Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресуросообеспеченность.
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Измайлова Ирина Алексеевна

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10 КЛАССЕ.

 

Цели и задачи:

  1. Выявить основные особенности размещения природных ресурсов по планете и их территориальные сочетания.
  2. Дать понятие «ресурсообеспеченность».
  3. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
  4. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursoobespechennost_urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

ОТКРЫТЫЙ УРОК

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В 10 КЛАССЕ

по теме: «Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресуросообеспеченность.»

                                                 

Разработала:

                                                           Измайлова Ирина Алексеевна

                                                                      учитель географии

                     первой квалификационной категории

                                           г. Узловая

                                               2010

Цели и задачи:

  1. Выявить основные особенности размещения природных ресурсов по планете и их территориальные сочетания.
  2. Дать понятие «ресурсообеспеченность».
  3. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
  4. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала

Оборудование: карты, учебник, атласы, таблицы

Технологии: мультимедийная презентация

Тип урока: урок-практикум

Цель проведения практикума:

             Способствовать формированию и развитию умений:

  1. интеллектуальных (анализ, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений с помощью различных источников информации)
  2. оценочных (ранжирование, выбор решения)
  3. практических (оформление контурной карты)
  4. коммуникативных (ведение диалога, отстаивание своих взглядов)

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

  1. Самостоятельная работа со статистическим материалом
  2. Формулирование выводов
  3. Ответы на вопросы учителя

Планируемый результат:

              Знать\ понимать:

  1. основные понятия «ресурсообеспеченность», «природные ресурсы»
  2. характер и особенности размещения природных ресурсов

  Уметь:

  1. находить  в разных источниках и анализировать информацию о ресурсах
  2. рассчитывать ресурсообеспеченность топливных ресурсов

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Оргмомент

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что пройдет с использованием мультимедийной презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

2

Целепологание

Объявляет тему урока(слайд1). Предлагает сформулировать цели и задачи урока, это урок-практикум

( объявляет цель проведения практикума), корректирует  ответы учащихся (слайд 2,3), на экране план урока(слайд 4).

Записывают тему урока.

Формулируют цели и задачи урока



Записывают план

3

Изучение нового учебного материала

Рассказ о всевозрастающих масштабах потребления природных ресурсов, резком усложнении процесса.


Учитель спрашивает, каким образом классифицируют природные ресурсы?(слайды5,6)


Предлагает поработать с источниками информации (географический словарь, энциклопедия),имеющимися на партах и выяснить, что означает термин «природные ресурсы»

(слайд 7).


Предлагает рассмотреть каков характер размещения природных ресурсов. (слайд 8)


Знакомит с особенностями размещения природных ресурсов по планете (слайды 9,10,11)


Предлагает выполнить практическое задание: определить страны, обладающие крупными запасами одного или нескольких ресурсов (слайд 12)


Предлагает выяснить особенности неравномерного размещения ресурсов, плюсы и минусы(слайд 13)






Вводит понятие «ресурсообеспеченность», для этого предлагает поработать с текстом учебника (слайд 14,15), выяснить, что влияет на ресурсообеспеченность (слайд 16)


Предлагает выполнить творческое задание (слайд 17)


Рассказ о способах оценки ресурсообеспеченности (слайды 18,19)


Знакомит с минеральными ресурсами, в т. ч. топливными, предлагает проанализировать в «Приложении» таблицы нефтегазоносных и угольных бассейнов (слайд 20)


Предлагает выполнить практическое задание по группам, определить ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами

(слайды21,22.23,24)


Знакомит с земельными ресурсами мира, мировым земельным фондом (слайд 25). Предлагает выполнить практическое задание: сравнить обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями

(слайд 26)


Вводит понятие «опустынивание» (слайды 27,28)


Предлагает выполнить практическое задание для подготовки ЕГЕ(слайды 29,30)






Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют схемы



Работают с источниками информации, записывают







Отвечают на вопросы, формулируют выводы



Работают с политической картой мира



Работают с картой атласа «Минеральные ресурсы мира»,анализируют ее, делают выводы



Называют особенности неравномерного размещения, выясняют положительные и отрицательные стороны неравномерного размещения




Работают с текстом параграфа, записывают в конспект






Выдвигают различные точки зрения


Конспектируют




Работают с «Приложением» учебника, анализируют, делают выводы





Работают со статистическим материалом, представленным в таблице, рассчитывают, делают выводы



Работа с «Приложением» учебника, анализируют таблицы, делают выводы









Работают с таблицами, вычисляют

4

Закрепление и применение учебного материала






Предлагает выполнить практическую работу на контурной карте (слайд 31)

Работа на контурной карте

5

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке

6

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание. Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки (слайды 32,33)

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

Практическая работа № 2. "Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов".

Практическая работа № 2. "Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов"....

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса

Практическая работа №4   Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...

Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран отдельными видами природных ресурсов»

Данная практическая работа может использоваться при изучения темы "Мировые природные ресурсы" в курсе "Экономическая и социальная география мира....

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...

Практическая работа Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 10 класс

Практическая работа  Оценка обеспеченности разных регионов и стран   основными видами природных ресурсов   10 класс...