Методическое пособие по георграфии села.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Дается характеристика села по типовому плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Большекибьинская СОШ

Методическое пособие по географии с.Б.Кибья.

Автор: Липина Х.Г.- учитель географии,

высшая категория.

Б-Кибья 2009

Введение

В1994 году наша школа участвовала в республиканском эксперименте по разработке национально- регионального компонента государственного стандарта  образования. Итогом этого эксперимента стало то, что в школе был введен предмет «Родной край».

Структура учебной дисциплины «Родной край»

классы

курс

Форма изучения

Количество

часов

1-4

Отчий дом

факультатив

34

5

Народная мудрость

Учебный предмет

34

6

Народная словесность

Учебный предмет

34

7

Родной край (современное музыкальное и художественное искусство)

Учебный предмет

34

8

Родной край (география села, района, республики)

Учебный предмет

34

9

Родной   край (история села, района, республики)

Учебный предмет

34

10

Народные обычаи, обряды.

Учебный предмет

34

 

Я составила программу в 8 классе, где за основу взяла Программу курса  «География  Удмуртии» Н.Т.Козловой  и В.М.Успенской (Ижевск,1993)Основные24 часа я отвела на изучение природы Удмуртии и 10 часов на изучение географии села и района. Население и экономика Удмуртии изучается в 9 классе. В своей работе я хочу раскрыть необходимость данного спецкурса и возможности организации воспитательной работы на этнокультурной основе, которые раскрыты в проекте развития школы, составленного мною.

Место географии в  организации учебно-воспитательного процесса на этнокультурной основе.      

Программа спецкурса «Родной край» составлена в соответствии с Базисным  учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

    В пояснительной  записке я отметила, что  в наше время все более возрастает роль изучения своего региона. В связи с этим стоит  проблема воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма, формирования экологической культуры. Для этого они должны овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность сохранять окружающую среду.

      Свой край изучается   на уроках разных дисциплин, но  все это пока делалось бессистемно. Школьная дисциплина «Родной край» должна способствовать систематизации  знаний, формированию целостного представления о природе, населении, экономике того района, где живет ученик.

     Основными задачами данного курса являются:

        Вооружение школьников системой физико-экономических и географических знаний о своем районе, населенном пункте;

        Выявление места и роли района  в республиканском разделении труда;

        Развитие географического мышления, умения применять свои знания на практике;

        Овладение необходимыми экологическими знаниями и умениями;

        Развитие интереса к этнографии, исторической и современной географии  своего района и населенного пункта.

     Учащиеся должны знать:

        Площадь территории  района;

        Основные формы рельефа, их положение на карте;

        Зависимость рельефа территории от тектонического строения;

        Важнейшие месторождения полезных ископаемых, их размещение;

        Климатообразующие факторы, климатические условия и ресурсы района и села;

        Главные речные системы района, меры борьбы с загрязнением рек;

        Основные типы почв, их размещение и охрана;

        Редкие и исчезающие виды растений и животных , лекарственные, ядовитые, дикорастущие съедобные растения района;

        Основные экологические проблемы, пути их решения;

        Численность, национальный состав населения;

        Трудовые ресурсы, ведущие профессии района и села;

        Административное деление района;

        Важнейшие отрасли, межотраслевые комплексы в районе, их размещение;

        Особенности территориальной организации хозяйства района;

        Проблемы влияния человека на природу.

     Учащиеся должны уметь:

        Анализировать любые карты;

        Определять по картам физико- и экономико-географическое положение района и села;

        Определять  размеры, протяженность территории, географические координаты.

        Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико-географической, геологической, тектонической картам;

        Определять по климатической карте и по собственным наблюдениям основные особенности климата;

        Дать характеристику речным системам по типовому плану;

        Оценивать ресурсный потенциал;

        Выявлять основных загрязнителей окружающей среды;

        Пользоваться картами размещения населения и статистическими таблицами для формирования представления о численности и составе населения, давать характеристику трудовым ресурсам;

        Работать с краеведческим материалом, систематизировать собранные данные;

        Объяснить влияние основных факторов   на размещение отраслей;

        Составить экономико-географическую характеристику предприятия.

Структура тематического плана

Раздел

Тема

Теория часы

Практика часы

1.физическая  география района

        Природно-ресурсные условия развития хозяйства района:

-физико-географические  условия;

-почвенно-растительный покров;

-животный мир.

        Проблемы охраны природы.

3

1

2.Социальная и экономическая география района

        Население района и трудовые ресурсы

        Структура и территориальная организация хозяйства района.

1

1

3. география села

        Физическая и социально-экономическая география села.

        Природные условия и естественные ресурсы.

        Население и хозяйство села.

        Хозяйство села и района в новых экономических  условиях.

Экскурсия на местное  предприятие.

2

2



 

  Раздел 1. Физическая  география района./4часа/.

Тема 1. Природно-ресурсные условия развития хозяйства района /3ч./

        Физико-географические условия района/1ч./. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

  Практическая работа: анализ физико-географической, тектонической  и геологической карт. Составление   номенклатуры  основных месторождений  полезных ископаемых района.

        Климатические и водные ресурсы района /1ч./. Основные типы климатов, климатообразующие факторы. Характеристика рек района. Родники. Пруды.

  Практическая работа: характеристика рек района по типовому плану и картам атласа.

        Почвенно-растительный покров. Животный мир./1ч./

Определение по карте основных типов почв района. Зависимость видов растений  от географического положения. Использование растений. Разнообразие животного мира. Звероводство в районе. Редкие и исчезающие виды животных и растений.

 Практическая работа: оценка  ресурсного потенциала района.

 Тема2. Проблемы охраны природы./1ч/.

