Япония - "страна наоборот"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Глотова Наталья Сергеевна

урок в 10 классе по теме Зарубежная Азия. общая характкристика сраны: ЭГП, ресурсы, хозяйство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaponiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Япония

Цели урока: 

  1. выявить географическую специфику одного из ведущих центров мирового хозяйства. Рассмотреть "японскую модель" развития экономики.
  2. формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Оборудование: политическая и экономическая карты Японии, атласы, рисунки, таблицы, фото, флаг, герб, икебана, эпиграф на доске.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно   "страна-наоборот". И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

О какой стране идет речь? Понять и узнать эту особенную страну нам помогут наши экскурсоводы.

Древнее название страны - Ямато, что означает "путь гор". Япония - это, прежде всего, страна гор.

Слайд 2 Гора Фудзияма

Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Для меньшей части - наоборот. И коль уж существует исключение из этого общего правила, то лишь для глубинных районов, огражденных хребтами от обоих побережий. Там солнце всегда встает всегда из-за гор и за горы садится. Древние японцы поклонялись горам как воплощению неведомой божественной силы, которая дремала в их недрах, а иногда вдруг вырывалась наружу в виде пламени, грохота, каменных дождей и испепеляющих огненных рек. Дугообразная вереница японских островов то и дело колышется, ходит ходуном из-за землетрясений.

Слайд 3 Символы государства

Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает "солнце", а второй - "основа". Отсюда и происходит название Страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.

 

Какие ассоциации возникают у вас при слове "Япония"? Хотели бы вы побывать в Японии? Почему? Что по этому поводу могут сказать статисты? Слово предоставляется им.

Япония - древнее государство. Однако длительный период ее самоизоляции от внешнего мира привел к тому, что вплоть дл ХХ века она была как бы "спрятана" от глаз европейцев. Каково место Японии в современном мире? (Заслушиваются сообщения учащихся).

Слайд 4   Карта Японии

Япония - страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и на почти 4 тысячах мелких островов. Это целый островной мир! Столица - Токио - означает "восточная столица", расположена на острове Хонсю, на месте замка Эдо. Общая длина улиц 22 тыс. км., превышает длину экватора. В городе 4 млн. домов, большинство улиц не имеет названия, таблички с цифрами указывают номер района (их 23), блока, квартал.

Пользуясь текстом и рисунками в учебнике, а также картами атласа, дайте характеристику ЭГП и ФГП страны. (ответы учащихся)

Слайд 5  Население Японии (статистика)

Население Японии - 127 млн.чел. (8 место в мире). Территория - 372 тыс.кв.км. Это одна из самых густонаселенных стран: в среднем на каждом квадратном километре проживает 339 человек. По форме правления - конституционная монархия. Император Акихито - символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляюща часть населения живет в городах - 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города миллионеры. Для Японии, в отличии от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. За последние десятилетия снизились рождаемость и смертность ( с 15 чел. на 1000 жителей в 1950 до 6,5 чел. в 1990) является одним из самых низких в мире. Заметное снижение рождаемости объясняется прежде всего желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей или с использованием услуг специальных фирм, которые закладывают в компьютеры сведения о возрасте, образовании, годовом доходе, увлечениях и т.д. будущих женихов и невест и помогают им "подобрать" друг друга.

Япония вышла на первое место в мире по показателю продолжительности жизни: он составляет 79 лет, в том числе для мужчин 76 лет и для женщин - 82 года. Почему японцы живут долго? (обсуждение в классе). А еще привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: "Десять тысяч шагов в день ради здоровья", который стал жизненным правило для каждого японца.

Национальный состав населения Японии исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют более 99% населения (работа с картой). Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Две основные религии - синтоизм и буддизм. Обычно верующие исповедуют обе религии, которые делят между собой сферы влияния. Какие? (Работа с учебником или сообщения)

Слайд 6  природные ресурсы Японии - вода

Япония покрыта густой сетью коротких полноводных рек, в основном горных. Среди них крупнейшими является Синано, Тоне, Китпками и Исикари. Воды многих рек используют для орошения. Озера многочисленны и разнообразны по происхождению. Крупнейшее  в Японии озеро Бива, расположено в тектонической впадине, а так же встречаются вулканические – Инавасиро, Товада, Куттяро) и лугунные  Саромо, Касумигаура.

