СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по географии по теме

Чиракадзе Светлана Германовна

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.Г.Чиракадзе, учитель географии

ГБОУ «СОШ №647» г. Москва

      СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

        В системе основного общего образования предмет география охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного значения. География формирует у школьников систему комплексных социально-ориентируемых знаний и особенную траекторию развития индивидуальной компетентности ученика.

        Для выполнения современного заказа по формированию  выпускника получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской деятельности. В настоящее время речь идёт о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций в предмете географии, для формирования  универсальных учебных действий. Сейчас в распоряжении учителя и учеников огромный выбор методических материалов, дополнительных источников информации, форм и методов работы с использованием ИКТ. Но всё - таки, самой важной, как была, так и остаётся роль учебника.

         Учебник – главное звено методического комплекса. Наряду с программой, он занимает центральное место в системе средств обучения, где все составляющие тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.       Учебник – один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия.

       В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становиться «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования

      Основная цель статьи: дать оценку учебнику через призму соответствия современным требованиям и новым стандартам образования.

       Учебники географии классической линии давно знают и любят в школе. За многие годы  своего существования, они вобрали в себя всё лучшее. Если проводить аналогию с литературой, то классика – это что-то фундаментальное, основательное, давно зарекомендовавшее себя.

       Мы живём в эпоху глобальной информатизации. Современные школьники имеют доступ к огромному объёму информации, которая, к сожалению, не всегда является достоверной. Объективная картина и мира и достоверная научная информация – вот что объединяет учебники данной линии. Учебники выдержаны в одном ключе – «от достоверных географических знаний к пониманию картины мира в целом». Каждый учебник  даёт целостный географический образ территории.

      Главное в учебниках этой линии – знаниевая  парадигма, главный принцип - «ребёнок должен знать», главная задача – научить ребёнка мыслить географически, понимать законы, взаимосвязи, закономерности.

      Учебники данной линии менее практико – ориентированы, чем учебники других линий. Но это не означает, что они проигрывают или не соответствуют современным запросам. Учебники полностью удовлетворяют системе требований к результатам по новым стандартам.   При работе с учебниками учащиеся овладевают предметными и  метапредметными  умениями и навыками: овладевают простейшими умениями сопоставлять, прогнозировать, анализировать, находить взаимосвязи и взаимозависимости, обобщать и выделять главное; приобретают организационные, коммуникативные и рефлексивные умения; формируют географическую культуру.                                 

        Для  анализа  взят учебник «География материков и океанов» авторов             В.А. Коринской и  И.В.Душиной  издательства «Дрофа» 2011года выпуска, который является частью классической (традиционной) линии учебников.

       Данный учебник отличает высокий научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи – научить ученика учиться.

Уже на этапе знакомства с учебником можно акцентировать внимание учащихся на том, как важно научиться работать с ним: правильно пользоваться текстом (уметь анализировать содержание, выделять самое существенное, устанавливать связи ), заданиями, иллюстрациями.  В предисловии к учебнику авторы знакомят учащихся с аппаратом ориентировки -  системой сигналов, указателей, рубрик, шрифтов.

       Работа с учебником легко коррелируется с уровнями познавательной деятельности учащихся. Овладение приёмами работы с учебником идёт по пути от действия по образцу к усвоению и выполнению задания. Например, рецептивный уровень соответствует первому этапу формирования приёмов работы с учебником. На этом уровне учащиеся читают текст, составляют описания по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т.д.  На репродуктивном уровне (второй этап) учащиеся проявляют больше самостоятельности, используя уже известный им способ работы (по аналогии). Третий этап соответствует исследовательскому уровню деятельности. На этом уровне анализируются, сравниваются и сопоставляются несколько компонентов учебника (текст, текстовая карта, диаграммы, графики) с целью выявления закономерностей, установления новых для учащихся прямых и обратных связей.

         В учебнике выделяется два структурных блока: учебный текст  и внетекстовые элементы.            

        Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми элементами. Текст учебника близок к тексту научного объяснения и включает теорию, объяснение, описание и методологию. Работа с текстом учебника – важный элемент обучения предмету география, так как, способность учащихся грамотно воспринимать географическую информацию

является отражением общей культуры человека, его мировоззрения и эрудиции.

