхность  имеет   зона  тундры? 2гр.

-чем  покрыта  поверхность   тундры  зимой? 3гр.

-чем  покрыта  поверхность   тундры  летом? 1,2гр.( мхами, лишайниками, редкой  травой, водой)

V. Первичное закрепление

-какую  природную  зону  мы  будем  изучать  на  наших  уроках?3гр.

-что  мы  изучаем сегодня  на  уроке?3гр.( считывают   тему  с доски)

-расскажите, что вы  узнали  о  географическом  положении, поверхности  тундры самостоятельно,  работая  с  картами

К настенной карте  приглашается  учащийся  1гр. С  опорой  на  краткую запись, сделанную  с  помощью этикеток, он  составляет  краткий  рассказ  о  географическом  положении и  поверхности тундры.(Тундра  расположена  на севере   нашей  страны. На островах….  и  полуостровах…Тундру  омывают  моря  Северного  Ледовитого  океана…..  На  её  поверхности  больше  равнин, чем  невысоких гор. Зимой  тундра  покрыта  снегом, а  летом  мхами, лишайниками, редкими  травами, болотами.)

IV. Уточнение  знаний  обучающихся   и  закрепление    

1.Работа  с  текстом  и  иллюстрациями учебника

-откройте  учебники  на  стр. 49.

-что  изображено  на  рис.47? 3гр.

-прочитайте 1,2 абзац  текста  на  стр.49(чтение  вслух)

-прочитайте, что  сказано  в  тексте   о  географическом   положении  зоны тундры(Южнее зоны арктических  пустынь  вдоль  берегов  Северного  Ледовитого  океана  расположена  зона  тундры .Зона  тундры  занимает  побережье  морей  Северного  Ледовитого  океана   и   некоторые острова.)

-прочитайте  оставшуюся  часть  текста

-о  чём  говорится  в этой  части  текста?2,3гр ( о  полезных  ископаемых  зоны  тундры)

-прочитайте   названия  полезных  ископаемых, которые   добывают в зоне  тундры 3гр.

V. Итог  урока.

-какую природную зону  мы    изучаем   с  вами? 3гр.

-какую  тему  изучали  сегодня  на уроке? 2гр.( считывают  с учебника)

Учитель  вывешивает  этикетки «арктическая пустыня», «побережье…»

-где  расположена  зона  тундры  на  территории  нашей  страны? 1гр( южнее  зоны  арктических пустынь,  на  побережье  Северного  Ледовитого  океана)

VI. Окончание  урока.

1.Анализ учебной деятельности  учащихся.

2.Работа  с журналом и дневниками.

3.Разбор  домашнего  задания: стр. 49-51,  читать;  стр.51,з. 1-3 выполняют  обучающиеся 2,3 гр.,работая  в паре, задание  4-обучающиеся 1гр.

4.Уборка  рабочих  мест и  организованный уход   с  урока.

Тема:  Климат. Водоёмы  тундры.

Цели: 1.Закрепить  представление   обучающихся  о  географическом  положении зоны  тундры, особенностях  её  поверхности  и  умение  показывать  зону  тундры   на  карте  природных  зон.  

Познакомить с  особенностями  климата   зоны  тундры, закрепить  представление  учащихся  о природных  явлениях «полярная ночь», «полярный день», «вечная мерзлота», «пурга».

Закреплять приёмы  работы   с  картой.

2.Развивать  умение  делать  обобщающие  выводы, выдвигать гипотезы, устанавливать  причинно-следственные  зависимости, выделять  главное при работе  текстом, распределять  и концентрировать  внимание.

Способствовать  коррекции  и развитию  навыков  связного  устного  высказывания  на основе  диалогического  общения, работы  с  текстом учебника.

3.Воспитывать учебное прилежание, культуру  общения.

Словарь: полярная ночь, полярный день, вечная мерзлота, пурга.

Оборудование: учебники, физическая  карта  России  и природных  зон, настольные   и настенная контурные  карты «Физическая карта  России», сборник  карт  по  природоведению  для 3-5классов, словарные слова, этикетки  с  названием  островов  и полуостровов  зоны  тундры и составления  причинно-следственной цепочки.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного  о наличии  обучающихся   на уроке.

2.Оценка  готовности  обучающихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Контроль  и  закрепление знаний, полученных  на  предыдущем уроке

 1.Вводная  беседа:

-на  каком  уроке  присутствуете?

- какую природную зону   изучаем на  уроках? (зону  тундры)3гр.

-напомните, о чём  мы  говорили  на   последнем  уроке?2,1гр.

-что  вам  было  задано   в  качестве  домашнего  задания? 3,1гр.

2.Проверка  домашнего  задания    

А) проверка  выполнения  работы   в  контурных  картах: 2,3гр.- закрашивание  территории  зоны  тундры, 1гр.- нанесение  месторождений  полезных  ископаемых.

Б) оценка  качества  выполнения  работы  обучающимися

3.Комбинированный  опрос  

-что  вы должны знать  и уметь  сегодня  на  уроке?1гр( показывать зону  тундры  на  карте  природных  зон и  рассказывать, где  она  расположена)

-покажите  зону  тундры на  настенной  карте  3гр.

-где  расположена  зона  тундры? 2гр.( на  берегу  Северного  Ледовитого  океана, на  островах   и полуостровах  Северного  Ледовитого  океана)

Учитель  вывешивает  этикетку  с  названиями  островов  и  полуостровов  зоны  тундры

-подпишите  названия  островов  и  полуостровов  зоны  тундры   на  контурных  картах, опираясь   на  настольные  карты   и  табличку   с  их  названием (чтобы  минимизировать  грамматические ошибки  при  письме   и  считывании  наименований   с   карт, для  экономии времени) 2,3гр. в парах.

Индивидуальное   задание:  прикрепи  этикетки   с названиями   островов  и  полуостровов  зоны  тундры  на  настенную  контурную  карту, используя  карту   природных зон. 2гр.( карта   вне  поля  зрения  других  учащихся)

Индивидуальные   задание   на  карточках  обучающимся 1гр. :

Заполни таблицу, пользуясь  картой  природных  зон

                                                           Острова    зоны

                      арктических  пустынь

                                  тундры

4.Проверка выполнения  заданий

Учитель  обращается  к  обучающимся, выполнявшим  задание  в  настольной  контурной  карте

-напомните, какое  задание  вы  выполняли? 3гр.(подписывали  названия  островов  и  полуостровов  зоны  тундры   на  контурных  картах)

Учитель открывает  часть  доски, на  которой  расположена  контурная  карта России   с выполненным заданием (предварительно  просмотренным)

-…….., какое   задание  выполнял(а) ты? (прикреплял(а)  этикетки   с названиями   островов  и  полуостровов  зоны  тундры  на  настенную  контурную  карту)

- сравните  результаты  вашей  работы 1-3гр.