Экологические проблемы района. Основные загрязнители природной среды. Меры борьбы с загрязнением окружающей среды.

 Практическая работа: составить картосхему « Основные  загрязнители  окружающей среды района и села».

    Раздел 2. Социальная и экономическая география района./2ч./

Тема 1. Население   района./1ч./

Национальный состав, численность населения, естественное  и механическое движение населения, размещение населения, трудовые ресурсы.

.Практическая работа: собрать материал о древних занятиях населения. Сравнить чем отличаются  работы народных умельцев в прошлом и настоящее время. Составить картосхему, показывающую населенные пункты, откуда вышли знаменитые люди района, республики

Тема 2. Структура и территориальная организация хозяйства района/1ч./.

Экономико-географические условия развития хозяйства. Общая характеристика  хозяйства. Межотраслевые комплексы. Административное деление района. Хозяйственные связи района и города.

Практическая работа: составить картосхему административного деления района.

  Раздел3. География села./4ч./

 Тема1. Физическая и социально-экономическая география села.

Природные условия и естественные ресурсы/1ч./

Рельеф и полезные ископаемые. Климат и климатообразующие факторы, характеристика климатических ресурсов своей местности. Внутренние воды села. Почвы и почвенная эрозия. Растительный и животный мир.

Практическая работа: собрать краеведческий  материал по топонимике  различных форм рельефа, о народных приметах.

Население  села /1ч./  национальный состав, численность, механическое и естественное движение населения. Профессии села. Самобытность населения, народные умельцы. Хозяйство села./3ч./ Организация сельскохозяйственного труда. Проблемы развития хозяйства. Новые формы организации труда.

Хозяйство села в условиях рынка./1ч./.Экскурсия на одно из предприятий села.

Проект развития школы на этнокультурной основе.

     На основе  учебных программ я составила проект развития школы и далее в своей работе попытаюсь его раскрыть.

Обоснование значимости проекта.

Актуальность проблемы обусловлено коренными изменениями в системе образования и воспитания. Модернизация образования невозможно без учета национально-регионального компонента. Любой народ за свою историческую жизнь накапливает по крупинке наблюдения, знания об окружающем мире. Сейчас, когда мы стремимся воспитать у подрастающего поколения бережное и разумное отношение к природе, следует особое внимание обратить на народные традиции и обряды, связанные с природой.

Многие удмуртские национальные традиции и обряды, регламентирующие отношения «Человек-природа», в течение длительного времени были забыты из-за того, что в них усматривали религиозные корни. В последнее время постепенно начинается возрождение традиции.

Многие национальные обряды связаны с фенологическими, астрономическими изменениями природы. К сожалению не все они сохранились до наших дней. Изучение в школе истории и культуры своего народа будет способствовать к возрождению многих забытых традиций, воспитывающих бережное отношение к природе и труду людей. Чтобы не потерять эту базу, необходимо поддерживать интерес к традициям и в то же время организовать изучение окружающего мира. Это кропотливый труд. И только истинно образованный человек знает свою родословную, историю, природу и людей своего края, он является патриотом не на словах, а на деле. То, что мы отошли от вековых традиций можно связать и возникшие в стране общественные и экологические проблемы. В обществе наблюдается деформация системы экологических отношений, дефицит экологической культуры и ответственности населения. У выпускников школ, как и у населения в целом преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как лично значимых; неразвита потребность практического участия в реальной работе по изучению и формированию окружающей среды своей местности.

Многогранность проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества, их взаимосвязь с проблемами общественной сферы, разные территориальные масштабы определяют необходимость разделения их на уровне: глобальный, региональный, локальный. Нас, прежде всего, интересует локальные (местные) экологические проблемы, решению которых осуществимо на местном уровне. Поэтому системная организация экологического образования и воспитания на этнокультурной основе является приоритетным направлением общеобразовательной школы.

Суть инициативы.

  С принятием закона РФ «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 и «Об образовании» от 30.07.1999 были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. Актуальность краеведения обусловлена необходимостью скорейшего решения экологических проблем, проявляющихся на локальном уровне. Поэтому краеведение должно обрести ведущую роль в формировании экологической культуры личности как основы устойчивого развития общества. Краеведческие исследования отвечают потребности сделать учебный процесс лично значимым для учащегося. Решение реальных проблем, связанных с оптимизацией окружающей среды, способствует росту творческого потенциала школьников, формированию самостоятельно мыслящей личности. Необходимость краеведческого подхода к экологическому образованию детей вызвано и с тем, что это позволяет конкретизировать экологическое образование, создать эффект присутствия и соучастия в решении проблем охраны природы, делает эти проблемы доступными для непосредственного наблюдения и изучения. И, наконец, в настоящее время поднимаются вопросы воспитания патриотизма. Возвеличивание иноземных достоинств привели к широкому распространению негативного отношения к своему Отечеству. Без воспитания патриотизма нельзя остановить не только социально-экономические, но экологические негативные явления, происходящие в стране, республике, районе, селе.

В нашей школе раньше только эпизодически проводили воспитательные мероприятия экологической направленности, а предмет экология изучалась в составе отдельных предметов, что не обеспечивало выполнения требований «Стандарта экологического образования в общеобразовательной школе». Сейчас школа составила комплексную систему работы по экологизации обучения на этнокультурной основе. В наших условиях более целесообразно использовать смешанную модель обучения. На данном этапе в нашей школе родной край изучается как отдельный предмет в 5-9 классах, в младших факультатив «Отчий дом», в 10-11 классах как отдельный предмет изучается экология. А в младших и средних классах в составе отдельных предметов: естествознания, биологии, географии, химии и других предметов.

