Коммуникативные компетенции
материал по географии по теме

малкова тина алексеевна

 

Одной из важных компетенций в профессиональной и общественной жизни является коммуникативная, способствующая, с  одной стороны, социализации личности и отвечающая личностным потребностям граждан, с другой стороны удовлетворяющая нужды общества в профессиональных кадрах.

 

Термин «компетенция» имеет два значения: 1) круг полномочий какого-либо лица и 2) круг вопросов, в которых лицо обладает познаниями, опытом.

 

Коммуникативные компетенции (К/К): способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести в различных социальных ситуациях, владение устным и письменным общением, несколькими языками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_kompetencii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

Выступление на  педагогическом совете

«  Формирование  ключевых компетенций»

Тема выступления: «Коммуникативные компетенции»

Подготовила:  руководитель ШМО учителей

естественных и общественных

 наук, учитель географии второй

квалификационной категории

Малкова Т.А.

                                                       

г. Березники 2011 г

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

Одной из важных компетенций в профессиональной и общественной жизни является коммуникативная, способствующая, с  одной стороны, социализации личности и отвечающая личностным потребностям граждан, с другой стороны удовлетворяющая нужды общества в профессиональных кадрах.

Термин «компетенция» имеет два значения: 1) круг полномочий какого-либо лица и 2) круг вопросов, в которых лицо обладает познаниями, опытом.

Коммуникативные компетенции (К/К): способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести в различных социальных ситуациях, владение устным и письменным общением, несколькими языками.

В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая компетенция». Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области 4 основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, и понимания, чтения, письма). Это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

К/К предполагают способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности. Существуют ситуации, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Характер речевого общения будет разным в зависимости от того, 1) с  

кем общаемся, каков социальный статус говорящих, каков их возраст, пол интересы ит.д./учитель-ученик/ 2) место общения /урок, перемена, дружеская беседа/. 3) цель и намерения говорящего /приказ, просьба, требование/.

Способы деятельности.

1) способы обмена информацией

- монологические умения – воспринимать монологическую речь, вычленять главное, составлять монологические высказывания, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относиться.

- диалогические умения- начинать коммуникацию, воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию, уточнять детали, высказывать свое мнение.

2) способы организации совместной деятельности – постановка цели, выбор способов деятельности, распределять обязанности, уметь руководить и подчиняться, обсуждать проблемы, подводить итоги.

Для формирования навыков речевого общения определяются как необходимые следующие умения:

- умение понять тему и осмыслить логику развития мысли;

- умение составлять план;

- умение извлечь нужную информацию из устного или письменного источника;

-  умение собрать и систематизировать материал.

В процессе формирования К/К особое место уделяется работе с текстом. Анализ готового текста основан на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации. Немаловажное значение имеет работа по обучению школьников составлять вторичные тексты, которую можно рассматривать, как подготовительный этап к обучению их самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание. Вторичный текст – это текст, созданный на  основе текста-оригинала. К вторичным текстам относят аннотации, конспекты, рефераты, проекты, изложения. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

Работа над вторичным текстом проходит несколько этапов:

-чтение;

- выделение опорных слов и словосочетаний;

- деление текста на смысловые отрезки, составление плана;

- выделение основной мысли каждой части;

- подготовка тезисов;

- составление на этой основе собственного высказывания.

- публичное выступление;

- ответы на вопросы оппонентов.

Вторичными текстами учащиеся пользуются на всех предметах (пересказ текста параграфа, самостоятельная работа и т.д.), поэтому обучение создания вторичных текстов следует вести на межпредметном уровне.

Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя и даже ставшими для многих учащихся необходимыми, являются методы, основанные на новых информационных технологиях. Овладение этими методами неотъемлемая составляющая образования учащихся, в том числе и его К/К. Применение ИТ ведется в двух направлениях 1) как форма иллюстративно –наглядного метода, 2) создание самостоятельного электронного продукта. В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания, вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование итд. Многие электронные продукты создаются на основе интернета. Это увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность интересной. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.

Из форм урока, стимулирующих развитие К/К, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению. Разнообразны и формы внеклассной работы: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий и игр для младших школьников, написание статей в СМИ, полевые сборы и экспедиции, работа с архивными материалами. В процессе работы в любой из форм школьники ведут наблюдения, записывая интересные находки, оценку увиденного, свои чувства. Эти записи помогают им разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные ошибки в общении с окружающими, проанализировать свои коммуникативные умения, поскольку устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах – восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения.

Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является игра. Она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебу, помогают усвоить новый материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...