- имеются  ли  ошибки  у  …. при работе с  настенной  контурной картой? 1гр.

Если  имеются  ошибки, то  проводится  работа  по  их  устранению

-поднимите  руки  те, у  кого   надписи   в  контурных  картах  сделаны так  же, как   на настенной  контурной  карте

- что  ты  подписал(а)  неправильно? ( обращаясь  к детям, допустившим ошибки)

5.Обобщение  в  форме  устного  индивидуального  опроса

-расскажите  о  географическом  положении зоны  тундры  2гр.

6. Оценка  результатов  деятельности   обучающихся

III. Физминутка

IV. Изучение  новой  темы

1.Сообщение  темы  и  цели  урока

-изучение  какой  природной  зоны  мы  продолжим  на  нашем  уроке?3гр.

-Сегодня  на  уроке  мы  узнаем  о  климате  зоны  тундры, её  водоёмах

2.Актиизация  познавательной  деятельности

-вспомните, что   называют   климатом? 1гр. (изменения   погоды  в  течение  года  в  какой-то

местности)

На  прошлом  уроке, рассматривая  иллюстрации, вы  уже  сказали, какой  климат в  зоне  тундры, а сейчас напомните 1-3гр. ( климат  в  зоне  тундры  холодный)

После правильного ответа учитель  вывешивает   этикетку: климат  холодный

-как  вы  думаете, почему  в зоне  тундры  климат  холодный? 1-3гр.( близко  Северный  Ледовитый  океан   и его  моря, а они  холодные; территория  расположена  за  северным  полярным  кругом; мало  солнечного  тепла; солнечные  лучи  падают  на территорию  скользяще; дует  холодный  ветер  с  Северного  Ледовитого  океана)

Учитель  вывешивает  этикетки  с  записями: холодный  воздух  над  морями, океаном; земля, океан, моря  не  нагреваются; лучи  солнца  падают  скользяще)

-с  помощью  записей  составьте  ответ  на  вопрос: почему   в  зоне  тундры  климат  холодный?2гр.

(лучи  солнца  падают  скользяще – земля, океан, моря не нагреваются - холодный  воздух  над  морями, океаном)

3.Работа с  текстом  учебника

-откройте учебники  на стр.51

-прочитайте  название  темы  текста

-прочитайте первый  вопрос  и  ответьте   на  него

После  предположений учащихся

Сейчас  мы  прочитаем  текст  учебника, который  расскажет  нам  об  особенностях  климата  зоны  тундры  и узнаем, правильно ли  мы  ответили  на  вопрос  в  учебнике

После  прочтения  1 абзаца

-почему  зона тундры  получает  больше  тепла, чем  зона  арктических  пустынь?1,2гр.

-правильно  или  нет  мы  ответили  на  первый вопрос  к  тексту?2гр.

Продолжение  чтения  текста: 2,3,4,5 абзац

По  окончании  чтения  текста

-прочитайте, какая  зима  в  тундре  2гр.

-прочитайте, какое  лето  в  тундре   2гр.

-рассмотрите рис.48,49

-в  какой месяц  года, по-вашему, можно увидеть  тундру  такой, как  на  рисунках?2,3гр.

-какие  природные  явления  наблюдаются  в  зоне тундры?( полярные  ночь, день; пурга; многолетняя мерзлота)

-что  называют  полярным  днем, ночью?1,2гр.

-почему  в  зоне  тундры  промёрзшая   почва? 3гр.( не прогревается  солнечными  лучами)

-на  какую  глубину  оттаивает  почва  летом? 3гр.

Учитель  с  помощью  сантиметра  демонстрирует  глубину  оттаивания  почвы

-откройте атласы  на  стр.12-13 :физическая  карта России

-на  каких  равнинах  расположена  зона  тундры? 1,2 гр

-покажите  их  на  настенной  карте

-почему  эти равнины  заболочены? 1,2гр.( почва  промёрзшая, вода  не  просачивается  через  неё; солнце  плохо  нагревает  землю  и  вода  не  испаряется)

-вновь откройте  стр.51  и прочтите  вопросы  к  тексту

-какое задание  мы  не  выполнили?

-покажите  реки, пересекающие тундру  1гр.  

V. Итог  урока

-какую  тему  изучали  сегодня  на уроке? 3гр.( считывают  с  учебника  или  доски)

-что  интересного  узнали  на  уроке?

VI. Окончание  урока.

1.Анализ учебной деятельности  учащихся.

2.Работа  с журналом и дневниками.

3.Разбор  домашнего  задания: стр.51-53  читать; стр.53,з.1,3,4  выполняют  обучающиеся 3 гр. Обучающиеся  1гр. подписывают  реки, протекающие  в тундре  на  контурных  картах.

Дополнительное  задание: прослушать  прогноз  погода и записать  температуры  Таймыра  и Кольского  полуостров (конкретным  учащимся  1гр.).

4.Уборка  рабочих  мест и  организованный уход   с  урока.

Тема: Особенности природы. Растения  тундры.

Цели: 1.Закрепить  представление   обучающихся  об  особенностях  климата   зоны  тундры, роли  рек  в  жизнедеятельности  человека, природных  явлениях «полярная ночь», «полярный день», «вечная мерзлота», «пурга»  и  понятия «зимник», «портовый  город», умение  показывать  зону  тундры  на карте  природных  зон

2.Развивать  умение  наблюдать, описывать наблюдаемое ,выдвигать гипотезы, устанавливать  причинно-следственные  зависимости,  делать  обобщающие   выводы,  распределять  и концентрировать  внимание.

Способствовать  коррекции  и развитию  навыков  связного  устного  высказывания  на основе  диалогического  общения.

3.Воспитывать  бережное  отношение  к  природе

Словарь: мхи, лишайники, карликовые  берёзы  и ивы

Оборудование: учебники, карта  природных  зон России, настольные   контурные  карты «Физическая карта  России», сборник  карт  по  природоведению  для 3-5классов, словарные слова, образцы  растений  зоны  тундры  из  гербария.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного  о наличии  обучающихся   на уроке.

2.Оценка  готовности  обучающихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Контроль  и  закрепление знаний, полученных  на  предыдущем уроке

 1.Вводная  беседа:

-на  каком уроке присутствуете?

- покажите  на  карте  природную  зону, которую  мы изучаем  на  уроках? (зону  тундры)3гр.

-напомните, о чём  мы  говорили  на   последнем  уроке?2,1гр.

-что  вам  было  задано   в  качестве  домашнего  задания? 3,1гр.

2.Комбинированный  опрос

Учитель  предлагает  обучающимся ( по  желанию )принять  участие   в  игре «Проверь  себя»

Дидактическая  задача:  закрепить  знания  учащихся  о  природно-климатических  условиях  зоны  тундры, географическом  положении  зоны  тундры  и арктических  пустынь.