Основная цель проекта: Воспитание личности, готовой к экологически оправданной деятельности в окружающей среде (труд, отдых, потребление даров природы, охраны природной среды). Только такая деятельность служит показателем экологической культуры.

Задачи проекта:

        Приобщение учащихся к национальной культуре;

        Формирование нравственных ценностей;

        Подготовка к жизни и труду на примере вековых традиций народа и с учетом требований современности;

        Воспитание культуры межнационального общения;

        Систематизация знаний формирование целостного представления о культуре, природе, населении, экономике того района, где живет ученик.

        Установление грамотных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.

        Определить целесообразность, значение и место эколого-краеведческой деятельности в воспитательном и образовательном процессе.

        Развитие потребности участия в природоохранной  деятельности.

        Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

Исходные теоретические положения

Теоретической и методологической основой данного проекта служат научные исследования ученых Удмуртского Государственного Университета: Туганаева В.В., Владыкина В.Е., Козловой Н.Т., Христолюбовой Л.С., Атаманова М.Г. в области истории, культуры, географии, этнографии Удмуртии.

Положения о исследованиях разработаны в книге «Руководство к познанию природы и населения Удмуртии», где подробно описаны методы ведения наблюдения за природными и социальными объектами в  доступной форме.

Апробация работы: Составление проекта большую роль сыграл 10-летний опыт работы коллектива учителей в проведении спецкурса «Родной край, « который имеет следующую структуру:

        Отчий дом (1-4 классы) – факультатив - 34ч;

        Народная мудрость (5 класс) – учебный предмет - 34ч;

        Народная словесность (6 класс) - учебный предмет - 34ч;

        Современное музыкальное и художественное искусство (7 класс) - учебный предмет - 34ч;

        География республики, района, села (8 класс) - учебный предмет - 34ч;

        История республики, района, села (9 класс) - учебный предмет - 34ч;

        Народные обычаи, обряды (10 класс) - учебный предмет - 34ч.

С 2003-2004 учебного года мы решили объединить цели и задачи учебной работы с воспитательной, направить общие силы на формирование экологической культуры детей на этнокультурной основе. Экологическое образование должно перешагнуть через узкие нормы обучения охране среды, а его главной целью обязано стать формирование умений и навыков экологического мышления. И здесь центральной идеей становится феномен ценности окружающего мира и само ценности  основанной на этнокультурных традициях, обычаях.

Этапы проекта и пути реализации:

1.        Корректировка учебного плана, место спецкурса «Родной край» в Базисном учебном плане школы.

2.        Составление методического пособия по «Родному краю».

3.        Проведение исследовательских работ по изучению состояния окружающей среды нашей местности.

4.        Составление карты «Зоны экологической напряженности в нашей местности».

5.        Составление экологического паспорта школы.

6.        Опытническая работа на пришкольном участке.

7.        Оформление тематических альбомов, книжек-раскладушек.

8.        Экскурсии, походы на природу.

9.        Озеленение школьных коридоров и классов.

10.        Экодесанты – благоустройство школьной территории.

11.        Конкурсы экогазет, рисунков и плакатов.

12.        Тематические праздники, акции.

Предполагаемый общий результат:

1.        Формирование высокого уровня экологической культуры учащихся на этнокультурной основе.

2.        Развитие таких человеческих качеств, как трудолюбие, сострадание, уважение.

3.        Сохранение и укрепление своего физического, психического и нравственного здоровья.

4.        Участие в районных, республиканских конкурсах, конференциях.

5.        Обеспечение школьной столовой витаминной продукцией со школьного участка.

6.        Накопление информационной методической копилки.

7.        Озеленение школы.

8.        Привитие ответственности за закрепленные участки школьной территории.

Методические разработки:

        Комплекс программ по организации учебно-воспитательного процесса на этнокультурной основе.

        Методические разработки отдельных уроков по краеведению.

        Деловые игры: «Мы строим экологическое кафе», «Цветочный аукцион».

        Программа кружка «Юные друзья природы».

        Методическое пособие по спецкурсу «География села».

        Программа работы музея.

        Исследовательские работы: «Малые реки – начало больших рек», «Лес и человек», «История церкви».

Методы:

        Экскурсии, походы;         Встреча с творческими людьми села;

        Анализ средств массовой информации; Творческие проекты;

        Рефераты, практические работы; Уроки концерты;

        Деловые игры; Фенологические наблюдения;

        Практические работы на местности; Сбор материала для музея;

        Систематизация музейного материала; Юнкоровская работа;

        Дни Удмуртии в школе; Конкурс газет, поделок;

        Сбор фольклорного материала; Отчет работы кружков;

        Уроки – ярмарки.

Необходимые условия реализации проекта:

1.        Единство образовательных и воспитательных целей общеобразовательного учреждения.

2.        Наличие высококвалифицированных кадров.

3.        Вовлечение учащихся в краеведческую деятельность через исследовательскую работу и развитие умений, навыков, природоохранной деятельности.

       Предложения по возможному распространению проекта:

        Проект можно использовать при внедрении в школу краеведения и как основа для составления плана развития школы.

        Приложения можно использовать при проведении предметных недель по экологии, биологии, краеведению.

        Материалы по топонимике, народной медицине и народной кухне при работе над рефератами.

        Работы кружка «Умелые руки» при составлении экологического дизайна школы.

Приложения.

        Комплекс программ по организации учебно-воспитательного процесса на этнокультурной основе.

        Методические разработки отдельных уроков по краеведению.

        Деловые игры: «Мы строим экологическое кафе», «Цветочный аукцион».

        Программа кружка «Юные друзья природы».

        Методическое пособие по спецкурсу «География села».

        Программа работы музея.

        Исследовательские работы: «Малые реки – начало больших рек», «Лес и человек», «История церкви».

