Конспект урока Леса России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Колодич Ольга Петровна

Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усвоению знаний учащихся о разнообразии пород деревьев, произрастающих в лесах России и рубрику на закрепление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Леса России»

Основные понятия и идеи урока: широтная зональность; долготная секторность (Европейская часть, Сибирь – Западная и Восточная, Дальний Восток); видовой состав лесов.

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1) образовательная – расширить, сформировать и обобщить знания о природных зонах России (зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов);

2) развивающая – выявить факторы распределения лесов по территории России, определить и закрепить виды пород, произрастающие в разных зонах России, оценить значение пород в хозяйственном использовании, охарактеризовать эстетическое значение леса для людей;

3) воспитательные –  формировать у учеников осознанную ответственность человека во взаимоотношениях с окружающей средой, чувство любви к родной природе; способствовать духовному становлению, гармонизации личности ребенка.

Используемые педагогические технологии: технология развивающего обучения, игровые технологии, компьютерные (новые информационные технологии обучения.

Оснащение урока: мультимедийный проектор и презентация к уроку, учебники, атласы, рабочие тетради.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (Приветствие учащихся, психологический настрой на работу). (2 мин)
  2. Проверка Д/З (4-5 мин): 3-4 человека работают по карточкам и отвечают на вопросы кроссворда. Остальные ребята задействованы в фронтальном опросе. Самые активные получают оценки.

Какую территорию занимает зона арктических пустынь в России?

Назовите представителей растений и животных, встречающихся в арктической пустыне?

Почему флора и фауна очень бедна в арктической пустыне?

Возможна ли жизнь человека в арктической пустыне и какой хозяйство он может вести в этих условиях?

Назовите переходную природную зону от тундре к тайге.

Какую часть и территорию занимает зона тундры в России?

Опишите зиму и лето в тундре.

Какое занятие жителей северных территорий нашей страны невозможно без тундровой растительности.

Назовите типичных представителей растений тундры.

  1. Логический переход: (2 мин)

Учитель - Ребята, давайте взглянем на карту. Если мы совершим виртуальный перелет с севера на юг, то увидим смену природных зон. Арктическая пустыня сменяется тундрой, затем лесотундра и тайга. И именно здесь нашему взору откроются бескрайние лесные просторы. Вот и мы сейчас отправляемся с вами на прогулку, в лес. Но мне бы хотелось, чтобы сегодня вы побыли юными учеными и узнали много интересных фактов о лесе, которые вам пригодятся в дальнейшей жизни. Ну, что вы готовы? Тогда записываем тему урока и в путь.

« Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя, и птицу,

И они понимают меня»

4. Изучение нового материала:

Блок 1. Беседа учителя: А начнем с простого вопроса, а что же такое лес? Ответьте мне, дети. (Высказывают версии). Лес – это сложное многоярусное растительное сообщество, в котором тесно взаимодействуют деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы.  

Как вы думаете, сколько деревьев, растущих рядом с друг другом, можно назвать лесом?

Даже если мы видим всего три березки, и, например, один гриб-подберезовик в высокой траве рядом с ними, какие-то виды трав, то это небольшое сообщество уже можно назвать лесом. Главное, чтобы была взаимосвязь. Наиболее тесно она видна между корнями березы и грибницей подберезовиков: микориза (грибокорень). Ведь мы все знаем, что грибы плохо растут там, где нет деревьев поблизости. То есть в лесу все друг от друга зависят! (Давайте, запишем определение леса).

Блок 2. А теперь обратимся к учебникам. Стр. 162 прочтем первый абзац. (Дети читают вслух). Хочу вам сказать по секрету, что в наш учебник случайно попали устаревшие цифры и поэтому мы воспользуемся другими данными, чтобы узнать, а сколько же у нас лесов. Обратимся к слайду. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!

1. Измерим расстояние от северной границы леса до южной вначале на западе России, затем на востоке. Сколько получилось?

2. Если приглядеться внимательно к карте, то можно увидеть, что зона лесов в нашей стране напоминает трапецию. Высота трапеции между измерениями равна примерно 4 278 км. Кто помнит из курса геометрии, как найти площадь трапеции? (Высказывают версии, на слайде появляется ответ, кто указал правильный ответ, получает жетончик. Чем больше жетончиков, тем выше оценка за урок). Теперь вспомним математику и рассчитаем по формуле площадь, занимаемую лесами в России. Кто сделает первый и правильно, получает жетончик. Итак, какой ответ получился у вас? А теперь сравним его с площадью России. S = ( (  а + в ):2)*h, ((1600+2000) : 2 ) * 4 278= 7,7 млн км 2

3. Напомните мне, ребята, я что-то забыла площадь России?  Молодцы, правильно. Теперь нам нужно правильно высчитать процентное соотношение. Площадь РФ 17,1 млн. км2 – это 100%, а площадь лесов – это Х%, чему же равен Х? (Рассчитывают в тетрадях, ответы сравнивают). 7,7 млн км2 : 17,1 млн км2 =45

Блок 3. Ну, вот мы узнали площадь лесов в нашей стране в процентах. Но интересно и то, что все леса очень разные по своему видовому составу. Запишем подзаголовок: Леса РФ умеренной зоны.