Игровое  правило. Ответить  устно  на  предложенные  вопросы

Ход  игры. Учитель  предлагает  сундучок   с  вопросами, которые  достают  дети  и,

 подготовившись, отвечают.(Учащиеся, сделавшие дополнения, исправления  к  ответам   товарищей  получают  дополнительный  жетон)

Возможные  вопросы:

* какие природные  зоны  мы  изучали

* где расположена  зона  арктических  пустынь ( на  островах  С.Л.о)

* где расположена  зона   тундры ( на  островах  и  полуостровах  С.Л.о)

*что называют  тундрой

* что  называют  арктической  пустыней

* почему  климат  зоны  арктических  пустынь  и  тундры  холодный

* что  называют  полярным  днём

* что  называют  полярной   ночью

* что  называют  вечной мерзлотой

* почему  на  равнинах  тундры много  болот

 4.Проверка выполнения  заданий

Учитель  обращается  к  обучающимся, выполнявшим   домашнее  задание  в  контурных  картах

-напомните, какое  задание  вы  выполняли? 1гр.(подписывали  названия   рек, протекающих в зоне  тундры   на  контурных  картах)

-покажите  реки, пересекающие  зону   тундры,  на настенной  карте 2гр.

После  показа  учащийся  1гр. анализирует    ответ   товарища.

-в  каком  направлении  текут  реки  зоны  тундры? 2,1гр

-в  моря  какого  океана  они впадают? 1,2гр

-откройте  учебники  на  стр.52. Прочитайте  в  последнем  абзаце   текста  о   том , в  каком  состоянии  находятся  реки  тундры  зимой (Зимой  реки скованы  льдом, а   мелкие   промерзают  даже  до  дна)

-какое  значение  имеют  реки  в  жизнедеятельности  человека  в этой  природной  зоне?(плавают   суда  и  на них  перевозят   людей(пассажиров), грузы; ловят  рыбу)3-1гр.

-что  в зоне  тундры  называют   «зимником»? 2,3гр.

-что  называют  портовым  городом?3,2гр.

- зачем  в зоне  тундры  построены  портовые  города? 1,2гр.

-прочитайте  название  портовых  городов, построенных   на  реках  тундры  в  последнем  абзаце  текста  3гр.

- найдите  и  покажите  их  на  карте  1,2гр

Учитель: вам было предложено  к  уроку  прослушать  прогноз  погоды  и записать  температуры   на Таймыре   и  Кольском  полуострове.

Дети  называют  температуры, учитель  записывает  их  на доске:

Таймыр…….

Кольский  полуостров….

Если  дети  по  какой-то  причине   не  готовы  дать  ответа, то  учитель  может  вывесить   показатели  на  карту  ( непосредственно  на   полуострова)

-почему   на  Кольском  полуострове   теплее, чем  на  Таймыре? (Кольский  полуостров  омывается   Баренцевым  морем, в которое  попадает  тёплое  течение)

3.Анализ  и оценка  деятельности   обучающихся  по  итогам   комбинированного  опроса

III. Физминутка

IV. Изучение  новой  темы

1.Активизация  познавательной  деятельности

-вспомните, на  что  оказывает  влияние  климат?1,2гр (растения, животных, на жизнь  человека)

2.Сообщение  темы  и  цели  урока

-Сегодня  на  уроке  мы  узнаем  о  том, какие  растения  растут  в  зоне  тундры  и об особенностях  их  жизни

 3. Работа   с   атласом  по  природоведению

-откройте  атласы  на  стр. 16

-прочитайте  названия  растений, растущих   в  зоне  тундры 3гр.

-почему  видов  растений   очень  мало? (холодный  климат, почва  промёрзшая)

4.Работа  с  образцами   растений  из  гербария

Дети  рассматривают  растения, прочитываются  их  краткие   характеристики

-какие  листья  у  растений  тундры? 3гр.

-какие  по высоте  растения  тундры? 3гр.

-как  вы  думаете, какие  по  размерам  корни  этих  растений? 3гр.( короткие, небольшие)

-почему  корни  растений   короткие? 3,2гр.( промёрзшая  почва)

-какое  значение, по-вашему, играют   растения  в  жизни  тундры? 2,3гр. (корм   для  животных,  ягода)

5.Работа с  текстом  учебника  

А) чтение  текста  на стр.53-55

 -откройте учебники  на стр. 53

-прочитайте  название  темы  текста

Сейчас  мы  прочитаем  текст  учебника. Я  прошу  вас  обратить внимание  на  то, почему  растения тундры  имеют  мелкие  листья, короткий  стебель.

6.Работа  по  содержанию  текста, закрепление.

Б) фронтальная беседа  по  содержанию  текста

-какие  виды  растений   растут  в  тундре  2гр.( мхи, лишайники, кустарники, деревья, грибы)

Учитель  вывешивает  этикетки   с   названием  видов  растений

-прочитайте,  какие  кустарники  растут  в  тундре 3гр.

-прочитайте,  какие  деревья  растут  в  тундре 3гр

-прочитайте,  какие  грибы  растут  в  тундре 3гр

-почему  их  так  называют? 3гр

-каких   растений   в  тундре  больше  всего?3гр.( мхов, лишайников)

-почему  растения тундры  имеют  мелкие  листья, короткий, чаще  стелющийся    стебель?3гр.

-почему  в тундре  мало   видов  растений? 2гр.

-прочитайте  описание  тундры  летом

-что  образуется  в  тундре  после  отмирания   растений?2,3гр

Учитель зачитывает  из  текста  учебника: стр.55, 2 абзац

«…в  тундре  возможно   выращивание  скороспелых  овощей, которые  быстро   растут  летом  во  время  полярного  дня»

- почему  растения быстро  растут  летом?  1 ,2гр.( полярными  днями  круглые  сутки  светит  солнце, солнечный  свет  нужен  для  роста  растений)  

V. Итог  урока

-какую  тему  изучали  сегодня  на уроке? 3гр.( считывают  с  учебника  или  доски)

-что  интересного  узнали  на  уроке?

VI. Окончание  урока

1.Анализ учебной деятельности  учащихся.

2.Работа  с журналом и дневниками.

3.Разбор  домашнего  задания: стр.53 -55,  читать, заполнить таблицу  в  тетради «растения тундры»3гр.; стр.55,з. 4,5- 1,2гр.  

4.Уборка  рабочих  мест и  организованный уход   с  урока.

Тема: Животный  мир  тундры.

Цели: 1.Способствовать  усвоению  учащимися  знаний  об  условиях  существования   и приспособленности  растений  и животных   к  природно-климатическим  условиям  тундры.

Систематизировать  и  уточнить  представление  обучающихся  о  животных, обитающих  в  тундре.