        Материалы по топонимике, народной медицине и народной кухне.

        Работы кружка «Умелые руки».

        Фотоальбомы традиционным мероприятиям.

        Воспитательный план школы.

География села- краеведческий материал, собранный автором.

Раздел 1.Географическое положение.

    Село Б.Кибья расположено в юго-восточной части Можгинского района Удмуртской Республики, в 28 километрах от административного центра-г. Можги и 88 километрах от столицы республики-г. Ижевска. В 15 километрах севернее села проходит автомобильная магистраль Ижевск-Казань Ближайший речной порт-г. Сарапул находится в 90 километрах от села. Село связано г. Можга автобусным сообщением.

      Территория села  По форме напоминает прямоугольник вытянутый с юга на север  на 2,3 километра, с востока на запад протяженность села составляет   3,2 километра. Линейная  планировочная структура, многорядная. Преобладающий тип застройки усадебная сомкнутая. В центре села  своей архитектурой выделяется Троицкая церковь и двухэтажный дом бывшего купца Шишокина. В основном же в селе  типичные дома деревянные. Новые  дома строят из красного и белого кирпича, во многие дома проведен водопровод. Особо выделяются дома на Молодежной улице, где построены   типичные двухквартирные дома   1980 году.

      В целом  такое географическое положение  является благоприятным для хозяйственного  и  культурного  развития  села.

Выполните задания :

1. В каком направлении  и на  каком расстоянии от с. Б. Кибья   находятся города: Можга, Ижевск, Москва, Казань? На контурной карте отметьте эти города и укажите на ней стрелкой направления на названные города от с. Б.Кибья, подпишите их .

2.Дополните, какие  населенные пункты находятся на нашем меридиане  к северу-к югу-на параллели к западу-к востоку-3.Укажите на каких улицах находятся крайние точки  села:северная-,южная-, западная-,восточная-.

Раздел 2.История возникновения села.

  История села  уходит в глубь веков. Археологические разведывательные отряды на протяжении ряда лет проводили обследование южных  районов Удмуртии. Летом 1965 года Удмуртской археологической экспедицией был обнаружен могильник 18 века на территории села Б. Кибья. Материалы экспедиции говорят о том, что на этой территории удмурты поселились во 2 половине 17 века, деревня Большая Кибья появилась тоже в 17 веке.Тогда в ее состав входили2 деревни: Шурсак( Сарсак)-Кибья и Шуршак-Копка. Обе были расположены  по долине реки Сарсак. По переписи населения 1710 года в деревне  Шурсак-Кибья было зарегистрировано 12 дворов, а Шурсак-Копке  4 двора. В 1716 году по новой переписи в первой деревне проживало 23 мужчин и 18 женщин, а во второй 11 мужчин и 12 женщин. Все они были удмурты.

   В 1765 году в деревне Шурсак-Копка  была построена деревянная церковь. Называлась она   Троицкая, деревня  превратилась в село Копка-Троицкое. Село стало культурным центром округи.  Поставили  ограду вокруг церкви, посадили  много деревьев. Недалеко от церкви была построена земская школа, где обучали детей зажиточных крестьян. На   церковной площади проводились базары. Торговали овощами, продуктами животноводства, кустарными изделиями. В 1868 году была построена новая каменная церковь с мощным звонким колоколом. Церковный звон слышали на расстоянии40 километров. В селе появилось много русских. Часть из них были церковные служители, другие переехали сюда из деревни Ключи нынешней Кировской области. Удмурты и русские жили между собой дружно, перенимали друг у друга культуру,  обычаи, занимались земледелием, животноводством,  стали разводить сады, пчел.

Задания и вопросы.

       1.Спросите у пожилых жителей села, как называются лесные массивы, луга, урочища  вокруг села.

2.Узнайте историю улицы, на которой вы проживаете  (когда возникла, как называется в народе,  откуда пошло это название, официальное название улицы.)

3.Какие  улицы  раньше называли - Конгле  урам, Мешан?

4.Какие  части села называли раньше  Сьорсок, Копка?

5.Что раньше находилось в в самом старом здании  Шишокинском доме?

Раздел 3. Природа, геологическое строение и рельеф.

Село Большая Кибья находится на древней Восточно-Европейской  платформе, поэтому проявлений эндогенных (внутренних) сил мы не наблюдаем. Рельеф изменяется под воздействием  экзогенных (внешних) сил. Самая высокая точка  в северо-западной  части села, ее абсолютная высота составляет  152 метра. Минимальная   отметка приходится на дно долины речки Сарсак, абсолютная  высота-87,6 метров. Уклоны  поверхности прослеживаются в восточном направлении. Южная и центральная части представляют  собой ровную поверхность,  местами изрезанную овражно-балочной сетью. В центральной части села, восточнее церкви  находится лощина, где протекает ручей, правый приток р. Сарсак. К лощине выходит овраг шириной 2,65 метра, глубиной 1,45 метра .Вершина оврага специально не укреплена и грозила дороге разрушением .В последние  годы самосевом по дну и по склону поднялись молодые ивы и угроза дороге ослабла.

     Более расчлененный рельеф на западе и северо-западе села, или же это левый берег р. Сарсак. На берегу реки встречаются крупные склоны, обнажения, самая большая наблюдается в районе Красной горки. Здесь вскрываются серые аллювиальные суглинки, известняки, песчаники. Местами прослои пород имеют зеленоватый цвет, что говорит о присутствии минерала глауконита. Присутствие глауконита, а также горизонтальная слоистость  алевролитов свидетельствуют об их лагунном  или озерном происхождении.

