Конеспект занятия по географии для 9 класса по теме: Агропромышленный комплекс России. Состав и его значение
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме

Томашевская Наталия Александровна

Конспект открытого урока для 9 класса по теме : Агропромышленный комплекс России. Состав и его значение.  По учебнику Дронов В.П. Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»

Конспект открытого урока по теме: Агропромышленный комплекс России. Состав и значение.

Учитель : Томашевская Наталия Александровна

Класс: 9

Дата проведения:13.12.2012г

Учебник: География России. Население и хозяйство. В.П. Дронов, В.Я. Ром

Тип урока: урок изучение нового материала

Тема: Агропромышленный комплекс России. Состав и значение.

Цель: формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав,  значение АПК; формировать представление об особенностях размещения  предприятий сельскохозяйственного профиля.

Задачи: Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России;  рассмотреть ведущие отрасли АПК,  определить их главные черты и особенности. Формировать умения составлять характеристику межотраслевого комплекса; развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами, с различными источниками информации. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах.

Методы:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные;
  2. По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  3. Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  4. Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация выполненная в Power Point 2007, карта «Агропромышленный комплекс  России»,  атласы 8, 9 класс, дидактические карточки.

Оформление доски:

13.12.2012

Классная работа

Тема: Агропромышленный комплекс России. Состав и значение.

Технологическая карта урока

Этапы урока

время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

2 мин.

Диалог.

Учитель -  класс

Учитель проверяет, на сколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создания ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к занятию.

 Сегодня на уроке мы продолжим изучение следующего межотраслевого  комплекса. Но перед тем, как начать изучение новой темы, вспомним, о каком комплексе мы говорили на прошлом   уроке?

Проверяют готовность к уроку.  Смотрят соответствие  рабочего места.

Выслушиваются ответы детей

2

Повторение пройденного материала

5-7 мин.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

3 ученикам индивидуальная работа с карточками. Приложение № 1.

Остальные отвечают на вопросы:

- Что входит в состав химико-лесного комплекса?

- Перечислите базы химической промышленности?

- Назовите факторы размещения химико-лесного комплекса?

Ответы детей:

1.В состав химико-лесного комплекса входит химическая и лесная промышленность.

2. Выделяются 4 крупные базы химической промышленности : Североевропейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская.

3. Сырьевой, водный, потребительский, энергетический

3

Актуализация опорных знаний.

Сообщение  целей и задач урока

3-4 мин

Словесные, репродуктивные, частично-поисковые, эвристическая беседа

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий. Каких?
Вы уже знаете, что предприятия объединяются в отрасли. Попробуйте перечисленные предприятия объединить в определенные отрасли.

 Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности –   пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке и поможет нам в этом презентация к уроку.  

1 слайд  Тема  нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.

- Ребята, давайте разберем это многосложное понятие:

- Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности 

- Что означает слово «агро» ? /агрономический - слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

- Слово «промышленный» означает  (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел)  — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда,  как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…

Слушают, записывают тему урока.

Выслушиваются ответы детей

Пищевая промышленность, легкая, химическая, текстильная, обувная.

Выслушиваются ответы детей.

4

II. Изучение нового материала

10-15 мин

Наглядные, частично-поисковые, словесные, беседа

Рассказ

- Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?

Слайд 2 Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства,  участвующие в  производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

- Агропромышленный комплекс будем писать и называть АПК.

 – В чем главная задача АПК?

- Верно, значит, мы сегодня на уроке должны выявить взаимосвязь отраслей промышленности, которые обеспечивают нам жизнедеятельность.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев.

Слайд 3 

Агропромышленный комплекс                                                      

     1 звено                      2 звено                   3 звено

                                                                                          отрасли,                      сельское                          отрасли,                    обслуживающие        хозяйство      перерабатывающие сельское хозяйство                                  продукцию с/х                                                                                    

                земледелие         животноводство

         (растениеводство)    

Слайд 4 - Рассмотрим 1 звено: Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукции. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве - 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений.