 2.Развивать  умение  наблюдать, выделять  общие  и  существенные  признаки, описывать наблюдаемое, выдвигать гипотезы, устанавливать  причинно-следственные  зависимости,  делать  обобщающие   выводы, распределять  и концентрировать  внимание.

Способствовать  коррекции  и развитию  навыков  связного  устного  высказывания  на основе  диалогического   и монологического  общения.

3.Воспитывать  бережное  отношение  к  природе, любознательность

Словарь: пушные  звери, лемминги, полярная сова, полярная куропатка, перелётные  и осёдлые птицы, песцы, нарты

Оборудование: учебники, карта  природных  зон России, сборник  карт  по  природоведению  для 3-5 классов, словарные слова, таблицы  «Растения тундры», « Животные  тундры»,  этикетки  с  опорными  словами, дополнительный  текст  «Животные тундры»

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного  о  наличии  обучающихся   на уроке

2.Оценка  готовности  обучающихся   к  уроку  и санитарного  состояния  класса

II.Контроль  и  закрепление знаний, полученных  на  предыдущем уроке

 1.Вводная  беседа

-на  каком уроке присутствуете?

-покажите  на  карте  природную  зону, которую  мы  изучаем  на  уроках, и  расскажите: где  она  расположена? (зону  тундры)2гр.

-напомните, о чём  мы  говорили  на   последнем  уроке?2,1гр.

-что  вам  было  задано   в  качестве  домашнего  задания? 3,1гр.

2.Комбинированный опрос

-расскажите, какие  растения  растут  в  зоне тундры

Отвечает учащийся  3гр., выполнявший  домашнее  задание  по  заполнению   таблицы  «Растения  тундры». Обращаясь  к  записи  в  тетради  и  таблице «Растения тундры», он  составляет  рассказ

-расскажите, как  растения  тундры  приспособились  к  климатическим  условиям  тундры 2гр.

-покажите  на  карте  Кольский  полуостров  и  расскажите, какую  работу  проводят   учёные-  биологи    на  этом  полуострове  1гр.

После  рассказа  учащегося

-как  вы   думаете,  почему   в  зоне  тундры   именно   на  Кольском   полуострове  начались  эти  эксперименты? 1гр.( в  зоне  тундры  здесь  самый  теплый  климат, Кольский  полуостров омывает  Баренцево  море   с  теплым   течением)

-как  вы  думаете, с  какой  целью  проводятся  эти  работы? 2,1гр.(  чтобы  были  продукты  питания  для  населения)

Учащимся раздаются  карточки: дополни  предложение

«Растительность  тундры  небогата, потому  что  солнце  освещает  её ……..  лучами, поэтому   тепла   …. ,  почвы  прогреваются …….., образуется  слой ……    ……..»

По  мере  необходимости  учащимся 3гр. оказывается  индивидуальная  помощь

-прочитайте  записанное  предложение   на карточках 3,2гр.

-поднимите  руки  те, кто выполнил  такую  же  запись

Учащиеся, которые  допустили  ошибки, делают  исправления и  отдают  работу  на  проверку  учащемуся, который  правильно, но  неуверенно, по  наблюдению  педагога, выполнил  работу

3.Анализ  и оценка  деятельности   обучающихся  по  итогам   комбинированного   опроса

III. Физминутка

IV. Изучение  новой  темы

1.Активизация  познавательной  деятельности

-как  вы  думаете, от  чего  зависит  разнообразие   животных   на  любой территории  земного  шара?1,2гр (корма)

-чем  могут  питаться  животные? 2,3гр.( растениями, ягодами, семенами, охотятся  на других  животных)

-что  вы  можете  сказать  про  условия  жизни  животных  в  тундре? 1,2гр ( Плохие. Холодно. Мало корма)

2.Сообщение  темы  и  цели  урока

-Сегодня  на  уроке  мы  подробнее  узнаем  о  том, какие  животные  обитают  в  зоне  тундры  и об особенностях  их  жизни

 3. Работа   с   атласом  по  природоведению

-откройте  атласы  на  стр. 16

-прочитайте  названия   животных, обитающих   в  зоне  тундры 3гр.

-напомните, какой  климат  на  территории  тундры? 3гр.(холодный  климат)

-как, по-вашему, животные   тундры  приспособились  к  холодному  климату?3гр. (мех, подкожный  жир, пух)

Обучающемуся  1гр. выдается  текст «Животные  тундры» для индивидуальной работы.

Учащимся  раздаются  откопированные  листочки   с  изображением  животных  и растений тундры:

покажите  стрелками, чем или кем, по-вашему, питаются  животные  тундры

По  окончании работы

-покажите  на  таблице «Животные тундры»: чем  или  кем питаются  животные  тундры

-какое  животное является  источником питания для  многих  животных?(лемминги)

4.Работа с  текстом  учебника  

А) чтение  текста  

 -откройте учебники  на стр. 56

-прочитайте  название  темы  текста

Сейчас  мы  прочитаем  текст  учебника. Я  прошу  вас  обратить внимание  на  то, как приспособились  животные  тундры  к  суровому  климату.

6.Работа  по  содержанию  текста, закрепление.

Б) фронтальная беседа  

-прочитайте, какие  животные  постоянно  живут в тундре  3гр.

-прочитайте,  как  приспособились  лемминги  к долгой  зиме?3гр.

-прочитайте,  название  птиц, которые  постоянно  живут  в тундре   и  их  называют  осёдлыми(слово  вывешивается  на  доску) 3гр.

-что  спасает  этих   птиц  от  холода?3гр

-прочитайте, название  перелётных   птиц   тундры 3гр.

-почему  они  прилетают  в  тундру  летом?

Учитель вывешивает  иллюстрацию  «Оленьи  бега»

-во  что запряжены  олени? 2гр (нарты)

-какие  олени  обитают   в  тундре? ( дикие, домашние)

-почему  человек разводит  оленей? 2гр.

Ученик, работавший  с  дополнительным  текстом, опираясь на таблицу « Животный  мир тундры»,зачитывает  фрагменты  текста   о  том, как  эти  животные  приспособлены  к  условиям  холодного  климата

V. Итог  урока

-какую  тему  изучали  сегодня  на уроке? 3гр.( считывают  с  учебника  или  доски)

-что  интересного  узнали  на  уроке?

VI. Окончание  урока

1.Анализ учебной деятельности  учащихся.

2.Работа  с журналом и дневниками.

3.Разбор  домашнего  задания: посмотреть  учебный фильм  и  ответить  на  вопросы  по  его  содержанию.

4.Уборка  рабочих  мест и  организованный уход   с  урока.