        В настоящее время рельефообразующим процессом в гумидной  зоне (территория Удмуртии находится в гумидной морфоклиматической зоне: гумидным является здесь и тип рельефообразования) является деятельность постоянных и временных водотоков, которые приводят к образованию многочисленных промоин, оврагов, балок, речных долин. В целом  все формы рельефа образовавшиеся в результате разрушительной деятельности  экзогенных процессов, объединяются под общим названием  денудационных (выработанных), а сформировавшиеся вследствие осадков под общим названием аккумулятивных. К денудационным мы отнесем: террасы левого берега р. Сарсак, сложенные  речными наносами, к аккумулятивным - конуса выноса в устьях оврагов и  балок, где оседают  пролювиальные отложения. Из  важнейших геоморфологических форм рельефа  наиболее распространенными  являются речные долины.

       Основными горными породами, слагающими наше село являются: глина, песок, известняк. В  целом поверхность села равнинная, благоприятная для развития земледелия, размещения предприятий, дорог.

План описания речной долины.

              1.Географическое положение относительно школы.

     2.Какое общее  направление имеет речная долина относительно сторон горизонта?

      3.Определить ширину долины и характер поперечного сечения (теснина, щель, каньон, ущелье,     - образная, ящикообразная,      - образная и т.д.), зарисовать в масштабе.

      4.Симметричность и асимметричность склонов долины и ее причина.

      5.Формы склонов (выпуклые, вогнутые, прямые, ступенчатые).

      6.Определить крутизну и относительную высоту склонов.

      7.Наличие на склонах экзогенных явлений.

  8.Характер перехода склона долины в водораздел (резкая бровка, постепенное выполаживание и т. д.).

Климат

    Глубокие знания  климата необходимы, чтобы проводить строительные и сельскохозяйственные  работы, управлять  транспортом. Климат с. Б. Кибья умеренно- континентальный, с продолжительной и  многоснежной  зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами - весной и осенью. Эти общие черты климата с.Б.Кибьи, как и всей территории Удмуртской Республики, формируются под воздействием географического положения, солнечной радиации, циркуляции атмосферы и характера земной поверхности.  Наша местность находится  между 56 и 57  широтами. От географической широты места зависит угол падения солнечных лучей, продолжительность    дня и ночи, а следовательно и величина  солнечной радиации как важнейшего фактора климата. Наибольший угол падения солнечных лучей  в Ижевске в полдень 22 июня 56 20 ,наименьший в полдень 22 декабря –9 50 .Наибольшая продолжительность дня в Ижевске22 июня составляет 17 часов 50 минут, наименьшая –22 декабря 6 часов 33 минуты, 21 марта и 23 сентября световой день продолжается 12 часов 16 минут. Такие  же данные будут характерны и для нашего села.Количество тепла, получаемого от солнца, полностью не поглощается земной поверхностью, часть  его отражается обратно в атмосферу. Отражательная способность (альбедо) зависит от цвета поверхности (табл.1)

Поверхность

Альбедо

Свежевыпавший снег

85-90

Талый снег

30-55

Зеленая трава

17-25

Лиственный лес

15-20

Хвойный лес

12

Желтый кварцевый песок

35

Асфальт

10-30

Бетон

30-35

Кирпич красный

30

Кирпич силикатный                

48-90

       Поскольку летом высота солнца и продолжительность дня значительно больше, чем зимой, да и облачность меньше, весенне-летняя радиация намного  выше зимней.

       В течение  всего года в Удмуртии, в том числе и в селе, господствует континентальный воздух умеренных широт. Он образуется из морского воздуха, поступающего с Атлантического океана и из арктического, вторгающегося с Северного Ледовитого океана. Нередко происходят  вторжения тропического воздуха из южных широт.

     Большую роль в циркуляции воздуха в умеренных широтах играют  циклоны и антициклоны. На территорию Удмуртии циклоны приходят  несколько чаще, чем антициклоны.  В годовом ходе наибольшее число циклонов приходится на осень. Среднегодовое атмосферное  давление-997мб. В холодное время года давление воздуха больше, чем в теплое.

     В селе  чаще всего дуют юго-западные ветры. Осенью, зимой, и  весной повторяемость ветров  юго-западного направления почти одинакова 34-35%. Зимой, следующими по повторяемости являются южные ветры, весной  - северо-западные, которые летом становятся преобладающими. В июле на долю  северо-западных ветров приходится  2,3%, а на долю юго-западных и северо-восточных-16%. Средняя годовая скорость ветра в Б.Кибье составляет 4 м/сек.

     Одним из основных элементов климата являются температуры воздуха. Среднегодовая температура в селе составляет  +2,3 градуса. Среднемесячные температуры приведены в приложении.

      Зима холодная, снежная. Именно зимой возможны  резкие перепады температур более чем на 10 градусов. Подобные скачки происходят не часто и связаны с циркуляцией атмосферы.

    В марте происходит заметное потепление, средняя  дата прекращения устойчивых заморозков приходится на 24 марта, после  чего идет чередование дневных оттепелей и морозов ночью.

    Самая неустойчивая погода в мае. Теплый воздух, поступающий из Средиземного бассейна, приносит теплую и даже жаркую погоду. Но прорывается северный ветер из Арктики и снова холодно. Подобные похолодания возможны лишь в первой половине мая. Во второй половине месяца становится заметно теплее.

     Июль самый теплый месяц  в селе, средняя годовая температура составляет-18,7 градусов.

      За начало осени принимается время, когда средняя   суточная температура  опускается ниже 10 градусов. Чаще всего это происходит во второй декаде сентября. Иногда сентябрь выдается исключительно теплым, и тогда начало  осени наступает в конце месяца. Но более характерным для сентября является возврат на какое-то время  сухой и теплой погоды в период бабьего лета.