       Текстовый элемент характеризуемого учебника достаточно большой. Этот факт можно расценивать как минус, учитывая то, что современные школьники, в большинстве своём, являются «визуалами». Но если грамотно организовать работу, то большие объёмы текста можно максимально использовать для получения и усвоения новых знаний.

       Усвоение знаний включает две основные процедуры: понимание и закрепление. Понимание – это восприятие и осмысление содержания, закрепление – это запоминание знаний и тренировка умений.

      Понимание текста - процесс сложный. Оно зависит, в частности от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыков чтения.

      Этап восприятия информации предполагает обучение учащихся различным видам чтения и приёмам работы над текстами. Можно использовать различные виды чтения: просмотровые, ознакомительные, изучающие, усваивающие.

      Основным видом чтения, результатом которого является понимание учебной информации, является изучающее чтение. Основу работы с текстом на этапе изучающего  чтения составляют следующие действия:

  1. операции смыслового восприятия элементов текста;
  2. понимание слов, предложений, абзацев;
  3.  понимание того о чём говорится в тексте (умение составить на этой основе план) и что именно об этом говорится (умение на этой основе делать выписки и составлять тезисы);
  4. понимание того, как логически связаны в тексте субъекты (умение на этой основе составлять схемы);
  5. понимание того, как связано содержание данного текста с содержанием других изученных текстов

      Овладение изучающим чтением идёт через освоение приёмов понимания учебного текста:

  1. Постановка вопросов к тексту
  2. Составление плана, схемы, таблицы.
  3. Работа с терминами.
  4. Создание иллюстраций к тексту

Приём постановки вопросов к тексту является основным в процессе усвоения содержания, ведёт к всестороннему пониманию учебного текста. Главное, чему учит этот приём, - не пропустить ни одного непонятного места в тексте.

      Авторы практически в каждом параграфе при помощи особого шрифта внутри текста ставят перед учащимися вопросы, как простые: «почему?»; «какие?»; «зачем?»; «по каким причинам?», так и вопросы проблемного характера. Например, вопрос из §32 «Страны Западной и Центральной Африки»: «Природа Нигерии  очень богата и разнообразна. Географы называют эту страну Западной Африкой в миниатюре. Как вы думаете, почему?»

       Учащиеся седьмого класса, изучая текст, уже могут самостоятельно формулировать вопрос и искать на него ответ. Помимо своей обучающей и развивающей значимости, этот приём выполняет ещё и воспитательную задачу. Ученик может примерить на себя роль учителя: задать вопрос, принять ответ. Вопрос должен быть логичен и понятен, грамотно сформулирован, на него гарантированно должен быть ответ в тексте.

        Например, постановка вопросов к разделу «Различие карт по содержанию» из §3 «Карты материков и океанов»:

-На какие группы делят карты в зависимости от содержания?

-Что и как отображают общегеографические карты?

-Что и как отображают тематические карты? Чем определяется содержание тематических карт?

-В чём заключается главное отличие тематических карт от общегеографических?

- Как называются карты, на которых показывают не один компонент, а несколько взаимосвязанных компонентов или явлений?

В данном случае нужно объединить приём работы с текстом учебника и работу с картами атласа. Учащиеся подтверждают правильные ответы примерами различных карт.

Составление плана – это перечисление текстовых субъектов. Для того чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чём здесь говорится?» Учащиеся седьмого класса уже умеют составлять простой план. Дифференцируя задания, в седьмом классе некоторым учащимся можно предложить составить развёрнутый план. Например, §11 «Жизнь в океане» достаточно прост для усвоения. Учащиеся могут самостоятельно, опираясь на знания полученные в шестом классе, усвоить материал и составить  план текста.

1.Жизнь в океане всепроникающа

2.Различие организмов по образу жизни

- нектон – активно плавающие организмы

- планктон – пассивно плавающие организмы

- бентос – донные организмы

3.Две области жизни в океане

- поверхность и вся водная толща

- дно океана

4. Факторы, влияющие на распространение жизни в океане

- главное условие  - свет

- солёность и плотность, температура воды, количество питательных  веществ, течения, вертикальное перемещение вод, свойство пород, слагающих дно.