Тема:  Хозяйство. Население  и его  основное  занятия

Цели: 1.Продолжить  работу  по закреплению  представления  учащихся  о  природно-климатических  условиях  тундры. Сформировать  знания  о  национальном  составе населения  зоны, образе  жизни  коренных  народов  Крайнего  Севера  и его  занятии.

2.Развивать умение сравнивать, обобщать, устанавливать- причинно  следственные  зависимости.

Формировать умение концентрировать внимание.

3.Обогащать словарный запас  и  коррегировать  лексико-грамматический  строй  речи.

4.Воспитывать учебное прилежание.

Словарь: коренное  и  пришлое  население; чум; ненцы, эвенки, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, якуты, поморы.

Оборудование: учебники, словарные слова, иллюстрации.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад дежурного.

2.Оценка  готовности  учащихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Повторение ранее  изученного.

1.Вводная  беседа:

-на  каком уроке присутствуете

- какую природную зону   изучаем на  уроке?

-с  чем  знакомились  на последнем  уроке?

2.Активизация  внимания:

*На  доске записаны наименования  островов  и полуостровов  зоны  тундры и арктики. Задание: найдите  ошибку.

Таймыр.  Кольский. Новая  Земля.  Ямал.  Чукотский. Гыданский. Врангеля.

*В тундре растут

а)кедры, тополя, сосны,ели;

б) мхи, лишайники, черника,брусника;

в) дубы, клены, розы, яблони. Вопрос: как приспособились  растения к  суровому  климату? 3гр.

*В тундре  обитают

а)бобры, белки, рыси, соловьи, кукушки;

б) лемминги, белые куропатки, песцы, олени, гуси;

в) моржи, тюлени, белые медведи. Вопрос: как приспособились  животные  к  суровому  климату? 3гр.

3.Работа  по  содержанию  просмотренного  фильма: устный  опрос

На   доске  вывешивается  таблица  «Животные  тундры»

-назовите  животных, изображенных  на таблице  3гр.

-какое  животное  обитает  и  в  зоне  тундры, и  в   арктической  пустыне?2,3гр( белый  медведь)

-какое  животное  тундры  линяет  в  тёплое  время  года? 2гр (песец)

-почему  на  таблице  не изображены  перелётные  птицы?2гр (  обитают  непостоянно, прилетают  только  на  лето))

-почему  птицы  прилетают  в  тундру  для  выведения  птенцов? 1гр.( много  корма, полярный день, поэтому  успевают   выкормить   птенцов)

-от  какого  животного   тундры  зависит  численность  потомства  многих  других  обитателей  тундры? 1,2гр.( леммингов, многие  животные питаются  ими)

-как  летом  спасают  стада   оленей  от  многочисленных  насекомых?( перегоняют  на  побережье, где  сильные  ветра)

4.Анализ  ответов учащихся.

III. Физминутка.

IV.Изучение  новой  темы.

1.Активизация   познавательной  деятельности

Учитель: на предыдущих  уроках  мы  узнали, что в  суровом  климате  тундры  живут  животные  и растут  растения. А  может  ли  человек  выжить  в этих  условиях?

2.Работа  с  картой  «Природные зоны»  на  форзаце  учебника.

-посмотрите  на территорию  зоны  тундры?

-имеются  ли  на  ней  наименования  населенных пунктов?1-2гр.

-прочитайте название  городов, обозначенных на карте.3гр.

-почему, по-вашему, в зоне тундры появились  города?1-2гр.(нашли  полезные  ископаемые)

3.Словарная  работа

Учитель  сообщает  учащимся, что условно  население, проживающее  в  зоне  тундры  можно  разделить  на две  группы: коренное  и  пришлое

-внимательно   прочтите    название  групп  населения

-подумайте  и  скажите: какое  население  называется  а)пришлым   б)  коренным ( Пришлое- приехали, пришли  сюда  жить. Коренное- раньше  здесь  жили)

P.S. Учащиеся   часто   затрудняются   объяснить  слово   «коренное»  население. Поэтому  им можно   предложить  выделить  cмысловое  значение  слова  при  работе   с  учебным  текстом

4.Сообщение  темы  и цели  урока

Сегодня  на  уроке  вы узнаете  о  национальном  составе  коренного  населения  Крайнего Севера,  их  образом  жизни  и   занятием.

4. Работа  с  учебником

* Знакомство  с  содержанием  текста

-откройте  учебники   на  стр.58,

-прочитайте название  текста, с  которым  мы будем  знакомиться  на уроке

-сейчас  прочтём  1-5  абзац  текста

Если  учащиеся   не  смогли  объяснить   смысловое  значение   слова «коренное» население, то   перед  чтением   следует обратить  их  внимание  на  это вопросом: смысл  какого  слова  вы  не  смогли  объяснить? При чтении мы  найдем  ответ  на  этот  вопрос. Будьте   повнимательнее.

*Работа  по  содержанию  прочитанной  части  текста: фронтальный  опрос

Учитель  вывешивает  иллюстрации   с  репродукции   картин  В. Игошева «Бригадир  оленеводов Е. Хозяинов», «Песнь  северяночки»    

-кто изображен  на  картинах   художника? 2гр. (оленевод, девочка)

-к  какой группе  населения  Севера  вы  их  отнесёте?2гр.(коренное)

-почему  вы  так  решили? 1,2гр( одежда,  лицо  не  русское)

-как  вы  думаете,   почему  художник нарисовал  именно  оленевода?2гр (занимаются оленеводством)

-в  какую  одежду  одеты  оленевод   и  девочка?  3гр. (тёплую)

-из  чего  она  изготовлена? 3гр( шкур  животных)

-как  называется  жилище, в  котором  изображена  девочка?2,3гр. (чум)

-из  чего  делается   чум?3гр.( шкур  оленей)

-почему  жители Севера  в  качестве  жилища  используют  чум?2гр.

Учитель  вывешивает  иллюстрацию «Оленьи  бега»

-как  называется  средство  передвижения, используемое  жителями  Севера?(нарты)

-почему  жители  Севера  в  качестве  средства  передвижения  используют  нарты?

-кого ещё, кроме оленей, запрягают   в  нарты?3гр

-почему  жители  Севера  оберегают  растительный  покров? 1гр.( кормятся  олени, медленно растёт)

*Чтение   6-9  абзацев   текста

Учитель  вывешивает  словарное  слово  «поморы»

-прочитайте, кого  на  Севере  называют  поморами?1,2гр.

-как  вы  думаете, почему   русских  рыбаков  так  стали  называть? 1,2гр.(поселились  на  берегу   моря, по  берегу  моря)

V. Итог  урока.

-какую природную зону  мы  продолжаем  изучать с  вами? 3гр.

-о  ком   мы  беседовали   сегодня  на  уроке? 2гр.

-на  стр. 58  найдите в  тексте  и прочтите : почему  население  называется  коренным?1гр.(издавна  проживают)

-прочитайте  наименование  коренных  наций  Севера  из  текста  учебника

-что интересного  вы  узнали на  уроке? 1-3гр.