     В октябре продолжается  значительный спад температур. Ноябрь переходный месяц  от осени к зиме. И в конце ноября может установиться настоящая зима с температурами воздуха до (-20-25градусов) мороза.

       Осадков больше выпадает летом, хотя  пасмурных дней летом меньше, чем зимой.

Вопросы и задания.

      1.Вычислите среднегодовую температуру воздуха за 1998 год.

   (Приложение 1)

2.Постройте график годового хода температур в нашем селе за 1998 год

3.Постройте розу ветров для Б.Кибьи за 1998г. (Приложение 1).

4.Определите  среднее годовое количество осадков за 1998г. Постройте диаграмму. Совместите ее с графиком температур. (Приложение 1).

5.Пользуясь данными наблюдений за температурой воздуха и количеством выпадающих осадков по месяцам, назовите самый теплый, самый холодный,

самый дождливый месяц в нашей местности.

6.Какие народные приметы, позволяющие предсказывать погоду вам известны.

Воды.

      На территории нашего села встречаются несколько видов внутренних вод: речка Сарсак ( удм –Сьорсак), пруды, болота и  подземные воды.

  Речка Сарсак зарождается западнее д. Карашур из маленького родника. Течет  в юго-восточном направлении. В татарской деревне Сарсак-Омга впадает в реку Чаж. Является его левым притоком. Чаж в свою очередь является правым притоком  реки Иж. Примерная длина р. Сарсак, определенная по физической карте Удмуртии составляет 15 км. Пойма реки сложена аллювиальными отложениями, которые отличается меньшей отсортированностью и формируются в половодье, в основном песчаные и глинистые отложения. Речка  небольшая и поэтому не имеет ступеней надпойменных террас.

1-аллювий поймы 2-прирусловый вал 3-пойменная равнина

4-надпойменная терраса

схема №1.

    Несколько родников в черте села питают Сарсак подземными водами. Долина речки имеет форму оврага, склоны долины пологие, задернованы. Речка меандрирует, меняя направление и подмывая поочередно берега. Ширина зеркала  воды составляет 2 метра, глубина речки  0,3 метра. Скорость течения 0,08 м| сек., вода жесткая. Река замерзает на 5 месяцев, начиная с ноября, вскрывается в апреле. Уровень воды  поднимается весной в период снеготаяния и во время сильных продолжительных дождей  летом и осенью. Межень наблюдается чаще всего в июле. Большая часть  воды по  реке уходит во время весеннего половодья, при этом сильно размываются берега.

  На территории села 2-3 года назад насчитывалось 6 прудов. В настоящее время сохранились  только 2 пруда, которые  находятся между  с.Б.Кибья и д. Зобнино. Остальные обмелели, а Даньковский пруд был спущен неизвестными людьми ради наживы.

Почвы.

Можгинский район входит в южную почвенную зону Удмуртии, в которой преобладают дерново-подзолистые почвы  и  так же встречаются  серые  лесные и  дерново-карбонатные тяжелосуглинистые почвы. В селе и в его окружении господствуют дерново-средне - и слабоподзолистые почвы. Почвы имеют серый с пылеватым оттенком цвет, с белыми пятнами припахотного подзолистого горизонта, комковато-пылевой структуры. Переход к подзолистому горизонту резкий.

    По механическому составу пахотного слоя дерново-подзолистые почвы вокруг села относятся к средне-суглинистым. Преобладающими механическими элементами являются мелкая и крупная пыль, мелкий песок и ил. Почвы эти сильно заплывают в период дождей, что отрицательно влияет на развитие растений.

    В нижней части склонов, в надпойменных террасах коренных пологих берегов встречаются серые лесные оподзоленные почвы. Для повышения   плодородия эти почвы необходимо известковать.

    На повышенных участках рельефа можно встретить дерново-карбонатные почвы. По внешнему виду это коричневато-бурые почвы зернистой  структуры, глинистые, мощностью до 26 сантиметров.

    Так же почвы имеют  более высокое содержание окислов железа, нуждаются в органических и минеральных удобрениях. В прирусловой части поймы реки Сарсак встречаются пойменные аллювиальные  почвы. Эти почвы в основном  используются под сенокосы и пастбища. Фрагментами вдоль рек,  переувлажненных местах встречаются болотные почвы.

   Подзолистые почвы пригодны для земледелия, но в них нужно вносить органические и минеральные удобрения и известковать.

Вопросы и задания.

Образование почвенного покрова представляет собой длительный процесс. Используя естественное обнажение (обрыв берега реки, овраг и т.д.):

1.        Определите толщину почвенного покрова участка.

2.        Установите, сколько времени необходимо для образования почвенного горизонта такой толщины, если на образование 1 см. уходит 100 лет:

Зарисовка почвенного горизонта

Название горизонта

Мощность

В см.

Цвет

Механичес-кий

состав

Плот - ность

Прочие

Признаки

    3. Определить возраст и тип почвы исследуемого участка.

Растительный и животный мир.

Можгинский район относится к подзоне  смешанных  широколиственно-хвойных лесов. Крупные массивы были вырублены и преобладают вторичные леса. По данным Можгинского лесхоза 62800га. площади района покрыты лесами.   Достаточно большую площадь на территории нашего сельского совета  имеет Веселовский лес, который находится  южнее села. В  центре села, рядом с церковью находится небольшой парк из лиственницы. Посажены они были в 1969 году комсомольцами села. Сейчас это место отдыха селян. Также деревья служат  местом для гнездовий грачей. Весной здесь стоит рабочий гул, кто-то не может выбрать дерево, а другие птицы уже вьют гнездо. Вокруг школы и больницы сохранились зеленые насаждения из березы, тополя, черемухи, канадского и американского клена. Также школа  имеет самую большую площадь фруктового сада. Самый посещаемый и эксплуатируемый лес – это Занали  сэрег, который находится между с. Б.Кибья и Д. Карашур. Здесь нарушено естественное лесовостановление  и требуется природоохранное вмешательство человека. Официально под  охраной находится карельская береза,посадки которй составляют 3 га и находятся возле Карашурского газохранилища.