-Рассмотрим 2 звено - основу АПК  с/х, которое состоит из растениеводства и животноводства.

Слайд 5

Отличительные особенности сельского хозяйства:

  1. Оно зависит от природных условий.
  2. Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.
  3. Земли являются одновременно средством труда и предметом труда.
  4. Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.

Записывают в тетрадь определение АПК, / 

Выслушиваются ответы уч-ся (обеспечить население страны продовольствием.)

Дети зарисовывают схему у себя в тетради

5

Физкультминутка

1 мин

Снятие усталости и напряжения

Гимнастика для рук и позвоночника. Гимнастика для глаз

Работа с учебником стр. 120-121

Самостоятельная работа с картой

Продолжаем работу. Запишите в тетрадь следующие показатели: площадь угодий для ведения сельского хозяйства. Напомню, что общая площадь России 1709,9 млн. га. Проверяем

 Слайд 6 
– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.  

- Почему они ухудшаются?
Как вы думаете, каковы пути решения? От чего зависит развитие сельского хозяйства?

Слайд 7
По картам атласа определите,  как  
размещены разные отрасли  АПК России/ неравномерно по территории страны.

- Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)

Показатели для сравнения

Россия

ФРГ

США

Япония

Франция

Сельскохозяйственные угодья, га

1,5

0,2

2,0

0,04

0,2

Пашня, га                                                

0,8

0,2

0,7

0,03

0,3

Зерновые и зернобобовые культуры, кг

469

516

1272

111

1116

Сахарная свекла, кг

109

323

90

30

526

Картофель, кг

262

166

85

27

111

Мясо, кг         

36

75

127

25

113

- От чего зависит  уровень развития сельскохозяйственного производства? Слайд 8

- Какова же  ведущая отрасль промышленности данных стран?

Сделаем вывод: – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.

3 звено - пищевая  и легкая промышленность. Это звено мы рассмотрим подробнее на следующем уроке.

13% 221 млн га – под сельское хозяйство

7 % 117 млн га – под пашни

Так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.

Выслушиваются предположения детей

От сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

6

III. Закрепление

7-8 мин.

Фронтальный опрос, работа в парах.

Работа в парах

Заполнение таблицы

Назовите 3 звена АПК. 

– Какая связь существует между звеньями АПК?

Назовите отрасли сельского хозяйства.

 – Ребята, вы живете в  России, ежедневно  используете продукцию АПК в своей жизни. Расскажите, какие отрасли АПК  представлены в нашем регионе, в нашем населенном пункте.

- Итак, для закрепления полученных знаний вам будет предложено следующее задание. У вас на столе лежит список подотраслей АПК. Заполните таблицу при помощи этого списка. Можно воспользоваться учебником  стр. 118-119.  Работаем в парах. Слайд 9

Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции

1, 2, 7, 8, 12, 13, 15

3, 9, 14

4, 5, 6, 10, 11

1-производство тракторов, с/х машин    

2- мелиорация          

3-растениеводство    

4-фрукто-овощехранилища            

5-торговля                

6- пищевая промышленность    

7-  производство тары  

8- наука, подготовка кадров

9- рыболовство

10 -холодильные установки

11- легкая промышленность

12- ремонт

13 -производство оборудования

14- животноводство

15-  производство удобрений, ядохимикатов

Приложение №2  

Проверим слайд 9

Выслушиваются ответы детей

2 звено – земледелие, животноводство, растениеводство/ 3 звено – молокозавод, хлебопекарня и т.д

7

Рефлексия

1 мин

У вас на парте лежат смайлики. Выберите смайлик, который  выражает ваше отношение к уроку.

Выбор смайлика

8

 Домашнее задание

1 мин

Параграф 28, устно ответить на вопросы

Приложение № 1

  1. Заполните схему

Химико-лесной комплекс

        

  1. Лесная промышленность состоит из:

 1)

2)

3)

4)

  1. Какие экологические проблемы связаны с предприятиями лесной промышленности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Заполните таблицу при помощи этого списка. Можно воспользоваться учебником  стр. 118-119.

Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции

1-производство тракторов, с/х машин    

2- мелиорация          

3-растениеводство    

4-фрукто-овощехранилища            

5-торговля                

6- пищевая промышленность    

7-  производство тары  

8- наука, подготовка кадров

9- рыболовство

10 -холодильные установки

11- легкая промышленность

12- ремонт

13 -производство оборудования

14- животноводство

15-  производство удобрений, ядохимикатов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Агропромышленный комплекс России. Состав и значение. Презентацию подготовила учитель географии МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ» Томашевская Наталия Александровна

Слайд 2

Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, в переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

Слайд 3

АПК 1 звено 2 звено 3 звено Отрасли, обслуживаю щие сельское хозяйство Сельское хозяйство Отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства Земледелие (растениеводство) Животноводство

Слайд 4

1 звено : производство машин, оборудования , удобрений , ядохимикатов, комбикормов и т .д.

Слайд 5

2 звено: сельское хозяйство Растениеводство Животноводство Отличительные особенности: Зависит от природных условий Производство продукции сезонно Земля – средство труда и предмет труда Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь

Слайд 6

Задание: Найти площадь угодий для ведения сельского хозяйства Проверяем: 13 % 221 млн га Пашни: 7 % 117 млн га - Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшаются.

Слайд 8

Показатели развития АПК России и развитых стран Показатели для сравнения Россия ФРГ США Япония Франция Сельскохозяйственные угодья, га 1,5 0,2 2,0 0,04 0,2 Пашня, га 0,8 0,2 0,7 0,03 0,3 Зерновые и зернобобовые культуры, кг 469 516 1272 111 1116 Сахарная свекла, кг 109 323 90 30 526 Картофель 262 166 85 27 111 Мясо, кг 36 75 127 25 113

Слайд 9

3 звено: Пищевая промышленность Легкая промышленность

Слайд 10

Задание: Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство Сельское хозяйство Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции 1,2,7,8,12,13,15 3,9,14 4, 5, 6, 10, 11 Производство тракторов, с/ х машин мелиорация производство тары Наука, подготовка кадров ремонт производство оборудования производство удобрений, ядохимикатов растениеводство рыболовство животноводство фрукто-овощехранилища торговля пищевая промышленность холодильные установки легкая промышленность

Слайд 11

Оцените свое отношение к уроку Я все понял! Понял, но не все… Не понял….

Слайд 12

Домашнее задание Параграф 28, устно ответить на вопросы Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа в 9 классе по теме "Межотраслевые комплексы России"

Проверочная работа выполняется после изучения темы "Межотраслевые комплексы". Вопросы проверочной работы взяты из ГИА 2010-2012 годов....

Г е о г р а ф и я, 9 к л а с с. Интегрированный урок географии и химии по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить  в ...

урок географии в 9 классе по теме " Агропромышленный комплекс. Обобщение"

Обобщающий урок с презентацией местного Масложиркомбината " Янта"...

урок по географии 9 класс, по теме Научный комплекс.

Презентация дает возможность учащимся с помощью таблиц и схем более доступно ознакомиться с понятием НТР и продолжить знакомство с достижениями современной науки, использованием ее достижений в хозяйс...

конспект урока географии в 9 классе по теме: "Агропромышленный комплекс России"

Урок направлен на реализацию следующих задач: изучить особенности сельского хозяйства России,  растениеводства, закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника,  с компьютеро...

рабочий лист к уроку географии в 9 классе по теме: «Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение»

Данный материал поможет учителю организовать на уроке обратную связь....

Технологическая карта урока на тему "Агропромышленный комплекс России"

Технологическая карта ориентирована на учебник А.А. Лобжанидзе. География России: природа, население, хозяйство - УМК "Сферы".Содержит постановку цели и задач урока; планируемые образователь...