  1. На многие тысячи километров от Белого моря до Тихого океана – распростерся широкий ковер под названием «Тайга». Сколько о ней написано, сколько сложено стихов и песен об этой таинственной лесной стране.

      «Сырая тяжесть сапога, рука на карабине,

       Кругом тайга, одна тайга и мы посередине.

       И десять лет и двадцать лет и нет конца и края,

      Олений след, медвежий след вдоль берега петляет…» (Можно под гитару спеть)

Из этих строк вы наверняка заметили, путешественник пишет «Сырая тяжесть сапога…», это говорит о том, что в тайге довольно влажно, лето прохладное и зима суровая, именно такие условия лучше всего переносят хвойные породы деревьев. Их превращенные в иглы листья испаряют относительно мало влаги. А знаете ли вы, что самым выносливым и холодостойким деревом является лиственница. Полностью сбрасывая на зиму хвою, она тем самым предохраняет себя от вымерзания при чрезвычайно низких температурах (до -60-700С). Но не только лиственница может расти в тайге, также ведущими (доминантными) породами могут быть ель, сосна, кедр и пихта.

Все таежные леса в зависимости от лесообразующей породы подразделяются на светлохвойные и темнохвойные.  

Зарисуем схему.

                                                Таежные леса

                            Темнохвойные                          Светлохвойные

Темнохвойные (ель европейская и сибирская, пихта и кедр сибирский) – район распространения – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины, горы Кавказа, Урала, Алтая и Саян.

Учитель: Ребята, а кто был в еловом лесу, скажите, пожалуйста, какое там освещение? Солнце хорошо проникает сквозь кроны или нет? Еловые леса мрачные, темные, влажные. Ель создает сильное затемнение и под ее пологом могут существовать только теневыносливые растения. Кустарников мало, на почве сплошной ковер зеленых мхов, на фоне которого растут травы и кустарнички.

Светлохвойные (лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная) – лиственничные леса господствуют в Средней и Северо-Восточной Сибири, Прибайкалье, Забайкалье; сосновые леса от Белого моря до низовий Дона, от западных границ до Центральной Якутии.

Сосну называют нередко сорным деревом. Она быстро растет, любит свет, но не требовательна к теплу и влаге. Поселяется на открытых участках, часто после вырубок и пожаров становится господствующим деревом.

 Минутка занимательной географии: На фото две сосны, их стволы приблизительно одинаковы в диаметре, но как определить по первому взгляду, какая сосна старше? Правильно, по цвету ствола. Вспомните из курса биологии, а как еще можно определить возраст дерева (по годовым кольцам). А еще интересно определять возраст сосны и ели по мутовкам. Давайте мы попробуем это сделать. До первой мутовки возраст составляет 3 года, а все последующие года они прибавляют по одной мутовке за год. Давайте просчитаем на слайде возраст ели. (прим 20 лет)

Теперь мы перенесемся в Зону смешанных лесов. (ель, пихта, сосна, осина, береза)

 Далее идут лиственные леса, они тоже делятся по составу древесных пород на широколиственные и мелколиственные. Зона широколиственных лесов расположена южнее тайги на Русской равнине. Во внутриконтинентальных районах России она отсутствует и затем появляется в южной части Дальнего Востока. Как вы думаете, ребята, какие породы деревьев будут произрастать в зоне широколиственных лесов, может, вы их увидели на слайдах? (клен, дуб, каштан). А какие породы произрастают в мелколиственных лесах? (береза, липа, ольха, вишня, груша).

Но еще существует особенность дальневосточных горных широколиственных лесов. В них наряду с сибирскими видами соседствуют древесные и кустарниковые породы, характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии. Например, корейские кедры и пихты, пробковый дуб, амурский бархат, лимонник, женьшень. (фото).

Минутка занимательной географии. Но мы живем на Урале и Дальний Восток от нас далеко. На фото изображен лес в районе НП «Таганай», на фото четко выделяются по цвету полосы темные и светлые, эти полосы довольно прямые. Как вы думаете, ребята, с чем связана такая окраска лесного массива? (Разные породы деревьев). А почему они так линейно выстроены? Если не знают, учитель рассказывает. Кто догадался? (Вследствие вырубки хвойных пород на Южном Урале в период развития металлургии и смене видового состава леса).