     Лесообразующими породами  являются ель, пихта, сосна, осина,  липа, клен, вяз. В древесном ярусе преобладает ель и пихта. Отличительная особенность наших лесов наличие широколиственных пород.

   Животный мир характерный для широколиственных лесов. Из крупных в наших лесах водятся лоси и кабаны, встречаются бобры, зайцы, лисы, бурундуки. Недавно  появились косули. Редко заходят с Вавожского района медведи и волки. Разнообразен видовой состав птиц. Радует то, что летом  к нам  прилетают цапли, журавли и гуси.

 В жизни леса большое значение имеют муравьи. Истребляя вредных насекомых, муравьи приносят огромную пользу лесу.

   Оценивая  значение отдельных видов животных в хозяйстве человека, следует отметить, что  абсолютно вредных, как и абсолютно полезных видов в природе нет.

Население села.

   Село Большая Кибья является одним из крупных в районе. Наш населенный пункт относится к сельским, потому что большинство населения занято в сельском хозяйстве-370 человек, что состав, а  135   человек  в сфере обслуживания, 18 человек рабочих, которые в основном заняты в соседнем Карашурском  маслозаводе. Отрасли сферы обслуживания в селе представлены: школой, больницей, аптекой, домом культуры, библиотекой, отделением почтовой связи, детским садиком, магазинами, столовой.

        В селе, исторически так сложилось, издавна в согласии живут русские и удмурты, характерны  смешанные браки. Как и  для всей России, существуют проблемы рождаемости. Идет  старение нации, молодежь после работы в Вузах и Сузах остается работать в городе. Страдает и качественная сторона населения. Мужское население составляет -               человек. Число      мужчин моложе  30 лет  превышает число женщин. Отмечается уменьшение  числа браков: в 2003 году их заключено на         меньше, чем 1990году.

Число наличных хозяйств (таблица №2).

Название  населенного пункта

1998 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

С.Б.Кибья

211

210

209

205

206

Д. Зобнино

29

24

25

20

21

Д.Туташево

64

64

67

60

58

Д.Пойкино

67

68

64      

63

65

Д.Карашур

95

94

92

96

95

Д.Новотроицкое

5

5

5

4

4

Итого:

471

465

462

448

443

Численность населения (человек) (таблица №3).

Название  населенного пункта

1998год

2000год

2001год

2002год

2003год

С.Б.Кибья

667

663

675

623

593

Д. Зобнино

66

65

62

61

54

Д.Туташево

201

207

207

193

179

Д.Пойкино

202

202

207

202

182

Д.Карашур

336

335

335

329

312

Д.Новотроицкое

11

15

10

10

10

Итого:

1485

1487

1495

1416

1330

Показатели рождаемости и смертности (таблица №4).

Показатели

1999год

2000год

2001год

2002год

2003

рождаемость

20

19

16

18

14

смертность

23

16

20

34

21

Естественный прирост

-3

-3

-4

-16

-7

Возрастная структура населения  по Большекибьинскому с/с. (таблица№5)

Категория населения

2001 год

2002год

2003год

Лица трудоспособного возраста:

750

739

616

В том числе женщин,

358

356

308

-мужчин

392

383

298

Лица пенсионного возраста

317

306

283

Дети до 18 лет

213

207

403

Хозяйство села Б.Кибья.

     Основу хозяйства  составляет сельскохозяйственное  предприятие  «Б.Кибья». Долгое время колхоз назывался «Совет», в состав которого входили все населенные пункты сельского совета. В  восьмидесятые годы хозяйство было семеноводческим и обеспечивало многие колхозы республики элитными семенами. В настоящее время  хозяйство имеет молочно-мясо-зерново-льноводческую  направленность и продукция в основном поставляется в перерабатывающие предприятия города Можги.

Показатели  урожайности (центнеров с гектара таблица№6)

Название культуры

2000год

2001год

2002год

2003год

Озимая пшеница

22

29

26

19

Яровая пшеница

17

19

15

22

Ячмень

10

13

12

12

Рожь

20

22

22

21

Лен (волокно)

12

15

13

11

     Животноводство молочно-мясного направления, общее поголовье скота составляет-937,из них коров-350(данные на 2003 год.) Преобладает черно-пестрая порода. Годовые  удои на корову составили-3920 кг. ( В 2000г-3400кг; в 2001г.-3360кг; 2002г.-3500кг.) Среднесуточный привес составил-550г.

    С 2002года стали проводить эксперимент по выращиванию проса, средняя урожайность которого составило-10 ц|га. Также поля заняты под многолетними культурами: клевером, люцерной. выход сена составляет –330 ц| га, а  выход зеленой массы –120 ц|га. Некоторые площади  оставляют на дозревание семян и получают-0,5 ц|га. Существует много проблем и одна из них невозможность купить минеральные удобрения, но эта проблема  решается за счет внесения органических удобрений что составляет –10тна 1 гектар пашни.

Некоторые формы и методы  работы

Наиболее  приемлемыми  формами организации работы на уроках краеведения  я считаю деловые игры. Именно в ходе игры учащиеся с интересом добывают новые знания и получают некоторые навыки. Я хочу дать разработки некоторых на мой взгляд наиболее удавшихся уроков.

 Тема: Природно-ресурсный потенциал Можгинского района.