VI. Окончание  урока.

1.Анализ учебной деятельности  учащихся.

2.Работа  с журналом и дневниками.

3.Разбор  домашнего  задания: стр.58-60, читать  с  1-9 абзац, выписать  в  тетрадь  наименования  коренных  наций  народов  Севера.

 4.Организованный уход   с  урока.

Тема:  Города тундры: Мурманск, Архангельск

Цели: 1.Закрепить  представление  учащихся  о  национальном  составе  населения  зоны  тундры, образе  жизни  коренных  народов  Крайнего  Севера  и его  занятии.

Научить  показывать  города  европейской  части   Крайнего  Севера  и  сформировать  представление  о  причинах  их  возникновения, роли  в  жизни  населения  и экономики  страны.

Закреплять  приёмы  работы  с  картой  и  учебником, как источниками  знаний

2.Развивать  умение   устанавливать- причинно  следственные  зависимости, рассуждать, классифицировать  факты  и  на их  основе  делать  выводы.

Формировать умение  концентрировать  внимание.

3.Воспитывать учебное прилежание, культуру  общения

Словарь: коренное  и  пришлое  население, поморы, кочевники, звероводство

Оборудование: учебники, словарные слова, атласы  по  природоведению  для 3-5 классов, физическая  карта России, учебный  фильм.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного.

2.Оценка  готовности  учащихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Повторение  ранее  изученного.

1.Просмотр  фрагмента  учебного  фильма   и  устный опрос   на  основе  его   содержания

Вниманию учащихся  предлагается  фрагмент  учебного  фильма

-о ком  рассказывается в этом  фрагменте  фильма?1гр. (оленеводах)

-как  вы  думаете, почему  я  начала   урок  с  просмотра  этого  фрагмента  фильма?1гр (изучаем  население тундры, чем  оно  занимается)  

-какой  эпизод  из  жизни  оленеводов  показан  во  фрагменте?2,3гр.(оленеводы  перегоняют  стадо   оленей)

-почему   оленеводы  ведут  кочевой  образ  жизни?1-3гр.( олени поедают мхи, лишайники  и  их  перегоняют  на  новые  пастбища)

- почему в тундре  разводят  оленей? ( получают  шкуры  для  одежды, чумов, мясо, перевозят грузы; животные  хорошо  приспособлены  к  холодному  климату)

2.Устный  опрос  на  основе  работы  с  учебным  текстом  на  самоподготовке

-что  вы  узнали  о  современной  жизни  оленеводов  из  текста  учебника? 1гр.

-чем  ещё  занимается   коренное  население  тундры?2гр (охотой, рыбной ловлей,звероводством)

3.Анализ  ответов учащихся.

III.Изучение  новой  темы.

1.Активизация  познавательной деятельности

Учитель: на предыдущем   уроке  вы  узнали, что население  Крайнего  Севера  условно  делят  на  две группы

-напомните, на  какие  две  группы  делят  население? 2гр.( коренное, пришлое)

-какое население  называется   пришлым?2гр.

 -какое население  называется   коренным?2гр.

Учитель:  на  последнем  уроке вы узнали  о  национальном  составе  коренного  населения тундры, его  занятии, а  сегодня вы узнаете  о том, почему  в  этой  природной  зоне появилось  пришлое  население, чем  оно  занимается, где проживает

IV. Физминутка

V. Продолжение  работы  по теме  урока

1.Организация  внимания

-напомните, о  чём  мы  будем  беседовать  на  уроке? 1гр.

2. Работа  с  картами  атласа,  настенной  физической  картой  России, текстом  учебника

-откройте  атласы  на стр.12,13

Чтобы найти  на  физической  карте  территорию  тундры, нужно  вспомнить: где  она  расположена? 1-2гр. ( за  северным  полярным  кругом; на  островах, полуостровах  Северного Ледовитого  океана, по  берегам  морей Северного Ледовитого  океана)

-покажите  её  на физической  карте   России 1гр.

-прочитайте  названия   городов, расположенных  в зоне  тундры  2гр.

-как  вы  думаете,  почему  в  этом  суровом  климате  построены  города? 1гр.( нашли  полезные  ископаемые)

-откройте учебники  на стр. 60

-прочитайте  текст  1  абзаца

-прочитайте, какие  полезные  ископаемые  были   обнаружены  в  тундре? 3гр.

-когда   в  эту  природную  зону  стали приезжать  люди с  разных  уголков  нашей  страны?1,2гр

Учитель: сегодня  на  уроке  речь  пойдет   о  городах, расположенных  в  европейской  части тундры

-найдите  и покажите  города  европейской  части  тундры  1гр.

-где  расположен  Архангельск, Мурманск?

-какой  из  этих  городов, по-вашему, возник  первым  и  почему? 1гр.(Архангельск. Русские  поселились  на  берегу  Белого  моря)

P. S. Если  нет  полной  уверенности  в  том, что  учащиеся  ответят  на  вопрос  самостоятельно  или  испытывают   трудности, то  на  доску   можно  поместить  этикетку   с  понятием   « поморы»  в  качестве  опорного  слова   с  темы  предыдущего  урока.

-откройте   атласы  на  стр.24-25

-найдите   названные   вами   города  на  карте  и  расскажите, что   производят   в  этих   городах 1,2гр.

VI. Закрепление

1.Чтение  1-4  абзаца  текста  и работа  по  содержанию

-когда  был  построен  Архангельск? 3,2гр ( 16  век)

-какое  значение  имеет  Архангельск  в  жизни  страны? 1гр.

2.Чтение   5-7 абзацев  текста  и работа  по  содержанию

-когда был  построен  Мурманск?3гр.

-почему  Мурманск  был  построен  на  берегу  Баренцева  моря? 1гр.

-какое  значение  имеет  Мурманск  в  жизни  страны? 2гр.

V. Итог  урока.

-прочитайте  название  темы  нашего урока? 3гр.

-как  вы  думаете, что  вы  должны  знать  и  уметь  на  следующем  уроке?1гр. ( показывать города Архангельск  и  Мурманск  на  карте  и  рассказывать  о  них)

Чтобы  хорошо  это  сделать на  следующем  уроке, вы  ёще  раз  внимательно   должны  прочесть текст  на  стр. 61-62  и ответить  на  вопрос  1,2  к этому  тексту  на  стр.63

VI. Окончание  урока.

1.Анализ  учебной  деятельности  учащихся.

2.Работа  с  журналом  и  дневниками.

4.Уборка рабочих  мест, организованный   уход   с  урока.

Тема:  Города тундры: Нарьян-мар, Норильск, Анадырь.