Блок 4. Давайте откроем карту природных зон в атласах. Если мы совершим виртуальный перелет с севера на юг, то увидим смену природных зон. Арктическая пустыня сменяется тундрой, затем лесотундра и тайга. Давайте вспомним, какая закономерность прослеживается в этом. Почему при движении с севера на юг будет происходить смена природных зон? (Правильно, это широтная зональность, одна из географических закономерностей произрастания лесов,  давайте, запишем).

Вернемся к карте растительности, откроем атласы, еще раз обратим внимание на протяженность лесной зоны с севера на юг на территории РФ, она разная. На основе этого  в России выделяют три долготных сектора растительности: Европейский, Сибирский (делится на Западную и Восточную Сибирь) и Дальневосточный (записать в тетрадь). Посмотрите легенду карты, какими цветами у вас обозначены лесные пространства?

Теперь вспомним рельеф нашей страны:

Наводящие вопросы: Как называются самые высокие горы? (Кавказ)

А самая длинная горная цепь в России? (Уральские).

Ребята, а как вы думаете, будут ли меняться породы деревьев и типы растительности с поднятием в горы. А кто знает, какое явление этому способствует? (Высотная поясность). Молодцы. Это будет третья географическая закономерность. (Запишите пожалуйста)

Давайте вспомним, в какое время года особенно лиственный  или даже смешанный лес представляет разнообразную цветовую гамму? Осень.

Минутка занимательной географии:

  1. Еще одна загадка для вас: показ фотографии. Вопрос: какая древесная широколиственная порода дает такой ярко-красный цвет листвы осенью на фоне желтых берез? (Молодцы – это осина). А какой предмет небольшого размера, необходимый человеку в быту и во время походов в лес, изготавливают из осины. (Опять молодцы – спички).

Но деревья нужны человеку не только для изготовления спичек. Лесные ресурсы – это все то, что человек использует в качестве пищевых продуктов, кормов и сырья. А какие еще важнейшие функции  лежат на лесах нашей страны и в других странах? (естественный фильтр, эстетическая функция). Какие на ваш взгляд сегодня существуют проблемы лесов нашей страны? (Сведение лесов и т.д.). Молодцы! А что можно сделать для сохранности лесов в нашей стране?

5. Вот над этим вы подумаете дома. Это будет ваше творческое задание. Запашите в дневники (Придумать способы сохранности лесов России).

6. Итоговое повторение. Блиц-турнир «Угадай, откуда я?». Сейчас мы посмотрим, как вы слушали и что запомнили.

На слайдах мелькают различные фотографии деревьев и кустарников, мхов. Учащиеся должны попытаться угадать, из какой природной зоны эти виды деревьев и растительности. Дети, вы молодцы, кто набрал больше всех жетончиков? Получают хорошие оценки. Хорошо поработали.

7. Заключительное слово учителя: (Учитель берет большое яблоко на подносе и читает стихотворение)

Как яблоко на блюде у нас Земля одна,

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Не мудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у нынешних лесов.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы – родня,

Нам пировать позорно, в счет завтрашнего дня.

Поймите это, люди, как собственный наказ,

Не то, Земли не будет и каждого из нас!!!»

До встречи!

Примерный конспект учащихся:

 Леса России

Лес – сложное многоярусное растительное сообщество, в котором находятся в непрерывном взаимодействии деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы.

Расчет по задаче. S = ( (  а + в ):2)*h, ((1600+2000) : 2 ) * 4 278= 7,7 млн км 2

7,7 млн км2 : 17,1 млн км2 =45

Леса России

                                                Таежные леса

                            Темнохвойные                          Светлохвойные

ель европейская и сибирская,

пихта и кедр сибирский

лиственница сибирская и даурская,

сосна обыкновенная

СМЕШАННЫЕ ЛЕСА: береза, ель, осина

ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА:

             Широколиственные                                           Мелколиственные

       клен, дуб, граб                                             береза, ольха, груша, осина

Географические закономерности произрастания лесов

  1. Широтная зональность
  2. Три долготных сектора:

Европейский,

Сибирский (делится на Западную и Восточную Сибирь) Дальневосточный

  1. Высотная поясность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Леса России

Урок с использованием интерактивной доски в технологии прблемного обучения....

конспект урока "Рельеф России" 8 класс

разработан конспект урока для учителя, опорный конспект для учеников, презентации к уроку по теме: "Рельеф России"...

Конспект урока "Центральная Россия"

Конспект урока "Центральная Россия" 9 класс...

Конспект урока. Конституция России.

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся. Задачи: • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; •...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...