Цели и задачи: 1.Научить оценивать природно-ресурсный  потенциал.

                          2.Заинтересовать ребят.

                          3.Выявить чем богат Можгинский район.

                          4.Закрепить умения анализировать, выявлять главное и систематизировать знания.

Методы: дифференцирование, рассказ, беседа, ролевая игра, наглядно-иллюстративный метод, работа в парах,  графический диктант ,самооценка.

Оборудование: коллекция горных пород и  их условные знаки; фотографии  животных, гербарии растений; карты Удмуртии и Можгинского района; стенд «Можгинский район»; шаблоны с контурами района.

Литература: Перевощиков А.П. Можга. Экономико- географический очерк; Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии; Животный мир Удмуртии под редакцией Рощиненко В.И.;Природные ресурсы и экология Удмуртии.

Ход урока:

Новая тема

На доске: Иллюстрации, стенд « Можгинский район»; карты; таблица; название  темы урока.

План урока:

1.        Полезные ископаемые и почвы района.

2.        Климат района.

3.        Воды района

4.        Животный и растительный мир района.

Учитель: К нам пришли в гости герои удмуртских эпосов, сказок.

          Задания к выступлениям гостей:

1 уровня: Составить 1таблицу и сделать географический прогноз, где можно применять эти ресурсы.

2 уровня: Составить 2  таблицу и сделать вывод, какими ресурсами  богат, какими недостаточно.

3 уровня: Нанести на картосхему по шаблонам, с помощью условных знаков богатства района.

Ребята посажены в 3 ряда в зависимости от их возможностей.

На доске 2 таблицы:

Основные ресурсы района.(таблица1)

Для промышленности

Для с/х

Для рекреации

Оценка ресурсов района.(таблица 2)

Минеральные ресурсы

Климатические ресурсы

Водные ресурсы

Почвенные ресурсы

Биологические ресурсы

На ознакомление дается 3 минуты.

Урок продолжает Лопшо Педунь. Настоле сундучок с природными богатствами (образцы горных пород, фотографии…),ключи от сундучка у Лопшо Педуня. Он выходит и показывая  ключ говорит: « отгадайте мои вопросы, дам вам ключи от сундучка и вы откроете природные  богатства Можгинского района.»

Примерные вопросы:

1.        Что такое  полезные ископаемые? Какие  они бывают по происхождению?

2.        Что такое климат?

3.        Что называют почвой?

4.        Что относится к биологическим ресурсам?

5.        Что относится к внутренним водам?

6.        Назовите климатические пояса?

7.        Переведите на удмуртский язык: глина, песок, известняк, нефть, уголь.

Вопросы отгадали, слово дается хозяевам  природных богатств. У них у всех таблички и  сундучки.

« Музъем кузе» рассказывает о полезных ископаемых и почвах.

«Тол  пери»- о климате.

« Ву кузе»-о водах.

« Нюлэс кузе»-о  животных и растениях.

Каждый свой рассказ иллюстрирует фотографиями  или гербариями и образцами горных пород, которые находятся в сундучках. «Музъем кузе наносит месторождения  полезных ископаемых на настенную карту с помощью условных значков. Класс заполняет таблицу, делает выводы, какими ресурсами богат район, какими недостаточно.

Закрепление

Пишем  графический диктант.

       -да;                 -нет.

1.        Район богат  разнообразными полезными ископаемыми, так же как и Урал.

2.        Много месторождений строительных камней.

3.        У нас умеренно-континентальный климат.

4.        Осадки приносят восточные ветры.

5.        В Можгинском  районе самая  крупная река –это Вала.

6.        В районе  встречаются озера- старицы.

  1. Преобладающие почвы : дерново- подзолистые.

8.        Самые плодородные почвы Можгинского района-это черноземы.

9.        В климате хорошо выражены все времена года.

10.        В растительности преобладают  степные  виды.

-это должно получиться у ребят в тетрадях.

-это вторая половина ключа, которую раздает

 учитель каждому для проверки.

Если время останется  в конце урока даются задания ребусы.

Заключение.

В своей работе я попыталась отразить  организацию работы в школе на этнокультурной основе и место географии в краеведческом спецкурсе «Родной край». На мой взгляд именно изучение географии села, района, республики способствует развитию интереса к познанию родной природы, населения, хозяйства. Воспитание любви к малой Родине и заботы о нем на основе историко-географических, социально-экономических и экологических проблем территории.

Школьный спецкурс « Родной край» создает уникальные возможности для широкого использования творческих методов обучения и организации малых исследований.  И я считаю, что диплом 2 ступени за участие во Всесоюзном конкурсе « Вода на Земле», является одним из результатов моей работы.

Я думаю продолжить работу в этом направлении и составить методическую разработку уроков по географии села, рабочую тетрадь к ней.

Литература.

1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов. Ижевск, Удмуртия,1991.

2. Ефремов А.Л. Край удмуртский сторона родная. Ижевск,Удмуртия,1988.

3. Кащеева П.А., УспенскаяВ.М. В.М.Комплексное исследование территории. Ижевск, Удмуртия,1996.

4. Козлова Н.Т. География Удмуртии:учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ижевск, Удмуртия,1992.

5. Козлова Н.Т., УспенскаяВ.М. Программа курса «География Удмуртии». . Ижевск, Удмуртия,1991.

6. Перевощиков А.П. Можга: экономико - географический очерк. Ижевск, Удмуртия,1991.

7. Перцева К.С. География населенного пункта (Малая Пурга). Ижевск, издательство Удмуртского ИУУ.

8. Пукроков В.Г., Разин А.А. Заждалась земля хозяина. Ижевск, Удмуртия,1990.

9. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, Удмуртия,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...