Цели: 1.Продолжить  работу  по  закреплению   представления  учащихся  о   составе  населения  зоны  тундры, образе  жизни  и его  занятии.

Научить  показывать  города  европейской  и  азиатской  части   Крайнего  Севера  и  сформировать  представление  о  причинах  их  возникновения, роли  в  жизни  населения  и экономики  страны.

Закреплять  приёмы  работы  с  картой  и  учебником, как источниками  знаний

2.Развивать  умение   устанавливать- причинно  следственные  зависимости, рассуждать, классифицировать  факты  и  на их  основе  делать  выводы.

Формировать умение  концентрировать  внимание.

3.Воспитывать учебное прилежание, культуру  общения

Словарь: коренное  и  пришлое  население, поморы

Оборудование: учебники, словарные слова, атласы  по  природоведению  для 3-5 классов, физическая и  политическая карта России, контурные  карты.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного.

2.Оценка  готовности  учащихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Контроль  знаний  и  повторение  ранее  изученного.

1.Работа   с  контурными картами ( с  опорой  на  карты  в  атласах)

-откройте  контурную  карту  «Физическая  география  России»

-подпишите  на  контурной  карте  города Крайнего  Севера, которые  мы  изучали  на  прошлом  уроке 1,2гр  

3гр.  выдаются  карточки  с заданием :подпишите  на  контурной  карте  города  Мурманск, Архангельск.

2.Проверка  выполнения  задания

-какие города  вы  подписали  на  карте?  3гр.

-покажите   и  расскажите, где  они  расположены 1гр.

-почему   я  предложила  подписать  на  контурных  картах   эти  города?( изучали  на  последнем  уроке)

3.Фронтальная  беседа   по  содержанию   ранее  изученного  материала

-откройте учебники  на  стр. 61

-рассмотрите   рис. 61  и  прочитайте  текст  к  нему  3гр.(поморы  в  старинных  одеждах)

-кто  такие  поморы? 2,1гр ( русские  люди, поселившиеся   на берегу  Белого  моря)

-какой  город  был  построен  благодаря  переселению  русских  на берега  Белого  моря?2гр.

-откройте  карты  на  стр. 24,25

-найдите  на карте  Архангельск  и  расскажите   о развитии  промышленности  этого  города 1гр.(город-порт, деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная  промышленность, рыбная  промышленность)

-в  какое  время   года  работал  порт  Архангельска  в  старину? 2гр(  только  летом)

-почему  только  летом? 2,1гр.( море замерзает, а  корабли  были деревянные)

-почему  в  наши  дни  порт  работает  круглый  год? 3гр. ( зимой  впереди  кораблей  плывут  ледоколы)

-найдите  на карте  Мурманск  и  расскажите   о  развитии  промышленности  этого  города 2гр.(город-порт, судоремонт, судостроение, рыбная  промышленность)

-на  каком полуострове  расположены эти  города? 2гр ( на Кольском)

-откройте  стр. 58  ваших  учебников  и рассмотрите   рис.58

-прочтите  его  название  3гр.( жители  Кольского  полуострова)

-какие  жители  Севера  изображены  на  снимке? 1гр. (поморы  и коренные)

-по какому признаку  вы  сделали  этот  вывод1гр.(На  снимке  оленевод. Коренное  население  занимается оленеводством.  Он  в  одежде   из  меха. Поморы  в  другой  одежде.)

III.Анализ знаний  и  умений   обучающихся   по  итогам   повторения.

IV.Изучение  новой  темы.

1. Сообщение  темы  и цели  урока.

Сегодня  на уроке  мы продолжим знакомство   городами,расположенными  за  полярным  кругом. Будем  показывать  их  на карте   и  с  её  помощью   составлять рассказ о них.

Прочитайте  названия  городов. которые  мы  будем  изучать  сегодня   на уроке.

Найдите  эти  города   в  картах  ваших  атласов, а  затем  покажите  их  на  настенной  карте

V.Физминутка.

VI.Продолжение  работы  по теме  урока

1.Работа  с  учебником

-откройте  учебник  настр.63

-прочитайте  названия  текста, с  которым будем   работать 3гр.

-прочитайте  задание  №2 к тексту 3гр.

-покажите  города, расположенные   за  полярным  кругом 2гр.

-как  вы думаете, почему из  показанных  вами  городов  мы  будем   изучать Нарьян- Мар, Норильск, Анадырь? 1-3гр. (крупнейшие  города)

-прочтите 1-4 абзац  текста на  стр. 63-64

-покажите на  карте  город, о котором  мы  читали  и расскажите, где он  расположен  1гр.

-прочитайте на стр.63: центром какого  автономного округа  он  является2,3гр

-почему  он  так  называется? (проживают  ненцы)

-отройте  административную  карту  на  фрзаце учебников, найдите  этот округ

-покажите ненецкий  национальный  округ на  политической  карте  России 2.1гр.

-почему  в  городе, расположенном  в зоне  тундры,развита  деревообрабатывающая  промышленность? 1гр.

-что  изображено  на  рис.64? 3гр.

-покажите  на карте6  по какой  реке  сплавляют  лес 1гр.

2.Работа  с  атласом   по  природоведению

откройте  атласы  на стр.24-25

-найдите  Норильск  и покажите  его  на  настенной карте 2гр.

-расскажите, пользуясь  картой, о развитии промышленности этого  города 2,1гр.

-почему, по-вашему, за  полярным  кругом был  построен этот  город? 1гр.( нашли  полезные  ископаемые железной  руды)

-(дополнительные наводящие вопросы  в  случае  затруднения)что  нужно для  работы металлургических  предприятий, какие  виды  полезных  ископаемых  используют  на  металлургических  предприятиях)

-найдите  Анадырь  и покажите  его  на  настенной карте 2гр.

-расскажите, пользуясь  картой, о развитии промышленности этого  города 2,1гр.

-почему  в  этом  городе развита  рыбная  промышленность? 3гр(на  берегу моря)

-на каком полуострове  расположен Анадырь?2гр.

3.Продолжение  работы  по тексту учебника на стр. 64

*Чтение текста  о  Норильске, Анадыре   и  работа   по его  содержанию

-прочитайте название  крупнейшего предприятия  Норильска 3гр.

-прочитайте  названия  полезных  ископаемых, которые  добывают  для  этого предприятия3гр.

-почему  недалеко  от  города построена ГЭС? 1гр.( заводу,городу  нужна   электроэнергия)

-откройте  административную  карту  в  ваших учебниках

-прочитайте, центром  какого автономного  округа является  Анадырь 2гр.

-почему  округ  так  назван? 3гр.

-чем  занимается  коренное  население этого  округа?

4.Обобщение

-покажите  города зоны  тундры, которые  мы изучали  на наших  уроках 2гр.