5. Биологические богатства океана

Составление схемы – графического изображения логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются геометрические фигуры (прямоугольники, круги и др.) и их соединения (линии, стрелки и др.), а также символические изображения и

рисунки предметов. Схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.

      Например, составление схемы к §8 «Климатические пояса Земли». Учащиеся седьмого класса испытывают затруднения, когда начинают составлять схему. Они просто не знают с чего начать. Поэтому начать составление схемы может учитель. В первом окошке схемы учитель указывает причину разнообразия климатических поясов. Далее, используя текст параграфа и рисунок №20, ученики могут самостоятельно заполнить окошки, выявив следствия.

                       

Составление таблицы  позволяет учащимся кратко записать и  максимально конкретизировать свои мысли. Главный принцип таблицы «разделение по горизонтали и вертикали». Этот приём организовывает учащихся.

Например, составление простейшей таблицы «Типы земной коры» к §4.

Тип земной коры

Количество слоёв

Название слоёв

Материковая

           3 слоя

Осадочный, гранитный, базальтовый

Океаническая

           2 слоя

Осадочный, базальтовый

Вроде бы ничего особенного, но для того чтобы заполнить эту таблицу, учащимся необходимо не только изучить раздел «Строение материковой и океанической коры», но и поработать с рисунком №8

Работа с терминами и понятиями. Проблема восприятия и эффективного использования текстовой информации тесно связана с пониманием соответствующей терминологии и новых понятий. В связи с быстрой сменой материала основная масса вновь введённых слов повторяется лишь на двух – трёх уроках, что явно недостаточно для их усвоения.

     В учебнике список терминов и понятий с указанием страниц представлен в конце. Учащиеся всегда могут легко и быстро найти в тексте необходимую информацию, тем более она выделена особым шрифтом.  

Некоторые, вновь вводимые наиболее значимые термины, учащиеся могут выписать в тетрадь контрастным цветом.

        При  работе с терминами, используя текст учебника, можно предложить учащимся объяснить взаимосвязи каждого нового понятия с другим. Характер связей может быть различным: причинно - следственные, пространственные, временные и т.д.

       Например, при изучении разделов «Роль атмосферы в жизни Земли» и «Загрязнение атмосферы» в §6, учащимся может быть предложено, самостоятельно раскрыть термины «озоновый слой», «парниковый эффект», «озоновая дыра» и затем, на этапе закрепления, выявить причинно-следственную связь между этими понятиями.

       Хочется отметить, что авторы учебника выделяют особым шрифтом не только термины и понятия, но и имена исследователей и путешественников, а также, что особенно важно, названия географических объектов. Выделенные слова «заставляют» учащегося акцентировать на себе   внимание и зафиксировать в памяти.

      В учебнике  очень разнообразны содержание и формы иллюстраций. Большая часть представлена картографическими иллюстрациями. Но учащиеся  могут и самостоятельно создавать иллюстрации к тесту.

      Наряду с текстом большую роль в учебнике играют внетекстовые компоненты. Главное их назначение – научить школьника самостоятельно учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы, т.е. мыслить. В ходе этой работы происходит развитие ключевых компетентностей таких как, технологическая, способность к самообразованию.

Система вопросов и заданий.  Их выполнение опирается на разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, рисунки и фотографии, схемы.

       Работа школьников с вопросами и заданиями, помещёнными в начале разделов, тем и параграфов, проводиться перед началом изучения нового материала. Она служит не только мотивации учебной деятельности, но и осуществляет предварительный контроль, устанавливает исходный уровень знаний и умений, актуализирует ранее усвоенное, устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи.  Например,  вопросы перед текстом §53 «Северная Америка. Климат» из категории «повторенье – мать ученья». Учащиеся должны ответить на вопросы: «От каких факторов зависит формирование климата? Какой из них главный? Какова причина движения воздушных масс?». В данном случае идёт повторение и материала  из курса шестого класса и повторение материала седьмого класса. При помощи сигнала «глобус» авторы акцентируют внимание учащихся на то, что задания необходимо выполнить с использованием карт атласа. Такие задания в начале параграфа являются очень хорошим стимулом для включения в работу. В основном эти задания предполагают самостоятельную работу и мобилизуют учащихся. Например, задание  перед текстом §51 «Северная Америка. Географическое положение» «Особенности географического положения