Слайд 7  природные ресурсы Японии - климат

Климат муссонный, на большей части страны субтропический, на севере умеренный, в южной части тропический. Средняя температура января от -5°С на острове Хоккайдо до 6°С на юге Японских островов и до -16°С на архипелаге Рюкю, средняя температура июля соответственно 22, 27 и 28 °С. Осадков 1000-3000 мм в год, на юге до 3500 мм; на севере продолжительный снежный покров. Обычны тайфуны (главным образом осенью) с ураганными ветрами и ливнями.

 Слайд 8,9  природные ресурсы Японии - лес

Леса покрывают свыше 66 % страны. Флора Японии насчитывает более 700 видов деревьев и кустарников и около 3000 видов трав

Слайд 10 фауна

Фауна насчитывает 270 видов млекопитающих, около 800 видов птиц и 110 видов пресмыкающихся. В морях, омывающих страну, обитает свыше 600 видов рыб и более 1000 видов моллюсков. Из-за горного рельефа в основном преобладают виды, приспособленные к жизни в горных лесах

Золотой павильон, расположенный посреди великолепных декоративных садов старинного города Киото - один из самых известных памятников архитектуры Японии. Этот буддийский храм был построрен в 1394 году.

Дайго-Дзи, буддийский храм в древнем городе Киото, бывшей столице Японии. Храм построен из дерева: его изящная крыша с четырьмя скатами и характерным гребнем выполнена в традиционном японском стиле.

 Эти три обезьяны символизируют образ жизни, проповедуемые буддизмом: не слышать, не говорить и не видеть ничего дурного.

Слайд 11-12 Минеральные ресурсы

Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, ни имея достаточно природных ресурсов? Чем объясняется японское "экономическое чудо"?

Причины охватывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную. На "старте" огромную роль сыграла выработка тщательно продуманной национальной стратегии экономического развития с учетом местных условий. Япония энергично заимствовала многие научно-технические изобретения на Западе и исключительно быстро внедряла их в производство. Низкая заработная плата рабочих позволяла японским монополистам успешно конкурировать на мировом рынке. Позднее страна восходящего солнца создает 19 технополисов - новые города науки с научно-исследовательскими учреждениями, развивает наиболее наукоемкие отрасли.

Что представляет собой "японская модель" развития экономики? На первом этапе развития своей экономики, чтобы не терять время на научно-исследовательские разработки и на внедрение новых открытий в производство японские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой техники и технологий. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы.

Далее, начинают выпускать ту продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке: 1995 год - 1 место в мире по судостроению, через несколько месяцев того же года фирма "Сони" выпускает карманный радиоприемник. На мировом рынке появляется новый вид продукции с маркой "Сделан в Японии". Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейши, самураи, то отныне ими стали также самые крупные в западном мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые совершенные автомобили "Тайота", "Хонда", "Ниссан".

Страна с 70-х годов ограничивает рост энергоемких и металлоемких производств, зависящих от импорта топлива и сырья, и ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли. Япония, лидер в области электроники, робототехники, биотехнологий, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии. По доле расходов на науку Япония занимает среди развитых стран первое место, а по числу научных работников превосходит ФРГ, Великобританию и Францию, вместе взятые. Сказывается высокий уровень образования, профессиональной квалификации, трудолюбия, самодисциплина трудящихся, их стремление к постоянному техническому совершенствованию, что свидетельствуют об очень высоком уровне качества населения Японии. Оплата труда зависит не только от количества, но и от качества выпускаемой продукции, что способствует постоянному росту его производительности. Кроме того, японцы очень редко меняют свою работу, обычно нанимаются в определенную фирму "на всю жизнь". От стажа работы в "своей" фирме зависят зарплаты, отпуска, пенсионные пособия.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитания старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай. Послушаем наших экскурсоводов.

Рефлексия.

 Надеюсь, что наш урок только начало изучения вами этого удивительного народа, чудесной страны. Япония для нас не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила на бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Потому мы сегодня постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.

Подведение итогов. Дом. задание: на контурные карту нанести технополисы страны, центры обрабатывающей промышленности, АЭС.

Творческое задание: составить маршрут для туристов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Япония- страна наоборот.

Урок- презентация по географии 11 класс....

япония-страна наоборот

спортивный досуг в рамках работы опытно-экспериментальной площадки по знакомству детей с олимпийским движением...

Обобщающий урок – игра в 7 классе «Австралия – страна наоборот »

Систематизировать и обобщить знания учащихся по материку Австралия.Совершенствовать практические умения учащихся работать с различными источниками знаний....

Проект. Австралия - страна наоборот

Данный проект охватывает тему « Географическое положение и рельеф Австралии», из раздела географии « Материки и океаны»Поисковая работа по группам создаёт ситуацию успешности.П...