Дальний Восток
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Разработка урока по природоведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии 9 класс

Выполнила: учитель 1 категории МБОУСОШ №3 Г. Сковородино Брянина Любовь Васильевна.

Тема : Дальний Восток.

Цели и задачи урока: Сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природы, хозяйственного развития Дальнего Востока. Закрепить умения  составлять комплексную характеристику района, формулировать выводы.

Учащиеся должны знать: особенности ЭГП и социального развития Дальнего Востока.

Учащиеся должны уметь: Анализировать тематические карты атласа и учебника, давать оценку природным условиям и ресурсам района; формулировать своё мнение о перспективах развития района.

Вид урока по дидактической цели : изучение нового материала.

Вид урока по способу проведения : Иcследование природных ресурсов своего края.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Работа в парах.
  4. Оценка ЭГП района.
  5. Сообщения учащихся  о природных ресурсах района.( краеведческий материал).
  6. Решение учебно-географической задачи.
  7. Выводы по уроку , оценка работы учащихся.

Учитель: Знакомство с Восточной экономической зоной мы завершаем характеристикой последнего экономического района- это Дальний Восток .Наша задача дать оценку ЭГП района, но более подробно мы остановимся на оценке природных ресурсов нашего края.

Почему? В конце урока нам предстоит решить учебно-географическую задачу.

После оценки ЭГП и природных ресурсов Дальнего Востока, вы должны представить что являетесь членами комитета по государственной безопасности при президенте РФ. Оценив ресурсный потенциал Дальнего Востока возможно ли обособление данного округа.

Выводы, свои аргументы по данному вопросу выскажет экспертная комиссия.

Итак, перед нами Восточный  форпост России.

Чаще всего этот округ называют Дальним Востоком, хотя выражение « дальность» и «удалённость», не всегда вызывают положительные эмоции. Для жителя Москвы  мы живём где-то очень далеко на востоке, но мы точно также можем сказать, что москвичи живут на дальнем западе. Как вы думаете, логичнее было бы как назвать наш край? (Тихоокеанский)

Работа в парах: С какими географическими объектами связано у вас восприятие Дальнего Востока? Подумайте и запишите принадлежность. (не менее 3 объектов)

Оценка ЭГП района по плану.

  1. Положение района. (окраинное, пограничное). Доказать?
  2.  Состав района. ( Работа с контурной картой . Нанести субъекты в составе района.)

Вы видите, что помимо материковой части в состав Дальнего Востока входит полуостровная и островная часть.

Задание: «Историческая страничка»

У вас есть карточки с фамилиями землепроходцев исследовавших Дальний Восток.

  1. Кто впервые достиг берегов Охотского моря? (Иван Москвитин.)
  2. Кто по Амуру вышел к Охотскому морю? (Василий Поярков.)
  3. Кто первым обогнул на парусном судне Чукотку? (Семён Дежнёв).
  4. Исследовал и дал описание Камчатки? (Степан Крашенинников).
  5. Исследовал Сахалин, открыл Татарский пролив? (Григорий Невельской.)

Ученики по очереди прикрепляют карточки к нужным объектам.

Продолжаем оценивать ЭГП района.

Попробуйте самостоятельно дать оценку транспортной системе Дальнего Востока.

Осваивать столь редко заселённый округ с его экстремальными природными условиями без развитого транспорта невозможно. Юг региона, включая Сахалин, обслуживают: ж.д. Транссибирская ж.д. магистраль и сооружённая в хх веке БАМ протяжённостью 3000 т. Км.

Специалисты говорят о необходимости  продолжении БАМА до Якутска, а возможно и до Магадана,  в последствии с выходом к портам Тихого океана.

Морской транспорт: назовите крупные порты. В бухте Врангеля сооружён крупный глубоководный порт Восточный ( рассчитанный на оживление навигации на Северном морском пути)

Авиационный : незаменим, сокращает большие расстояния при перевозке пассажиров , почты при оказании срочной медицинской помощи и т.д.

Трубопроводный:  начинает своё развитие.

Каковы перспективы развития. (сколько проложено ,куда в дальнейшем будет проложен нефтепровод).

Природные ресурсы изучены ещё недостаточно , но они явно велики и составляют богатство будущих поколений.

(Сообщения учащихся.)

Вывод:  Природные ресурсы Дальнего Востока богатейшие, особенно рыбные и минеральные (золото, алмазы.)

Решение задачи поставленной в начале урока.

Оценив природные ресурсы региона экспертная комиссия должна высказать своё мнение о возможности обособления Дальнего Востока. (Ребята  комиссии в начале урока сидят за отдельным столом).

Выступление экспертов.

1 ученик.  Я считаю, что Дальний Восток , имея большие запасы золота, алмазов может выжить самостоятельно.

2 ученик. Но этого не достаточно. Газа нефти мало. Даже тот запас нефти , который сейчас есть он идёт на экспорт.

3 ученик.  В регионе огромные запасы леса. Ведь экспорт леса приносит реальные доходы. Продукцию лесной промышленности район поставляет в центральную Россию.

                 4 ученик. Трудно сказать сможет      Дальний Восток выжить самостоятельно, но мы все понимаем, что экономика России пострадает.

5 ученик. В последние годы регион сократил экономические связи с европейской частью России, так как нам сейчас выгоднее закупать  товар в Китае, Японии, США и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вопрос: Так может ли наш регион развиваться  обособлено от России?

Ответ: Соседи, с которыми мы поддерживаем тесные экономические связи, для нас и являются основной угрозой. Китай Приамурье считает своей территорией. Япония до сих пор претендует на группу Курильских островов.
Китайцев на Дальнем Востоке уже больше чем русских. Мы думаем, что окраинное положение района  удалённость от центра России, пограничное положение всё это говорит о том , что выжить и в дальнейшем благополучно развиваться, мы можем и при тесном сотрудничестве и при поддержки нашей родины России.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы строительства краснознаменной амурской флотилии и обеспечение безопасности границы на Дальнем Востоке (1918-1990 гг.).

В кн. Материалы 56-ой научной конференции преподавателей и аспирантов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Секция «Актуальные проблемы истории Дальнего Востока России / ХКМ им...

Дальний Восток.

Презентация поможет усвоить материал  в курсе истории по теме "Внешняя политика Росии в 60-70 годы 19 века".В ней много иллюстраций, информационного материала и карт....

презентация "Дальний Восток"

К уроку географии в 9 классе....

Визитная карточка Дальнего Востока

Визитная карточка Дальнего Востока...

Природные комплексы Дальнего Востока

Природные комплексы Дальнего Востока.Цель: Изучение ПК Дальнего Востока.Задачи: Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока. Активизировать познавательную деятельность ...

Урок по теме «Дальний Восток»

Урок по изучению ЭГП Дальнего Востока....

Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"

Разработка  плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...