Северной Америки определите самостоятельно. Сделайте предварительные выводы о природе материка»

        Вопросы и задания в конце параграфов (тем) используются на этапе закрепления пройденного материала на уроках, как опережающие задания и что не менее важно, при самоподготовке учащихся. Задания и вопросы различаются по:

1.Источникам знаний, которые необходимо применять для выполнения заданий. Например, вопрос к §12 «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей»,  «По рисунку 29 определите взаимодействие океана и атмосферы» или вопрос к §58 «Соединённые Штаты Америки»: «Пользуясь картами, а также текстом учебника, подготовьте краткое описание Мексики. Выявите основные черты природы, населения, хозяйственной деятельности. С этой целью используйте план описания страны в Приложении »

2.Видам деятельности (приёмам учебной работы). Например, вопрос к §18 «Индийский океан»: «Сведения, изложенные в тексте, нанесите на контурную карту; условные знаки придумайте сами»

3.Степени сложности (в том числе проблемных и творческих заданий) Например, вопрос к §52 «Северная Америка. Рельеф и полезные ископаемые»: «Проведите конкурс на лучший маршрут путешествий по Кордильерам и описание тех объектов, которые предлагается показать туристам в горах.»

4.По формам выполнения и оформления результатов (устный ответ, схема, таблица). Например, вопрос к §14 «Природные комплексы суши и океана»: «Пользуясь текстом учебника, выпишите в левую колонку тетради компоненты географической оболочки, в среднюю – компоненты природных комплексов суши, в правую – компоненты природных комплексов океана».

   Особо выделяется рубрика «Проверь свои знания». Цель этих вопросов выяснить насколько хорошо учащиеся усвоили раздел или тему. Это своеобразное подведение итогов и одновременно -  коррекция знаний.

     Во всей системе вопросов чётко прослеживается уровневая дифференциация: от простых вопросов к сложным.

      Одним из наиболее доступных и широко распространённых средств наглядности является иллюстративный материал учебника. Работа с ним требует активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, расширяет кругозор, учит логически мыслить.

       Иллюстрации учебника как важное средство наглядности выполняют существенную роль в развивающем обучении. Они способствуют расширению и углублению чувственного опыта учащихся, помогают формированию у них научных понятий, играют роль наглядной опоры мышления. Иллюстрации развивают у учащихся наблюдательность и интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность.

         Известно, что правильное применение наглядности стимулирует познавательный интерес учащихся, вносит новизну в содержание предмета, способствует обновлению уже усвоенных знаний, усиливает чувство реальности, демонстрирует практическую значимость знаний.

    Работа с текстовыми картами.  При организации работы с этими картами, прежде всего определяют связи карты с текстом, её роль в изучении нового, проводят анализ её смысловой нагрузки, определяют виды знаний, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами помещают как у карт, так и в тексте. Например, задания к карте «Границы природных зон Африки: А – в прошлом, Б – современные»: «По карте определите, как изменяется площадь каждой природной зоны Африки.  Какие зоны пострадали сильнее?» Отвечая на эти вопросы, учащиеся могут подтвердить наглядностью свои знания о глобальных изменениях в природе континента ( исчезновение экваториальных лесов, рост площадей пустынь и полупустынь, уменьшение площади жестколистных лесов и т.д.)

    Работа с графиками, диаграммами  наиболее сложный приём работы.  Его лучше всего использовать одновременно с другими источниками знаний, прежде всего с картой. Целесообразно также выводы, полученные на основе анализа диаграмм и карт  сопоставлять с текстом. Так, например, проанализировав климатические диаграммы, учащиеся сопоставляют свои выводы с описанием климата и погодных условий в тексте или же, наоборот, подбирают соответствующие диаграммы и графики к тексту. Такие задания учащиеся выполняют при изучении климата всех материков.

