Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
статья по географии по теме

Ветрова Александра Витальевна

Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Доклад

 «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках географии»

Автор:

Ветрова Александра Витальевна,

учитель географии

МАОУ «СОШ №1 с УИОП»

Губкин, 2012 год

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках географии»

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе мною  предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках  географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников. Исследованиями ученых   установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья  детей,  но и  снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною,  выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.

     Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

                

Схема 1.

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Выделяются принципы здоровьесбережения:

  1. «Не навреди!».
  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
  3. Непрерывность и преемственность. 
  4. Субьект-субьективные взаимоотношения.
  5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. 
  6. Комплексный, междисциплинарный подход.
  7. Успех порождает успех.
  8. Активность.
  9. Ответственность за свое здоровье. 

Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от   вида урока, его содержания.
  2. Упражнения должны быть разнообразны, так   как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  3. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  4. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  5. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  2. Упражнения для кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз.
  4. Гимнастика для слуха.
  5. Упражнения,  корректирующие осанку.
  6. Дыхательная гимнастика.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Утренняя гимнастика перед первым уроком;
  2. Организация учебной деятельности  таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
  3. Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
  4. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
  5. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
  6. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.

Источники информации

  1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii
  2. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...