-откройте карту природных  зона  форзаце  ваших  учебников  и прочитайте  названия  городов, расположенных  за  полярным  кругом

-почему  мы  изучали Архангельск, Мурманск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь? 2гр.(крупнейшие)

VII.Итог урока

-какую  тему  изучали  на  уроке? 3гр.

-что использовали  для  получения  знаний  об этих  городах? 2гр.

VIII. Окончание  урока

1.Анализ  деятельности учащихся

2.Работа  с журналом  и дневниками

3.Разбор домашнего  задания: стр.63-64,читать;стр. 65, з. 1(1 часть),2 – 3гр.,з.2-2гр.;1гр.: пользуясь  картой на стр. 24-25 выбрать  средства передвижения для  поездки в  северные  города  из  Москвы   и Новокузнецка

4.Уборка рабочих мест, организованный  уход  с урока

Тема: Экологические  проблемы  Севера. Охрана  природы тундры.

Цели:1.Закрепить  представление  о  природно-климатических  условиях  зоны  тундры, умение  показывать и называть  крупнейшие  города  заполярья.

Сформировать  представление   о   причинах  возникновения  эгологических  проблем в этой  природной  зоне, необходимости  сохранения  природных условий и организациии мер   по  их охране.

Закреплять приёмы  работы  с  учебником, картой, как   источниками  получения  знаний.

2.Развивать  умение  выделять  главные, существенные  признаки  в  причинно-следственной   цепочке,  умение концентрировать внимание, обосновывать   свои  выводы.

3.Воспитывать бережное  отношение  к  окружающей природе.

Словарные  слова: Кандалакский, Ненецкий, Арктический  заповедники, экология.  

Оборудование: учебники, атласы  по  природоведению 3-5кл., этикетки  со  словарными  и  опорными  словами, настенная  карта «Физическая  карта  России»,таблица «Животные  тундры»,этикетки(значки)  для обозначения городов   на  карте, опросные  карточки.

Ход урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие, доклад  дежурного.

2.Оценка  готовности  учащихся   к  уроку  и  санитарного  состояния  класса.

II.Контроль  знаний  и  повторение  ранее  изученного.

*Индивидуальные  задания  на  карточках:

-отметь на  физической  карте  России города, расположенные  за  полярным  кругом: Мурманск, Архангельск, Нарьн- Мар, Норильск, Анадырь  3гр.

-опиши  географическое  положение Мурманска, Архангельска, Нарьн- Мара, Норильска, Анадыря 2гр.

-расскажите, какими  видами  транспорта  можно  проехать  до  Мурманска, Архангельска, Нарьн- Мара, Норильска, Анадыря  и  почему   1гр.

*Работа  с карточками (2-3гр.  Вв паре)

-Выдели  главное

А.В  зоне  тундры  холодный климат, т.к.

-она расположена   за  полярным  кругом

-на  неё  падают  скользищие  солнечные  лучи

она   расположена   на  островах  и полуостровах Северного  Ледовитого  океана

Б.В  Европейской   части зоны  тундры  климат  теплее, чем   в  Азиатской потому  что

- Европейская   часть зоны  тундры  меньше, чем   в  Азиатская

-Европейская  часть  омывается   Баренцевым  морем

В.Дополни  предложения

Климат  тундры  ………  . Зима  здесь   ……  и  …….  . Она  длится  …  месяцев. В  середине  зимы Солнце  перестает показываться  из-за  горизонта  и  наступает  …….   …….  .Ночное  небо  освещается   ……….  ……..  . С  …..  …….   океана  дуют  ….  ветры. Иногда  налетает  снежная буря-……  .

Лето  …..  и  ……  . Летом  наступает   ……  …..  .Он  длится  несколько  недель. Солнце  светит, но  …. . 1гр.

II.Анализ  знаний   и умений обучающихся.

III. Физминутка.

IV. Изучение  новой  темы.

1.Собщение  темы  и цели   урока

Сегодня   мы  заканчиваем  изучение зоны  тундры. Прочитайте ( с доски)   названия темы  нашего  урока. Вспомните, что называют  экологией.

Сегодня  на  уроке  вы  узнаете, почему  в  зоне  тундры  возникли  экологические  проблемы  и  как  человек  оберегает  природу.  

2.Работа   с  атласами  и учебником

-откройте  учебники  на  стр.  65

-прочтите 1-4 абзац  текста

-прочтите, почему  в  зоне  тундры   возникли   экологические  проблемы 3гр

-почему   сокращаются  пастбища оленей? 2гр.

-почему  трудно восстанавливаются  пастбища? 1,2гр.

-почему  загрязняются  реки ,протекающие в зоне  тундры? 1,2гр.

-что  создаёт  человек  для  охраны  природы   зоны  тундры?

Словарная работа: заповедник

-откройте атласы  на  стр.27-27

-найдите на  карте зону  тундры

-прочитайте  названия заповедников, созданных   в  зоне  тундры 3,2гр.

-какие  животные находятся  под  охраной  в Кандалакском, Таймырском, на  острове  Врангеля  заповедниках ? 2,3гр.

-как  вы  думаете, почему  человек взял   под  охрану  диких  животных?

Продолжим  работу  с  текстом, читаем  5  и  последующие  абзацы

-когда  был   создан  Кандалакский заповедник? 3гр.

-почему  был  создан Кандалакский заповедник? 3гр.

-прочитайте, какие  птицы  находятся   под охраной  в  этом заповеднике 3гр.

-покажите на  таблице, какие  животные находятся   под охраной  в  Таймырском заповеднике 3гр.

Дополнение учителя  о браконьерстве   и  ограничении  охоты  в  зоне  тундры.

V.Закрепление: работа  с  вопросами к  тексту

В. 1,2-1гр., 3в.-2гр., 4в.(с опорой   на  карту)-3гр.

VI.Итог   урока

-о  чём  мы  говорили   сегодня   на  уроке? 3гр.

-что  вы  узнали  на  уроке?

VI,Окончание  урока

1.Анализ  деятельности учащихся

2.Работа  с журналом  и дневниками

3.Разбор домашнего  задания: заполнить  таблицу  по тексту  учебника, атласу, дополнительной литературе

               Название  заповедника

                Кто охраняется

4.Уборка рабочих мест, организованный  уход  с урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геграфии 11 класс " Зарубежная Азия"

Характеристика ЭГП и природно-ресурсного потенциала региона....

Олимпиада по геграфии 8 класс

Тестовые задания по географии для 8 класса....

Олимпиада по геграфии 8 класс

Тестовые задания по географии для 8 класса....

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

"Атмосфера и ее строение" урок геграфии 6 класс

урок по технологии творческого развития...

Разработка урока по геграфии 7 класс по теме "Природные комплексы суши и океанов"

Урок, проведенный по данной разработке позволяет доступно сформировать понятие «Природный комплекс», обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов, привит...