     Приёмы работы с фотографиями  и рисунками  учебника включает составление описания объектов, явлений на них изображённых, а также их анализ, сравнение.

      Хочется отметить качественно выполненные, крупные и информативные фотографии страноведческого характера. Во всех параграфах, повествующих о странах различных регионов, учащиеся имеют возможность увидеть на фотографиях красивейшие  места, природные объекты, памятники зодчества и т.д..  Например, «Прага – столица Чехии»; «Фудзияма – «священная гора японцев»; «Одно из культовых сооружений индуистов». Есть группа фотографий, характеризующая быт и хозяйственную деятельность различных народов. Например, «Деревушка на одном из островов Океании»; «На рисовых полях Японии»; «Селение в высокогорном Непале». Достаточно много фотографий с изображением представителей флоры и фауны различных природных зон. В параграфах, рассказывающих об исследованиях океанов и материков, представлены фотографии знаменитых путешественников.

      Используя текст учебника, фотографии и рисунки, учащиеся усваивают целостную картину. В данном случае формируется некий образ, который фиксируется зрительной памятью и остаётся надолго.

      Использование дополнительной литературы даёт возможность построить урок так, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке – прочными. Такой вид деятельности способствует        развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.  Сейчас  огромное количество дополнительной информации  содержится в различных источниках. Главное  - не заблудиться в информационном пространстве. Авторы учебника в рубрике «Прочтите эти книги», которая есть после каждой темы, предлагают перечень книг. Использовать дополнительный материал можно как на традиционных уроках, так и на уроках в форме семинаров, конференций, КВН,  для написания рефератов и докладов, а также как опережающие задания.  Современные школьники не часто обращаются в библиотеку и многое из предложенной литературы можно найти в электронном виде.

        Возможности использования дополнительной литературы на уроках не ограничены и предполагает самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельности поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают.                                   

      Подводя итог, можно сделать основные краткие  выводы:

1.Данный учебник продолжает классическую (традиционную) линию учебно-методических комплексов по географии.

2. В изложении текста соблюдается логическая последовательность.

3.Представлена система вопросов, как для  введения в новый материал, так и для обобщающего повторения.

4. Много иллюстраций к тексту.

5. В конце учебника имеются планы описаний и характеристик географических объектов, а также список терминов и понятий.

И самое главное, учебник соответствует новым образовательным стандартам и позволяет сформировать у учащихся базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и разнообразии материков, их крупных районов и стран. В нём показана связь между всеми компонентами нашей планеты, включая человека, и существующие проблемы, а также пути их решения.

                     

                                Литература

 В.П. Демидова., В.С. Рохлов ; Формирование общеучебных умений при преподавании естественнонаучных предметов // Августовский педсовет Преподавание природоведения и естествознания в 2005-2006 году. – М.: МИОО, 2005.

Э.В.Ким; Презентация. Основы построения учебников географии. – М. 2012.

В.А.Коринская,И.В. Душина; География материков и океанов – М.: «Дрофа» 2011

В.П.Максаковский; Как нам обустроить школьную географию // География в школе  №1,2  2010.

В.П.Максаковский; О современных линиях учебников географии // География в школе  №9,10 – М.: ООО Школьная пресса, 2010.

 Н.А. Никитина; Универсальные поурочные разработки по географии 7 класс – М. «ВАКО»  2008

             Неравномерное  нагревание земной поверхности

                             13 климатических поясов

                                  Различие климатов земли

     Переходные

2 Субэкваториальных

2 Субтропических

Субарктический

Субантарктический

    Постоянные

Экваториальный

2 Тропических

2 Умеренных

Арктический

Антарктический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя -логопеда в реализации стандартов нового поколения.

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения....

«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций (551—479 до н.э.)...

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.

основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно-деятельностный  подход является ведущим средством для достижени...

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения

Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развит...

Системно-деятельный подход в реализации стандартов нового поколения

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.Учителя сегодня волнуют вопросы:- Как организовать современный урок с т...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...